Файл: Уголовно-правовая характеристика коммерческого подкупа».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 75

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Коррупция как негативный социальный феномен известна человеческому обществу с глубокой древности, однако резкий рост количества коррупционных правонарушений произошел во время формирования рыночной модели экономической системы. Переход Российской Федерации к новой модели государственного и общественного устройства, состоявшийся с принятием в 1993 году действующей Конституции РФ обусловил как возникновение новых общественных отношений, связанных с переходом российского государства к рыночной модели экономической деятельности, так и предопределил возникновение новых форм и видов экономических правонарушений, включая и правонарушения в коррупционной сфере. С учетом необходимости обеспечения уголовно-правовой охраны общественных отношений, возникающих в экономической сфере, законодатель в принятом в 1996 году действующем Уголовном Кодексе РФ существенно изменил систему противоправных общественно опасных деяний, признаваемых преступлениями в сфере экономической деятельности. В частности, во вновь принятый УК РФ была включена глава 23, объединяющая преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях, в которую была включена новелла уголовного законодательства в виде статьи 204, предусматривающей уголовную ответственность за коммерческий подкуп.

Рост количества коррупционных правонарушений, а также высокий уровень их латентности, обуславливают актуальность темы данной работы.

Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с уголовной ответственностью за совершение преступления, предусмотренного статьей 204 УК РФ.

Предмет данной работы составляют нормы уголовного законодательства, предусматривающие уголовную ответственность за совершение коммерческого подкупа.

Цель данной работы заключается в изучении и анализе уголовно-правовой характеристики статьи 204 УК РФ, предусматривающей уголовную ответственность за совершение коммерческого подкупа.

Поставленная цель достигается посредством решения следующих задач:

  • Изучить объективные признаки коммерческого подкупа
  • Проанализировать субъективные признаки коммерческого подкупа
  • Охарактеризовать особенности квалифицирующих признаков коммерческого подкупа, а также его отграничения от смежных составов преступлений

Достижение поставленной цели и решение поставленных задач обеспечиваются посредством применения ряда общенаучных методов познания, включая методы системно-структурного и сравнительно-правового анализа.


Нормативную основу для данной работы составили положения уголовного законодательства РФ, устанавливающего порядок и основания для привлечения к уголовной ответственности за совершение преступления, предусмотренного статьей 204 УК РФ.

Теоретическую основу для данной работы составили труды ряда авторов, посвященные рассматриваемым вопросам, включая В.В.Агильдина, И.С.Глазко, Ю.О.Немтину.

Структура работы обусловлена поставленной целью и задачами и включает в себя введение, три разделенные на параграфы главы, посвященные последовательному решению поставленных задач, заключение и список использованных источников.

Глава 1. Объективные признаки коммерческого подкупа

1.1. Объект и предмет коммерческого подкупа

Под объектом преступления следует понимать общественные отношения, которым причиняется вред либо создается угроза его причинения при совершении преступления.

Квалификация любого преступления подразумевает необходимость определения объекта уголовно-правовой охраны, которому был причинен или мог быть причинен вред совершением преступления. Объект преступления определяет характер общественной опасности преступления и служит критерием для отграничения преступления от прочих правонарушений.

Объект преступления - это общественные отношения или интересы, которым причиняется существенный вред или создается угроза его причинения в результате преступления[1].

Совокупность общественных отношений, охраняемых уголовным законодательством в целом, носит название общего объекта. Совокупный же перечень объектов уголовно-правовой охраны дается законодателем в статье 2 Уголовного Кодекса РФ,в соответствии с которым в число объектов уголовно-правовой охраны входят права и свободы личности, собственность, общественный порядок и общественная безопасность, окружающая среда, конституционный строй РФ и мир и безопасность человечества.

В свою очередь, под родовым объектом преступления следует понимать определенную часть носящих однородный характер общественных отношений, находящихся под уголовно-правовой охраной. В их число входят отношения по поводу охраны прав личности, граждан, собственности, общественного порядка.

Под непосредственным же объектом преступления следует понимать определенное общественное отношение, являющееся объектом уголовно-правовой охраны и преступного посягательства.


С учетом приведенной классификации, в теории уголовного права выделяют следующие виды объектов преступления: общий, родовой, видовой и непосредственный. Родовой объект коммерческого подкупа может быть определен как совокупность общественных отношений, возникающих в связи с нормальным функционированием экономики Российской Федерации как целостной системы. Данное определение основывается на наименовании раздела VIII УК РФ. Представляется очевидным тезис о том, что вред, причиняемый интересам осуществляющей экономическую деятельность организации, оказывает негативное влияние на такую деятельность, что влечет за собой закономерные негативные последствия в отношении экономики Российской Федерации в целом.

В свою очередь, под видовым объектом преступления, предусмотренного статьей 204 УК РФ, следует понимать интересы службы в коммерческих и иных осуществляющих экономическую деятельность организациях. В соответствии с частью 1 статьи 53 ГК РФ, служебная деятельность в коммерческих и иных организациях осуществляется в соответствии с законодательством РФ и на основании учредительных документов такой организации, в силу чего совершение предусмотренного статьей 204 УК РФ нарушает принятый в данной организации порядок осуществления служебной деятельности, что позволяет определить интересы службы в коммерческих и иных организациях как установленный порядок осуществления служебной деятельности в данных организациях.

Непосредственный же объект преступления, предусмотренного статьей 204 УК РФ, может быть определен как урегулированные законом общественные отношения, возникающие между коммерческой или иной осуществляющей экономическую деятельность организацией, и ее служащим, наделенным такой организацией полномочиями на принятие экономически и юридически значимых решений во взаимоотношениях такой организации с третьими лицами, а также осуществление деятельности от имени и в интересах такой организации в случаях, когда принятие соответствующих решений или осуществление соответствующей деятельности способно повлечь за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношений с третьими лицами либо повлечь возникновение иных юридически значимых последствий для организации или третьих лиц.

Предметом коммерческого подкупа, как следует из диспозиции статьи 240 УК РФ, могут выступать деньги, ценные бумаги, иное имущество, а также услуги имущественного характера.

Денежные средства, составляющие предмет коммерческого подкупа, в соответствии со статьей 140 Гражданского Кодекса РФ, могут быть представлены как в российской, так и в иностранной валюте. При этом требуется, чтобы такая валюта находилась в обращении и использовалась в качестве платежного средства.


Нормативное определение ценных бумаг дается законодателем в статье 142 Гражданского Кодекса РФ, в соответствии с которой под ценной бумагой следует понимать документ, который удостоверяет с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, передача и использование которых являются возможными только при его предъявлении. Передача ценной бумаги влечет за собой переход всех удостоверяемых ею имущественных прав. Виды ценных бумаг установлены законодателем в статье 143 Гражданского Кодекса РФ, согласно которой к видам ценных бумаг, в частности, следует относить государственную облигацию, акцию, вексель, чек и иные их виды.

Под иным имуществом следует понимать предметы материального мира, за исключением уже приведенных денег и ценных бумаг, в том числе недвижимое имущество.

Разъяснение о понятии услуг имущественного характера дано законодателем в пункте 9 Постановления Пленума ВС РФ «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе», в соответствии с которым под услугами имущественного характера следует понимать оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате услуги[2]. Важно понимать, что оценка стоимости таких услуг оказывает влияние на квалификацию деяния, поскольку, в случае их низкой стоимости, деяние может быть признано малозначительным в соответствии с частью 2 статьи 14 УК РФ.

Приведенное определение, однако, вызывает ряд вопросов. Так, наряду с уже рассмотренным вопросом о том, могут ли быть признаны предметом коммерческого подкупа услуги, носящие неимущественный характер, вопрос также возникает о квалификации деяния в случае, когда передаваемые материальные ценности запрещены к гражданскому обороту, а оказываемые услуги носят явно незаконный характер. Представляется, что в подобных ситуациях деяние надлежит квалифицировать по совокупности статьи 204 УК РФ и соответствующей статьи Особенной части УК РФ, устанавливающей уголовную ответственность за оборот запрещенных к гражданскому обороту вещей либо оказание незаконных услуг.

1.2.Объективная сторона коммерческого подкупа

Законодатель предусматривает в статье 204 УК РФ два состава преступления, а именно незаконную передачу предмета коммерческого подкупа, предусмотренную частями 1 и 2 статьи 204 УК РФ и незаконное получение предмета коммерческого подкупа, предусмотренное частями 3 и 4 статьи 204 УК РФ.

Родовым объектом коммерческого подкупа следует признать экономическую деятельности. Видовым же объектом коммерческого подкупа являются интересы службы в коммерческих и иных организациях.


В соответствии с родовым и видовым объектом анализируемого состава преступления его непосредственным объектом следует признать осуществление нормальной и регламентированной действующим законодательством деятельности коммерческими и иными организациями, не являющимися органами государственной власти РФ, субъекта РФ или местного самоуправления.

Следует отметить, что вопрос определения непосредственного объекта преступления, предусмотренного статьей 204 УК РФ, носит дискуссионный характер. В частности, встречается определение непосредственного объекта коммерческого подкупа как полномочий должностных лиц коммерческих и иных организаций, а также интересов службы в коммерческих и иных, не являющихся органами государственной власти или местного самоуправления, организациях. Высказывается также мнение, в соответствии с которым в анализируемом составе преступления следует выделить имеющий несколько разновидностей основной непосредственный объект наряду с дополнительным объектом. В частности, существует точка зрения, в соответствии с которой дополнительным объектом коммерческого подкупа следует признавать права и законные интересы граждан либо охраняемые законом интересы общества и государства, а также имущественные и иные интересы организации[3]. Представляется, однако, что указанные общественные отношения в отношении преступления, предусмотренного статьей 204 УК РФ, выступают в качестве факультативного, но не дополнительного объекта, поскольку, несмотря на безусловное причинение ущерба указанным интересам в результате совершения рассматриваемого преступления, конструктивно они находятся за пределами состава преступления. В то же время права и законные интересы граждан могут выступать дополнительным объектом коммерческого подкупа в случае, если его совершение сопряжено с вымогательством.

Рассмотрим объективные признаки коммерческого подкупа. Анализ содержания статьи 204 УК РФ позволяет заключить, что управленческая деятельность коммерческой и иной организации обладает следующими признаками:

  • Представляет собой элемент коммерческого подкупа
  • Осуществляется наделенными на соответствующими полномочиями лицами указанной организации
  • Направлена на достижение охраняемых законом целей деятельности организации и удовлетворение ее интересов
  • Осуществляется в соответствии с законом и иными нормативными актами.

Содержание указанных признаков позволяет определить как непосредственный объект коммерческого подкупа нормальную деятельность аппарата управления коммерческих и иных организаций.