Файл: Субъекты малого предпринимательства (Теоретические основы малого и среднего предпринима­тельства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Теоретические основы малого и среднего предпринима­тельства

1.1 Сущность понятия малого и среднего предпринимательства

1.2 Субъекты малого и среднего предпринимательства

2. Анализ деятельности субъектов малого и среднего пред­принимательства в Краснодарском крае

2.1 Сферы деятельности субъектов малого и среднего предприниматель­ства в регионе

2.2 Программы государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в РФ и Краснодарском крае

3. Проблемы и перспективы развития малого и среднего предпринимательства на территории Краснодарского края

3.1 Проблемы субъектов малого и среднего предпринимательства

3.2 Правовая защита малого и среднего предпринимательства в России и Краснодарском крае

3.3 Стратегия будущего развития малого и среднего предприниматель­ства в Краснодарском крае на 2017-2019 годы

Заключение

Список использованных источников

Содержание:

Введение

Актуальность. Вопросы, связанные с изучением малого и среднего пред­принимательства и его роли в современной экономике, являются предметом споров и обсуждений многих ученых-экономистов. По данной теме написано множество научных трудов, статей, монографий. На сегодняшний день эконо­мика России не представляется без предприятий малого и среднего бизнеса, по­скольку именно они являются двигателями ее развития в различных областях. Изменения в нормативно-правовую базу в сфере малого и среднего предприни­мательства вносятся ежегодно, а разработки по их формированию публикуются почти каждый месяц. Именно поэтому тематика данной работы актуальна и вы­зывает интерес у населения.

Целью данной курсовой работы является исследование сферы малого и среднего предпринимательства Краснодарского края, его положения, совре­менного состояния в экономике региона и формирование предложений, направленных на его совершенствование и развитие.

Достижение поставленной цели предполагает постановку и решение сле­дующих задач:

  1. Изучить теоретические основы малого и среднего предприниматель­ства;
  2. Проанализировать результаты функционирования малых и средних предприятий Краснодарского края;
  3. Охарактеризовать мероприятия, направленные на поддержку малого и среднего предпринимательства в крае;
  4. Выявить проблемы, связанные с развитием малого и среднего пред­принимательства в регионе;
  5. Оценить степень правовой защищенности и развития мер поддержки малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае;
  6. Рассмотреть определенные меры по улучшению функционирования сферы малого и среднего предпринимательства и сформировать стратегию его дальнейшего развития в крае.

Объектом исследования является малое и среднее предпринимательство Краснодарского края.

Предметом исследования выступает изучение региональных особенно­стей функционирования сферы малого и среднего предпринимательства.

В курсовой работе были применены такие методы исследования, как: ме­тод сравнительного анализа, метод обобщения, графический метод, метод научной абстракции и статистические методы, включающие в себя обработку статистических данных и описание выявленных на их основе результатов.

Информационная база. Курсовая работа основана на материалах, содер­жащихся в публикациях российский ученых по исследуемой проблеме, учебни­ках, статьях, научных журналах, статистических данных Федеральной службы государственной статистики РФ, а также Краснодарстата, нормативно-правовой базе РФ и информации, размещенной в сети Интернет.


Основная часть курсовой работы состоит из трех глав. Первая глава со­держит теоретические характеристики по исследуемой теме и включает в себя два параграфа. Во второй главе проводится анализ сфер деятельности субъек­тов малого и среднего предпринимательства Краснодарского края, а также мер их государственной поддержки. В третьей главе рассматривается современное состояние малого и среднего предпринимательства в крае, а также выявляются проблемы данной сферы, и формируется стратегия ее дальнейшего развития.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, раскрывающего актуальность темы, предмет и объект, а также цели и задачи работы, трех глав, заключения и списка используемых источников.

1. Теоретические основы малого и среднего предпринима­тельства

1.1 Сущность понятия малого и среднего предпринимательства

В экономической науке такое понятие, как «малое и среднее предприни­мательство» имеет свою собственную историю развития. Его формирование началось в средние века, когда происходило образование нового общественного слоя - ремесленничества. Именно мелкие торговцы и лавочники явились пер­выми представителями малого и среднего предпринимательства, поскольку ре­месленничество представляло собой мелкое промышленное производство, ос­нованное на ручном труде. Капитализм продолжал развиваться и те представи­тели ремесленничества, которые жили в городе, стали называться новым клас­сом собственников - буржуазией. Именно из этого класса и возникнут такие понятия, как «предпринимательство», «средний класс» и «малый и средний бизнес» [1].

С развитием экономической теории появлялись различные трактовки и концепции понимания понятия «предпринимательство» с позиции возникаю­щих экономических школ [6]. Рассмотрим наиболее основные из них.

Самым первым, кто ввел данное понятие в оборот является Р. Кантильон, представитель экономической школы физиократов. Он охарактеризовал пред­принимательство как производственно-хозяйственную деятельность экономи­чески инициативного человека с целью получения доходов и связанную с эле­ментами риска и неопределенности на этапе организации производства товаров или услуг и на этапе реализации.


Трактовку предпринимательства как рисковой деятельности поддержива­ли И. Тюнен (немецкая школа) и Ф. Найт (чикагская школа). Также данную концепцию поддерживал и А. Смит, который определял предпринимателей ключевыми фигурами в поле свободной конкуренции и говорил о том, что их соперничество ведет к сокращению издержек, снижению цен и внедрению пе­редовых технологий в производство и экономику [12].

Представитель классической политэкономии Ж.-Б. Сэй видел предпри­нимательство координатором факторов производства, т.е. центральной фигурой процесса производства и распределения благ в рыночной экономике. Его трак­товка предпринимательства заключалась в определении его как деятельности по организации людей в рамках производственной единицы.

Выдающийся экономист К. Маркс также рассматривал понятие «пред­принимательство» в своих трудах. Предприниматель у К. Маркса - капиталист, но далеко не всякий. Капиталисты подразделялись на кредиторов и функциони­рующих (предпринимателей). Последние, в свою очередь, представляют собой организаторов процесса производства, использующих собственный капитал и (или) заемный. В своем главном труде "Капитал" К. Маркс дает предпринима­телю трактовку капиталиста, получающего предпринимательский доход, т.е. часть прибыли, из которой вычитается ссудный процент.

Следом идет инновационная концепция предпринимательства Й. Шумпе­тера. Согласно ей, предприниматель является экономическим агентом, создаю­щим новые идеи и разрушающим старые структуры. Он выполняет функцию новаторства в экономике, реализует различные комбинации ресурсов для со­здания нового материального блага, способа производства и ведения хозяй­ственной практики.

И из различных трактовок понятия «предпринимательство», можно сде­лать следующий вывод, что в современной экономической теории «малое (среднее) предпринимательство» представляет собой синтез вышеуказанных трактовок, и оно обозначает инициативную и целенаправленную деятельность физического или юридического лица, связанную с несением повышенных рис­ков и основанную на личном участии и внедрении инноваций, с целью получе­ния максимальной прибыли за счет реализации товаров и услуг [15].

Следует отметить, что часто используется как понятие «малое (среднее) предпринимательство», так и «малый (средний) бизнес». На сегодняшний момент различием этих понятий считается лишь сфера их употребления. Для пер­вого определения характерно использование в юридической сфере, а для второ­го - в экономической.


1.2 Субъекты малого и среднего предпринимательства

В мировой практике существуют различные критерии отнесения к МСП. Чаще всего деление происходит по численности персонала предприятия, разме­ру уставного капитала и финансовым показателям деятельности предприятия, например, объем чистой прибыли или размер совокупного дохода.

Существует «комиссия Боултона», созданная известным английским про­мышленником Мэтью Боултоном [15]. Она определяет три критерия отнесения предприятия к разряду малого:

  • небольшой рынок сбыта, не позволяющий предприятию устанавливать монополию на цены и объемы реализуемой продукции;
  • правовая независимость, т.е. предприятие управляется одним собствен­ником или несколькими, но не управленческой структурой;
  • свободное от внешнего давления во всех аспектах управление предприя­тием, осуществляемое собственником или партнерами-собственниками.

В Российской Федерации критерии отнесения и определение субъектов МСП определяет Федеральный закон от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии ма­лого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», вступивший в действие с 1 января 2008 года [30]. В соответствии с ним для осуществления нормативно-правового регулирования развития предпринимательства в РФ вы­деляют две группы хозяйствующих субъектов: субъекты малого предпринима­тельства (к ним относятся и микропредприятия) и субъекты среднего предпри­нимательства.

Субъекты малого и среднего предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесен­ные в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом Российской Федерации от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям и средним предприятиям [30]. Также в Федераль­ном законе установлены категории субъектов МСП. В соответствии с послед­ними внесенными в Федеральный закон поправками от 03.07.2016 к субъектам МСП относятся [28]:

  • юридические лица, внесённые в Единый государственный реестр юри­дических лиц (ЕГРЮЛ): производственные и потребительские кооперативы, хозяйственные общества, хозяйственные партнерства;
  • физические лица, внесённые в Единый государственный реестр инди­видуальных предпринимателей (ЕГРИП) и осуществляющие предприниматель­скую деятельность без образования юридического лица: индивидуальные пред­приниматели и индивидуальные предприниматели без образования юридиче­ского лица (ИПБОЮЛ);
  • крестьянские фермерские хозяйства (КФХ), которые представляют со­бой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих предпринима­тельскую производственную и иную хозяйственную деятельность (производ­ство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию с/х продукции), основанную на их личном участии [29].

Также Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 265-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринима­тельства в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Россий­ской Федерации" предусмотрены положения, реализация которых предоставит возможность для включения акционерных обществ в реестр МСП с августа 2017 года [28].

Существуют определенные условия отнесения предприятий к субъектам МСП. Согласно действующей редакции №209-ФЗ [30] предприятия определя­ются как малые, средние или микро по трем параметрам:

  • среднесписочная численность работников;
  • удельный вес в учредительском капитале;
  • выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за предше­ствующий календарный год.

Более наглядно и подробно сами критерии предприятий и данные для со­отнесения по ним представлены в Таблице 1.

Таблица 1 - Условия отнесения предприятий к категории субъектов МСП

Следует обратить внимание, что такой критерий, как выручка от реализа­ции товаров (работ, услуг) без учета НДС, установлен в соответствии с поста­новлением Правительства РФ от 13 июля 2015 N 702 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» [24].

Отдельно стоит рассмотреть удельный вес в учредительском капитале. Для юридических лиц суммарная доля участия государственных образований РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц и граждан, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов, в уставном капитале не должна превышать 25%. А суммарная доля участия иностранных юридических лиц, и суммарная доля участия, при­надлежащая одному или нескольким субъектам МСП не должна превышать 49%. Ограничение в отношении суммарной доли участия иностранных юриди­ческих лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не распространяется на общества с ограничен­ной ответственностью, соответствующим требованиям в подпунктах «в» и «д», содержащихся в №209-ФЗ. Это закреплено в N 265-ФЗ [28].

Таким образом, малое и среднее предпринимательство выросло из класса ремесленников и буржуазии. И сегодня в РФ оно представляет собой самостоя­тельную деятельность физического или юридического лица, осуществляемую на свой риск и направленную на систематическое получение прибыли от ис­пользования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг в рамках вышеизложенных критериев деления [5]. Также МСП является наиболее многочисленным и мобильным сегментом современной экономики.