Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности (Понятие и факторы профессиональных стрессов).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 55
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты профессионального стресса в управленческой деятельности
1.1. Понятие и факторы профессиональных стрессов
1.2. Методы управления профессиональным стрессом
Глава 2. Исследование уровня стресса у руководителей ПАО «Тюменьэнергосетьсервис»
2.1. Анализ кадрового состава предприятия
2.2. Исследование стрессов руководителей ПАО «Тюменьэнергосетьсревис»
Глава 3. Рекомендации по профилактике и управлению стрессами
Как пример - комментарии менеджера: М. П., жен., 37 лет: «Вечером после выполнения всех домашних дел, я составляю свой рабочий план на завтра. При этом некоторые действия приходится продумывать на три шага вперед, как при решении шахматной задачи. Мысли о работе, о предстоящих делах не оставляют меня даже дома».
В психологической литературе отмечается, что длительный стресс и высокая психическая нагрузка могут привести к развитию физического, эмоционального и когнитивного истощения. Результаты нашего исследования также подтверждают этот факт. Так, на вопрос о том. «...чувствуете ли Вы себя отдохнувшим, возвращаясь на работу после длительных выходных?», ответы респондентов распределились следующим образом: «да, всегда» - 46 %; «почти всегда» - 38 %; «в последнее время редко» - 15 %, «нет» - 8 %. Полученные результаты свидетельствуют о том, что часть респондентов (23 %) находится в группе повышенного риска, ибо для них характерны симптомы хронического утомления, которое является одним из признаков профессионального выгорания.
На следующем этапе исследования изучались наиболее распространенные негативные последствия профессионального стресса с последующим рассмотрением их (последствий) во взаимосвязи с источниками стресса и его характеристиками.
По результатам анкетирования были выделены наиболее часто встречающиеся среди менеджеров негативные последствия рабочего стресса: ухудшение здоровья, снижение удовлетворенности работой, ухудшение производительности труда, увеличение конфликтности в общении с коллегами и подчиненными, конфликты в семье. Было осуществлено и ранжирование выделенных негативных последствий (рис. 1). Как видно из рисунка 1, на первом ранговом месте находится снижение удовлетворенности работой, на втором - ухудшение здоровья, на третьем - снижение производительности труда, на четвертом - конфликты в семье, на пятом - повышение конфликтности в общении с коллегами и подчиненными. Таким образом, можно утверждать, что переживание стресса, связанного с управленческой деятельностью, негативно отражается на производительности труда и удовлетворенности работой, а также на здоровье менеджеров и межличностном взаимодействии в сфере семейного и делового общения.
Примечание. А - снижение удовлетворенности работой; Б - ухудшение здоровья; В - снижение производительности труда; Г - конфликты в семье; Д - повышение конфликтности в общении с коллегами и подчиненными
Рисунок 1. Показатели частоты проявления негативных последствий профессионального стресса в группе менеджеров (N = 13)
Выводы
Результаты проведенного исследования позволяют констатировать, что профессиональная деятельность менеджеров сопряжена с высоким риском возникновения стрессов на работе. Основные стрессоры менеджеров связаны с большим объемом работы, высокой ответственностью за принятые решения, выполнением работы в условиях дефицита времени, проверками контролирующих органов. Кроме того, высокую эмоциональную напряженность вызывают источники стресса, возникновение которых обусловлено неэффективными коммуникациями и внутриличностными противоречиями. В результате воздействия такого рода факторов у менеджеров возникает состояние острого стресса, проявляются в ухудшении общего физического состояния, снижении эмоционального фона, возрастании тревоги и раздражительности, повышенной утомляемости и неспособности к релаксации.
Вследствие воздействия вышеперечисленных симптомов развивается
хронический стресс, что выражается в ухудшении здоровья, снижении удовлетворенности работой и падении эффективности труда, а также в увеличении конфликтов в сфере семейного и делового общения.
В то же время нельзя исключать и положительное влияние профессионального стресса как фактора, индуцирующего профессиональный рост и продуктивность деятельности.
Глава 3. Рекомендации по профилактике и управлению стрессами
По результатам проведенного исследования можно выделить следующие ключевые элементы борьбы со стрессом в ПАО «ТЭСС»:
1. Поддержание здорового и гармоничного образа жизни является не менее эффективным профилактическим средством против стрессовых состояний. Сбалансированная диета, хороший сон, отдых от работы, регулярные занятия физическими упражнениями — все это помогает удерживать стресс на приемлемом уровне.
2. Участие в программах физических упражнений (3*4 получасовых занятия в неделю), помогающих снизить тревогу и обеспокоенность и восстановить здоровый сон.
3. Установление баланса между домом и работой: избежание чрезмерных рабочих нагрузок, интенсивной домашней работы, деловых командировок.
4. Лучший отдых — это смена вида деятельности (чередование умственных и физических нагрузок).
5. Сохранение оптимистического взгляда на жизнь (умение превращать негативный стресс в позитивный).
6. Самоуправление: расстановка приоритетов, сохранение уверенности в себе, использование времени наилучшим образом.
7. Эффективное решение проблем, особенно ведущих к стрессовым состояниям.
8. Реалистичный подход к ожиданиям относительно самого себя и окружающих: большая часть стрессов, вызванных внутренними причинами, происходит от чрезмерных личных запросов.
9. Обеспечение адекватной эмоциональной поддержки дома и в рабочих отношениях.
10. Управление эффективностью труда помогает сохранять давление на допустимых уровнях восприятия, а в случае необходимости способствует получению помощи от окружающих.
11. Адекватное управление изменениями создает зоны стабильности в их динамике, способствуя позитивному восприятию инноваций.
12. Мониторинг стресса по уровню напряжения, по признакам стрессового состояния; мониторинг причин, запускающих цепную реакцию стресса.
13. Использование посторонней помощи, когда она необходима.
Рекомендуемые управленческие стратегии, направленные на устранение стресса представлены в таблице 4.
Таблица 4
Управленческие стратегии, направленные на устранение стресса, рекомендуемые к применению в ПАО «ТЭСС»
Тип стрессора |
Стратегия устранения |
Время |
Эффективное (рациональное) управление временем |
Передача |
Сотрудничество и создание команды |
Противостояние |
Развитие эмоциональной компетентности |
Ситуация |
Реорганизация труда |
Ожидание |
Постановка цели и определение критериев успеха Стратегия скромных (малых) побед, то есть постоянных мелких улучшений на каждом рабочем месте |
В целях полноценного использования инструментов социальной работы при формировании и развитии человеческих ресурсов ПАО «ТЭСС» необходимо использовать различные здоровьсберегающие технологии. В таблице 5 представлены основные мероприятия, направленные на снижение уровня профессионального стресса на предприятии.
Таблица 5
Комплекс мероприятий, направленных на снижение
уровня профессионального стресса в ПАО «ТЭСС»
№ |
Мероприятия |
1 |
2 |
1 |
Осуществление профилактических обучающих программ по формированию стресс компетентности руководителе и работников ПАО «ТЭСС» |
Продолжение таблицы 5
1 |
2 |
2 |
Групповые коллективные семинары, проводимые менеджером по управлению персоналом, владеющим знаниями в области профилактики стрессов |
3 |
Правильный подбор кадров, с учетом профессиональных и психологических качеств человека. |
4 |
Совершенствование системы мотивации и стимулирования деятельности персонала. |
5 |
Создание благоприятного морально психологического климата. |
6 |
Разработка этического (конфликтологического) кодекса. Разработка карт этики, конкретизирующих этический кодекс ПАО «ТЭСС» для каждого его сотрудника. |
7 |
Оказание консультативной помощи работникам ПАО «ТЭСС» в целях повышения их индивидуальной стрессоустойчивости. |
8 |
Разработка и введение в ПАО «ТЭСС» разнообразных корпоративных мероприятий, корпоративных праздников, расширяющих коммуникативные компетенции персонала. |
9 |
Своевременное информирование руководством сотрудников о намечающихся нововведениях. |
10 |
Организация социокультурной деятельности в ПАО «ТЭСС» по пропаганде самосберегающего поведения. Подготовка и повышение квалификации специалистов по управлению персоналом по технологии самосбережения здоровья и жизненного оптимизма |
11 |
Проведение социальных ревизий для оценки социальных программ ПАО «ТЭСС». |
12 |
Предоставление работникам регулярной обратной связи о результатах их труда, консультативной поддержки. |
13 |
Предоставление работникам права участвовать в принятии определенных решений. |
14 |
Документационное и нормативно-правовое обеспечение технологии управления стрессами в ПАО «ТЭСС» |
Последствия воздействия стрессовых ситуации разнообразны и во многом зависят от индивидуально-личностных особенностей работников. Перечисленные мероприятия необходимо включить в программы профилактики профессионального стресса работников ПАО «ТЭСС». Данные программы должны наполнять кадровую технологию управления стрессами, сформированную на основе кадровой политики и стратегии развития ПАО «ТЭСС». Мотивирующее влияние условий работы определяется тем, насколько эти условия облегчают выполнение порученной работы и удовлетворяют потребность работников в безопасности и физическом и психологическом комфорте.
Для профилактики профессионального стресса работников необходимо внедрить данные стратегии, а также наладить обратную связь между руководством и рядовым персоналом, предоставлять сотрудникам открытую информацию о планируемых нововведениях в кадровой политике и стратегии развития предприятия.
Большинство сотрудников ПАО «ТЭСС» в своей профессиональной деятельности сталкиваются со стрессовыми ситуациями. Ситуациями, которые оцениваются сотрудниками как стрессогенные, являются «установление контакта с клиентами», «связанные с возникновением различного рода конфликтов». Менее стрессогенными для сотрудников предприятия являются «ситуации, возникающие при взаимодействии с коллегами», «связанные с выявлением потребностей клиентов». Сотрудники ПАО «ТЭСС» в профессиональных стрессовых ситуациях используют весь репертуар стратегий копинг-поведения. При этом чаще других используются такие стратегии, как «положительное истолкование и личностный рост», «планирование», «активный копинг», «поиск активной общественной поддержки», «поиск эмоциональной общественной поддержки», «подавление конкурирующей деятельности», редко применяются такие копинг-стратегий. Как «использование алкоголя», «поведенческое отстранение», «обращение к религии». Для работников ПАО «ТЭСС» наиболее стрессогенными ситуациями на уровне индивидуальной работы являются ситуации, связанные с недостатком времени для выполнения плановых заданий, большим объемом работы и отсутствием полной информации об обязанностях. На уровне работы группы наиболее стрессогенными оцениваются ситуации, связанные с предоставлением информации от руководителя. На общеорганизационном уровне как наиболее стрессогенные оцениваются ситуации: невозможность карьерного роста и низкий уровень заработной платы. Наибольшим показателем уровня стрессогенности обладает ситуация «низкий уровень заработной платы». Данная общеорганизационная ситуация является наиболее значимой в целом по сравнению со всеми ситуациями трех уровней.
Реализация указанных рекомендаций на практике позволит существенно снизить уровень стресса в условиях деятельности ПАО «ТЭСС».
Выводы
Реализацию системы борьбы с профессиональными стрессами в ПАО «ТЭСС» предлагается осуществлять через программы стресс-менеджмента, которые предусматривают обучение работников методам определения природы и источников стресса, принципов воздействия стрессов на здоровье человека и ознакомление с опытом по снижению уровня стресса на рабочем месте, включая такие параметры, как менеджмент времени или упражнения по релаксации.