Файл: Правовые основы государственной службы Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 63

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Правовые основы государственной службы Российской Федерации

1.1 Понятие государственной службы и ее система

1.2 Общие усۡлоۡвۡиۡя государственной сۡлуۡжбۡы Российской Феۡдерۡаۡцۡиۡи и сۡистеۡмۡа управления еۡю

2. Содержание и состав социально-правового положения государственного гражданского служащего в российской Федерации.

2.1 Государственная гражданская служба

2.2 Характеристика основных прав и обязанностей государственного гражданского служащего

2.3 Система ограничений и запретов, связанных с государственной гражданской службой

3. Актуальные вопросы государственной службы РФ

3.1 Меры противодействия коррупции в системе государственной службы Российской Федерации

3.2 Правовые и организационные проблемы осуществления мониторинга применения законодательства о государственной службе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Предусмотренное п. 7 ч. 1 статьи 14 Закона №79-ФЗ право доступа в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации необходимо гражданскому служащему при осуществлении задач и функций, возложенных на государственный орган. Данное право необходимо гражданскому служащему в целях участия в работе государственных комиссий, рабочих групп, а также участия в служебных совещаниях, выполнения служебных заданий. Данное право реализуется административным регламентом государственного органа, положением об этом органе, должностным регламентом, другими актами государственного органа, а также наличием у гражданского служащего служебного удостоверения установленного образца.

Право гражданского служащего (п. 8 ч. 1 статьи 14 Закона №79-ФЗ) на ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов реализуется обязанностью представителя нанимателя создавать все необходимые условия для обеспечения гласности и объективности в оценке его служебной деятельности, объявлять о поощрениях гражданского служащего в приказах или иных актах государственного органа, а о дисциплинарном взыскании - под его роспись. Кроме того, данное право гражданского служащего реализуется также в соответствии с положениями ст. 23, 42, 48, 58, 59 Закона при заключении с ним служебного контракта, прохождении аттестации, применении дисциплинарного взыскания, проведении служебной проверки.

Данное право является формой защиты гражданского служащего от необоснованных действий в отношении его со стороны должностных лиц государственного органа.

Гражданский служащий в соответствии с Указом Президента РФ от 30 мая 2005 г. №609 имеет право:

·получать полную информацию о своих персональных данных и обработке этих данных;

·осуществлять свободный бесплатный доступ к своим персональным данным, включая право получать копии любой записи, содержащей его персональные данные, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом;

·требовать исключения или исправления неверных или неполных персональных данных, а также данных, обработанных с нарушением закона. При отказе представителя нанимателя или уполномоченного им лица исключить или исправить его персональные данные гражданский служащий имеет право заявить представителю нанимателя или уполномоченному им лицу в письменной форме о своем несогласии, обосновав соответствующим образом такое несогласие. Персональные данные оценочного характера гражданский служащий имеет право дополнить заявлением, выражающим его собственную точку зрения;


·требовать от представителя нанимателя или уполномоченного им лица уведомления всех лиц, которым ранее были сообщены неверные или неполные персональные данные о нем, обо всех произведенных в них изменениях или исключениях из них;

·обжаловать в суд любые неправомерные действия или бездействие представителя нанимателя или уполномоченного им лица при обработке и защите его персональных данных.

Право на ознакомление с материалами своего личного дела является индивидуальным правом гражданского служащего, поэтому с этим личным делом не могут быть ознакомлены его родственники, а также посторонние. Личное дело без письменного согласия гражданского служащего не может быть направлено на ознакомление в другой государственный орган, за исключением случаев, установленных федеральным законом. При этом гражданский служащий вправе уполномочить на ознакомление со своим личным делом другого гражданского служащего, адвоката, представителя профессиональных интересов гражданских служащих данного государственного органа.

Реализация права на защиту сведений (п. 9 ч. 1 статьи 14 Закона №79-ФЗ) опирается на положения ст. 42 Закона №79-ФЗ, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты.

Право гражданского служащего на должностной рост на конкурсной основе предусмотрено п. 10 ч. 1 статьи 14 Закона. Данное право может быть реализовано посредством участия в конкурсе на замещение вакантной должности гражданской службы, который проводится в соответствии со ст. 22 Закона и Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. №112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации», или назначения гражданского служащего на должность гражданской службы без конкурса, которое осуществляется из кадрового резерва, сформированного на конкурсной основе (ст. 22 Закона).

В п. 11 ч. 1 статьи 14 Закона №79-ФЗ определяется право гражданского служащего на профессиональную переподготовку и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета. Отношения, связанные с реализацией данного права, регулируются прежде всего положениями данного Закона, принятыми на его основе нормативными правовыми актами (в частности, Указом Президента РФ от 28 декабря 2006 г. «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации»), а также законодательством об образовании, а в отношении гражданских служащих субъектов РФ также и региональным законодательством.


Пункт 13 ч. 1 статьи 14 Закона №79-ФЗ закрепляет право гражданского служащего на рассмотрение индивидуального служебного спора. Индивидуальный служебный спор - неурегулированные между представителем нанимателя и гражданским служащим либо гражданином, поступающим на гражданскую службу или ранее состоявшим на гражданской службе, разногласия по вопросам применения законов, иных нормативных правовых актов о гражданской службе и служебного контракта, о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных служебных споров. Индивидуальные служебные споры разрешаются специальной комиссией государственного органа (комиссия по служебным спорам) в порядке, установленном ст. 70 Закона, либо судом общей юрисдикции в соответствии с нормами гражданского процессуального законодательства РФ.

В соответствии с п. 14 ч. 1 статьи 14 Закона №79-ФЗ гражданский служащий имеет право на проведение служебной проверки по его письменному заявлению. Как правило, поводом для подобного обращения является привлечение гражданского служащего к дисциплинарной ответственности, однако Закон не исключает и другие возможности проведения служебной проверки по инициативе гражданского служащего.

Гражданский служащий согласно п. 15 ч. 1 статьи 14 Закона №79-ФЗ имеет право на защиту своих прав и законных интересов во время нахождения на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения. При этом гражданский служащий может использовать все предусмотренные действующим законодательством механизмы государственной защиты своих прав, свобод и законных интересов. Так, гражданский служащий в случае нарушения его прав и законных интересов может обратиться к представителю нанимателя, в комиссию государственного органа по служебным спорам, в вышестоящий в порядке подчиненности государственный орган (к должностному лицу). Административное обжалование не ограничивает право гражданского служащего на обращение в иные государственные органы (например, в прокуратуру, Уполномоченному РФ при Европейском суде по правам человека - заместителю Министра юстиции РФ, уполномоченному по правам человека в субъекте РФ, в орган по управлению государственной службой). Судебная защита прав и законных интересов гражданского служащего осуществляется в соответствии с Законом РФ от 27 апреля 1993 г. №4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (в ред. от 14 декабря 1995 г.)

В соответствии с п. 16 ч. 1 статьи 14 Закона №79-ФЗ гражданский служащий имеет право на медицинское страхование в соответствии с данным Законом и федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации.


Пункт 17 ч. 1 статьи 14 Закона №79-ФЗ закрепляет право гражданского служащего на государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества.

В соответствии с п. 18 ч. 1 статьи 14 Закона №79-ФЗ гражданский служащий имеет право на государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом. Данное положение необходимо рассматривать во взаимосвязи с положением п. 11 ч. 1 ст. 52 Закона, в соответствии с которым гражданским служащим гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей. Как видно из приведенных норм, речь идет о праве гражданского служащего на пенсионирование по нормам указанного федерального закона.

В соответствии со ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Неукоснительное соблюдение Конституции РФ и законодательства РФ является прямой обязанностью каждого государственного служащего как элемента органа государственной власти, как должностного лица и как гражданина.

Следует особо подчеркнуть, что требование соблюдения норм права в связи со специальным административно-правовым статусом гражданского служащего существенно усиливается в связи с особым правовым режимом функционирования служащего как представителя государства. Данное положение обусловлено и такой общегосударственной целью (а, следовательно, и основной целью системы органов государственной власти), как обеспечение законности.

Существенная особенность реализации положений статьи 15 Закона №79-ФЗ состоит в определении параметров содержания и объема обязанностей по соблюдению законодательства для гражданского служащего. Так, во-первых, для гражданских служащих обязательны все предусмотренные нормами права общегражданские обременения (например, платить законно установленные налоги и сборы); во-вторых, в силу неразрывной связи служащих и государства на них налагаются общегосударственные обязанности, которые должны быть приоритетны в деятельности служащих (например, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, признание человека высшей ценностью); в-третьих, должны быть исполнены специфические обязанности, предусмотренные отдельными нормативными актами, регулирующими осуществление служебных полномочий в определенной сфере (например, обязательность государственной дактилоскопической регистрации определенных гражданских служащих); в-четвертых, должны быть реализованы обязанности, связанные с ограничениями (например, ограничение свободы слова, выражающееся в обязанности воздерживаться (не допускать) от публичных высказываний, суждений и оценок, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей); в-пятых, правовыми нормами (актами) предусматриваются и должностные обязанности, которые также должны быть исполнены гражданским служащим в соответствии с заключенным служебным контрактом; в-шестых, на гражданских служащих возлагаются и этические обязанности, установленные различными правовыми актами (например, не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство).


Самостоятельное и приоритетное значение имеет закрепляемая п. 1 ч. 1 статьи 15 Закона №79-ФЗ обязанность гражданского служащего соблюдать Конституцию РФ, поскольку в случаях несоответствия ей иных правовых актов служащий обязан руководствоваться именно конституционными положениями. Можно констатировать обязанность глубокого познания правовой базы и определенной оценочной работы правоприменителя.

Обязанность гражданского служащего исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом - одна из основных, в значительной мере выражающих сущность его правового положения, обусловленную публично-правовым характером гражданской службы. По содержанию п. 2 ч. 1 статьи 15 Закона №79-ФЗ данная обязанность относится к существу служебной деятельности, к непосредственному исполнению должностных обязанностей по конкретной должности.

Согласно ч. 3 ст. 23 Закона гражданин, поступающий на гражданскую службу, и гражданский служащий при заключении служебного контракта о замещении должности гражданской службы обязуются исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом и соблюдать служебный распорядок государственного органа. Таким образом, обязанность исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом указана в Законе дважды: она включена в число законодательных предписаний, определяющих специфику правового статуса гражданского служащего, а также указана в качестве обязанности, которая возлагается на гражданина, поступающего на гражданскую службу, и на гражданского служащего непосредственно при заключении служебного контракта о замещении должности гражданской службы.

Согласно п. 3 ч. 1 статьи 15 Закона №79-ФЗ гражданский служащий обязан исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством РФ. Данная обязанность является одним из примеров конкретизации таких принципов государственной службы, как законность и подчиненность. Законность означает не только четкое закрепление в нормативных правовых актах полномочий руководителей государственных органов и их структурных подразделений, но и безусловное исполнение гражданскими служащими данных им в соответствующих пределах поручений. Публично-правовая природа гражданской службы предполагает иерархическую подчиненность гражданских служащих. Вышестоящие руководители в пределах своей компетенции имеют право отдавать нижестоящим по должности гражданским служащим приказы, распоряжения и указания, которые являются обязательными для исполнения и должны быть выполнены в указанные сроки.