Файл: Правовые основы государственной службы Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 60

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Правовые основы государственной службы Российской Федерации

1.1 Понятие государственной службы и ее система

1.2 Общие усۡлоۡвۡиۡя государственной сۡлуۡжбۡы Российской Феۡдерۡаۡцۡиۡи и сۡистеۡмۡа управления еۡю

2. Содержание и состав социально-правового положения государственного гражданского служащего в российской Федерации.

2.1 Государственная гражданская служба

2.2 Характеристика основных прав и обязанностей государственного гражданского служащего

2.3 Система ограничений и запретов, связанных с государственной гражданской службой

3. Актуальные вопросы государственной службы РФ

3.1 Меры противодействия коррупции в системе государственной службы Российской Федерации

3.2 Правовые и организационные проблемы осуществления мониторинга применения законодательства о государственной службе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Организация гражданской службы субъекта Российской Федерации - исключительная прерогатива субъекта Российской Федерации.

Согласно ст. 2 Закона Оренбургской области от 30 декабря 2005 г. "О государственной гражданской службе Оренбургской области", под государственной службой Оренбургской области (далее - государственная служба) понимается профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий государственного органа и лиц, замещающих государственные должности Оренбургской области (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи).

Государственная должность - должность в органах государственной власти области и избирательной комиссии области - учреждается в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Уставом области, законами области для осуществления установленных законодательством полномочий органов государственной власти области и избирательной комиссии области и включается в Реестр государственных должностей государственной службы Оренбургской области, на основе которого формируется структура и штаты органов государственной власти и избирательной комиссии Оренбургской области.

Государственные должности подразделяются на:

- должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами (государственные должности Российской Федерации), конституциями, уставами субъектов Российской Федерации (государственные должности субъектов Российской Федерации) для непосредственного выполнения полномочий государственных органов (Президент, Председатель Правительства, руководители органов законодательной и исполнительной властей, депутаты, министры, судьи и др.). Это государственные должности категории “А”, их можно назвать политико-судебными;

- должности, учреждаемые в установленном законодательством порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категорий “А”. Это государственные должности категорий “Б”, их можно назвать патронатными;

- должности, устанавливаемые государственными органами для исполнения и обеспечения собственных полномочий - это государственные должности категории “В”, их можно назвать административными.

Действующее законодательство закрепило еще один формальный признак государственной должности: она должна быть включена в Реестр государственных должностей Российской Федерации. Он содержит перечень политических должностей (категории “А”) и государственных должностей государственной службы. В Реестр государственных должностей государственной службы Российской Федерации включаются должности патронатные и административные (категории “Б” и “В”), классифицированные по группам. Этот реестр утверждается Президентом Российской Федерации.


Реестр государственных должностей государственных служащих Оренбургской области утверждается законом Оренбургской области от 27 июня 2006 г. "О реестре государственных должностей и реестре должностей государственной гражданской службы Оренбургской области"

Реестр государственных должностей государственной службы Оренбургской области является частью Реестра государственных должностей Российской Федерации.

Статья 9 Закона "О государственной гражданской службе Оренбургской области" регламентирует понятие «Государственный служащий Оренбургской области». Государственным служащим Оренбургской области является гражданин Российской Федерации, занимающий в порядке, установленным настоящим законом, определенную государственную должность Оренбургской области, на профессиональной основе осуществляющий деятельность по реализации полномочий государственного органа, в котором учреждена данная должность, за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств областного бюджета.

Проанализировав структуру государственной службы Оренбургской области, можно сделать вывод о излишней громоздкости государственного аппарата. Согласно Структурной схеме органов исполнительной власти Оренбургской области, государственный аппарат области имеет усложненную и сильно разветвленную структуру. Губернатор является высшим должностным лицом области, также он является и Председателем Правительства Оренбургской области. Заместители Губернатора являются также членами Правительства области и осуществляют руководство комитетами, фондами и управлениями, каждый по своей сфере.

В целом, на наш взгляд, такая схема управления оптимальна, с точки зрения бюрократического подхода к организации управления. С другой стороны, такой подход порождает сильно большой чиновничий аппарат, что, в свою очередь, рождает бюрократию.

Принцип вертикального подчинения снижает самостоятельность каждого исполнительного звена и размывает ответственность, что, на мой взгляд, понижает качество работы и взаимодействие звеньев управления.

Обратимся к основным критериям эффективности государственной службы. Это, во-первых, принцип приоритета профессиональных качеств государственных служащих. Это достигается жестким конкурсным отбором. Что мы видим на примере государственной службы Оренбургской области. Имея такую громоздкую структуру, она имеет большое количество работающих государственных служащих, что идет в ущерб профессиональным качествам сотрудников. Множество государственных служащих не имеют специальных высших образований по занимаемым должностям, некоторые – достаточного опыта, чтобы работать на данной должности. Большая численность сотрудников вовсе не означает качественного выполнения всех функций, возложенных на государственную службу.


Важным критерием профессионализма и эффективности государственной службы является отсутствие карьеризма в работе. Многие служащие получают повышения по должности по знакомству или просто, за выслугу лет, но не за профессиональное качество выполненной работы.

Новая государственная служба области должна быть прозрачна и полностью открыта для анализа качества выполняемой ею работы.

В целом, проанализировав организацию государственной службы в Оренбургской области, можно сделать вывод о ее бюрократических устоях, которые в последнее время все же начинают преодолеваться.

К числу необходимых мероприятий для внедрения менеджеристского подхода к организации государственной службы в Оренбургской области необходимо отнести такие, как создание системы материальных, организационных и моральных стимулов для привлечения и удержания перспективных кадров; коренное улучшение системы подготовки и переподготовки управленческих кадров; ускоренное прохождение переподготовки ведущими управленческими кадрами, особенно политическими назначенцами; значительное сокращение кадрового состава государственной службы за счет выведения из нее технических и других обеспечивающих служб и перевода их на "хозрасчет" с элементами конкурсного отбора; создание из числа прогрессивно мыслящих служащих своего рода "актива реформы"; подготовка и практическое введение в жизнь системы открытых конкурсов на вакантные должности государственной службы; проведение аттестации всех профессиональных ("карьерных") служащих на основе разработанных критериев; обеспечение открытости принимаемых решений о должностном росте и увольнении; создание апелляционных комиссий; определение компенсаций для увольняемых с государственной службы лиц, занимавших политические должности.

Только при реализации этих мер на практике можно говорить о повышении качества работы и организации государственной службы Оренбургской области.

2.2 Характеристика основных прав и обязанностей государственного гражданского служащего

Права гражданского служащего, корреспондируемые его обязанностям, составляют важнейший элемент в системе юридических норм, определяющих правовое положение (статус) данного субъекта правоотношений. Статья 14 Закона о государственной службе определяет основные права гражданских служащих, которые в равной мере распространяются на федеральных гражданских служащих и гражданских служащих субъектов РФ.


Реализация прав федерального гражданского служащего обеспечивается на основе федерального законодательства руководителем федерального государственного органа, лицом, замещающим государственную должность РФ, либо представителем этого органа или лица. При этом реализация прав гражданского служащего субъекта РФ обеспечивается на основе федерального законодательства руководителем государственного органа субъекта РФ, лицом, замещающим государственную должность субъекта РФ, либо представителем указанных руководителя или лица.

Закон нормой п. 1 ч. 1 статьи 14 Закона №79-ФЗ требует от представителя нанимателя решения вопросов по созданию для гражданских служащих надлежащих как организационных, так и технических условий. Данное право гражданского служащего, как правило, трактуется с точки зрения создания для него безопасных и здоровых условий повседневного труда и нормальной социально-психологической обстановки, чтобы было не только удобно физически, но и комфортно психологически осуществлять профессиональную служебную деятельность, достигая необходимой результативности. При этом ориентирами в создании надлежащих материально-технических условий для выполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей служат нормы трудового права с учетом специфических особенностей управленческого труда.

В п. 2 ч. 1 статьи 14 Закона №79-ФЗ предусмотрено право гражданского служащего на ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста.

Данное право вытекает из существа служебной деятельности гражданского служащего и имеет направленность на успешное осуществление этой деятельности. Являясь неотъемлемой предпосылкой четкого исполнения гражданским служащим должностных обязанностей, это право призвано обеспечить его нормальную профессиональную деятельность.

Важное значение этому праву придает то обстоятельство, что исполнение должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом относится к основным обязанностям гражданского служащего (ст. 15 Закона). Гражданин, поступающий на гражданскую службу, и гражданский служащий при заключении служебного контракта о замещении должности гражданской службы обязуются исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом и соблюдать служебный распорядок государственного органа (ч. 3 ст. 23 Закона).


Право гражданского служащего на ознакомление с должностным регламентом важно также с точки зрения того, что результаты исполнения гражданским служащим должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы или включении гражданского служащего в кадровый резерв, оценке его профессиональной служебной деятельности при проведении аттестации, квалификационного экзамена либо поощрении.

В п. 3 ч. 1 статьи 14 Закона №79-ФЗ конкретизируется содержание социальных прав гражданских служащих, которые непосредственно закреплены за ним. К таким социальным правам относятся право на:

·отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени;

·предоставление выходных дней и нерабочих праздничных дней;

·предоставление ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков (ст. 45, 46 Закона).

В п. 4 ч. 1 статьи 14 Закона №79-ФЗ предусмотрено, что гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты, которые предусмотрены как данным Законом, так и иными нормативными правовыми актами РФ и служебным контрактом.

В соответствии с п. 5 ч. 1 статьи 14 Закона №79-ФЗ гражданский служащий может запрашивать и получать необходимые для исполнения своих должностных обязанностей информацию и материалы, пользоваться ими, а также применять в процессе своей служебной деятельности.

Реализация положения о праве гражданского служащего на получение информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, лежит в плоскости полноты и качества разработки в первую очередь административного регламента деятельности государственного органа. От того, насколько полно в этом документе будут прописаны все технологические условия как внутренней организации государственного органа, так и взаимодействия государственных органов между собой по исполнению государственных функций и предоставлению государственных услуг, зависят качество и количество используемых гражданским служащим информации и материалов.

Реализация права гражданского служащего на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа во многом зависит не столько от инициативности самого гражданского служащего, сколько от созданного в государственном органе и его структурных подразделениях социально-психологического климата, стимулирующего данного служащего на действия в этом направлении.

В соответствии с п. 6 ч. 1 статьи 14 Закона №79-ФЗ гражданский служащий обладает правом доступа к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений. Данное право не является абсолютным. Для его реализации предусмотрен определенный порядок. Доступ гражданских служащих к государственной тайне устанавливается, как и для других граждан и должностных лиц, в соответствии с положениями Закона РФ «О государственной тайне» и иными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, связанные с защитой государственных секретов и иных охраняемых законом сведений.