Файл: Транспортный налог (Основы налогообложения транспортных средств в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В соответствии со ст.363 НК РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств.

В течение налогового периода налогоплательщики, являющиеся организациями, уплачивают предворительные платежи по налогу.

В соответствии со ст.363.1 НК РФ налогоплательщики, являющиеся организациями, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию по налогу, форма которой утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

Правительство старается применять различные способы пополнения бютжета, влияя на действия плательщиков. Появление автотранспортного налога также обуславливается влияниям на действия плательщиков. Другими словами, собственники автотранспортных средств должны оплачивать автотранспортную пошлину с целью улучшения свойства автодорог  в РФ, с целью постройки новейших путей и построек. Совокупность налога напрямую находится в зависимости от грузоподъемности транспортного средства[13].

Отталкиваясь от вышеизложенного, необходимо выделить, что возникновение в НК РФ главы, затрагивающей автотранспортный налог целесообразно и отвечает проблемам реформы налоговой концепции в РФ, что доказано исследованием перемен налогового законодательства.  Для норм о транспортном налоге, характерен обновленный вариант налога на транспортные средства, который представляет собой упрощенную и унифицированную систему налогообложения владельцев транспортных средств.

Рассмотрев сущность и значение транспортного налога в России, следует отметить особенности транспортного налога за рубежом.

1.2 Особенности транспортного налога за рубежом

При рассмотрении вопроса отличительных черт автотранспортного налога в иностранных государствах, проявилась проблема недостатка современных публикаций на русском языке, которые бы освещали вопросы налогообложения транспорта за рубежом.

Рассмотрим особенности транспортного налога в следующих странах: США, Великобритания, Япония, Китай, Франция, Испания.

В Соединенных штатах Америки (США) как такого транспортного налога в том виде, в котором он существует в России, нет.

Акцизы специальных сборов взимаются правительством на продажу определенных продуктов. Акцизный налог, как правило, фиксированная сумма (не процент от цены покупки), и акцизный налог взимается только при продаже конкретной налогооблагаемой продукции (в их число входит бензин) [12].


Уплата акцизного сбора происходит американскими налогоплательщиками при покупке горючего. Для сбора характерны твердые ставки в центах, установленные в расчете на 1 галлон топлива (3,78 литра).

Сбор распределяется по бюджетам:

- федеральный дорожный фонд;

- местный бюджет (бюджет штата), в котором заправился автовладелец.

Среди основных преимуществ американской модели уплаты транспортного налога выделяют:

- полное отсутствие бюрократии и экономия на расходах по администрированию транспортного налога;

- определенная справедливость, так как оплата происходит пропорционально интенсивности использования автотранспортного средства.

Основным недостатком является увеличение стоимости топлива.

Кроме того, ежегодно владельцы транспортных средств платят за регистрацию автомобиля по месту жительства (налог установлен в долларах) [13].

Плательщиками налога в Великобритании являются владельцы автотранспортных средств с бензиновыми, дизельными двигателями, а также использующие в качества топлива природный газ. Освобождены от уплаты налога владельцы электрокаров, гибридных моделей, а также автомобилей с объемом двигателя менее 1000 см3.

Сумма транспортного налога зависит от размера двигателя автомобиля, типа топлива и количества СО2 выбросов, а также даты регистрации автомобиля. Агентство по лицензированию водителей и транспортных средств (The Driver and Vehicle Licensing Agency – DVLA) определяет размер налога, и раз в год направляет письмо владельцу транспортного средства с указанием суммы налога. Далее автовладелец должен заплатить сумму налога и получить бумажный диск, который подтверждает уплату налога. Диск размещают на лобовом стекле автомобиля.

Поступления по транспортному налогу направляются на финансирование дорожной отрасли и экологических программ. Среди преимуществ транспортного налога в Великобритании можно выделить:

- зависимость суммы налога от количества выбросов СО2 (кто больше загрязняет, тот больше платит);

- финансирование экологических программ из доходов по налогу.

Одним из недостатков являются значительные расходы на администрирование налога.

В Китае действует налог на приобретение транспортного средства (с 2001 года), плательщиками которого являются организации и физические лица, приобретающие транспортные средства. Взимание налога происходит только один раз с первого приобретателя транспортного средства. Ставка налога на приобретение транспортного средства зависит от страны-производителя (импортная, китайская) [13].


В Китае, вплоть до последнего времени налогоплательщики платили пошлину согласно ставке, зависящей от мощности мотора. Теперь сумма налога включает в себя цену горючего, а ресурсы с его оплаты поступают на финансирование авто индустрии.

Особенностью налогообложения автотранспорта в Стране восходящего солнца средства направляются на совершенствование автомобильной промышленности. Автотранспортная пошлина  «относится к местным налогам, ставки по налогу определены в зависимости от массы автомобиля и объема двигателя».

Во Франции действует двухступенчатая система налогообложения транспортных средств.

Первая стадия. Налогоплательщики уплачивают налог при регистрации нового автомобиля, сумма которого находится в зависимости от объема и мощности двигателя автотранспортного средства. Прибыль от налогового платежа следует в субсидирование путевой сферы.

Вторая стадия. Годовая автотранспортная пошлина, налоговая основа которого обуславливается количеством граммов углекислого газа на 100 км пробега. Используется современная сетка налогообложения, в этом случае, чем больше количество выбросов, тем более ставка налога.

Автотранспортная пошлина предусматривает льготы, в случае если выброс углекислого газа минимален (до 200 граммов углекислого газа). Ресурсы с этого налога проходят в субсидирование природоохранных проектов, согласно хранению целостности атмосферы и грунта [12].

В Испании транспортный налог (налог на механические транспортные средства) относится к местным налогам и его размер зависит от региона, а в самом регионе - от мощности двигателя и возраста машины.

Разница в сумме транспортного налога между некоторыми провинциями подчас существенная. Самая большие ставки налогов - в столице Каталонии Барселоне, сумма налога превышает в четыре раза больше сумму налога, рассчитанную по ставкам города Мелилья. Подобные различия в ставках побуждают многих испанцев искать «налоговые гавани». В результате, например, «в пяти испанских населенных пунктах, в каждом из которых проживает лишь несколько сотен жителей, оказалось зарегистрировано 23 процента всех поселков приходится более 140 тысяч автомашин».

В Израиле все автомобили распределены на 15 экологических групп, «в зависимости от принадлежности автомобиля в той или иной группе взимается налог от 92% от стоимости автомобиля до 10%, которым облагаются владельцы электромобилей».

Таким образом, рассмотрев особенности налогообложения зарубежных стран, можно выделить основные преимущества существующих систем налогообложения. Среди которых:


- включение налога в стоимость топлива, что исключает расходы на администрирование налога (США, Китай);

- зависимость суммы налога от экологического класса автомобиля (Франция, Великобритания).

Кроме всего, субсидирование результата налоговых сборов направлено не только на дорожную отрасль, но и на экологические программы, а также финансирование развития автомобильной отрасли.

Глава 2. Анализ действующего механизма исчисления и взимания транспортного налога в Самарской области


2.1. Порядок и сроки уплаты транспортного налога в Самарской области

Порядок, ставки и сроки уплаты транспортного налога в Самарской области установлены Законом Самарской области от 6 ноября 2002 № 86-ГД «О транспортном налоге на территории Самарской области» [6], с соответствующими изменениями, действующими в 2017 г. Данный нормативно-правовой акт распространяется на все города области. 

Закон, который внес поправки в п.1 ст. 363 НК РФ, определил новые сроки уплаты транспортного налога – не позднее 1 декабря года, следующего за отчетным. Несмотря на то, что субъекты вправе корректировать эту норму, большинство регионов, в том числе Самарская область, в текущем году оставили её неизменной.

Уплата транспортного налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортного средства до 1 июля года налогового периода, но не позднее 30 дней после регистрации или перерегистрации транспортного средства.

Например, если транспортное средство использовалось в течение двух месяцев в отчетном периоде (квартале), то коэффициент использования транспортного средства (период регистрации) будет равен отношению 2/3.

Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о лицах, на которых зарегистрированы или сняты с регистрации транспортные средства, в течение 10 дней после их регистрации или снятия с регистрации.


В случае снятия с учета в одном субъекте Российской Федерации и регистрации (перерегистрации) транспортного средства на одного и того же налогоплательщика в другом субъекте Российской Федерации в одном месяце местом нахождения транспортного средства в этом месяце признается место его регистрации по состоянию на первое число этого месяца [11].

Объекты налогообложения, приведенные в ст. 358 Налогового кодекса России, можно условно разделить на три вида:

  1. наземные транспортные средства: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, снегоходы и мотосани;
  2. воздушные транспортные средства: самолеты, вертолеты и другие воздушные транспортные средства;
  3. водные транспортные средства: теплоходы, яхты, парусные суда, катера, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные транспортные средства.

Место нахождения транспортного средства определяется в соответствии с п. 5 ст. 83НК РФ:

1) для водных транспортных средств (за исключением маломерных судов) - место государственной регистрации транспортного средства;

1.1) для воздушных транспортных средств - место нахождения организации или место жительства (место пребывания) физического лица - собственника транспортного средства;

2) для транспортных средств - место нахождения организации (ее обособленного подразделения) или место жительства (место пребывания) физического лица, по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрировано транспортное средство.

При определении видов транспортных средств и отнесении их к категории грузовых или легковых автомобилей, специальных машин следует руководствоваться Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ) [7] и Венской конвенцией о дорожном движении 1968 г. [8]. Вопрос этот весьма серьезен, так как от правильного определения категории транспортного средства зависит ставка  положительная налога, которую  периода в рамках, определенных  налога НК РФ, субъекты  состоянию Российской Федерации  повышение могут устанавливать  наглядно в соответствии с принятыми  заказного законами о транспортном  есть налоге в каждом  исследование отдельном субъекте.

Стало быть, принимая региональный закон о транспортном налоге на подведомственной ему территории, субъект РФ должен руководствоваться положениями гл.28 НК РФ, которой определены налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговые ставки, порядок исчисления налога. При этом, устанавливая транспортный налог, органы власти соответствующего субъекта РФ не вправе расширительно толковать нормы, закрепленные гл.28 НК РФ в отношении иных элементов налогообложения.