Файл: Субъекты малого предпринимательства (Теоретические основы малого и среднего предпринима­тельства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Теоретические основы малого и среднего предпринима­тельства

1.1 Сущность понятия малого и среднего предпринимательства

1.2 Субъекты малого и среднего предпринимательства

2. Анализ деятельности субъектов малого и среднего пред­принимательства в Краснодарском крае

2.1 Сферы деятельности субъектов малого и среднего предприниматель­ства в регионе

2.2 Программы государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в РФ и Краснодарском крае

3. Проблемы и перспективы развития малого и среднего предпринимательства на территории Краснодарского края

3.1 Проблемы субъектов малого и среднего предпринимательства

3.2 Правовая защита малого и среднего предпринимательства в России и Краснодарском крае

3.3 Стратегия будущего развития малого и среднего предприниматель­ства в Краснодарском крае на 2017-2019 годы

Заключение

Список использованных источников

2. Анализ деятельности субъектов малого и среднего пред­принимательства в Краснодарском крае

2.1 Сферы деятельности субъектов малого и среднего предприниматель­ства в регионе

В экономике Краснодарского края субъекты МСП играют весьма важную роль, поскольку они формируют около 30% валового регионального продукта (далее ВРП), а также обеспечивают занятость каждого третьего работника края и помогают в насыщении потребительского рынка продукцией [27]. Подробная структура ВРП Краснодарского края представлена в Таблице 2.

Таблица 2 - Валовой региональный продукт Краснодарского края в 2014-2019 годах [3, 20]

Продолжение таблицы 2.

Данные взяты из брошюры бюджета Краснодарского края на 2017-2019 годы, а также с сайта Краснодарстата [3, 20]. Отчетливо видно из приведенных показателей, что МСП действительно образует около и даже более 30% ВРП. Как можно заметить, доля среднего предпринимательства не так высока, если сравнивать ее с долей малых предприятий в произведенной добавленной стои­мости. Согласно прогнозам экспертов, доля МСП в ВРП Краснодарского края будет иметь стойкую тенденцию к росту, что видно на основе прогноза показа­телей для малых, средних и микропредприятий с 2016 по 2019 годы (Таблица 2).

На сегодняшний день в Краснодарском крае существует свыше 300 тысяч субъектов МСП, на предприятиях которых работают более 560 тысяч человек. Согласно данным Единого реестра субъектов МСП в Краснодарском крае (Рис. 1) всего зарегистрировано 280 886 субъектов малого и среднего бизнеса, что составляет примерно 40% от общего количества субъектов, содержащихся в Едином реестре по ЮФО. Количественные характеристики предоставлены на 10 мая 2017 года [18].

Если рассмотреть итоговые данные, подведенные за 2016 год, где число субъектов МСП составило 273 665 предприятий, то мы можем говорить об от­носительно хорошем уровне роста количества субъектов, занятых в сфере ма­лого и среднего бизнеса на начало 2017 года (увеличение на 7221 предприятие). Известно, что Краснодарский край занимает третье место среди субъектов Рос­сийской Федерации по развитию малого бизнеса сразу после Москвы и Санкт- Петербурга, а в ЮФО занимает лидирующее первое место. Это можно объяс­нить довольно благоприятными условиями для развития бизнес-среды, создан­ными при помощи государственных федеральных и региональных органов под­держки МСП, а также выгодными географическими условиями расположения края. Исходя из этого, определяющими видами экономической деятельности в отраслевой структуре малого и среднего предпринимательства Краснодарского края являются сфера сельского хозяйства, гостиничный и ресторанный бизнес, строительство и обрабатывающие производства.


Рис. 1. Данные о зарегистрированных субъектах МСП на Едином Реестре субъ­ектов МСП по ЮФО и Краснодарскому краю [18]

Проанализируем Таблицу 3 (Приложение 1) по числу и обороту малых предприятий (без микропредприятий) в 2016 году. Ее данные представлены Управлением Феде­ральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Рес­публике Адыгея на официальном сайте [20]. В целом приоритеты отраслевой структуры МСП не изменились, и по-прежнему лидирующими сферами для ма­лого и среднего бизнеса остаются оптовая и розничная торговля, а также ре­монт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (40,5% от общего числа малых предприятий), сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (4,8%), строительство (12,3%), гостиницы и рестораны (8,8%), обрабатывающие производства (13,4%). Высокий показа­тель оборота малых предприятий в сфере оптовой и розничной торговли обу­словлен увеличением денежных доходов и уровня покупательной способности населения края за последние 3 года.

Отдельно стоит отметить общее число малых предприятий в крае за 2016 год, которое составляет 3911. По данным 2015 года в Краснодарском крае было зарегистрировано около 8,4 тысяч малых предприятий, следовательно, мы наблюдаем сокращение почти в 2 раза количества предприятий в сфере малого бизнеса края (минус 4,5 тысячи предприятий). Это падение произошло вслед­ствие ухудшения макроэкономической ситуации в стране, введения экономиче­ских санкций, резких колебаний курса национальной валюты и повышения ключевой ставки процента по кредитам. Увеличение урожайности сельскохо­зяйственных культур и рост показателей продуктивности животноводства сви­детельствует о стабильном росте оборота капитала среди малых предприятий, занятых в сфере сельского и лесного хозяйства, а также охоты. Развитие актив­ных видов туризма и открытие новых объектов туристского показа обеспечива­ет большое количество малых предприятий в гостиничном и ресторанном биз­несе, которое превышает число фирм в сельском хозяйстве и транспорте.

Важным показателем для характеристики деятельности малых предприя­тий выступает оборот товаров и услуг, производимых малыми предприятиями. Так, в 2015 году оборот малых предприятий Краснодарского края составил 631,9 млрд. рублей, а по Таблице 3 мы видим, что в 2016г. оборот малых пред­приятий принимает значение 671,4 млрд. рублей (увеличение на 39,5 млрд руб­лей). Что касается доли социальных предпринимателей малого и среднего биз­неса, то мы наблюдаем весьма низкий показатель по таким видам экономиче­ской деятельности, как образование, здравоохранение и предоставление соци­альных и прочих коммунальных услуг (не превышает 2%).


2.2 Программы государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в РФ и Краснодарском крае

В концепции не только федерального, но и регионального экономическо­го развития РФ и субъектов РФ, МСП отводится немаловажная роль, поскольку именно данному виду бизнеса характерны такие черты, как высокий потенциал самоорганизованности, гибкость и мобильность на рынке товаров и услуг и экономическая инициатива [2]. Именно поэтому необходимо развитие бизнес- климата в стране и регионах, которое бы способствовало увеличению доли МСП в национальной экономике. Нужно отметить, что активная роль малого и среднего бизнеса в экономике свидетельствует о развитии гражданского обще­ства в стране, поскольку оно вовлекает большую часть граждан в эту систему экономических отношений путем открытия и дальнейшего ведения ими соб­ственного дела [21].

В современной России малый и средний бизнес сталкивается с довольно большим спектром проблем. И на примере Краснодарского края - лидере по развитию малого бизнеса в РФ - можно наблюдать сложности, связанные с продвижением и совершенствованием данной сферы экономики. Важную роль в решении проблем МСП играет государственная поддержка бизнеса [10].

Минэкономразвития России с 2005 года реализует специальную про­грамму по предоставлению субсидий из федеральной казны бюджетам субъек­тов РФ для оказания господдержки МСП в регионах. Также в 2014 году Минэкономразвития России разработал программу для создания сети инфра­структуры поддержки МСП в регионах.

Государственная программа Минэкономразвития РФ носит название «Экономическое развитие и инновационная экономика» (от 15 апреля 2014 го­да) и в отношении малого и среднего бизнеса включает в себя создание: фондов содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств); микро- кредитных организаций; центров поддержки предпринимательства; центров кластерного развития; региональных центров инжиниринга; центров прототи­пирования; центров сертификации, стандартизации и испытаний; промышлен­ных, индустриальных, агропромышленных парков; технопарков; бизнес- инкубаторов и др. [4]. Основной целью данной программы является увеличение доли субъектов МСП в экономике РФ, решение проблемы недоступности госу­дарственных контрактов для малого и среднего бизнеса, а также обеспечение доступной финансовой, информационно-консультационной и иных видов под­держки субъектов МСП в регионах страны, сокращение издержек их производ­ства, совершенствование налоговой системы по отношению к сфере малого и среднего бизнеса в стране и субъектах РФ.


После ознакомления с курсом программы Минэкономразвития, которая определена до 2020 года, следует рассмотреть ее реализацию в Краснодарском крае [13]. На территории края уже приняты конкретные меры по данному во­просу (Рис. 2 и Рис. 3).

Рис. 2. Меры поддержки предпринимательства в Краснодарском крае (состав­лено автором [3])

Вступил в силу закон №3169-КЗ «Об условиях применения упрощенной системы налогообложения на территории Краснодарского края», принятый За­конодательным Собранием Краснодарского края 22 апреля 2015 года [9]. В со­ответствии с ним налогоплательщики (т.е. ИП, применяющих упрощенную си­стему налогообложения (далее УСН) и осуществляющих виды предпринима­тельской деятельности в производственной, социальной и научной сферах, ука­занные в приложении к настоящему Закону) вправе применять налоговую став­ку в размере 0% со дня их государственной регистрации в качестве ИП непре­рывно в течение двух налоговых периодов в соответствии с Налоговым кодек­сом Российской Федерации.

Также устанавливается налоговая ставка в размере 5% вместо 15% для ИП и организаций, применяющих УСН и отвечающих требованиям, прописан­ным в первом и во втором пунктах статьи 2 закона №3169-КЗ «Об условиях применения упрощенной системы налогообложения на территории Краснодарского края» [9]. Активно ведется внедрение в патентную систему налогообло­жения ИП.

Рис. 3. Деятельность организаций по оказанию поддержки субъектам МСП в Краснодарском крае (составлено автором [3])

Создан Гарантийный фонд поддержки предпринимательства Краснодарского края, основным видом деятельности которого является предоставление поручи­тельств субъектам МСП края по банковским кредитам и гарантиям. И в 2016 году учреждена Корпорация развития Краснодарского края - региональная компания со 100% участием государства с целью развития инвестиционной среды края, реализации многих проектов в сфере производства и инноваций.

В проекте бюджета Кубани на 2017-2019 годы региональными властями бы­ло представлено распределение расходов краевого бюджета на поддержку МСП в 2017 году [3]. Можно наблюдать активное субсидирование организаций, направленных на оказание помощи субъектам МСП (Рис. 4).

Рис. 4. Распределение расходов краевого бюджета на поддержку МСП в 2017 году (составлено автором [3])

И следует отметить, что 17 марта 2017 года в Краснодаре был успешно пред­ставлен Торгово-промышленной палатой края уникальный проект «Бизнес- навигатор МСП», который представляет собой бесплатный Интернет-ресурс с размещенной на нем информацией о свободных и выгодных направлениях для ведения предпринимательской деятельности [19]. Данный портал предполагает регистрацию на нем пользователей для предоставления доступа ко всей имею­щейся информации на сайте и услугах Интернет-ресурса. Рассчитать бизнес- план, найти информацию о кредитах и мерах поддержки МСП, подбор поме­щения в аренду и просмотр планов закупок крупнейших заказчиков - всё это можно осуществить после регистрации в «Бизнес-навигаторе МСП».


Также Корпорация МСП, которая обеспечивает субъекты малого и сред­него предпринимательства кредитными ресурсами, совместно с Минэкономраз­вития России и Банком России разработала Программу стимулирования субъ­ектов МСП (ее второе название Программа «Шесть с половиной») [25].

Рис. 5. Условия программы «Шесть с половиной» [25]

Субъекты МСП, реализующие проекты в приоритетных отраслях (указа­ны на Рис. 5) имеют фиксированную процентную ставку по кредитам, так на сумму не менее 5 млн. рублей устанавливается ставка до 9,6% годовых малым предприятиям и до 10, 6% годовых - средним предприятиям. В Краснодаре в феврале 2017 года были реализованы первые сделки в рамках данной програм­мы Банком «Возрождение».

Таким образом, МСП безусловно важный сектор в экономике Краснодар­ского края, поскольку его субъекты формируют около 30% ВРП, а также обес­печивают занятость каждого третьего работника края. Также наблюдается заин­тересованность государства в развитии сектора МСП на федеральном и регио­нальном уровне. Разрабатываются различных государственные программы, направленных на финансово-кредитную, информационную и иные виды оказа­ния помощи субъектам МСП. А также мы видим, что малый и средний бизнес составляет весомую часть в экономике Краснодарского края, где его доля пре­вышает 25%.

3. Проблемы и перспективы развития малого и среднего предпринимательства на территории Краснодарского края

3.1 Проблемы субъектов малого и среднего предпринимательства

Несмотря на положительную динамику развития сектора малого и сред­него предпринимательства по Краснодарскому краю, нельзя не сказать о про­блемах, с которыми сталкиваются деятели данной сферы бизнеса. В монито­ринге состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг Краснодарского края за 2016 год были опрошены 10538 субъектов пред­принимательской деятельности, из которых 15% (1562) составил малый бизнес, 3% (302) - средние предприятия [26]. Был проведен опрос среди всех респон­дентов предпринимательской деятельности по вопросам препятствий в крае для расширения бизнеса, который выявил следующие результаты: