Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности (Понятие и факторы профессиональных стрессов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Итак, необходимо выделять время для себя. Не испытывая чувства вины от этого, побудьте с собой, со своими мыслями и чувствами. Вернитесь назад в свое детство, к тем особым жизненным случаям, когда окружающие постоянно понуждали вас быть занятым, следили за тем, чтобы все время что-нибудь делать, быть целеустремленным и поглощенным, думать и планировать наперед, откладывать любой шанс испытать удовольствие сегодня ради неопределенного будущего[47]. То «будущее время» – здесь и сейчас. Очень скоро все окажется в прошлом. Когда вы начнете жить? «Начните жить» здесь и сейчас, не гоняясь исступленно за какими-то идиллическими праздниками под солнцем, вкушая момент за моментом ощущения окружающей жизни, которые заставляют нас чувствовать себя живыми. Не делайте ничего специально. Просто оставайтесь верны своему чувству собственной уникальности, осознайте, кто вы и что это значит – быть самим собой[48].

Выводы

Стресс - это приспособительная и защитная реакция организма, которая возникает в экстремальных условиях жизнедеятельности и несет в себе угрозу жизни человека, его физическому или психологическому благополучию. Стрессовое напряжение сопровождается биохимическими изменениями и повышенной гормональной активностью в организме человека.

Существуют «положительный» стресс (эустресс) и «отрицательный» стресс (дистресс). Функция эустресса — активизация и мобилизация сил организма для выполнения сложной деятельности, преодоления трудностей или неблагоприятной ситуации. Но хронические, неконтролируемые и непредсказуемые стрессы (дистрессы), сопряженные с перенапряжением и потерей психофизического здоровья, снижают социальную и профессиональную активность личности.

К разновидностям профессионального стресса относят информационный, эмоциональный и коммуникативный стресс.

Информационный стресс связан с информационными перегрузками, когда и короткие сроки от руководителя требуется быстрое осмысление и переработка большого объема сложной информации. Руководитель вынужден работать без отдыха и переключения на другие виды деятельности. Усиливает стрессовое напряжение высокая ответственность за последствия принимаемых решений. Эмоциональные стрессы являются следствием неудовлетворенности работой, жесткого психологического прессинга, чрезмерного контроля, отсутствия самостоятельности и свободы в принятии решений. Коммуникативные стрессы руководитель испытывает в различных конфликтных ситуациях.


Стресс усиливается, если руководитель испытывает нехватку профессиональных знаний и ощущает несоответствие своего характера, личностных особенностей требованиям профессии и социальным ожиданиям.

Глава 2. Исследование уровня стресса у руководителей ПАО «Тюменьэнергосетьсервис»

2.1. Анализ кадрового состава предприятия

ПАО «Тюменьэнергосетьсервис» оказывает комплексные услуги в сфере проектных, строительных, ремонтных и пусконаладочных работ на объектах электроэнергетики.

В оценке человеческого капитала предприятия необходима характеристика его количественной и качественной сторон. Количественная характеристика трудового потенциала предприятия в первую очередь измеряется такими показателями, как списочная и среднесписочная численность работников (см. таблицу 1).

Таблица 1

Количественная персонала ПАО «ТЭСС» за 2015–2017 гг.[49]

Показатель

2015 год

2016 год

2017

год

Динамика

+;-

%

Среднесписочная численность:

В том числе:

рабочие

специалисты

руководители

166

124

18

24

172

127

18

27

184

139

18

27

+18

+15

-

+3

10,84

12,10

-

12,50

Численность работников в 2017 г. увеличилась на 18 человек (или 10,84%) по сравнению с 2015 г. При этом численность рабочих увеличилась на 12,10 %, а численность руководителей высилась на 12,50 %. Можно сделать вывод, что изменение разных категорий работников в целом происходит пропорционально общему изменению, что свидетельствует о стабильности структуры трудового потенциала. За счет увеличения численности персонала, в основном рабочих, и количества отработанных дней значительно увеличился также и фонд ресурсов труда.


Возрастной состав персонала ПАО «ТЭСС» представлен в таблице 2. Большинство работающих в ПАО «ТЭСС» в возрасте от 30 до 40 лет, причем в основном это рабочие, а ИТР – в возрасте от 25 до 50 лет, что объясняется продвижением с возрастом по карьерной лестнице.

Таблица 2

Возрастной состав работающих ПАО «ТЭСС» [50]

Категории персонала

До 30лет

От 30 до 50 лет

От 51 года и старше

Рабочие

18

102

19

Специалисты

5

10

3

Руководители

2

19

6

Итого:

25

131

28

В процентах от общего числа работающих

13,6%

71,2%

15,2%

Работники до 30 лет и старше 50 составляют незначительную часть персонала, поскольку, как правило, к 25 годам большинство людей получают образование, а после 50 лет выходят на пенсию.

Состав персонала ПАО «ТЭСС» по уровню образования представлен в таблице 3.

Таблица 3

Состав работающих в ПАО «ТЭСС» по уровню образования [51]

Категории

Высшее образование

Среднее

профессиональное

образование

Среднее

Рабочие

2

10

127

Специалисты

10

7

1

Руководители

8

16

3

Итого:

20

33

131

В процентах от общего числа работающих

11

17,9

71,1

Изменения, происходящие в составе работающих, являются результатом движения работников. Для характеристики движения работников рассчитывают и анализируют динамику следующих показателей: коэффициент оборота по приему; коэффициент оборота по выбытию, коэффициенты текучести и постоянства кадров.


2.2. Исследование стрессов руководителей ПАО «Тюменьэнергосетьсревис»

Целью исследования было изучение основных источников профессионального стресса у менеджеров и определение его симптоматики. Достижение поставленной цели реализовывалось в процессе последовательного решения следующих задач:

1) изучение основных стресс-факторов;

2) анализ субъективных оценок степени выраженности стресса;

3) изучение основных симптомов профессионального стресса и его негативных последствий.

Эмпирическую базу исследования составили 13 испытуемых: менеджеры высшего (4 чел.) и среднего (9 чел.) звена ПАО «ТЭСС». Из них 7 человек – мужчины, 6 - женщины в возрасте от 25 до 64 лет; стаж управленческой деятельности - в среднем 11 лег (от 2 до 36 лет). Полученные в процессе исследования данные обрабатывались с использованием программы статистической обработки данных PASW Statistics 18.0.

На основе анализа современных литературных источников по психологии управления была составлена анкета, вопросы которой направлены на изучение стресс-факторов, наиболее распространенных в деятельности менеджеров, стрессовой симптоматики и негативных последствий профессионального стресса. Респондентам предлагалось оценить имеющиеся в анкете варианты ответов, а также выразить свое мнение по существу вопроса.

По результатам анкетирования были выявлены стресс-факторы, наиболее часто встречающиеся в управленческой деятельности. Выделенные стресс-факторы с определенной долей условности можно разделить на четыре группы: 1 - стресс-факторы, обусловленные спецификой управленческого труда, 2 – коммуникационные, 3 – субъективные, 4 - объективные. Среди них преобладают источники стресса 1-й группы, возникновение которых обусловлено спецификой груда менеджеров: большой объем работы (54 % респондентов), выполнение работы в условиях дефицита времени (54 %), высокая ответственность за принятые решения (38 %), сложность и разнообразие профессиональных задач (23 %).

Помимо того, высокую стрессогенную нагрузку несут факторы 2-й группы: общение с конфликтными людьми (38 %), низкая мотивация подчиненных, необходимость постоянного контроля их деятельности (38 %), отсутствие взаимопонимания и конфликты с деловыми партнерами (15 %), конфликты с подчиненными, коллегами (15 %), значимые разногласия с вышестоящим руководством (8 %).

Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что управленческая деятельность связана с высоким риском возникновения конфликтных ситуаций во взаимодействии с различными субъектами делового общения: подчиненными, коллегами, деловыми партнерами. Часть менеджеров в качестве источников стресса выделяет ряд субъективных факторов: ощущение не соответствия между затраченными усилиями и вознаграждением за груд (моральными материальным) (38 %), отсутствие ясных перспектив карьерного роста (8 %). Детерминантами возникновения эти стресс-факторов выступают внутриличностные противоречия, возникающие в результате расхождения между ожиданиями и субъективной оценкой привлекательности работы, потребностями в профессиональной самореализации и реальными перспективами развития карьеры.


И наконец, к источникам стресса респонденты отнесли проверки контролирующих органов (38 %) и чрезвычайные происшествия» (8 %) как объективные стресс-факторы.

На следующем этапе исследования мы проанализировали субъективные оценки интенсивности и частоты возникновения стресса в профессиональной деятельности. Результаты анкетирования показали, что все респонденты испытывают психоэмоциональное напряжение в ходе выполнения служебных обязанностей. При этом 46 % менеджеров отмечают, что систематически сталкиваются с воздействием профессионального стресса, 23 % - оценивают стрессогенность своей работы как высокую, 62 % - как среднюю и только 15 % - как низкую. В целом данные показатели позволяют судить о достаточно выраженной степени переживаний профессионального стресса у представителей управленческих профессий.

Далее в исследовании рассматривалась основная симптоматика профессионального стресса менеджеров. Так, 85 % респондентов указали на связь между ухудшением общего физического состояния и воздействием профессионального стресса. В частности, испытуемые указывали на такие симптомы, как головная боль, повышение артериального давления, проблемы с пищеварением, обострение хронических заболеваний.

Как пример - комментарии менеджера: Н. К., жен., 40 лет, заместитель
директора коммерческой фирмы: «В настоящее время наша фирма переживает сложный период, мне приходится много и напряженно работать, разрешать проблемы с поставщиками, представителями банка, контролирующими органами. В се это сказывается на моем здоровье: я не могу заснуть без медпрепараюв, появились боли в области сердца».

Негативное воздействие стресса на работе также распространяется на нервно-психическую сферу. В частности, менеджеры упоминали такие симптомы, как снижение эмоционального фона и ухудшение настроения, переживание тревоги, повышенная утомляемость, раздражительность, нарушение сна и аппетита. При этом 28 % респондентов отметили, что систематически сталкиваются сданными проявлениями стресса.

Психическая напряженность, возникающая у специалистов, занимающихся управленческой деятельностью, часто сохраняется и в свободное от работы время, что подтверждается результатами нашего исследования. Так, большинство менеджеров (85 %) отмечает, что довольно часто не могут в свободное время отключиться от мыслей о проблемах, связанных с профессиональной деятельностью; «застревание» на нерешенных вопросах. При этом 31 % респондентов подчеркнули, что очень часто сталкиваются с данным симптомом проявления профессионального стресса.