Файл: Транспортный налог (Основы налогообложения транспортных средств в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Одним из главных инструментов осуществления экономической политики страны остается налогообложение. Налоговые платежи – основная форма доходов государства.

В соответствии со ст. 14 Налогового Кодекса Российской Федерации [1] (далее - НК РФ), транспортный налог относится к числу региональных налогов, иначе говоря, устанавливается НК РФ и законами субъектов РФ. Введение регионального налога осуществляется законом субъекта РФ согласно нормам, закрепленным в НК РФ, обязателен к оплате на территории соответствующего субъекта РФ.

Порядок исчисления и уплаты транспортного налога определяется главой 28 «Транспортный налог» НК РФ, которая введена Федеральным законом от 24.07.2002 № 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации».

Транспортный налог - очередной этап налоговой реформы, исполняемый на территории Российской Федерации. Транспортный налог сменил налог на пользователей автомобильных дорог, налог с владельцев транспортных средств, акцизы с продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан и налоги на имущество с физических лиц в отношении водных и воздушных транспортных средств. Иными словами, транспортный налог, по сути, сменил дорожный налог. Отличие в том, что дорожный налог оплачивали предприятия, транспортный налог взимается со всех владельцев транспортных средств - граждан или организаций.

Актуальность темы заключается в том, что транспортный налог – один из злободневных вопросов современной жизни. Обязанность по оплате транспортного налога возложена как на физических, так и на юридических лиц. Транспортный налог порождает множество сложностей и ошибок, при его исчислении, формировании доходной части регионального бюджета.

Цель курсовой работы - функционирующая система исчисления и взимания автотранспортного налога, а кроме того анализ возможностей его улучшения.

Осуществление установленной цели достигается с помощью поочередного становления последующих задач:

- характеристика теоретических основ налогообложения транспортных средств и элементов транспортного налога в РФ;

- анализ действующего механизма исчисления и взимания транспортного налога в Самарской области

- разработка предложений по совершенствованию налогообложения транспортных средств на современном периоде.


Объектом исследования является функционирующая в РФ концепция налогообложения транспортных средств.

Предметом исследования являются теоретический анализ процесса формирования, осуществления и последствий налоговой политики в сфере механизма исчисления и уплаты транспортного налога.

Информационным обеспечением работы послужили законодательные акты, в частности Налоговый кодекс РФ, а также учебные пособия и научные статьи.

Структура работы обусловлена её целью и задачами и состоит из введения, 3-х глав и заключения, с приложением списка использованной литературы.

Глава 1. Основы налогообложения транспортных средств в Российской Федерации

1.1 Общая характеристика и основные элементы транспортного налога

На сегодняшний день, основной ресурс пополнения бюджета субъектов – имущественные налоги. В российской налоговой концепции материальное обложение налогами является недостаточно проработанной сферой налоговых отношений и как итог весьма незначительная степень налоговых поступлений. Одним из налогов в системе имущественного налогообложения, уплачиваемого организациями и гражданами считается транспортный налог.

Начиная с 1991 г. в соответствии с Законом Российской Федерации «Об основах налоговой системы Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г. №2118-1 к федеральным и территориальным налогам были отнесены налоги, служащие источниками образования дорожных фондов. Налоги, зачисляемые в дорожные фонды, носили целевой характер и служили источниками финансирования затрат, связанных с содержанием, ремонтом, реконструкцией и строительством автомобильных дорог общего пользования общегосударственного и местного значения.[3]

Законодательным актом, определяющим порядок формирования указанных фондов, являлся Федеральный закон "О дорожных фондах в Российской Федерации" от 18 октября 1991 г. №1759-1 [4]. Законом предусматривалось формирование доходной части дорожного фонда от поступлений в виде налогов и сборов:


  • на реализацию горюче-смазочных материалов;
  • на пользователей автомобильных дорог;
  • с владельцев транспортных средств;
  • акцизов на легковые автомобили;
  • на приобретение автотранспортных средств;
  • средства от проведения займов, лотерей;
  • продажи акций;
  • штрафных санкций и др.

Плательщиками налога на пользователей автомобильных дорог являлись юридические лица, индивидуальные предприниматели, постоянные представительства иностранных организаций и другие лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность и имеющие отдельный баланс и расчетный счет. Объектом налогообложения служила выручка от реализации товаров (работ, услуг) либо сумма разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности. Ставка налога устанавливалась в размере 1%.

Пошлина с собственников автотранспортных средств уплачивалась предприятиями, организациями, гражданами РФ, иностранными юридическими и физическими лицами, имеющими транспортные средства - автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины, и механизмы на пневмоходу. Ставки устанавливались в зависимости от мощности двигателя, с каждой лошадиной силы.

Понятие «транспортный налог» не является новым для законодательства РФ. Впервые транспортный налог был введен указом Президента РФ «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней» от 22 декабря 1993 г. № 2270 [5]. Налог взимался только с предприятий и организаций, за исключением бюджетных организаций, а объектом налогообложения были не транспортные средства, а фонд оплаты труда по ставке 1%. Средства от налога направлялись в бюджеты субъектов РФ для финансовой поддержки и развития пассажирского автомобильного транспорта, городского электротранспорта, пригородного пассажирского железнодорожного транспорта. Указом Президента РФ в 1997 г. транспортный налог был упразднен.

С 1 января 2003 г. часть вторая Налогового кодекса РФ была дополнена гл. 28 «Транспортный налог» [2]. Одновременно был отменен налог с владельцев транспортных средств и налог на пользователей автомобильных дорог. Из объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц были исключены водно-воздушные транспортные средства.

В соответствии с гл. 28 НК РФ автотранспортная пошлина считается областной, вводится в действие законами субъектов. Законодательный аппарат субъекта РФ наделен возможностью устанавливать ставку налога в границах, устанавливаемых НК РФ, порядок и сроки его уплаты, предусматривают дополнительные налоговые льготы.


Налогоплательщиками транспортного налога являются как юридические, так и физические лица (в том числе нерезиденты), на которых в согласовании с отечественным законодательством зарегистрированы автотранспортные ресурсы, признаваемые предметом налогообложения.

В соответствии с п. 6 ст. 3 НК РФ при установле­нии налогов должны быть определены все элемен­ты налогообложения. Элементы налогообложения в отношении транспортного налога установлены гл.28 НК РФ «Транспортный налог».

В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

В соответствии со ст.358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Не являются объектом налогообложения:

1) весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;

2) автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;

3) промысловые морские и речные суда;

4) пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;

5) тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;

6) транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;


7) транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;

8) самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;

9) суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.

В соответствии со ст.359 НК РФ налоговая база определяется:

  • в отношении транспортных средств, имеющих двигатели – как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;
  • в отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, - как паспортная статическая тяга реактивного двигателя воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы;
  • в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, - как валовая вместимость в регистровых тоннах;
  • в отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных в пунктах 1-3 – как единица транспортного средства.

Налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.

В соответствии со ст. 360 НК РФ налоговым периодом признается календарный год; отчетными периодами для налогоплательщиков, являющихся организациями, признаются первый квартал, второй квартал, третий квартал. При установлении налога законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе не устанавливать отчетные периоды.

В соответствии со ст.361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в следующих размерах.

В соответствии со ст.362 НК РФ налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно.

Совокупность налога, подлежащая уплате в госбюджет согласно результатам налогового этапа, вычисляется в взаимоотношении любого автотранспортного ресурсы равно как творение надлежащей налоговой основы и налоговой ставки, в случае если законодательством никак не учтено другое.

Сумма налога, подлежащая уплате в госбюджет налогоплательщиками, представляющими организациями, обусловливается равно как отличие среди считанной суммой налога и совокупностями предварительных платежей согласно налогу, доступных уплате в протяжение налогового этапа.