Файл: Роль мотивации в поведении организации (Методика формирования системы мотивации персонала на предприятии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Система мотивации является действенным инструментом управления персоналом только в том случае, если она качественно разработана и правильно используется на практике.

К сожалению, среди российских компаний еще бытует мнение, что достаточно разработать стандартное положение о мотивации и стимулировании персонала, оформить его в виде приказа и оповестить о нем сотрудников, как система начнет действовать сама собой. На самом деле наиболее трудоемким и определяющим успех всего процесса является этап внедрения системы мотивации, который занимает приблизительно 70% от всех трудозатрат.

Сегодня каждый руководитель осознает значимость мотивации персонала, ведь именно от нее зависит продуктивность работы людей. Цель программ стимулирования, в том числе и нематериального – повышение эффективности и качества труда и в, конечном итоге, успешность компании на рынке и ее конкурентоспособность.

Таким образом, актуальность темы исследования заключается в том, что, зная мотивацию человека, можно не только разработать эффективную систему форм и методов управления трудовыми процессами, но и успешно её внедрить.

Объектом курсовой работы является система управления мотивацией персонала на предприятии.

Предмет – это система мотивации персонала ООО «Электрон Плюс».

Цель курсовой работы – исследование существующей системы мотивации персонала на предприятии и ее совершенствование.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи.

  • рассмотреть теоретико-методологические основы мотивации персонала на предприятии;
  • проанализировать хозяйственную деятельность и кадровый состав коммерческой компании;
  • провести анализ существующей системы мотивации персонала предприятия «Электрон Плюс;
  • разработать программу по совершенствованию системы мотивации персонала у «Электрон Плюс

Степень и уровень разработанности проблемы. Проблемам мотивации персонала посвящены многочисленные научные труды отечественных и зарубежных экономистов. Базой для многих современных теорий мотивации послужили труды А. Маслоу, А. Шопенгауэра, В. Врума, Л. Портера, Э. Лоулера, Ф. Герцберга, и другие.

Практическая значимость работы подразумевает возможность применения полученных результатов в практической деятельности ООО «Электрон Плюс» для решения конкретных задач отдела кадров (менеджера по персоналу).


Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.

1. ТЕОРЕТИКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА НА ПРЕДПРИЯТИИ

1.1. Основные понятия, виды и теории мотивации

Человеческие фактор (человеческие ресурсы) представляют собой трудоспособную часть населения страны, которая в силу психофизиологических и интеллектуальных качеств, способна производить материальные блага или услуги [2, с. 51].

Понятие мотивации труда, как и некоторые другие, широко используемые категории, не имеет однозначного толкования. С одной стороны, понятие мотивации применяют, чтобы охарактеризовать процесс воздействия администрации на работника с целью повышения эффективности его труда, а с другой — чтобы определить состояние индивида по поводу работы [7, с. 123].

Целью каждого коммерческого предприятия является получение прибыли, а основными ресурсами для достижения этой цели являются люди.

Система мотивации призвана найти такие методы управления людьми, чтобы они работали максимально эффективно.

Особенность успешной системы мотивации в том, что она выгодна и предприятию, и работникам: компания получает высокую производительность труда и, как следствие, достижение своей цели в кротчайшие сроки, а работники удовлетворяют свои потребности.

Существует большое количество мотивационных установок, из которых и формируется понятие мотивации, и которые в той или иной степени свойственны каждому человеку. Однако, четкого и общепризнанного определения понятия мотивации не существует. Разные авторы, дают определение мотивации, исходя из своей точки зрения: «Мотивация - это побуждение к активной деятельности личностей, коллективов, групп, связанное со стремлением удовлетворить определенные потребности» [10, с. 123] «Мотивация - это побуждение людей к деятельности» [13, с. 83]. Тем не менее, все определения мотивации, сходны в одном: под мотивацией понимаются активные движущие силы, определяющие поведение живых существ. С одной стороны – побуждение, навязанное извне, а с другой стороны – самопобуждение. Следует отметить, что поведение человека всегда мотивировано. Мотивировать сотрудников - значит затронуть их важные интересы, потребности в чем-либо. Нарушения в мотивации могут иметь несколько причин, которые коренятся в межличностных конфликтах между сотрудниками. Образцовые компании, достигающие значительных результатов в побуждении у десятков и даже сотен людей приверженности к труду и склонности к постоянным нововведениям, показывают, что нет никаких причин, по которым невозможно создавать системы, позволяющие большинству персонала чувствовать себя победителями [5, с. 154-155].


Более широко раскрывает понятие мотивации, следующее определение: «Мотивация – (от lаt. «mоvеrе») – побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности» [8, с. 160].

Целями мотивации персонала являются следующие элементы [18]:

  • удержание (привлечение) сотрудников в организации;
  • повышение результативности и эффективности сотрудников;
  • обеспечение преданности (приверженности) сотрудников;

Впервые термин «мотивация» употребил в своей статье А. Шопенгауэр. Сегодня этот термин понимается разными учеными по-своему. Например, мотивация по В.К. Вилюнасу это совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность. А К.К. Платонов считает, что мотивация, как явление психическое есть совокупность мотивов.

Человек реализует интересы и удовлетворяет свои потребности во внешней среде, в том числе и в трудовой.

Задачей трудовой среды, представленной на рисунке 1.1 в модели мотивации труда является создание мотивирующих условий для эффективной работы человека в организации.

Рис. 1.1. Задачи трудовой среды

Стимулирование – это, прежде всего, внешнее побуждение, элемент трудовой ситуации, влияющий на поведение человека в сфере труда, это материальная оболочка мотивации персонала и нематериальная, которая дает возможность работнику реализовать себя и как профессионала, и как личность [11, с. 74].

Стимулирование труда есть способ управления поведением социальных систем различного иерархического уровня, является одним из методов мотивации трудового поведения объектов управления [20, с. 58].

В настоящее время все больше руководителей предприятий и менеджеров по персоналу уделяют огромное внимание именно построению корпоративной системы, повышению уровня профессионализма сотрудников, активизации работоспособности. И в любом вопросе сферы управления персонала можно столкнуться с проблемой стимулирования.

Для разработки корпоративной системы стимулирования необходимо структурировать виды стимулирования, например:

  • пособия и выплаты (социальный пакет).
  • награды и статусные различия.
  • поощрение внутренней мотивации к труду.

Пособия и выплаты. Социальный пакет включает гарантированные материальные выплаты в установленных размерах и в определенные сроки, а также дополнительный набор льгот и услуг для сотрудников со стороны компании. Наличие конкурентоспособного пакета создает позитивный имидж работодателя в глазах кандидатов.


Социальный пакет может быть представлен элементами в денежной и неденежной форме, распространяющимися на всех работников компании, а также дополнительными льготами для сотрудников, занимающих определенные должности. К нему относятся:

1) дополнительные пособия (за неотработанное время):

  • отпуск и каникулы;
  • оплата больничных листов;
  • выплата при увольнении;
  • страховка по безработице и дополнительные пособия по безработице (выплачивается людям, оставшимся без работы не по своей вине) и др.

2) выплата страховок:

  • компенсации при несчастных случаях;
  • страхование жизни;
  • оплата расходов на госпитализацию, медицинское страхование, страхование нетрудоспособности и др.

3) льготные услуги:

  • персональные услуги (кредитование работников, консультативные услуги,
  • программы предоставления материальной помощи, аренда квартиры за счет предприятия, оплата телефонной связи, оплата использования личного автомобиля и пр.);
  • льготы (отпуск по уходу за детьми, оплата транспортных расходов, услуги, связанные с доставкой питания, оплата обучения и пр.)

4) пенсионные схемы (пенсионный фонд компании).

Награды и статусные различия. К видам наград можно отнести:

  • подарки, сувениры, корпоративные ордена и медали и пр.;
  • знаки отличия, выделяющие сотрудника или группу сотрудников по каким-либо признакам (индивидуальные и групповые звания; форменная одежда с элементами иного дизайна, чем у рядовых работников; переходящее знамя; размещение фотографии на доске почета или сайте компании и т. д.);
  • поощрения (санаторно-курортные путевки, билеты на концерт, в театр и прочее).

В отличие от пособий, включаемых в социальный пакет, работники награждаются только при достижении профессионального успеха. Награды необходимо использовать «в гомеопатических дозах», иначе они перестают мотивировать людей.

При построении системы мотивации рекомендуется разработать также систему нематериальной мотивации. В них нужно дать детальное описание категорий должностей, на которые данные положения распространяются; указать размеры выплат, планируемых по данным статьям (что сразу даст возможность представить бюджет расходов на все программы), сроки и условия выплат и поощрений.

На основании вышеизложенного, мы предполагаем, что в управлении персоналом мотивация – это процесс воздействия на работника, для повышения эффективности его труда.

Только зная, что движет человеком, что побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться разобрать эффективную систему форм и методов управления трудом человека. Для этого менеджеру необходимо знать, как возникают или вызываются те или иные мотивы, как и какими способами мотивы могут быть приведены в действие, как осуществляется мотивирование людей.


Можно сказать, что понимание процесса мотивации труда и умелое управление мотивацией – это ключевой вопрос современного менеджмента. При этом эффективность мотивации зависит от того, каковы их трудовые ценности и как они реализуются при существующей системе управления и действующей системе мотивации.

1.2. Методика формирования системы мотивации персонала на предприятии

Разработкой методики создания системы мотивации персонала в организациях и на предприятиях занимаются отделы кадров или отделы управления персоналом, а на малых предприятиях этим занимается специалист по управлению персоналом или HR-менеджер. [12, с. 40].

В обязанности HR-менеджера при разработке системы мотивации персонала входит:

  • создание эффективной системы управления кадрами и социальными процессами на предприятии, которая обеспечивает условия для инициативной и творческой деятельности работников с учетом их индивидуальных особенностей и профессиональных навыков;
  • анализ причины текучести кадров, состояние трудовой и профессиональной дисциплины на предприятии; изучение социально-бытовых потребностей персонала и разработка предложений по их реализации и защите трудовых ресурсов предприятия от текучести кадров;
  • разработка и внедрение системы мотивации работников предприятия;
  • разработка программ социального обеспечения работников; выработка предложений по предоставлению материальных и моральных преимуществ отдельным специалистам и др.;
  • анализ состояния кадровой работы на предприятии, разработка мер и предложений по повышению уровня ее проведения и др.

Более подробно остановимся на вопросе разработки системы мотивации HR-менеджера. Разработка систем материального и нематериального (морального) стимулирования работников необходима для достижения высоких экономических, технических и социальных показателей работы предприятия. То есть система мотивации на предприятии должна быть эффективной.

На основании этого HR-менеджер разрабатывает систему мотивации персонала предприятия, в которую могут входить: Положение о мотивации, Положение об оценке должностей, положение о системах и формах оплаты труда, Положение о формирование компенсацинного пакета, Положение о критерии оценки трудовой деятельности, Положение о бюджете разработки и внедрения системы мотивации, приказы, распоряжения и так далее [17, с. 92].