Файл: Общая характеристика оперативно-розыскных мероприятий (Порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 87

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Согласно Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – закон 223-ФЗ), за нарушение требований закона и иных принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации виновные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации[111].

Прежде всего, за нарушения при осуществлении закупочной деятельности для заказчиков предусмотрена административная ответственность в виде штрафных санкций.

Объем ответственности в рамках двух рассматриваемых в данной работе законов различен ввиду большего внимания к эффективному расходованию бюджетных средств в соответствии с Законом о контрактной системе.

Всего за нарушения закона 44-ФЗ предусмотрено 58 оснований привлечения к административной ответственности, в том числе для заказчика, поставщика, членов комиссии, уполномоченного органа, специализированной организации, операторов ЭТП. Санкции охватывают нарушения на всех этапах проведения закупки: при планировании закупок, выбор неправильного способа закупки, нарушение порядка осуществления закупок (в том числе, нарушение сроков размещения и неразмещение предусмотренной законом информации, нарушения при определении победителя), ненаправление или несвоевременное направление информации в реестр контрактов и реестр недобросовестных поставщиков[112].

За нарушения при осуществлении закупок в соответствии с законом 223-ФЗ предусмотрено только 8 оснований привлечения к административной ответственности и только для заказчика[113], но и это является значительным прорывом, так как в течение более двух лет, до 16 мая 2014 года[114], вообще не было инструментов для стимулирования добросовестного осуществления закупок. Но действенность данных мер пока является минимальной, так как в настоящее время не предусмотрена ответственность за нарушение заказчиком требований собственного Положения о закупке. Административному преследованию подлежат только действия, связанные с прямым нарушением норм закона 223-ФЗ. Кроме того, проверки действий заказчиков практически не проводятся, а размеры штрафов, учитывая суммы закупок крупных корпораций, являются просто смешными. Поэтому в данном направлении необходимо проводить дальнейшую работу в целях усиления контроля и повышения ответственности за допускаемые нарушения. При этом целесообразно устанавливать дифференцированные санкции в зависимости от масштабов деятельности и закупок заказчиков.


Что касается уголовной ответственности, то преступные деяния в сфере закупочной деятельности могут быть квалифицированы по целому ряду статей Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ), в том числе: мошенничество (ст. 159); присвоение или растрата (ст. 160); вымогательство (ст. 163); ограничение конкуренции (ст. 178); принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения (ст. 179); злоупотребление полномочиями (ст. 201); коммерческий подкуп (ст. 204); посредничество в коммерческом подкупе (ст. 204.1); мелкий коммерческий подкуп (ст. 204.2); злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285); нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1); превышение должностных полномочий (ст. 286); получение взятки (ст. 290); халатность (ст. 293).

Однако стоит отметить, что уголовных дел, связанных с изобличением лиц в незаконных действиях при проведении конкурсных процедур по закупкам, возбуждается в настоящее время в разы меньше, чем дел об административных правонарушениях в данной сфере. Данный факт свидетельствует о высоком уровне латентности нарушений.[115]

Но, с другой стороны, дробление уголовной ответственности в рассматриваемой сфере будет способствовать появлению новых проблем, и прежде всего в доказывании, а участники контрактной системы окажутся еще более незащищенными. Подобная «специализация» требует собирания большого спектра специфических для данной сферы доказательств, в то время как отсутствие определенного элемента в доказательной базе, тем более трудноустанавливаемого, может не позволить квалифицировать деяние виновных лиц как преступление и будет, таким образом, способствовать росту еще большей латентности в указанной сфере.[116]

Кроме того, многие преступления в сфере закупок могут быть квалифицированы, как было сказано выше, по уже существующим статьям УК РФ, что делает выделение отдельных составов преступлений в сфере закупок нецелесообразным. Приведем несколько примеров реальных преступлений в сфере закупок, по которым проводятся следственные действия или уже вынесены приговоры.

Прокуратура г. Тольятти Самарской области утвердила в начале 2017 года обвинительное заключение по уголовному делу в отношении Андрея Зотова. Он обвиняется в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере). По версии следствия, ООО «МК «Активный компонент» в 2014 году по договору с подрядной организацией - победителем аукциона на заключение муниципального контракта выполняло работы по созданию кольца оптоволоконной оптической линии на территории г. Тольятти, что предусматривало установку камер видеонаблюдения на дорогах, в местах массового скопления граждан и оснащение ситуационного центра. Учредитель и руководитель ООО «МК «Активный компонент» Зотов, зная, что работы выполнены не в полном объеме, предоставил подрядчику и заказчику недостоверный акт выполненных работ, на основании чего в полном объеме получил оплату в размере около 4,5 млн рублей. Вместе с тем в феврале 2015 года в ходе инвентаризации имущества учреждением на объекте выявлена недостача кабеля оптического волокна и коммутационных шкафов, предусмотренных техническим заданием, общей стоимостью свыше 2 млн рублей. Уголовное дело направлено в Автозаводский районный суд г. Тольятти для рассмотрения по существу.[117] В рамках раскрытия данного преступления могли быть полезны такие оперативно-розыскные мероприятия, как опрос, наведение справок, исследование предметов и документов, получение компьютерной информации.


В феврале этого года Самарское УФАС России признало Министерство здравоохранения Самарской области, ООО «ЦЭХ-Здоровье», ООО «СМТ», ООО «Медсимвол», ООО «ДжиИ Хэлскеа» и областную клиническую больницу им. Д.В. Середавина виновными в антиконкурентных соглашениях. В мае 2016 года в Самарской области состоялся открытый аукцион на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту дорогостоящего (более 4 млрд рублей) медицинского оборудования. До проведения торгов по инициативе Министерства здравоохранения состоялась встреча между представителями ООО «СМТ» и ООО «ЦЭХ – Здоровье», в ходе которой была разработана схема участия в торгах, которая позволила ООО «СМТ» стать победителем, а ООО «ЦЭХ – Здоровье» заключить договоры субподряда стоимостью до 100 млн рублей в обмен на его неучастие в торгах и неподачу жалоб в ФАС. Также в сговоре участвовали представители производителя оборудования ООО «ДжиИ Хелскеа» и его дилера ООО «Медсимвол», что привело к поддержанию цен на торгах. Областная клиническая больница им. Д.В. Середавина, в свою очередь, до проведения торгов согласовала с участниками техническое задание. Следственное управление Следственного комитета России по Самарской области привлекло к уголовной ответственности за должностные преступления заместителя министра здравоохранения области и решает вопрос о возбуждении уголовного дела по статье 178 УК РФ. «Это один из крупнейших сговоров на торгах в сфере здравоохранения. Сумма закупки составила более 4 млрд рублей. Всех хозяйствующих субъектов, участвовавших в антиконкурентном соглашении, независимо от того, выиграли ли они торги, ожидает штраф до 50% от начальной (максимальной) цены предмета торгов. Должностные лица министерства здравоохранения и хозяйствующих субъектов будут привлечены к уголовной ответственности», - заявил начальник Управления по борьбе с картелями Андей Тенишев.[118] В ходе следствия эффективно было бы использовать такие ОРМ, как опрос, исследование документов, прослушивание телефонных переговоров, получение компьютерной информации.

Прокуратура Костромской области утвердила обвинительное заключение в отношении 42-летнего Сергея Зайчука и 68-летнего Николая Боркова. Они обвиняются в совершении преступлений, предусмотренных ч.4 ст. 159 УК РФ. По версии следствия, заместитель директора муниципального унитарного предприятия «Костромагорводоканал» Зайчук вступил в сговор с заместителем начальника отдела предприятия Борковым, а также директором коммерческой организации ООО «Инженерные системы» Владимиром Семейкиным. Затем, между муниципальным и коммерческим предприятиями заключались фиктивные договоры подряда на выполнение работ по ремонту водопроводов, по промывке трубопроводов. Фактически работы не выполнялись. На основании фиктивных приемо-сдаточных документов и счетов-фактур денежные средства за невыполненные работы перечислялись на счета ООО «Инженерные системы», а в дальнейшем обналичивались и передавались Зайчуку. В общей сложности, муниципальному предприятию причинен ущерб на сумму свыше 6 млн. рублей. С целью обеспечения исполнения приговора в части заявленного гражданского иска арестовано имущество обвиняемых на общую сумму 8 млн. рублей. После вручения копий обвинительного заключения уголовное дело будет направлено в Свердловский районный суд города Костромы для рассмотрения по существу. В настоящее время Семейкин уже признан судом виновным в совершении указанного преступления.[119] В данном случае с целью сбора доказательной базы целесообразно было бы использовать опрос, наведение справок, исследование документов, обследование сооружений и участков местности, получение компьютерной информации.


Таким образом, на данном этапе развития системы закупок имеется достаточно широкий арсенал инструментов в сфере привлечения заказчиков и поставщиков к ответственности за неправомерные действия при осуществлении закупок. Значительное число правонарушений и преступлений вызваны достаточно высоким уровнем коррумпированности сферы торгов, широким распространением «откатной» системы, и с ними ведется активная борьба как со стороны Федеральной антимонопольной службы, которая является основным контрольным органом в сфере закупок, так и правоохранительных органов, в том числе путем проведения соответствующих оперативно-розыскных мероприятий.

Но также имеется значительное количество правовых коллизий, пробелов и несоответствий, которые ограничивают возможности для добросовестной конкуренции и дают возможности заказчикам для нецелевого использования денежных средств, что негативно сказывается на общественных интересах. В целом регламентация прав и обязанностей заказчиков и поставщиков требует дальнейшей проработки, совершенствования и приведения к единообразию.

Заключение

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Основными законодательным актом, регулирующим проведение оперативно-розыскных мероприятий, является Закон об оперативно-розыскной деятельности, который определяет общие положения об осуществлении оперативно-розыскной деятельности, но требует дальнейшей проработки и детализации с целью заполнения существующих пробелов, в том числе на уровне ключевых понятий в законодательстве.

Всего в настоящее время в распоряжении органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельности, имеется 15 видов оперативно-розыскных мероприятий, в том числе такое недавно введенное мероприятие, как получение компьютерной информации.

Большей частью осуществление ОРМ постепенно перемещается в сферу высоких технологий, то есть подразумевает все более активное использование новейших достижений науки и техники: средств видео- и аудионаблюдения, средств негласной фиксации необходимой информации, слежения, дистанционного получения информации с персональных компьютеров.

Однако за видимыми положительными сторонами технического прогресса скрываются и свои подводные камни: частная жизнь граждан становится все более незащищенной и доступной, законодатели пытаются установить тотальный контроль во всех сферах жизни общества, в том числе законопослушных граждан, так как при записи, например, телефонных переговоров или сообщений операторами мобильной связи не делается никаких исключений и выборок, что явным образом ущемляет конституционные права.


Следует отметить важность осуществления оперативно-розыскных мероприятий при выявлении и раскрытии преступлений в сфере государственных и корпоративных закупок, так как именно через бюджетные инвестиции в приоритетные сферы экономики государство может проводить политику по стимулированию развития производства, сельского хозяйства, торговли и социальной сферы, что крайне необходимо на данном этапе спада российской экономики. Но, к сожалению, значительная часть выделяемых из бюджета средств уходит не на поддержку экономики и производства, а выводится в зарубежные активы.

Несмотря на то, что формально закон 44-ФЗ устанавливает жесткую регламентацию всех этапов закупочного процесса, от планирования до заключения и исполнения контракта, как показывает практика, это не исключает различного рода уловки, как со стороны заказчиков, так и участников закупок. Закон 223-ФЗ на сегодняшний день вообще не выполняет функции по регулированию закупочной деятельности крупных корпорация и госкомпаний, поскольку является крайне «дырявым» и оставляет ключевые моменты на усмотрение заказчиков, чем они, разумеется, охотно пользуются.

С целью повышения ответственности заказчиков за осуществляемые ими действия при проведении закупок, а также снижения коррупционных составляющих при заключении договоров оба закона предусматривают различные виды ответственности. Основные санкции реализуются через административную ответственность, хотя в последнее время увеличилось число случаев привлечения заказчиков и поставщиков к уголовной ответственности, что отражает следование основным директивам развития, установленным на уровне Правительства и Президента Российской Федерации, с точки зрения повышения прозрачности и эффективности закупок.

Привлечение заказчиков к уголовной ответственности, в том числе благодаря проведению эффективных оперативно-розыскных мероприятий, будет формировать полезные прецеденты, выполняющие превентивную функцию с целью удержания заказчиков от необдуманных противоправных деяний. В итоге повысится конкурентность закупок, благодаря которой будет обеспечиваться снижение закупочных цен на приобретаемую заказчиками в ходе тендерных процедур продукцию, сокращение себестоимости и, следовательно, формирование более конкурентоспособных цен готовой продукции, увеличение в составе выручки доли чистой прибыли, что обеспечит увеличение налоговых поступлений в бюджеты Российской Федерации и ее субъектов. Таким образом, будет получен положительный экономический эффект для всех участников рыночной системы: производителей, потребителей и государства.