Файл: Общая характеристика оперативно-розыскных мероприятий (Порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 93

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Существует несколько методов классификации ОРМ. Максимально подробную классификацию приводит В.Г. Бобров[21]:

  1. В зависимости от времени (продолжительности) проведения оперативно-розыскные мероприятия могут быть разовыми (опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования и т.д.) и длящимися (контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров и т.д.).
  2. В зависимости от формы проведения ОРМ могут быть гласными и негласными, осуществляться с зашифровкой их истинной цели и без нее.
  3. В зависимости от необходимости санкционирования ОРМ могут быть:

а) не требующими какого-либо санкционирования (опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, исследование предметов и документов, наблюдение, отождествление личности);

б) требующими ведомственного санкционирования[22] (проверочная закупка и контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен; оперативное внедрение; оперативный эксперимент);

в) требующими судебного решения[23] (контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи, получение компьютерной информации).

§ 2. Содержание видов оперативно-розыскных мероприятий

Как уже было отмечены в предыдущем параграфе, в настоящее время законодательством предусмотрено 15 видов оперативно-розыскных мероприятий. Ниже раскроем содержание каждого из них.

1. Опрос (разведывательный опрос) представляет собой одно из самых распространенных ОРМ, состоящее в получении оперативно значимой информации путем проведения оперативным работником или по его поручению иным должностным лицом органа дознания специальной беседы с лицом, предположительно являющимся носителем такой информации.[24] Непременным условием его проведения является согласие лица, владеющего определенной информацией, отвечать на вопросы должностного лица. В оперативно-розыскной деятельности, как и в уголовном судопроизводстве, в полной мере действует конституционное положение, в соответствии с которым «никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга или близких родственников, круг которых определяется федеральным законом»[25].


При этом по просьбе опрашиваемого лица сотрудник оперативного подразделения обязан обеспечить конфиденциальность опроса. В ходе такой беседы не исключается и использование правил конспирации в интересах получения необходимой информации.

Опрос как оперативно-розыскное мероприятие следует отличать от допроса как процессуального действия, производимого по уголовному делу и являющегося прерогативой следователя, дознавателя либо судьи. Он осуществляется с обязательной фиксацией в протоколе установленной формы с предупреждением допрашиваемого свидетеля или потерпевшего об ответственности за дачу заведомо ложных показаний.

В теории и на практике вызывает дискуссии вопрос о применении в ходе опроса технических средств (аудиозапись и видеозапись). Использовать такие технические средства возможно как гласным путем, так и негласным, но в любом случае факт звуко-, видеозаписи оперативно-розыскного мероприятия оформляется рапортом сотрудника, их применявшего.[26]

При опросе нельзя применять угрозы, любого рода физическое воздействие, допускать действия, унижающие человеческие достоинства личности.

  1. Наведение справок – это ОРМ, которое заключается в получении информации, имеющей значение для решения конкретных задач ОРД, путем направления запросов в государственные органы, органы местного самоуправления, их подразделения, организации или физическому лицу, которое располагает или может располагать таковой, а равно ее получение путем непосредственного ознакомления с соответствующими материальными носителями, в том числе из оперативных, криминалистических и иных учетов, информационно-поисковых систем и других источников.[27] Наведение справок предполагает сбор сведений о самых разных аспектах жизни проверяемых лиц, в том числе о биографических данных, его связях, сведения об образовании, умениях и навыках, о роде занятий, имущественном положении, месте проживания, фактах совершения в прошлом административных правонарушений и уголовных преступлений и т.п.

Для наведения справок используются информационно-поисковые системы МВД РФ, а также любых других государственных учреждений и организаций. Полученная информация при условии соблюдения требований ч. 6 ст. 5, ст. 12 Закона, а также ст. 74-84, 86-89 УПК РФ может приобщаться к материалам уголовного дела. Наведение справок производится как лично оперативным сотрудником, так и по его поручению другим лицом. Основное отличие наведения справок как оперативно-розыскного мероприятия от следственного действия, направленного на сбор информации, состоит в том, что истинные цели оперативно-розыскного мероприятия могут легендироваться.


Результаты изучения документов оформляются либо рапортом (как правило, для внутриведомственного документооборота), либо справкой.

  1. Сбор образцов для сравнительного исследования – оперативно-розыскное мероприятие, состоящее в получении оперативным аппаратом образцов объектов, являющихся носителями оперативной информации и подлежащих последующему криминалистическому и иному специальному исследованию, в целях установления обстоятельств, имеющих значение для решения частных задач оперативно-розыскной деятельности.[28] Сбор образцов для сравнительного исследования нередко применяется как в следственной практике[29], так и в оперативно-розыскной деятельности. Очевидно, что отсутствие образцов для сравнительного исследования исключает и само исследование. Субъектом рассматриваемого оперативно-розыскного мероприятия всегда является должностное лицо оперативного аппарата, осуществляющее оперативную проверку. К участию в получении образцов оперативный работник может привлечь и других субъектов ОРД, в том числе оказывающих содействие оперативным аппаратам на конфиденциальной основе, а также соответствующих специалистов.

К числу объектов, образцы которых чаще всего получаются в целях последующих специальных исследований, относятся: отпечатки пальцев рук, кровь, волосы, почерк, продукты питания, похищенное имущество, товары и иные материальные образования. При негласном получении образцов составляется рапорт или справка. Гласное получение образцов сопровождается составлением соответствующего протокола.

  1. Проверочная закупка также имеет свои тактические особенности. Сущность данного оперативно-розыскного мероприятия состоит в совершении мнимой сделки купли-продажи с лицом, подозреваемым, как правило, в обвешивании, обмеривании, обсчете покупателей, завышении цен,

продаже низкосортных товаров по цене высокосортных (так называемая пересортица), а также в реализации запрещенных или ограниченных в гражданском обороте предметов, товаров (наркотики, сильнодействующие лекарственные препараты, оружие и т.п.). В последнем случае проверочная закупка производится только на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.[30] К проверочной закупке могут привлекаться и другие лица, действующие на основании поручения оперативного сотрудника.


Одна из особенностей этого мероприятия состоит в зашифрованности его проведения, то есть факт купли-продажи происходит под видом обычной процедуры с последующим объяснением продавцу фактической цели закупки, контрольным взвешиванием приобретенного товара и составлением акта о происшедшем. Для того чтобы результаты проверочной закупки в дальнейшем могли получить доказательственное значение, целесообразно при её проведении присутствие двух незаинтересованных граждан (представителей общественности), которые в качестве свидетелей смогут впоследствии подтвердить факт закупки конкретного товара в определенном месте и у данного лица.

Существует также негласная форма проверочной закупки, о которой продавцу не сообщается, контрольное взвешивание производится без его участия и по результатам этого мероприятия составляется справка. Факт проверочной закупки целесообразно зафиксировать с помощью технических средств.

  1. Исследование предметов и документов – это криминалистическое, научно-техническое или иное исследование предметов, веществ и документов, полученных в процессе ОРД, проведенное в непроцессуальной форме специалистами, обладающими необходимыми для этого познаниями, в целях обнаружения информации, необходимой для решения задач ОРД.[31]

Такие исследования, как и экспертизы, проводятся специалистами в той или иной отрасли знаний, и в ходе исследований решаются те же вопросы, что и при проведении экспертиз. Однако исследования в оперативно-розыскной деятельности проводятся вне процессуальной формы и не имеют доказательного значения[32]. Необходимость в проведении исследования предметов и документов возникает при появлении в распоряжении оперативного аппарата объектов – предметов или документов, исследованием которых можно получить новую оперативную информацию. К таким объектам чаще всего относятся: различного рода следы (пальцев рук, обуви, транспортных средств, взлома и т. п.), кровь, слюна, волосы, другие объекты биологического происхождения, различные документы. Полученная при этом новая информация является производной от первоначальной, непосредственно связанной с соответствующими объектами. Тем не менее первоначальная и производная информация в комплексе дают новое знание, на основе которого решаются конкретные задачи оперативной проверки. Исследование предметов и документов в ходе оперативно-розыскной деятельности, как правило, предшествует соответствующим видам судебных экспертиз, проводимых при производстве по уголовному делу. Результаты исследования предметов и документов оформляются справкой специалиста (эксперта-криминалиста), проводившего исследование.


  1. Наблюдение – оперативно-розыскное мероприятие, представляющее собой негласное слежение и контроль за поведением (действиями) лиц, интересующих оперативного работника, в том числе причастных к совершению преступления, с целью получения значимой информации о признаках их преступной деятельности (например, об организации преступной группы, взаимоотношениях её членов, способах финансирования группы и т.п.) и другой информации.[33]

Конспиративное наблюдение представляет собой эффективный способ получения оперативным аппаратом информации, обеспечивающей решение наиболее важных задач оперативно-розыскной деятельности.[34]

В настоящее время используются следующие виды наблюдения: физическое (визуальное), электронное либо комплексное, то есть сочетающее в себе элементы того и другого.

К физическому наблюдению относится деятельность соответствующих сотрудников, в ходе которой могут быть использованы технические средства — видео- и аудиозаписи, фотосъемки.

Электронное наблюдение позволяет организовывать и проводить слежение за действиями интересующего лица как в помещениях, в транспортных средствах, так и на открытой местности. При этом привлекаются, как правило, сотрудники специальных оперативно-технических подразделений и используется аудио- и видеоаппаратура.

Применение физического и электронного наблюдения в комплексе позволяет фиксировать в хронологическом порядке и в режиме реального времени буквально всю жизнедеятельность проверяемого лица на протяжении всего временного интервала, в течение которого осуществляется данное мероприятие, то есть все передвижения, действия и контакты лица в определенный промежуток времени[35].

Результаты проведенного наблюдения фиксируются в рапортах или справках. В случае использования специальных технических и иных средств фиксации информации к документам должны прилагаться физические носители информации.

  1. Отождествление личности – это ОРМ, заключающееся в установлении лиц, причастных к подготовке или совершению преступлений либо находящихся в розыске методом идентификации по характеризующим их признакам, осуществляемое в непроцессуальной форме (оперативная идентификация).[36]

Отождествление личности представляет собой как визуальное, так и иное (по голосу, функциональным признакам, следам пальцев рук, биологическим объектам) распознавание лица, имеющего непосредственное отношение к преступлению, в связи с которым проводятся оперативно-розыскные мероприятия. При этом опознаваемый не должен знать о том, что является объектом опознания. Оперативный работник должен предусмотреть меры безопасности в отношении опознающего и, при необходимости, организовать задержание преступника. При проведении отождествления личности недопустимо какое-либо психологическое или иное воздействие на опознающего, которое может исказить объективность опознания.