Файл: Уголовно-правовая характеристика коммерческого подкупа».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 81

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В то же время следует обратить внимание на отсутствие нормативного определения такой примененной законодателем категории, как «интересы службы» в действующем уголовном законодательстве. Не раскрывается данное понятие и Пленумом ВС РФ, который, однако, дает перечень нарушающих интересы службы действий, определяя их, как действия, которые хотя и связаны с осуществлением лицом своих прав и обязанностей, однако не были вызваны служебной необходимостью и объективно противоречат как общим задачам и требованиям, предъявляемым к управленческому аппарату, так и целям и задачам, для решения которых субъект преступления был наделен своими полномочиями.

Отсутствует единое мнение по поводу определения такой категории, как «интересы службы» и в уголовно-правовой теории. Ряд авторов высказывает позицию, в соответствии с которой интересы службы следует связывать с выполнением своих функций управленческими работниками. В то же время существует и позиция, согласно которой в понятие интересов службы следует включать добросовестное осуществление своей профессиональной деятельности всеми работниками негосударственной организации в целом.

Представляется, что в данном случае наиболее обоснованным выглядит мнение, высказанное Н.А.Лопашенко, в соответствии с которым интересы службы следует определять как нормальное, то есть осуществляемое в соответствии с уставными задачами и целями деятельности функционирование коммерческих и иных негосударственных организаций[4]. Данное определение содержит указание на то, что субъектом рассматриваемого преступления выступает лицо, осуществляющее функции по управлению в коммерческой или иной негосударственной организации.

Объективная сторона преступления, предусмотренного статьей 204 УК РФ, включает в себя передачу предмета коммерческого подкупа и его получение. Очевидным представляется тезис о возможности совершения указанных деяний исключительно в форме действия, которое заключается во вручении ценностей имущественного характера либо в безвозмедном удовлетворении потребностей лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации.

Передача предмета коммерческого подкупа может осуществляться в различных формах, которые могут носить как открытый, так и тайный характер, в частности, в форме якобы возрата долга либо предоставления денежных средств взаймы.

Часть 3 статьи 204 УК РФ устанавливает уголовную ответственность выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации лица за незаконное получение им денег, ценных бумаг и иного имущества, а также за незаконное пользование услугами имущественного характера за совершение действий или бездействий в интересах дающего в связи со служебным положением, занимаемым таким лицом. Под получением следует понимать принятие предмета подкупа, включая вещи и услуги имущественного характера, вне зависимости от момента его совершения.


На сегодняшний день как в теории уголовного права, так и в правоприменительной практике различным образом трактуется определение момента окончания коммерческого подкупа. Представляется, что данное преступление следует отнести к преступлениям с формальным составом. Указание же законодателя на причинение вреда носит не материально-правовое, но уголовно-процессуальное значение[5].

Объективной стороной коммерческого подкупа, предусмотренного частью 1 статьи 204 УК РФ, является совершение незаконной передачи лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой, общественной или иной организации денег, ценных бумаг или иного имущества, а также оказание ему услуг имущественного характера за выполнение указанным лицом действий или бездействия в связи с занимаемым им служебным положением в пользу дающего.

Представляется, однако, что при коммерческом подкупе оказание услуг может носить также неимущественный характер при условии того, что предмет подкупа представляет собой определенную ценность в сознании его получателя и может оказать влияние на его поведение. Примером может служить ситуация, при которой незаконное вознаграждение передается за устройство субъекта преступления либо его родственников и близких лиц на должность в организации с высокой заработной платой. В силу изложенного представляется целесообразным дополнение диспозиции статьи 204 УК РФ указанием на пользование услугами как имущественного, так и неимущественного характера.

Обязательным условием наступления уголовной ответственности за совершение коммерческого подкупа в соответствии со статьей 204 УК РФ следует признать незаконный характер оказания услуг, что представляет собой один из наиболее сложных вопросов квалификации данного преступления. Если в отношении государственных или муниципальных служащих законодательство предусматривает нормативный запрет на получение указанными категориями лиц материального вознаграждения в связи с занимаемой ими должностью либо выполнением служебных обязанностей, за исключением обычных подарков, предусмотренных статьей 575 Гражданского Кодекса РФ, то в отношении лиц, осуществляющих управленческие функции в коммерческих и иных организациях аналогичный нормативный запрет общего характера отсутствует. Представляется, что в данном случае обоснованной выглядит позиция, в соответствии с которой незаконными действиями лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой и иной организации, следует признавать такие действия, которые прямо запрещены законом, учредительными документами организации либо не вытекают в соответствии с законом из характера заключаемого соглашения, оказываемой услуги или иного вида правомерной деятельности лица, а также совершаются втайне либо под видом совершения иных законных действий.


Отметим также, что, если части 1 и 2 статьи 204 УК РФ предусматривают уголовную ответственность за передачу предмета коммерческого подкупа, то части 3 и 4 рассматриваемой статьи устанавливают уголовную ответственность за его получение, что позволяет говорить об имеющем место фактическом объединении в одной статье Особенной части УК РФ двух различных составов преступления, что вызывает определенные сомнения в целесообразности такого шага законодателя, в особенности с учетом того, что уголовная ответственность за дачу взятки и за ее получение предусматриваются различными статьями Особенной части УК РФ, а именно статьями 290 и 291 УК РФ соответственно.

Глава 2. Субъективные признаки коммерческого подкупа

2.1. Субъект коммерческого подкупа

Субъект преступления также является обязательным элементом состава преступления. Под субъектом преступления следует понимать физическое лицо, совершившее запрещенное Уголовным Кодексом под угрозой наказания общественно опасное деяние и способное нести уголовную ответственность за его совершение.

Отметим, что тезис о том, что субъектом преступления может быть только физическое лицо, является логическим выводом, в частности, из положений норм статей 11 и 13 УК РФ, в чем находит свое воплощение один из классических принципов уголовного права, а именно личной ответственности виновного[6].

Способность физического лица нести уголовную ответственность за совершенное им преступление обуславливается такими факторами, как возраст физического лица и его вменяемость. Общественно опасный характер могут носить также деяния, совершаемые несовершеннолетними либо душевнобольными, однако они не могут быть признаны преступлениями, поскольку лицо, виновное в совершении преступления, должно осознавать опасность совершаемых им действий и руководить ими. Данное обстоятельство обуславливает необходимость нормативного закрепления возраста уголовной ответственности.

В соответствии с частью 1 статьи 20 УК РФ, субъектом уголовной ответственности являются лица, достигшие возраста 16 лет до совершения ими преступления. В свою очередь, часть 2 статьи 20 УК РФ устанавливает исчерпывающий перечень тяжких и особо тяжких преступлений, уголовная ответственность за совершение которых наступает с 14 лет. Критерии формирования данного перечня обусловлены особенностями сознания несовершеннолетних, а также массовой долей совершаемых ими видов преступлений. Достигшим определенного возраста лицо признается начиная со следующих суток после своего дня рождения.


Отметим, что Уголовный Кодекс РФ содержит также ряд составов преступлений, которые фактически могут быть совершены только лицами, достигшими возраста совершеннолетия. Так, нести уголовную ответственность за ряд преступлений против военной службы могут только проходящие военную службу лица, что предполагает достижение ими как минимум 18летнего возраста[7].

Перечень преступлений, уголовная ответственность за совершение которых наступает по достижении виновным возраста 14 лет, нормативно закреплен в части 2 статьи 20 УК РФ и не включает в себя состав преступления, предусмотренный частью 1 статьи 204 УК РФ, в силу чего уголовная ответственность за коммерческий подкуп наступает по достижении виновным 16 лет.

Как уже отмечалось ранее, в статье 204 УК РФ законодателем фактически предусмотрены 2 состава преступления, а именно — совершение незаконной передачи лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации денег, ценных бумаг, иного имущества или незаконное оказание такому лицу услуг имущественного характера либо предоставление иных имущественных благ за совершение действий или бездействия в интересах передающего в связи с занимаемым указанным лицом служебным положением и незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, незаконное пользование таким лицом услугами имущественного характера или иными имущественными правами за совершение действий или бездействия в интересах передавшего или предоставившего указанные блага лица в связи с занимаемым таким лицом служебным положением.

Таким образом, в качестве субъекта коммерческого подкупа может выступать как вменяемое физическое лицо, достигшее возраста 16 лет (общий субъект), так и лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации (специальный субъект).

Специальный субъект имеет место при совершении получения предмета коммерческого подкупа. Не может быть признано исполнителем преступления лицо, не исполняющее управленческих функций в коммерческой или иной организации, в случае получения им предмета преступления. Действия такого лица в соответствии с его функциональной ролью в совершении преступления следует квалифицировать соответственно как действия организатора, подстрекателя либо пособника.

Особенность признаков специального субъекта преступления заключается в их конструктивном характере, выраженном в отсутствии состава преступления при отсутствии признаков специального субъекта. Таким образом, для квалификации деяния как получения коммерческого подкупа исполнитель преступления должен обладать специальными признаками, под которыми, в соответствии с частью 3 статьи 204 УК РФ следует понимать осуществление таким лицом управленческих обязанностей в коммерческой или иной организации.


Признаки специального субъекта преступления, предусмотренного частью 3 статьи 204 УК РФ, раскрываются законодателем в примечании к статье 201 УК РФ, в соответствии с которой под лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации следует понимать лицо, постоянно, временно либо на основании специального полномочия исполняющее административно-хозяйственные или организационно-распорядительные функции в коммерческой организации любой формы собственности либо в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением.

Перечень организационно-правовых форм коммерческих организаций дается законодателем в части 1 ГК РФ. В свою очередь, организационно-правовые формы некоммерческих организаций закреплены в части 1 ГК РФ и Федеральном Законе РФ от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Лица, выполняющие управленческие функции в государственных и муниципальных учреждениях, а также должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления, несут уголовную ответственность за совершение должностных преступлений в соответствии с главой 30 УК РФ.

Содержание организационно-распорядительных и административно-хозяйственных полномочий разъяснено Пленумом Верховного Суда РФ в пункте 4 Постановления от 16.10.2009 №19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий», в соответствии с которым под организационно-распорядительными функциями следует понимать в том числе руководство коллективом, подбор и расстановку кадров, организацию трудовой или служебной деятельности подчиненных, поддержание дисциплины, применение поощрений и взысканий. Под административно-хозяйственными же функциями следует понимать в том числе полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на банковском счету организации, а также совершение иных действий, в том числе принятие решений о начислении заработной платы[8].

Таким образом, не могут быть квалифицированы как получение коммерческого подкупа действия по получению предмета преступления, совершенные работниками коммерческих и иных организаций, не исполняющими в них управленческих функций.

2.2. Субъективная сторона коммерческого подкупа

Под субъективной стороной преступления следует понимать психическое отношение виновного к совершенному им деянию. Признаками субъективной стороны преступления являются вина, мотив и цель совершения преступления.