Файл: Субъекты малого предпринимательства (Теоретические основы малого и среднего предпринима­тельства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Теоретические основы малого и среднего предпринима­тельства

1.1 Сущность понятия малого и среднего предпринимательства

1.2 Субъекты малого и среднего предпринимательства

2. Анализ деятельности субъектов малого и среднего пред­принимательства в Краснодарском крае

2.1 Сферы деятельности субъектов малого и среднего предприниматель­ства в регионе

2.2 Программы государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в РФ и Краснодарском крае

3. Проблемы и перспективы развития малого и среднего предпринимательства на территории Краснодарского края

3.1 Проблемы субъектов малого и среднего предпринимательства

3.2 Правовая защита малого и среднего предпринимательства в России и Краснодарском крае

3.3 Стратегия будущего развития малого и среднего предприниматель­ства в Краснодарском крае на 2017-2019 годы

Заключение

Список использованных источников

Рис. 6. Препятствия для развития бизнеса согласно опросу, проведенному среди предпринимателей за 2016 год [26]

Из данных Рис. 6 мы видим, что самой главной трудностью, сдерживаю­щей развитие бизнеса всех субъектов предпринимательской деятельности

Краснодарского края, в том числе и субъектов МСП, является нехватка финансовых средств (проголосовало 4362 организации). И действительно, вопрос о получении банковских кредитов субъектами МСП является самым актуальным в крае. Не все предприниматели готовы предоставить полную финансовую от­четность банкам, что вызывает недоверие кредитных организаций. Об отсут­ствии препятствий расширения бизнеса заявили 528 предпринимателей, еще 1000 деятелей бизнеса думают, что препятствия существуют, но они отличают­ся от представленных. Можно предположить, что к таким неназванным про­блемам относится нехватка компетентных кадров, причем как рядовых сотруд­ников, так и руководителей.

Предприниматели также отвечали на вопрос, связанный с администра­тивными барьерами на пути развития предпринимательской деятельности. На Рис. 7 представлены выделяемые предпринимателями существенные для них административные барьеры.

Рис. 7. Наиболее существенные административные барьеры, выделяемые пред­принимателями в опросе мониторинга конкурентной среды за 2016 год [26]

Самой серьезной проблемой, сдерживающей развитие малого и среднего бизнеса, является высокие налоговые отчисления, о ней заявило наибольшее количество опрошенных организаций (4926). Следующими по важности высту­пают барьеры доступа к финансовым ресурсам и недостаток квалифицирован­ных кадров (2576 и 1932 проголосовавших организаций соответственно). Не­стабильность российского законодательства, о которой в опросе сказало 1695 организаций, демонстрирует нам недоработки в правовой сфере нашего госу­дарства, к ним же можно отнести и такой показатель опроса, как слож- ность/затянутость процедуры получения разрешения/лицензий, о котором за­явило 949 предприятий. Также среди административных барьеров выделяются проблемы, связанные с доступом к земельным участкам (1427), получением разрешения на строительство (976).

Как итог анализа статистических данных по ситуации развития малого и среднего бизнеса в крае, можно выделить характерные проблемы.

Самой первой по значимости проблемой выступают высокие налоги и взносы для субъектов МСП [21]. Налоговая политика РФ предполагает наличие традиционной и упрощенной системы налогообложения (УСН). В зависимости от принадлежности к той или иной системе, предприниматель платит от 5 (6) % до 15% налогов. Но существуют различные постоянные взносы, которые необ­ходимо отчислять в фонды или на затраты и издержки производства, которые являются обязательными. В совокупности высокая процентная ставка налога и большой размер взносов обеспечивает малому и среднему бизнесу ощутимые денежные потери и дальнейшую нерентабельность производства [16].


Второй проблемой малого и среднего предпринимательства в крае явля­ется недоступность кредитов и недостаток инвестиций [23]. Очевидно, что не каждый предприниматель может выдержать конкурентную борьбу на рынке среди таких же малых и средних предприятий, а также крупных фирм и органи­заций из-за недостаточного размера первоначального капитала, поэтому он об­ращается к банкам и инвесторам. Но те, в свою очередь, тоже оценивают свои собственные риски и не выдают кредиты или не вкладывают деньги в стартовые проекты, поскольку не уверены в дальнейшей платежеспособности пред­приятия, сомневаются в уровне знаний руководителя бизнеса, его опыте рабо­ты.

Отсюда вытекает и третья проблема - отсутствие высококвалифициро­ванных кадров и некомпетентное руководство [22]. Низкий уровень знаний в области производства, менеджмента, финансовой деятельности влечет за собой непродуктивное ведение бизнеса, нарушения в данной сфере, некачественное выполнение работ, производство товаров и услуг.

Четвертая проблема заключается в нестабильности законодательной базы. Частая смена установленных законом стандартов и критериев вынуждает пред­принимателей быть максимально мобильными и отслеживать эти изменения буквально каждый месяц. И не всегда у предприятий получается подстроиться и удачно перестроить свой бизнес согласно новым параметрам, формам и пра­вилам [17].

Следующая, пятая проблема, становится очевидной, если обратить вни­мание на сферы деятельности субъектов МСП, представленные ранее. Это ма­лая доля предприятий, ведущих деятельность в сфере науки. Множество фирм занято в сфере торговой деятельности, общественного питания, но количество предприятий, обслуживающих научную сферу, составляет самый минимальный показатель. Мы живем в век информационных технологий, и довольно странно наблюдать такую картину, что, пожалуй, самая перспективная область пред­принимательской деятельности никак не финансируется и не развивается.

3.2 Правовая защита малого и среднего предпринимательства в России и Краснодарском крае

Институт бизнес-омбудсмена выступает одним из гарантов прав пред­принимателя и его экономической деятельности в современном обществе. Ре­шение о создании такого государственного органа в Российской Федерации назревало почти 10 лет, начиная с 2003 года. Именно тогда Общероссийская общественная организация МСП «Опора России» создала Бюро по защите прав предпринимателей и инвесторов с целью оказания юридической помощи биз­несменам и защиты их интересов при неправомерных действиях органов госу­дарственной власти и местного самоуправления. Это событие означало взятие государством курса на улучшение инвестиционной политики в отношении рос­сийских и иностранных инвесторов, формирование законодательной базы для обеспечения прав субъектов МСП, а также развитие малого бизнеса в различ­ных регионах страны.


Должность Уполномоченного по защите прав предпринимателей была со­здана в России 21 июня 2012 года на Петербургском международном экономи­ческом форуме. Президент РФ Владимир Путин подписал указ о назначении Уполномоченным по защите прав предпринимателей главу «Деловой Рос­сии» Бориса Титова 22 июня, а уже 25 июня должность была внесена в реестр должностей федеральной государственной гражданской службы.

У всех бизнес-омбудсменов имеются региональные представители. В частности, в Краснодарском крае на должность Уполномоченного по защите прав предпринимателей 9 декабря 2013 года был назначен Игорь Якимчик, яв­ляющийся исполнительным директором регионального отделения Российского союза промышленников и предпринимателей.

Перед Уполномоченным и его аппаратом поставлены серьезные задачи, суть которых заключается в урегулировании хозяйственных споров между субъектами МСП и органами власти в гражданско-правовом поле. Согласно 3 статье Закона Краснодарского края от 02.10.2013 №2801-КЗ «Об Уполномочен­ном по защите прав предпринимателей в Краснодарском крае» [8] в компетен­цию бизнес-омбудсмена и его аппарата входят следующие положения:

  1. Защита прав и законных интересов субъектов предпринимательской де­ятельности.
  2. Содействие восстановлению нарушенных прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности;
  3. Пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности;
  4. Правовое просвещение предпринимателей по вопросам принадлежащих им прав, способов их защиты;
  5. Содействие улучшению делового и инвестиционного климата в Красно­дарском крае;
  6. Информирование общественности Краснодарского края о соблюдении и защите прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельно­сти, в том числе через официальный сайт Уполномоченного в информационно­-телекоммуникационной сети "Интернет", печатное издание "Кубанские ново­сти" и иные средства массовой информации;
  7. Содействие развитию общественных институтов, ориентированных на защиту прав субъектов предпринимательской деятельности;
  8. Участие в формировании и реализации государственной политики в об­ласти развития предпринимательской деятельности;
  9. Взаимодействие с предпринимательским сообществом, содействие во­влечению представителей бизнеса в работу по развитию предпринимательской деятельности и защите прав предпринимателей.

Проанализируем данные на Рис. 8 и Рис. 9, которые были взяты из доклада Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей [7] и опубликованных результатов деятельности в отчете Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Краснодарском крае за 2016 год [11].


Согласно данным всего поступило 24 696 обращений к бизнес-омбудсмену РФ, из которых 20 165 было направлено региональным представителям упол­номоченного, и только 4 531 - в центральный аппарат (Рис 8).

Рис. 8. Работа с обращениями к Уполномоченному при Президенте РФ по за­щите прав предпринимателей за 2016 год (составлено автором [7])

Что касается ситуации по обращениям в Краснодарском крае, то из Рис. 8 мы наблюдаем, что в период за 2015-2016 года поступило 3107 обращений и 851 жалоба. Из доклада Игоря Якимчика, бизнес-омбудсмена Краснодарского края, известно, что в 2016 году было выявлено 8189 нарушений прав предпри­нимателей. А к дисциплинарной и административной ответственности привле­чено более 1000 должностных лиц.

Рис. 9. Работа Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Красно­дарском крае с обращенимми и прокуратурой Краснодарского края за 2016 год (составлено автором [11])

3.3 Стратегия будущего развития малого и среднего предприниматель­ства в Краснодарском крае на 2017-2019 годы

Сектор малого и среднего предпринимательства по Краснодарскому краю действительно сталкивается с довольно серьезными затруднениями, которые выявлены ранее. После того, как мы затронули проблемы функционирования малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае, целесообразно будет предложить ряд мер, направленных на устранение этих проблем.

  • Отсутствие высоко квалифицированных кадров и некомпетентное руко­водство предполагает повышение уровня финансовой грамотности кубанских предпринимателей путем продолжения тенденции проведения форумов (к при­меру, «Дело за малым»), а также через разработку обязательного для посеще­ния курса для начинающего предпринимателя при условии активной информа­ционной и рекламной поддержки.
  • На базе Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей про­мышленности Краснодарского края выделить структурное подразделение по проблемам субъектов МСП, которое позволит решить вопросы, связанные с ре­сурсами, финансовой поддержкой, развитием инновационного производства и создания рынков сбыта продукции. Созданное подразделение будет представ­лять собой Институт информирования предпринимателей малого и среднего бизнеса [22].
  • Осуществить стимулирование спроса на продукцию предприятий мало­го и среднего бизнеса на основе расширения доступа к государственным закуп­кам товаров, работ и услуг с целью увеличения общего числа предприятий ма­лого и среднего бизнеса [17].
  • Важно дальнейшее совершенствование политики в области налогооб­ложения и неналоговых платежей и развитие инфраструктуры поддержки экс­портно-ориентированных субъектов МСП, поскольку самой первой по значи­мости проблемой выступают высокие налоги и различные взносы [14].

- Оказание поддержки научному и социальному предпринимательству путем выделения грантов на создание и реализацию эффективных и достойных проектов в данных областях, чтобы повысить процент малых и средних пред­приятий, обслуживающих научную и социальную сферы [23].

Таким образом, на основе опроса, проведенного ежегодным мониторингом состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг Краснодарского края, были выявлены основные проблемные вопросы для субъ­ектов МСП региона, среди которых были названы:

  1. отсутствие высоко квалифицированных кадров;
  2. высокие налоговые отчисления;
  3. отсутствие высоко квалифицированных кадров;
  4. нестабильность законодательной базы;
  5. малая доля предприятий, ведущих деятельность в сфере науки.

Что касается области правовой защиты МСП, то институт бизнес- омбудсмена пользуется большим спросом среди предпринимателей с момента начала его функционирования, особенно на региональном уровне. Наблюдается высокий показатель обращений (более 20 тысяч направлено уполномоченным в регионах страны), при этом имеется тенденция к снижению их количества в Краснодарском крае за 2016 год, что может говорить о качественной работе ин­ститута бизнес-омбудсмена и высоко развитом правовом климате в крае.

Стратегия развития МСП, т.е. активные меры его развития, предполагают совершенствование налоговой политики, повышение уровня финансовой гра­мотности, стимулирование спроса жителей региона на покупку продукции ма­лого и среднего бизнеса, а также создание нового структурного подразделения по вопросам информирования МСП.

Заключение

В результате проведенного исследования нами были решены поставлен­ные задачи и достигнута его цель: был проведен анализ сферы малого и средне­го предпринимательства в Краснодарском крае, изучено его положение в со­временной экономике региона и сформированы меры, направленные на совер­шенствование его функционирования. Можно сделать следующие выводы:

1. Историческое развитие понятия «предпринимательство» формирует в современной экономической теории такое понятие, как «малое (среднее) пред­принимательство», которое представляет собой синтез трактовок различных экономических школ и обозначает инициативную и целенаправленную дея­тельность физического или юридического лица, связанную с несением повы­шенных рисков и основанную на личном участии и внедрении инноваций, с це­лью получения максимальной прибыли за счет реализации товаров и услуг. И сегодня субъекты МСП довольно четко определены законодательством РФ и к ним могут быть отнесены фирмы, соответствующие определенным условиям в Федеральном законе РФ от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и средне­го предпринимательства в Российской Федерации».