Файл: Субъекты малого предпринимательства (Теоретические основы малого и среднего предпринимательства).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 12
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы малого и среднего предпринимательства
1.1 Сущность понятия малого и среднего предпринимательства
1.2 Субъекты малого и среднего предпринимательства
2. Анализ деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае
2.1 Сферы деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в регионе
3.1 Проблемы субъектов малого и среднего предпринимательства
3.2 Правовая защита малого и среднего предпринимательства в России и Краснодарском крае
Рис. 6. Препятствия для развития бизнеса согласно опросу, проведенному среди предпринимателей за 2016 год [26]
Из данных Рис. 6 мы видим, что самой главной трудностью, сдерживающей развитие бизнеса всех субъектов предпринимательской деятельности
Краснодарского края, в том числе и субъектов МСП, является нехватка финансовых средств (проголосовало 4362 организации). И действительно, вопрос о получении банковских кредитов субъектами МСП является самым актуальным в крае. Не все предприниматели готовы предоставить полную финансовую отчетность банкам, что вызывает недоверие кредитных организаций. Об отсутствии препятствий расширения бизнеса заявили 528 предпринимателей, еще 1000 деятелей бизнеса думают, что препятствия существуют, но они отличаются от представленных. Можно предположить, что к таким неназванным проблемам относится нехватка компетентных кадров, причем как рядовых сотрудников, так и руководителей.
Предприниматели также отвечали на вопрос, связанный с административными барьерами на пути развития предпринимательской деятельности. На Рис. 7 представлены выделяемые предпринимателями существенные для них административные барьеры.
Рис. 7. Наиболее существенные административные барьеры, выделяемые предпринимателями в опросе мониторинга конкурентной среды за 2016 год [26]
Самой серьезной проблемой, сдерживающей развитие малого и среднего бизнеса, является высокие налоговые отчисления, о ней заявило наибольшее количество опрошенных организаций (4926). Следующими по важности выступают барьеры доступа к финансовым ресурсам и недостаток квалифицированных кадров (2576 и 1932 проголосовавших организаций соответственно). Нестабильность российского законодательства, о которой в опросе сказало 1695 организаций, демонстрирует нам недоработки в правовой сфере нашего государства, к ним же можно отнести и такой показатель опроса, как слож- ность/затянутость процедуры получения разрешения/лицензий, о котором заявило 949 предприятий. Также среди административных барьеров выделяются проблемы, связанные с доступом к земельным участкам (1427), получением разрешения на строительство (976).
Как итог анализа статистических данных по ситуации развития малого и среднего бизнеса в крае, можно выделить характерные проблемы.
Самой первой по значимости проблемой выступают высокие налоги и взносы для субъектов МСП [21]. Налоговая политика РФ предполагает наличие традиционной и упрощенной системы налогообложения (УСН). В зависимости от принадлежности к той или иной системе, предприниматель платит от 5 (6) % до 15% налогов. Но существуют различные постоянные взносы, которые необходимо отчислять в фонды или на затраты и издержки производства, которые являются обязательными. В совокупности высокая процентная ставка налога и большой размер взносов обеспечивает малому и среднему бизнесу ощутимые денежные потери и дальнейшую нерентабельность производства [16].
Второй проблемой малого и среднего предпринимательства в крае является недоступность кредитов и недостаток инвестиций [23]. Очевидно, что не каждый предприниматель может выдержать конкурентную борьбу на рынке среди таких же малых и средних предприятий, а также крупных фирм и организаций из-за недостаточного размера первоначального капитала, поэтому он обращается к банкам и инвесторам. Но те, в свою очередь, тоже оценивают свои собственные риски и не выдают кредиты или не вкладывают деньги в стартовые проекты, поскольку не уверены в дальнейшей платежеспособности предприятия, сомневаются в уровне знаний руководителя бизнеса, его опыте работы.
Отсюда вытекает и третья проблема - отсутствие высококвалифицированных кадров и некомпетентное руководство [22]. Низкий уровень знаний в области производства, менеджмента, финансовой деятельности влечет за собой непродуктивное ведение бизнеса, нарушения в данной сфере, некачественное выполнение работ, производство товаров и услуг.
Четвертая проблема заключается в нестабильности законодательной базы. Частая смена установленных законом стандартов и критериев вынуждает предпринимателей быть максимально мобильными и отслеживать эти изменения буквально каждый месяц. И не всегда у предприятий получается подстроиться и удачно перестроить свой бизнес согласно новым параметрам, формам и правилам [17].
Следующая, пятая проблема, становится очевидной, если обратить внимание на сферы деятельности субъектов МСП, представленные ранее. Это малая доля предприятий, ведущих деятельность в сфере науки. Множество фирм занято в сфере торговой деятельности, общественного питания, но количество предприятий, обслуживающих научную сферу, составляет самый минимальный показатель. Мы живем в век информационных технологий, и довольно странно наблюдать такую картину, что, пожалуй, самая перспективная область предпринимательской деятельности никак не финансируется и не развивается.
3.2 Правовая защита малого и среднего предпринимательства в России и Краснодарском крае
Институт бизнес-омбудсмена выступает одним из гарантов прав предпринимателя и его экономической деятельности в современном обществе. Решение о создании такого государственного органа в Российской Федерации назревало почти 10 лет, начиная с 2003 года. Именно тогда Общероссийская общественная организация МСП «Опора России» создала Бюро по защите прав предпринимателей и инвесторов с целью оказания юридической помощи бизнесменам и защиты их интересов при неправомерных действиях органов государственной власти и местного самоуправления. Это событие означало взятие государством курса на улучшение инвестиционной политики в отношении российских и иностранных инвесторов, формирование законодательной базы для обеспечения прав субъектов МСП, а также развитие малого бизнеса в различных регионах страны.
Должность Уполномоченного по защите прав предпринимателей была создана в России 21 июня 2012 года на Петербургском международном экономическом форуме. Президент РФ Владимир Путин подписал указ о назначении Уполномоченным по защите прав предпринимателей главу «Деловой России» Бориса Титова 22 июня, а уже 25 июня должность была внесена в реестр должностей федеральной государственной гражданской службы.
У всех бизнес-омбудсменов имеются региональные представители. В частности, в Краснодарском крае на должность Уполномоченного по защите прав предпринимателей 9 декабря 2013 года был назначен Игорь Якимчик, являющийся исполнительным директором регионального отделения Российского союза промышленников и предпринимателей.
Перед Уполномоченным и его аппаратом поставлены серьезные задачи, суть которых заключается в урегулировании хозяйственных споров между субъектами МСП и органами власти в гражданско-правовом поле. Согласно 3 статье Закона Краснодарского края от 02.10.2013 №2801-КЗ «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Краснодарском крае» [8] в компетенцию бизнес-омбудсмена и его аппарата входят следующие положения:
- Защита прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности.
- Содействие восстановлению нарушенных прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности;
- Пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности;
- Правовое просвещение предпринимателей по вопросам принадлежащих им прав, способов их защиты;
- Содействие улучшению делового и инвестиционного климата в Краснодарском крае;
- Информирование общественности Краснодарского края о соблюдении и защите прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, в том числе через официальный сайт Уполномоченного в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", печатное издание "Кубанские новости" и иные средства массовой информации;
- Содействие развитию общественных институтов, ориентированных на защиту прав субъектов предпринимательской деятельности;
- Участие в формировании и реализации государственной политики в области развития предпринимательской деятельности;
- Взаимодействие с предпринимательским сообществом, содействие вовлечению представителей бизнеса в работу по развитию предпринимательской деятельности и защите прав предпринимателей.
Проанализируем данные на Рис. 8 и Рис. 9, которые были взяты из доклада Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей [7] и опубликованных результатов деятельности в отчете Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Краснодарском крае за 2016 год [11].
Согласно данным всего поступило 24 696 обращений к бизнес-омбудсмену РФ, из которых 20 165 было направлено региональным представителям уполномоченного, и только 4 531 - в центральный аппарат (Рис 8).
Рис. 8. Работа с обращениями к Уполномоченному при Президенте РФ по защите прав предпринимателей за 2016 год (составлено автором [7])
Что касается ситуации по обращениям в Краснодарском крае, то из Рис. 8 мы наблюдаем, что в период за 2015-2016 года поступило 3107 обращений и 851 жалоба. Из доклада Игоря Якимчика, бизнес-омбудсмена Краснодарского края, известно, что в 2016 году было выявлено 8189 нарушений прав предпринимателей. А к дисциплинарной и административной ответственности привлечено более 1000 должностных лиц.
Рис. 9. Работа Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Краснодарском крае с обращенимми и прокуратурой Краснодарского края за 2016 год (составлено автором [11])
3.3 Стратегия будущего развития малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2017-2019 годы
Сектор малого и среднего предпринимательства по Краснодарскому краю действительно сталкивается с довольно серьезными затруднениями, которые выявлены ранее. После того, как мы затронули проблемы функционирования малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае, целесообразно будет предложить ряд мер, направленных на устранение этих проблем.
- Отсутствие высоко квалифицированных кадров и некомпетентное руководство предполагает повышение уровня финансовой грамотности кубанских предпринимателей путем продолжения тенденции проведения форумов (к примеру, «Дело за малым»), а также через разработку обязательного для посещения курса для начинающего предпринимателя при условии активной информационной и рекламной поддержки.
- На базе Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края выделить структурное подразделение по проблемам субъектов МСП, которое позволит решить вопросы, связанные с ресурсами, финансовой поддержкой, развитием инновационного производства и создания рынков сбыта продукции. Созданное подразделение будет представлять собой Институт информирования предпринимателей малого и среднего бизнеса [22].
- Осуществить стимулирование спроса на продукцию предприятий малого и среднего бизнеса на основе расширения доступа к государственным закупкам товаров, работ и услуг с целью увеличения общего числа предприятий малого и среднего бизнеса [17].
- Важно дальнейшее совершенствование политики в области налогообложения и неналоговых платежей и развитие инфраструктуры поддержки экспортно-ориентированных субъектов МСП, поскольку самой первой по значимости проблемой выступают высокие налоги и различные взносы [14].
- Оказание поддержки научному и социальному предпринимательству путем выделения грантов на создание и реализацию эффективных и достойных проектов в данных областях, чтобы повысить процент малых и средних предприятий, обслуживающих научную и социальную сферы [23].
Таким образом, на основе опроса, проведенного ежегодным мониторингом состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг Краснодарского края, были выявлены основные проблемные вопросы для субъектов МСП региона, среди которых были названы:
- отсутствие высоко квалифицированных кадров;
- высокие налоговые отчисления;
- отсутствие высоко квалифицированных кадров;
- нестабильность законодательной базы;
- малая доля предприятий, ведущих деятельность в сфере науки.
Что касается области правовой защиты МСП, то институт бизнес- омбудсмена пользуется большим спросом среди предпринимателей с момента начала его функционирования, особенно на региональном уровне. Наблюдается высокий показатель обращений (более 20 тысяч направлено уполномоченным в регионах страны), при этом имеется тенденция к снижению их количества в Краснодарском крае за 2016 год, что может говорить о качественной работе института бизнес-омбудсмена и высоко развитом правовом климате в крае.
Стратегия развития МСП, т.е. активные меры его развития, предполагают совершенствование налоговой политики, повышение уровня финансовой грамотности, стимулирование спроса жителей региона на покупку продукции малого и среднего бизнеса, а также создание нового структурного подразделения по вопросам информирования МСП.
Заключение
В результате проведенного исследования нами были решены поставленные задачи и достигнута его цель: был проведен анализ сферы малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае, изучено его положение в современной экономике региона и сформированы меры, направленные на совершенствование его функционирования. Можно сделать следующие выводы:
1. Историческое развитие понятия «предпринимательство» формирует в современной экономической теории такое понятие, как «малое (среднее) предпринимательство», которое представляет собой синтез трактовок различных экономических школ и обозначает инициативную и целенаправленную деятельность физического или юридического лица, связанную с несением повышенных рисков и основанную на личном участии и внедрении инноваций, с целью получения максимальной прибыли за счет реализации товаров и услуг. И сегодня субъекты МСП довольно четко определены законодательством РФ и к ним могут быть отнесены фирмы, соответствующие определенным условиям в Федеральном законе РФ от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».