Файл: Общая характеристика оперативно-розыскных мероприятий (Порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 91

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Допускается вынужденное причинение вреда правоохраняемым интересам должностным лицом оперативного аппарата либо лицом, оказывающим этому аппарату содействие на конфиденциальной основе, совершаемое при правомерном выполнении этими лицами своего служебного или общественного долга по защите жизни и здоровья граждан, их законных прав и законных интересов, а также для обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.[67] Юридическая оценка подобных ситуаций дается в соответствии с положениями ст. 37 «Необходимая оборона», ст. 38 «Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление» и ст. 39 «Крайняя необходимость» Уголовного кодекса Российской Федерации[68].

Сведения о лицах, внедренных в криминальную среду или иные формирования, имеющие своей целью подрыв государственных устоев нашего общества, составляют государственную тайну и могут быть преданы гласности только с их письменного согласия.[69]

  1. Контролируемая поставка – это оперативно-розыскное мероприятие, состоящее в осуществлении контроля за перевозкой, пересылкой или иным перемещением предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также материальных объектов, находящихся в свободном обороте, но добытых преступным путем или сохранивших на себе следы преступления, орудий и средств совершения преступления, в целях получения оперативно значимой информации и решения конкретных задач оперативно-розыскной деятельности.[70]

В зависимости от товара (предмета) и его отношения к преступной деятельности различают три вида контроля оборота:

  • товара или предметов, свободная реализация которых запрещена или оборот которых ограничен;
  • предметов, добытых преступным путем или сохранивших на себе следы преступления;
  • орудий или средств совершения преступления.

С учетом характеристики контролируемой поставки различают:

  • обычные поставки, когда обнаруженные предметы (оружие, наркотики и др.) не изымают до завершения операции;
  • подменные, когда производят полное или частичное изъятие контролируемого предмета, заменяя на муляж.

В зависимости от территории проведения различают:

  • внутренние поставки (на территории Российской Федерации);
  • внешние (осуществляются на территории нескольких государств в порядке, установленном международными договорами);
  • транзитные (через территорию Российской Федерации).

  1. Оперативный эксперимент – это ОРМ, заключающееся в искусственном создании негласно контролируемой ситуации, условия которой способствуют проявлению преступных намерений оказавшихся под наблюдением лиц, пресечению их преступных действий и задержанию с поличным.[71]

Оперативный эксперимент проводится на основании постановления, утвержденного руководителем, правомочным на осуществление ОРД.

Целью оперативного эксперимента является получение информации в условиях, максимально приближенных к тем, в которых было совершено интересующее оперативного сотрудника событие. Оперативный эксперимент не должен провоцировать лицо к совершению противоправных действий; не должен унижать достоинство участвующих в нем лиц; подвергать опасности здоровье окружающих; воспроизводить, повторять все обстоятельства расследуемого преступления и т.п.[72]

Результаты оперативного эксперимента оформляются рапортом сотрудника оперативного подразделения, а в случае выявления преступлений или лиц, к ним причастных, оформляются актом оперативного эксперимента и могут служить основанием как для выдвижения версий по делу, так и для принятия решения о возбуждении уголовного дела и задержании подозреваемого в соответствии со ст. 91 УПК РФ.

  1. Получение компьютерной информации является новым видом оперативно-розыскных мероприятий, который появился с 20.07.2016 года[73]. Связано это с тем, что в современном мире значительные объемы информации о деятельности криминальных структур и элементов циркулируют в сети Интернет, концентрируются в информационных ресурсах и различных технических устройствах в компьютерной форме.

В отличие от названий иных оперативно-розыскных мероприятий оно отражает не способ получения оперативно-розыскной информации, а форму, в которой эта информация представлена. Очевидно, это решение связано с широчайшей распространенностью компьютерной формы представления оперативно значимой информации и ее специфическими свойствами, обусловливающими особые способы ее получения. В качестве компьютеров в настоящее время могут рассматриваться достаточно разнообразные устройства, предназначенные для автоматизированной обработки оцифрованных данных (персональные и сетевые компьютеры, серверы, ноутбуки, сотовые телефоны, смартфоны, планшеты, банкоматы и др.). Довольно широк и спектр носителей компьютерной информации (встроенные и внешние накопители на жестких магнитных дисках, флэш-карты, оптические диски, CD и DVD диски и др.). Наконец, она может передаваться между компьютерными устройствами по техническим каналам связи в информационно-телекоммуникационных сетях, подвергаясь при этом обработке в промежуточных сетевых устройствах (сетевых серверах, маршрутизаторах, концентраторах, модемах и др.).[74]


Основу ОРМ «получение компьютерной информации» составляют достаточно сложные в техническом плане и требующие специальной подготовки действия по добыванию хранящейся в компьютерных системах или передаваемой по техническим каналам связи информации о лицах и событиях, вызывающих оперативный интерес. Об этом, в частности, свидетельствует и указание в Законе[75] на то, что такие ОРМ проводятся с использованием оперативно-технических сил и средств органов федеральной службы безопасности и органов внутренних дел.

Содержание ОРМ «получение компьютерной информации» связано с применением особых способов доступа к перечисленным выше информационным источникам, а именно[76]:

1. Негласное применение специального программного обеспечения и оборудования для скрытного съема данных с компьютерных устройств.

2. Оперативно-розыскной мониторинг сетевых информационных ресурсов.

3. Негласная установка в компьютерные устройства специального программного обеспечения, позволяющего фиксировать содержание осуществляемых с этих компьютеров сеансов связи.

4. Применение аналитического программного обеспечения для выявления оперативно значимой информации в различных базах данных.

Проведение данного ОРМ допускается на основании судебного решения[77].

При получении компьютерной информации могут возникать и трудности, связанные с применением проверяемыми лицами средств криптографической защиты сообщений путем их шифрования.

Таким образом, оперативные органы располагают в настоящее время всеми необходимыми инструментами добывания оперативно-розыскной информации. Однако имеются также и некоторые сложности в трактовании отдельных положений законодательства ввиду неопределенности многих понятий. Кроме того, не всегда оперативно-розыскные мероприятия проводятся в рамках, установленных законом. Иногда это является оправданным, чтобы собрать доказательную базу для раскрытия сложных и опасных преступлений. Но в некоторых случаях органы, осуществляющие ОРД, допускают превышение своих полномочий или проводят не санкционированные надлежащим образом мероприятия, в результате чего нарушаются конституционные права граждан и страдают невиновные люди.


Глава 2. Порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий

§ 1. Основания для проведения ОРМ

Как и в отношении многих других терминов, Закон не содержит дефиниции для понятия «основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий» и ограничивается только их перечислением[78].

Поэтому разные авторы приводят свои определения, отталкиваясь от практики осуществления оперативно-розыскной деятельности.

Под основанием для проведения ОРМ понимают сведения о фактах (информация), достаточные для предположения о подготовке или совершении преступления по наличию отдельных признаков, указывающих на такие деяния либо на лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, причем такое предположение может иметь характер версии, основанной на фактических данных.[79]

Не исключают оснований для проведения ОРМ и следующие случаи: если в поступившей информации содержатся сведения о каких-либо из обстоятельств, исключающих производство по уголовному делу[80]; если ставшие известными оперативно-розыскному органу сведения касаются признаков преступления, отнесенных законом к делам, возбуждаемым не иначе как по жалобе потерпевшего (дела частно-публичного обвинения); если деяние, предусмотренное гл. 23 УК РФ, причинило вред интересам исключительно коммерческой или иной организации, не являющейся государственной или муниципальной, не причинило вреда интересам других организаций, а также интересам граждан, общества и государства и потому дело возбуждено по заявлению руководителя этой организации или с его согласия. Например, во втором случае, оперативным путем могут устанавливаться обстоятельства, связанные с невозможностью потерпевшим защищать свои права и законные интересы, когда прокурор возбудил дело частично-публичного обвинения из-за того, что в силу каких-либо причин не позволило самому потерпевшему сделать заявление о преступлении; в третьей ситуации ОРМ могут проводиться потому, что необходимо установить, имело ли место причинение вреда только данной организации или также интересам других организаций, граждан, общества или государства.

Все указанные в Законе основания можно разделить на две группы:


  1. Основания документального характера:
  • наличие возбужденного уголовного дела[81];
  • поручения следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, органа дознания или определения суда по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, находящимся в их производстве[82]. Под поручением понимается письменный документ, составленный в соответствии с требованиями УПК РФ. Устное указание (поручение) названных участников уголовного судопроизводства не является основанием для производства ОРМ. Направляемое поручение не должно содержать указание на вид и тактику ОРМ; это определяет должностное лицо оперативно-розыскного органа. Указанные лица в своих поручениях вправе ставить только задачу, устанавливать сроки выполнения поручений[83].
  • запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по основаниям, указанным в статье 7 Закона[84]. Под другими органами понимаются как оперативное подразделение и службы этого же ведомства, так и органы других федеральных министерств и служб, полномочных осуществлять ОРД.
  • постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации[85]. Это основание для проведения ОРМ заключается в том, что основанием для применения мер безопасности являются данные о наличии реальной угрозы убийства защищаемого лица, насилия над ним, уничтожения или повреждения его имущества, что само по себе обусловливает проведение помимо прочего и ОРМ.[86]
  • запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации[87]. Выполнение таких запросов записано в п. 3 ст. 14 Закона в качестве обязанности органов, осуществляющих ОРД.
  1. Основания фактического характера, то есть ставшие известными органам, осуществляющим ОРД, сведения о[88]:
  • признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Под противоправным деянием в данном случае следует понимать преступление. Под ставшим известными сведениями следует понимать известия, сообщения или иную информацию, в результате которых у оперативно-розыскного органа сформировалось знание, предположение или представление о событиях, фактах и (или) лицах, представляющий оперативный интерес. В этой ситуации нет достаточных данных для решения о возбуждении уголовного дела, но имеется необходимость собрать дополнительные фактические данные путем проведения ОРМ для принятия решения об отказе или возбуждении уголовного дела.
  • событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации;
  •  лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания. Розыск лиц, скрывшихся от органа дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, определен законодателем в качестве одной из задач ОРД[89];
  • лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов. ОРМ по розыску лиц, без вести пропавших, как правило, проводятся на основании заявления родственников, знакомых или должностных лиц. Содержащаяся в таких заявлениях информация является достаточным основанием для проведения ОРМ, в ходе которых решается задача установления местонахождения пропавшего лица и проверяется версия о криминальном характере его исчезновения. Обнаружение неопознанных трупов как основание для осуществления ОРМ, как правило, выступает до решения вопроса о возбуждении уголовного дела в случаях обнаружения на трупе признаков насильственной смерти.[90]