Файл: Субъекты малого предпринимательства (Теоретические основы малого и среднего предпринимательства).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 15
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы малого и среднего предпринимательства
1.1 Сущность понятия малого и среднего предпринимательства
1.2 Субъекты малого и среднего предпринимательства
2. Анализ деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае
2.1 Сферы деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в регионе
3.1 Проблемы субъектов малого и среднего предпринимательства
3.2 Правовая защита малого и среднего предпринимательства в России и Краснодарском крае
Содержание:
Введение
Актуальность. Вопросы, связанные с изучением малого и среднего предпринимательства и его роли в современной экономике, являются предметом споров и обсуждений многих ученых-экономистов. По данной теме написано множество научных трудов, статей, монографий. На сегодняшний день экономика России не представляется без предприятий малого и среднего бизнеса, поскольку именно они являются двигателями ее развития в различных областях. Изменения в нормативно-правовую базу в сфере малого и среднего предпринимательства вносятся ежегодно, а разработки по их формированию публикуются почти каждый месяц. Именно поэтому тематика данной работы актуальна и вызывает интерес у населения.
Целью данной курсовой работы является исследование сферы малого и среднего предпринимательства Краснодарского края, его положения, современного состояния в экономике региона и формирование предложений, направленных на его совершенствование и развитие.
Достижение поставленной цели предполагает постановку и решение следующих задач:
- Изучить теоретические основы малого и среднего предпринимательства;
- Проанализировать результаты функционирования малых и средних предприятий Краснодарского края;
- Охарактеризовать мероприятия, направленные на поддержку малого и среднего предпринимательства в крае;
- Выявить проблемы, связанные с развитием малого и среднего предпринимательства в регионе;
- Оценить степень правовой защищенности и развития мер поддержки малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае;
- Рассмотреть определенные меры по улучшению функционирования сферы малого и среднего предпринимательства и сформировать стратегию его дальнейшего развития в крае.
Объектом исследования является малое и среднее предпринимательство Краснодарского края.
Предметом исследования выступает изучение региональных особенностей функционирования сферы малого и среднего предпринимательства.
В курсовой работе были применены такие методы исследования, как: метод сравнительного анализа, метод обобщения, графический метод, метод научной абстракции и статистические методы, включающие в себя обработку статистических данных и описание выявленных на их основе результатов.
Информационная база. Курсовая работа основана на материалах, содержащихся в публикациях российский ученых по исследуемой проблеме, учебниках, статьях, научных журналах, статистических данных Федеральной службы государственной статистики РФ, а также Краснодарстата, нормативно-правовой базе РФ и информации, размещенной в сети Интернет.
Основная часть курсовой работы состоит из трех глав. Первая глава содержит теоретические характеристики по исследуемой теме и включает в себя два параграфа. Во второй главе проводится анализ сфер деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства Краснодарского края, а также мер их государственной поддержки. В третьей главе рассматривается современное состояние малого и среднего предпринимательства в крае, а также выявляются проблемы данной сферы, и формируется стратегия ее дальнейшего развития.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, раскрывающего актуальность темы, предмет и объект, а также цели и задачи работы, трех глав, заключения и списка используемых источников.
1. Теоретические основы малого и среднего предпринимательства
1.1 Сущность понятия малого и среднего предпринимательства
В экономической науке такое понятие, как «малое и среднее предпринимательство» имеет свою собственную историю развития. Его формирование началось в средние века, когда происходило образование нового общественного слоя - ремесленничества. Именно мелкие торговцы и лавочники явились первыми представителями малого и среднего предпринимательства, поскольку ремесленничество представляло собой мелкое промышленное производство, основанное на ручном труде. Капитализм продолжал развиваться и те представители ремесленничества, которые жили в городе, стали называться новым классом собственников - буржуазией. Именно из этого класса и возникнут такие понятия, как «предпринимательство», «средний класс» и «малый и средний бизнес» [1].
С развитием экономической теории появлялись различные трактовки и концепции понимания понятия «предпринимательство» с позиции возникающих экономических школ [6]. Рассмотрим наиболее основные из них.
Самым первым, кто ввел данное понятие в оборот является Р. Кантильон, представитель экономической школы физиократов. Он охарактеризовал предпринимательство как производственно-хозяйственную деятельность экономически инициативного человека с целью получения доходов и связанную с элементами риска и неопределенности на этапе организации производства товаров или услуг и на этапе реализации.
Трактовку предпринимательства как рисковой деятельности поддерживали И. Тюнен (немецкая школа) и Ф. Найт (чикагская школа). Также данную концепцию поддерживал и А. Смит, который определял предпринимателей ключевыми фигурами в поле свободной конкуренции и говорил о том, что их соперничество ведет к сокращению издержек, снижению цен и внедрению передовых технологий в производство и экономику [12].
Представитель классической политэкономии Ж.-Б. Сэй видел предпринимательство координатором факторов производства, т.е. центральной фигурой процесса производства и распределения благ в рыночной экономике. Его трактовка предпринимательства заключалась в определении его как деятельности по организации людей в рамках производственной единицы.
Выдающийся экономист К. Маркс также рассматривал понятие «предпринимательство» в своих трудах. Предприниматель у К. Маркса - капиталист, но далеко не всякий. Капиталисты подразделялись на кредиторов и функционирующих (предпринимателей). Последние, в свою очередь, представляют собой организаторов процесса производства, использующих собственный капитал и (или) заемный. В своем главном труде "Капитал" К. Маркс дает предпринимателю трактовку капиталиста, получающего предпринимательский доход, т.е. часть прибыли, из которой вычитается ссудный процент.
Следом идет инновационная концепция предпринимательства Й. Шумпетера. Согласно ей, предприниматель является экономическим агентом, создающим новые идеи и разрушающим старые структуры. Он выполняет функцию новаторства в экономике, реализует различные комбинации ресурсов для создания нового материального блага, способа производства и ведения хозяйственной практики.
И из различных трактовок понятия «предпринимательство», можно сделать следующий вывод, что в современной экономической теории «малое (среднее) предпринимательство» представляет собой синтез вышеуказанных трактовок, и оно обозначает инициативную и целенаправленную деятельность физического или юридического лица, связанную с несением повышенных рисков и основанную на личном участии и внедрении инноваций, с целью получения максимальной прибыли за счет реализации товаров и услуг [15].
Следует отметить, что часто используется как понятие «малое (среднее) предпринимательство», так и «малый (средний) бизнес». На сегодняшний момент различием этих понятий считается лишь сфера их употребления. Для первого определения характерно использование в юридической сфере, а для второго - в экономической.
1.2 Субъекты малого и среднего предпринимательства
В мировой практике существуют различные критерии отнесения к МСП. Чаще всего деление происходит по численности персонала предприятия, размеру уставного капитала и финансовым показателям деятельности предприятия, например, объем чистой прибыли или размер совокупного дохода.
Существует «комиссия Боултона», созданная известным английским промышленником Мэтью Боултоном [15]. Она определяет три критерия отнесения предприятия к разряду малого:
- небольшой рынок сбыта, не позволяющий предприятию устанавливать монополию на цены и объемы реализуемой продукции;
- правовая независимость, т.е. предприятие управляется одним собственником или несколькими, но не управленческой структурой;
- свободное от внешнего давления во всех аспектах управление предприятием, осуществляемое собственником или партнерами-собственниками.
В Российской Федерации критерии отнесения и определение субъектов МСП определяет Федеральный закон от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», вступивший в действие с 1 января 2008 года [30]. В соответствии с ним для осуществления нормативно-правового регулирования развития предпринимательства в РФ выделяют две группы хозяйствующих субъектов: субъекты малого предпринимательства (к ним относятся и микропредприятия) и субъекты среднего предпринимательства.
Субъекты малого и среднего предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом Российской Федерации от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям и средним предприятиям [30]. Также в Федеральном законе установлены категории субъектов МСП. В соответствии с последними внесенными в Федеральный закон поправками от 03.07.2016 к субъектам МСП относятся [28]:
- юридические лица, внесённые в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ): производственные и потребительские кооперативы, хозяйственные общества, хозяйственные партнерства;
- физические лица, внесённые в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица: индивидуальные предприниматели и индивидуальные предприниматели без образования юридического лица (ИПБОЮЛ);
- крестьянские фермерские хозяйства (КФХ), которые представляют собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих предпринимательскую производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию с/х продукции), основанную на их личном участии [29].
Также Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 265-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрены положения, реализация которых предоставит возможность для включения акционерных обществ в реестр МСП с августа 2017 года [28].
Существуют определенные условия отнесения предприятий к субъектам МСП. Согласно действующей редакции №209-ФЗ [30] предприятия определяются как малые, средние или микро по трем параметрам:
- среднесписочная численность работников;
- удельный вес в учредительском капитале;
- выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за предшествующий календарный год.
Более наглядно и подробно сами критерии предприятий и данные для соотнесения по ним представлены в Таблице 1.
Таблица 1 - Условия отнесения предприятий к категории субъектов МСП
Следует обратить внимание, что такой критерий, как выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС, установлен в соответствии с постановлением Правительства РФ от 13 июля 2015 N 702 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» [24].
Отдельно стоит рассмотреть удельный вес в учредительском капитале. Для юридических лиц суммарная доля участия государственных образований РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц и граждан, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов, в уставном капитале не должна превышать 25%. А суммарная доля участия иностранных юридических лиц, и суммарная доля участия, принадлежащая одному или нескольким субъектам МСП не должна превышать 49%. Ограничение в отношении суммарной доли участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не распространяется на общества с ограниченной ответственностью, соответствующим требованиям в подпунктах «в» и «д», содержащихся в №209-ФЗ. Это закреплено в N 265-ФЗ [28].
Таким образом, малое и среднее предпринимательство выросло из класса ремесленников и буржуазии. И сегодня в РФ оно представляет собой самостоятельную деятельность физического или юридического лица, осуществляемую на свой риск и направленную на систематическое получение прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг в рамках вышеизложенных критериев деления [5]. Также МСП является наиболее многочисленным и мобильным сегментом современной экономики.