Файл: Транспортный налог (Основы налогообложения транспортных средств в Российской Федерации).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 47
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Основы налогообложения транспортных средств в Российской Федерации
1.1 Общая характеристика и основные элементы транспортного налога
1.2 Особенности транспортного налога за рубежом
2.1. Порядок и сроки уплаты транспортного налога в Самарской области
2.2. Анализ платежей начислений и поступлений транспортного видно налога в бюджетную мировым систему
Глава 3. Проблемы и направления совершенствования налогообложения транспортных средств
3.1 Актуальные проблемы роли транспортного налога в бюджете Российской Федерации
Таблица 1. Динамика являющиеся налогов с транспортных касается средств в налоговых счет доходах консолидированного лошадиную бюджета России
Наименования |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
||||
в млн.руб |
в % |
в млн.руб |
в % |
в млн.руб |
в % |
в млн.руб |
в % |
|
Налоговые воспользуемся доходы РФ, транспортные в том числе |
5426892.4 |
100 |
6950981.0 |
100 |
7944204.0 |
100 |
6288295.4 |
100 |
- налоги с ТС |
228823.3 |
4.2 |
303052.2 |
4.4 |
376647.0 |
4.7 |
447780.4 |
7.1 |
Из время них: 1. Налог если на имущество организаций |
201876.2 |
3.7 |
262722.4 |
3.8 |
323545.8 |
4.1 |
385751.8 |
6.1 |
2. Транспортный физических налог, в т.ч. |
26947.1 |
0.5 |
40329.8 |
0.6 |
53101.2 |
0.7 |
62028.6 |
1.0 |
- с которая организаций |
12447.0 |
0.2 |
15669.9 |
0.2 |
17544.4 |
0.2 |
19338.4 |
0.3 |
- с физических данным лиц |
14500.1 |
0.3 |
24669.9 |
0.3 |
35556.8 |
0.5 |
42690.2 |
0.7 |
По данным налогового налогам положительная право динамика с наибольшей одним прогрессией наблюдается осуществляются по транспортному налогу, россии которая составила 130%. Притом, противном как видно категории из таблицы 1, по данному устанавливая налогу наибольший расширительно удельный вес категории в платежах приходится миллионов на налогоплательщиков – физических весьма лиц. Если другой в 2014 г. удельный полный вес налога, десятидневный поступившего от граждан, поступления составил 53,8% в которая общей сумме физических транспортного налога, венской то по состоянию на 1 ноября 2017 г.- 68,8%. Такое порядок соотношение характеризует полный наглядно возрастающую исследование роль физических физических лиц в наполнении исключения консолидированного бюджета органов России налоговыми противном поступлениями, формирующимися юридическим за счет владения если ими транспортных транспортного средств.
В это показателях же время место общей имеет незначительное дает повышение транспортного притом налога, уплачиваемого нахождения юридическими лицами, транспортного который в течение 2014-2017 гг. составил этим только 55,4%. Такой российской показатель характеризует наглядно не только фискальное статьи предназначение уплачиваемого средств юридическими лицами налогового транспортного налога, налога но и дает определенное всех представление о количестве фоне находящихся на балансе данным организаций транспортных корректирующий средств.
Помимо этого, который справедливо и то, расширительно что, с одной организаций стороны, наблюдается собственника положительная динамика физического повышения налоговых одним платежей с транспортных таблица средств, а с другой физических в сторону физических полный лиц происходят которая структурные изменения (таблица 2).
Таблица 2. Структура юридических плательщиков и данные полученным по объектам налогообложения общей по транспортному налогу
Наименование |
2015 |
2016 |
2017 |
|||
Единиц |
в % |
Единиц |
в % |
Единиц |
в % |
|
Количество такой налогоплательщиков |
23400418 |
100 |
25176146 |
100 |
26346538 |
100 |
В том пополнении числе: - физических связано лиц |
23041984 |
98.5 |
24791912 |
98.5 |
25952051 |
98.5 |
- юридических налоговой лиц |
358434 |
1.5 |
384234 |
1.5 |
394487 |
1.5 |
Количество транспортных которых средств, зарегистрированных: |
37796068 |
100 |
40478068 |
100 |
41381534 |
100 |
- на месяцев физических лиц |
33376658 |
88.3 |
35948914 |
88.8 |
36908972 |
89.2 |
- на притом юридических лиц |
4419410 |
11.7 |
4529154 |
11.2 |
4472562 |
10.8 |
Количество платежей транспортных средств, время по которым начислен анализа налог, зарегистрированных |
35308637 |
100 |
38138194 |
100 |
38990001 |
100 |
- на который физических лиц |
31357244 |
88.8 |
34062661 |
89.3 |
34988978 |
89.7 |
- на налога юридических лиц |
3951393 |
11.2 |
4075533 |
10.7 |
4001023 |
10.3 |
Количество задолженности транспортных средств, регионального по которым налог время не начислен: |
2486430 |
100 |
2339085 |
100 |
2391533 |
100 |
- по физическим продолжает лицам |
2019414 |
81.2 |
1886257 |
80.6 |
1919994 |
80.3 |
- по юридическим состоянию лицам |
467016 |
18.8 |
452828 |
19.4 |
471539 |
19.7 |
Как видно касается из таблицы 2, в течение 2015-2017 гг. наблюдается элементов как повышение физических количества всех субъектов категорий налогоплательщиков периода по России в целом, повышение так и повышение этим признаваемых объектами общей обложения единиц количество транспортных средств. Так, категории позитивная динамика устанавливая в рамках анализируемого транспортном периода по всем таблица плательщикам транспортного миллионов налога в абсолютных приходился показателях составила 2946120 единиц, транспортные или 12,6% относительно удельного данных 2015 г. Притом периода нужно отметить, средства что несколько средства понижается количество транспортные транспортных средств, являющиеся по которым данный место налог не был связано начислен. Основанием данным для неначисления транспортного гидроциклы налога послужили пополнении льготы, которые может предоставили плательщики фоне в рамках законодательства весьма о налогах и сборах. Притом транспортные наибольший удельный обновлением вес приходился юридических на льготы, определенные миллионов законодательством субъектов определения РФ. В суммарном данному выражении по транспортному сборами налогу сумма данному выпадающих доходов физических составила:
- по состоянию одного на 01.01.2016 г. - 4426673 тыс. руб.;
- по которых состоянию на 01.01.2017 г. - 5143197 тыс. руб.;
- по динамика состоянию на 01.11.2017 г - 6017252 тыс. руб.
Таким субъектов образом, за анализируемый сборами период наблюдается таблица повышение суммы этой транспортного налога, противном которая не поступила транспортного в бюджет по причине физическим предоставления налоговых транспортные льгот различным двигателя категориям плательщикам. Притом определяется значительное повышение ставка сумм выпадающих другой налоговых доходов течение связано с использованием объектам налоговых преференций устанавливая физическими лицами (таблица 3).
Таблица 3 Динамика показателях доходов, выпадающих которым в связи с предоставлением исключения плательщикам льгот который по транспортному налогу власти за 2015-2017 гг.
Наименование |
2015 |
2016 |
2017 |
|||
тыс.руб. |
% |
тыс.руб. |
% |
тыс.руб. |
% |
|
Всего |
4426673 |
100 |
5143197 |
100 |
6017252 |
100 |
В транспортные том числе: - по таблица юридическим лицам |
1346495 |
30.4 |
1517415 |
29.5 |
1455351 |
24.2 |
- по заказное физическим лицам |
3080178 |
69.6 |
3625782 |
70.5 |
4561901 |
75.8 |
Для полученным определения расчетной налога суммы налога функционируют на имущество, которая налоговые приходится на транспортные заказного средства, воспользуемся собой суммой налога, видно уплаченной различными которая категориями плательщиков. Используя формирующихся вышеуказанную информацию, продолжает рассчитаем сумму неначисления налога на имущество объектам организаций, поступившей налога в консолидированный бюджет направляемого России в течение 2015- 11 месяцев 2017 гг. (таблица 4).
Таблица 4 Расчетная осуществляются сумма налога транспортное на имущество организаций, субъектов приходящаяся на транспортные должен средства
Наименования |
2015 |
2016 |
2017 |
Налог на имущество водных организаций, млн.руб. |
262722.4 |
323545.8 |
385751.8 |
Корректирующий показатель,% |
5.5 |
||
Сумма которая налога, приходящаяся данным на транспортные средства, поступления млн.руб. |
14449.7 |
17795.0 |
21216.3 |
Как видно транспортное из таблицы 4, сумма анализируемого налога на имущество когда организаций в течение удельного анализируемого периода, физических рассчитанная относительно таблица транспортных средств, основании из года в год организаций увеличивалась. Такой характеризует позитивный рост этой поступлений по налогу состоянию на имущество организаций средств обусловлен в основном:
- обновлением транспортные старых транспортных юридическим средств;
- увеличением количество количества транспортных воспользуемся средств объектов, объектам признаваемых объектом когда обложения налогом миллионов на имущество организаций.
Ведь, власти как отмечалось, правовой в течение 2015-2017 гг. рост единиц транспортных средств установлении составил 49630 единиц. При налогу анализе фактических налогов поступлений налогов данному с транспортных средств, органов требуется сопоставлять десятидневный с начисленными суммами. Ведь непроведение данного налоговая исследования может поступления исказить представление налог о факторах, которые зависит оказывают влияние исследование на динамику налоговых транспортный поступлений.
Таким образом, проводя анализ налоговых доходов России, формирующихся за счет транспортных средств, целесообразно затронуть и вопрос, который касается наличия по этим налогам задолженности, а также мер по ее понижению. В противном случае проведенное исследование не позволит представить достоверную, целостную картину. Ведь в течение последних лет именно проблема платежей, следовательно, повышение задолженности по налогам и сборам, была и остается одной из наиболее острых. Несмотря на отдельные временные победы, задолженность по налогам продолжает повышаться. И это делает анализ задолженности основной компонентой всего анализа поступления налогов и сборов. Притом как в целом, так и отдельно по налогам (в данном случае – по транспортному налогу и налогу на имущество организаций) задолженность следует рассматривать как совокупную, состоящую из урегулированной и неурегулированной. Такой подход позволяет распределить усилия государства (налоговых органов) на работу по ее минимизации, поиску наиболее оптимальных механизмов и инструментов.
Как справедливо отмечают респонденты, на собираемость негативно транспортного налога влияют несколько факторов:
- состояние баз данных налоговой и дорожной инспекций;
- совместимость программного обеспечения разных государственных органов. Ведь именно несовпадение данных двух ведомств приводит к тому, что сведения о физических лицах, которые для начисления налога передаются из ГИБДД налоговым органам, оказываются недостоверными. Зачастую после предъявления гражданам извещений об уплате налога многие в налоговые органы обращаются с тем, что автомашины, на которые начислен транспортный налог, давно проданы иным лицам или их владельцы умерли;
- налогоплательщики – физические лица на почте не получают по данному налогу извещения. В результате извещения, которые направляются по почте заказными письмами, налогоплательщику под роспись не вручаются;
- граждане не обращаются своевременно с заявлением в ГИБДД при наличии соответствующих оснований о снятии автомобиля с учета. Так, если транспортное средство находится в угоне, то владельцу для подтверждения данного факта требуется получить у следователя справку и представить ее в налоговую инспекцию.
Таким образом, даже некоторое снижение задолженности по транспортному налогу в целом по России не улучшает общее представление об исполнении налоговой дисциплине плательщиками. В особенности это относится к физическим лицам, число которых из года в год увеличивается. Ведь именно задолженность связана напрямую с собираемостью всех налогов, включая налоги, которые уплачиваются плательщиками с транспортных средств.
Без сомнения, обозначенные факторы, которые оказывают на собираемость транспортного налога негативное влияние, могут дополняться в процессе их выявления в процессе начисления и уплаты его налогоплательщиками. Важно, чтобы данные проблемы в деятельности налоговых органов разрешались при реформировании системы налогообложения.
Глава 3. Проблемы и направления совершенствования налогообложения транспортных средств
3.1 Актуальные проблемы роли транспортного налога в бюджете Российской Федерации
Любой гражданин Российской Федерации, имеющий транспортное средство, обязан ежегодно выплачивать в бюджет своего региона, денежную сумму, именуемую законодательством — транспортный налог. Данный налог является относительно новым для налоговой системы России, он был введен в действие лишь с 1 января 2003 Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации» [11], однако уже на протяжении нескольких лет остро обсуждается в политической и социальной среде, как неэффективный и имеющий множество недостатков налог. «Так, еще в 2013 году Владимир Путин говорил, что поддерживает отмену транспортного налога. Проблема, на его взгляд, состоит лишь в том, что региональные власти боятся отмены, опасаясь сокращения поступлений в бюджет. Между тем, согласно статистике, собираемость этого налога в субъектах РФ не превышает 50 %» [14].