Файл: Субъекты малого предпринимательства (Теоретические основы малого и среднего предпринимательства).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 20
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы малого и среднего предпринимательства
1.1 Сущность понятия малого и среднего предпринимательства
1.2 Субъекты малого и среднего предпринимательства
2. Анализ деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае
2.1 Сферы деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в регионе
3.1 Проблемы субъектов малого и среднего предпринимательства
3.2 Правовая защита малого и среднего предпринимательства в России и Краснодарском крае
2. Анализ деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае
2.1 Сферы деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в регионе
В экономике Краснодарского края субъекты МСП играют весьма важную роль, поскольку они формируют около 30% валового регионального продукта (далее ВРП), а также обеспечивают занятость каждого третьего работника края и помогают в насыщении потребительского рынка продукцией [27]. Подробная структура ВРП Краснодарского края представлена в Таблице 2.
Таблица 2 - Валовой региональный продукт Краснодарского края в 2014-2019 годах [3, 20]
Продолжение таблицы 2.
Данные взяты из брошюры бюджета Краснодарского края на 2017-2019 годы, а также с сайта Краснодарстата [3, 20]. Отчетливо видно из приведенных показателей, что МСП действительно образует около и даже более 30% ВРП. Как можно заметить, доля среднего предпринимательства не так высока, если сравнивать ее с долей малых предприятий в произведенной добавленной стоимости. Согласно прогнозам экспертов, доля МСП в ВРП Краснодарского края будет иметь стойкую тенденцию к росту, что видно на основе прогноза показателей для малых, средних и микропредприятий с 2016 по 2019 годы (Таблица 2).
На сегодняшний день в Краснодарском крае существует свыше 300 тысяч субъектов МСП, на предприятиях которых работают более 560 тысяч человек. Согласно данным Единого реестра субъектов МСП в Краснодарском крае (Рис. 1) всего зарегистрировано 280 886 субъектов малого и среднего бизнеса, что составляет примерно 40% от общего количества субъектов, содержащихся в Едином реестре по ЮФО. Количественные характеристики предоставлены на 10 мая 2017 года [18].
Если рассмотреть итоговые данные, подведенные за 2016 год, где число субъектов МСП составило 273 665 предприятий, то мы можем говорить об относительно хорошем уровне роста количества субъектов, занятых в сфере малого и среднего бизнеса на начало 2017 года (увеличение на 7221 предприятие). Известно, что Краснодарский край занимает третье место среди субъектов Российской Федерации по развитию малого бизнеса сразу после Москвы и Санкт- Петербурга, а в ЮФО занимает лидирующее первое место. Это можно объяснить довольно благоприятными условиями для развития бизнес-среды, созданными при помощи государственных федеральных и региональных органов поддержки МСП, а также выгодными географическими условиями расположения края. Исходя из этого, определяющими видами экономической деятельности в отраслевой структуре малого и среднего предпринимательства Краснодарского края являются сфера сельского хозяйства, гостиничный и ресторанный бизнес, строительство и обрабатывающие производства.
Рис. 1. Данные о зарегистрированных субъектах МСП на Едином Реестре субъектов МСП по ЮФО и Краснодарскому краю [18]
Проанализируем Таблицу 3 (Приложение 1) по числу и обороту малых предприятий (без микропредприятий) в 2016 году. Ее данные представлены Управлением Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея на официальном сайте [20]. В целом приоритеты отраслевой структуры МСП не изменились, и по-прежнему лидирующими сферами для малого и среднего бизнеса остаются оптовая и розничная торговля, а также ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (40,5% от общего числа малых предприятий), сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (4,8%), строительство (12,3%), гостиницы и рестораны (8,8%), обрабатывающие производства (13,4%). Высокий показатель оборота малых предприятий в сфере оптовой и розничной торговли обусловлен увеличением денежных доходов и уровня покупательной способности населения края за последние 3 года.
Отдельно стоит отметить общее число малых предприятий в крае за 2016 год, которое составляет 3911. По данным 2015 года в Краснодарском крае было зарегистрировано около 8,4 тысяч малых предприятий, следовательно, мы наблюдаем сокращение почти в 2 раза количества предприятий в сфере малого бизнеса края (минус 4,5 тысячи предприятий). Это падение произошло вследствие ухудшения макроэкономической ситуации в стране, введения экономических санкций, резких колебаний курса национальной валюты и повышения ключевой ставки процента по кредитам. Увеличение урожайности сельскохозяйственных культур и рост показателей продуктивности животноводства свидетельствует о стабильном росте оборота капитала среди малых предприятий, занятых в сфере сельского и лесного хозяйства, а также охоты. Развитие активных видов туризма и открытие новых объектов туристского показа обеспечивает большое количество малых предприятий в гостиничном и ресторанном бизнесе, которое превышает число фирм в сельском хозяйстве и транспорте.
Важным показателем для характеристики деятельности малых предприятий выступает оборот товаров и услуг, производимых малыми предприятиями. Так, в 2015 году оборот малых предприятий Краснодарского края составил 631,9 млрд. рублей, а по Таблице 3 мы видим, что в 2016г. оборот малых предприятий принимает значение 671,4 млрд. рублей (увеличение на 39,5 млрд рублей). Что касается доли социальных предпринимателей малого и среднего бизнеса, то мы наблюдаем весьма низкий показатель по таким видам экономической деятельности, как образование, здравоохранение и предоставление социальных и прочих коммунальных услуг (не превышает 2%).
2.2 Программы государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в РФ и Краснодарском крае
В концепции не только федерального, но и регионального экономического развития РФ и субъектов РФ, МСП отводится немаловажная роль, поскольку именно данному виду бизнеса характерны такие черты, как высокий потенциал самоорганизованности, гибкость и мобильность на рынке товаров и услуг и экономическая инициатива [2]. Именно поэтому необходимо развитие бизнес- климата в стране и регионах, которое бы способствовало увеличению доли МСП в национальной экономике. Нужно отметить, что активная роль малого и среднего бизнеса в экономике свидетельствует о развитии гражданского общества в стране, поскольку оно вовлекает большую часть граждан в эту систему экономических отношений путем открытия и дальнейшего ведения ими собственного дела [21].
В современной России малый и средний бизнес сталкивается с довольно большим спектром проблем. И на примере Краснодарского края - лидере по развитию малого бизнеса в РФ - можно наблюдать сложности, связанные с продвижением и совершенствованием данной сферы экономики. Важную роль в решении проблем МСП играет государственная поддержка бизнеса [10].
Минэкономразвития России с 2005 года реализует специальную программу по предоставлению субсидий из федеральной казны бюджетам субъектов РФ для оказания господдержки МСП в регионах. Также в 2014 году Минэкономразвития России разработал программу для создания сети инфраструктуры поддержки МСП в регионах.
Государственная программа Минэкономразвития РФ носит название «Экономическое развитие и инновационная экономика» (от 15 апреля 2014 года) и в отношении малого и среднего бизнеса включает в себя создание: фондов содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств); микро- кредитных организаций; центров поддержки предпринимательства; центров кластерного развития; региональных центров инжиниринга; центров прототипирования; центров сертификации, стандартизации и испытаний; промышленных, индустриальных, агропромышленных парков; технопарков; бизнес- инкубаторов и др. [4]. Основной целью данной программы является увеличение доли субъектов МСП в экономике РФ, решение проблемы недоступности государственных контрактов для малого и среднего бизнеса, а также обеспечение доступной финансовой, информационно-консультационной и иных видов поддержки субъектов МСП в регионах страны, сокращение издержек их производства, совершенствование налоговой системы по отношению к сфере малого и среднего бизнеса в стране и субъектах РФ.
После ознакомления с курсом программы Минэкономразвития, которая определена до 2020 года, следует рассмотреть ее реализацию в Краснодарском крае [13]. На территории края уже приняты конкретные меры по данному вопросу (Рис. 2 и Рис. 3).
Рис. 2. Меры поддержки предпринимательства в Краснодарском крае (составлено автором [3])
Вступил в силу закон №3169-КЗ «Об условиях применения упрощенной системы налогообложения на территории Краснодарского края», принятый Законодательным Собранием Краснодарского края 22 апреля 2015 года [9]. В соответствии с ним налогоплательщики (т.е. ИП, применяющих упрощенную систему налогообложения (далее УСН) и осуществляющих виды предпринимательской деятельности в производственной, социальной и научной сферах, указанные в приложении к настоящему Закону) вправе применять налоговую ставку в размере 0% со дня их государственной регистрации в качестве ИП непрерывно в течение двух налоговых периодов в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Также устанавливается налоговая ставка в размере 5% вместо 15% для ИП и организаций, применяющих УСН и отвечающих требованиям, прописанным в первом и во втором пунктах статьи 2 закона №3169-КЗ «Об условиях применения упрощенной системы налогообложения на территории Краснодарского края» [9]. Активно ведется внедрение в патентную систему налогообложения ИП.
Рис. 3. Деятельность организаций по оказанию поддержки субъектам МСП в Краснодарском крае (составлено автором [3])
Создан Гарантийный фонд поддержки предпринимательства Краснодарского края, основным видом деятельности которого является предоставление поручительств субъектам МСП края по банковским кредитам и гарантиям. И в 2016 году учреждена Корпорация развития Краснодарского края - региональная компания со 100% участием государства с целью развития инвестиционной среды края, реализации многих проектов в сфере производства и инноваций.
В проекте бюджета Кубани на 2017-2019 годы региональными властями было представлено распределение расходов краевого бюджета на поддержку МСП в 2017 году [3]. Можно наблюдать активное субсидирование организаций, направленных на оказание помощи субъектам МСП (Рис. 4).
Рис. 4. Распределение расходов краевого бюджета на поддержку МСП в 2017 году (составлено автором [3])
И следует отметить, что 17 марта 2017 года в Краснодаре был успешно представлен Торгово-промышленной палатой края уникальный проект «Бизнес- навигатор МСП», который представляет собой бесплатный Интернет-ресурс с размещенной на нем информацией о свободных и выгодных направлениях для ведения предпринимательской деятельности [19]. Данный портал предполагает регистрацию на нем пользователей для предоставления доступа ко всей имеющейся информации на сайте и услугах Интернет-ресурса. Рассчитать бизнес- план, найти информацию о кредитах и мерах поддержки МСП, подбор помещения в аренду и просмотр планов закупок крупнейших заказчиков - всё это можно осуществить после регистрации в «Бизнес-навигаторе МСП».
Также Корпорация МСП, которая обеспечивает субъекты малого и среднего предпринимательства кредитными ресурсами, совместно с Минэкономразвития России и Банком России разработала Программу стимулирования субъектов МСП (ее второе название Программа «Шесть с половиной») [25].
Рис. 5. Условия программы «Шесть с половиной» [25]
Субъекты МСП, реализующие проекты в приоритетных отраслях (указаны на Рис. 5) имеют фиксированную процентную ставку по кредитам, так на сумму не менее 5 млн. рублей устанавливается ставка до 9,6% годовых малым предприятиям и до 10, 6% годовых - средним предприятиям. В Краснодаре в феврале 2017 года были реализованы первые сделки в рамках данной программы Банком «Возрождение».
Таким образом, МСП безусловно важный сектор в экономике Краснодарского края, поскольку его субъекты формируют около 30% ВРП, а также обеспечивают занятость каждого третьего работника края. Также наблюдается заинтересованность государства в развитии сектора МСП на федеральном и региональном уровне. Разрабатываются различных государственные программы, направленных на финансово-кредитную, информационную и иные виды оказания помощи субъектам МСП. А также мы видим, что малый и средний бизнес составляет весомую часть в экономике Краснодарского края, где его доля превышает 25%.
3. Проблемы и перспективы развития малого и среднего предпринимательства на территории Краснодарского края
3.1 Проблемы субъектов малого и среднего предпринимательства
Несмотря на положительную динамику развития сектора малого и среднего предпринимательства по Краснодарскому краю, нельзя не сказать о проблемах, с которыми сталкиваются деятели данной сферы бизнеса. В мониторинге состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг Краснодарского края за 2016 год были опрошены 10538 субъектов предпринимательской деятельности, из которых 15% (1562) составил малый бизнес, 3% (302) - средние предприятия [26]. Был проведен опрос среди всех респондентов предпринимательской деятельности по вопросам препятствий в крае для расширения бизнеса, который выявил следующие результаты: