Файл: Организационная культура и ее роль в современных организациях (Понятие организационной культуры ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы. Корпоративная культура – это междисциплинарное направление исследований, которое находится на стыке нескольких областей знания, таких как менеджмент, управление персоналом, организационное поведение, социология, психология, культурология. Именно уникальная интегративная сущность данной концепции создает при её рассмотрении определённые сложности познавательного плана, а с другой - ее методологически грамотное применение дает возможность эффективно управлять предприятием.

Объектом исследования работы является корпоративная культура ПАО «Сбербанк».

Предметом исследования являются инструменты формирования и поддержания корпоративной культуры ПАО «Сбербанк».

Целью работы является формирование корпоративной культура культуры в ПАО «Сбербанк».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • Рассмотреть понятие организационной культуры;
  • Определить роль организационной культуры в современных организациях;
  • Дать краткую характеристику предприятию ПАО «Сбербанк»;
  • Провести анализ восприятия организационной культуры сотрудниками ПАО «Сбербанк»;
  • Разработать мероприятия по совершенствованию корпоративной культуры ПАО «Сбербанк»;
  • Оценить эффективность комплекса предложенных мероприятий в ПАО «Сбербанк»;

В работе использовались следующие методы исследования:

  • методы системного анализа и исследования операций;
  • математические методы;
  • статистические методы;
  • метод сравнений и аналогий;
  • метод обобщений;
  • метод натурного моделирования;
  • метод экспертных оценок и т. д.

В числе информационных источников работы использованы:

  • научные источники в виде данных и сведений из книг, журнальных статей, научных докладов и отчетов, материалов научных конференций, семинаров;
  • статистические источники в виде отечественных и зарубежных статистических материалов; отчетов органов государственной, региональной, ведомственной статистики; материалов разных организаций, фондов, институтов;
  • официальные документы в виде кодексов законов, законодательных и других нормативных актов (в том числе положений, инструкций, докладов, проектов);
  • результаты собственных расчетов и проведенных экспериментов.

Методологическую основу и информационную базу исследования составляют научные труды отечественных и зарубежных ученых, нормативно-правовые источники, регулирующие отношения по формированию корпоративной среды на предприятии, отчёты исследовательских учреждений, данные научных семинаров по проблемам формирования корпоративной среды на предприятии.

1. Теоретические аспекты формирования и восприятия организационной культуры

1.1 Понятие организационной культуры

Корпоративная культура организации рассматривается как элемент внутренней среды организации. Докажем это утверждение.

Внутренняя среда предприятия представляет собой ту часть общей среды функционирования, которая находится внутри компании. Ее влияние на деятельность компании расценивается как прямое и непосредственное.

По мнению А.Я. Кибанова, анализ факторов внутренней среды раскрывает те внутренние возможности и тот потенциал, на который может рассчитывать компания в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей, а также позволяет более верно сформулировать миссию и лучше уяснить цели организации.

К компонентам внутренней среды можно отнести цели и задачи компании, персонал и применяемые технологии, финансовые и информационный ресурсы, а также организационную культуру. [1, c. 245]

Представим компоненты анализа внутренней среды предприятия на рисунке 1.

Элементы внутренней среды предприятия

Персонал: уровень квалификации, корпоративная культура

Производственно-техническая система

Технологии производства

Производительность труда

Издержки производства

Качество продукции

Организация маркетинга и менеджмента на предприятии

Уровень запасов

Рисунок 1 Элементы внутренней среды предприятия

Стратегический анализ внутренней среды предусматривает анализ следующих функциональных зон: маркетинг, сбыт, производство, финансы, коммуникации, персонал. Результатом анализа внутренней среды предприятия является выявление его сильных и слабых сторон по сравнению с конкурентами.

Корпоративная культура – это совокупность господствующих в компании моделей поведения, ценностей и норм, приобретенных организацией в процессе адаптации к внешней и внутренней среде, которые определяют модель деятельности работников компании вне зависимости от их должности и обязанностей.


Таким образом, корпоративную культуру можно отнести к внутренней среде организации.

Понятие «корпоративная культура» появилось еще в XIX в., оно было сформулировано немецким фельдмаршалом Мольтке, использовавшим его для характеристики взаимоотношений в офицерской среде. А условные, негласные правила поведения складывались еще в средние века в профессиональных сообществах, когда несоблюдение этих правил могло стать причиной исключения из общества.

В течение времени это понятие стало еще более широким, и теперь охватывает и другие сферы, и в нынешнее время роль корпоративной культуры в эффективном функционировании и процветании организации.

В России концепция корпоративной культуры начала развиваться примерно с 1992 г., когда появились диссертационные работы, монографии статьи и т.д. [2, c. 121]

Корпоративная культура представляет собой определенный комплекс моделей поведения, мнений, настроений, символов и знаков, отношений и способов ведения бизнеса, которые разделяются членами организации и обуславливающих оригинальность компании.

Действующая корпоративная культура в организации состоит из сложных взаимосвязанных предположений, которые объективно принимаются коллективом и обуславливают общие стандарты поведения в организации, и эти модели отличают одну компанию от другой.

Цель корпоративной культуры - обеспечить компанию высокой прибыльностью. Данную цель, возможно, реализовать с помощью улучшения системы управления человеческими ресурсами для достижения лояльности сотрудников по отношения к руководству и решениям, которые они принимают.

Развитие способностей сотрудников, нацеленность на установленные нормы поведения, как в деловых, так и в личных отношениях, способность решать любые проблемы без конфликтов, все это приводит к повышению эффективности производственного менеджмента и к качественным улучшениям деятельности компании в целом.

Теория конкуренции Майкла Портера говорит о том, что на рынке существует пять движущих сил, которые определяют возможный уровень прибыли на рынке.

Каждая сила в модели Майкла Портера представляет собой отдельный уровень конкурентоспособности товара:

  1. Рыночная власть покупателей;
  2. Рыночная власть поставщиков;
  3. Угроза вторжения новых участников;
  4. Опасность появления товаров — заменителей;
  5. Уровень конкурентной борьбы или внутриотраслевая конкуренция (Рисунок 2).


Рисунок 2 Матрица конкуренции Майкла Портера (внешний вид модели пяти сил Портера)

Методами анализа внутренней среды предприятия являются: Матрица БКГ, SWOT-анализ, матрица McKinsey, Модель PIMS и др. SWOT-анализ – метод стратегического планирования, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды организации и разделении их на четыре категории:

  • Strengths (сильные стороны);
  • Weaknesses (слабые стороны);
  • Opportunities (возможности);
  • Threats (угрозы).

Матрица SWOT-анализа имеет вид (Таблица 1):

Таблица 1

Матрица SWOT-анализа

Сильные стороны (СИ)

Слабые стороны (СЛ)

СИ 1.

СЛ 1.

СИ 2.

СЛ 2.

Возможности (В)

Угрозы (У)

В1.

У1.

В2.

У2.

SPACE-анализ дает возможность выявить сильные и слабые стороны предприятия на данном рынке, а также возможные угрозы со стороны конкурентов, наметить меры их упреждения. Матрица SPACE-анализа имеет вид (Таблица 2).

Таблица 2

Матрица SPACE-анализа

Критерии

Оценка

Весомость

Обобщенная оценка баллов

Факторы финансового потенциала

Финансовая автономия

Имеющийся капитал

Риск предприятия

Ликвидность

Общая оценка критерия

Факторы конкурентных преимуществ

Доля рынка

Качество услуг

Конкурентоспособность услуг

Использование ОПФ

Общая оценка критерия

Факторы промышленного потенциала

Потенциал роста

Потенциал прибыли

Уровень технологии

Степень использования ресурсов

Факторы стабильности обстановки

Изменчивость спроса

Диапазон цен конкурирующих продуктов

Давление конкурентов

Общая оценка критерия


Матрица БКГ представляет собой инструмент для стратегического анализа и планирования в маркетинге. Матрица впервые была создана и представлена научному сообществу основателей Бостонской группы Д. Хендерсоном для анализа существующих продуктов компаний на основе их положения на рынке и рыночной доли компании (рисунок 3).

Рисунок 3 Анализ плоскостей матрицы БКГ

Матрица БКГ состоит из четырех плоскостей (собаки, дойные коровы, звезды и проблемные товары/знаки вопроса), в каждом из которых помещены различные товары. [4, c. 89]

В основе Бостонской матрицы лежит модель жизненного цикла товара. Она строится на основе двух предположений:

  1. Наиболее крупный конкурент имеет максимальный уровень рентабельности при реализации по среднерыночным ценам и максимизирует свои денежные потоки.
  2. Положение на растущем рынке ведет к дополнительной потребности в авансированном капитале для обновления и расширения производственного процесса и рекламирования.

Еще один популярный на сегодняшний день метод стратегического анализа – метод анализа потока ценности. Поток создания ценности - все шаги, как создающие ценность, так и не создающие, необходимые для прохождения продуктом всех стадий, от сырья до доставки конечной продукции потребителю.

Рисунок 4 Описание процессов при картировании потока ценности

Построение карты потока создания ценности помогает увидеть имеющиеся потери в процессе, определить операции, добавляющие ценность продукту, без которых не обойтись (значимая работа), выявить операции, существующие в процессе, но не добавляющие ценности продукту (незначимая работа) (Рисунок 4).

Рисунок 5 Модель применения карт создания потока ценности

На рисунке 5 представлена модель применения карт создания потока ценности.

Карта потока создания ценности применяется для отражения трех состояний процесса:

Текущий поток создания ценности – с фактическими показателями на рассматриваемую дату.

Целевой поток создания ценности – с установленными целями по преобразованию и проработанными мероприятиями по достижению установленных целей.

Идеальный поток создания ценности – это поток, из которого полностью исключены все виды потерь.

Модель McKincey включает в рассмотрение существенно больше данных, чем Бостонская матрица. Факторы конкурентоспособности и оценку привлекательности можно определить на основе SPACE-анализа (Рисунок 6).