Файл: «Анализ и разработка предложений по совершенствованию финансово-хозяйственной деятельности коммерческого банка (на примере ПАО «Сбербанк России»)».pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 46
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОГО РЕЗУЛЬТАТА КАК ОСНОВНОГО ПОКАЗАТЕЛЯ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА
1.1 Сущность финансовых результатов коммерческого банка
1.2 Информационное обеспечение формирования финансовых результатов
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПАО «СБЕРБАНК РОССИИ»
2.1 Организационно-правая характеристика деятельности банка
2.2 Анализ финансового состояния банка
2.3 Оценка финансового результата ПАО «Сбербанк России»
ГЛАВА 3 РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ НАПРАВЛЕННЫХ НА ПОВЫШЕНИЕ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
2. В свою очередь у клиента-заемщика экспертная система должна обеспечивать онлайн-определе- ние размера необходимых кредитных ресурсов при планируемых бизнес-процессах. Использование такой системы в перспективе позволит (но пока не позволяет) клиенту-заемщику избежать ненужного завышения сумм необходимых кредитных ресурсов и планировать бизнес-процессы при существующих ограничениях на параметры привлекаемых кредитных средств. Все это должно способствовать повышению финансовой устойчивости и платежеспособности клиентов-заемщиков.
Этап III. Система контроля за кредитным риском. Вид кредита также позволяет классифицировать кредитные риски Сбербанка России — риски кредитования по овердрафту, на основе кредитной линии и т. д. Для видов кредита характерно как общее, так и специфическое проявление кредитных рисков.
Каждый вид кредита сопряжен с разными видами рисков [2, 5, 7] (рис. 3.4). Это предъявляет особые требования к системе контроля за кредитными рисками Сбербанка России:
- необходима разработка различного методологического обеспечения;
- целесообразно применение различных методов управления кредитными рисками.
Рис. 3.4 - Примеры рисков по видам кредитов
В банке должен присутствовать независимый механизм управленческого контроля, предметом которого являются:
- кредитные решения по договору;
- состав кредитного портфеля;
- процесс контроля за принятием решений.
Элементы управленческого контроля и одновременно процесса управления кредитным риском в Сбербанке России представлены на рис. 3.5
Элементы управленческого контроля за кредитным риском должны решать следующие задачи:
- кредитный аудит является квалифицированной, независимой проверкой отдельных кредитных решений и качества кредитного портфеля в целом;
- кредитная информационная управленческая система предоставляет точную и оперативную информацию для мониторинга состояния конкретного кредита и качества кредитного портфеля в целом как сотрудникам кредитных подразделений, так и контролерам;
—контроль за движением средств предотвращает получение денег заемщиками до выполнения всех формальностей и завершения процедуры авторизации.
После предоставления кредита требуется непрерывный контроль для гарантии правильности ведения кредитования и вероятности погашения долга. Качественные характеристики кредита редко остаются постоянными в течение всего периода кредитования. Финансовые возможности клиента, состояние экономики, цена залога подвержены многочисленным изменениям. Это также оказывает влияние на качество кредита.
Рис. 3.5 - Элементы управленческого контроля за кредитным риском
Выделим проблемы управления при управлении кредитными рисками (рис. 3.6).
Рис. 3.6 - Диаграмма Исикавы «Основные проблемы банка при управлении кредитным риском, выявленные в процессе исследований»
Предлагаются определенные изменения в управлении кредитным риском в Сбербанке России с использованием ряда инструментов (табл. 3.1)
Таблица 3.1 - Перечень предлагаемых изменений в ПАО «Сбербанк России»
существующее положение «As Is» |
Предлагаемые инструменты изменений |
Результат «To Be» |
Система управления кредитным портфелем:
|
Портфельный анализ, матрица БКГ, матрица McKinsey, матрица Ансофа |
Произойдет оценка конкурентных позиций, будут выбраны наиболее сильные позиции кредитного портфеля и разработана стратегия управления портфелем |
Система управления «банк—клиент»: невозможно в режиме онлайн выработать рекомендации по параметрам кредитования клиента |
Модель 4Р |
Совершенствование предложения кредитных услуг |
Система управления контролем: превалирует формальный подход, практически не учитывается деловой риск; гарантии, поручительства, залог, страхование не всегда позволяют реально снизить кредитные риски |
Стандарт Ferma |
Качественная всесторонняя оценка рисков |
Рассмотрим их подробнее.
Пути совершенствования системы управления кредитным портфелем. В настоящее время кредитный портфель Сбербанка России в денежном выражении находится на уровне 8,5 млрд руб. В процентном соотношении кредитный портфель выглядит следующим образом:
- 78,5 % кредитов выдано юридическим лицам,
- 21,5 % — физическим лицам [3].
Коммерческое кредитование юридических лиц представлено ссудами юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, субъектам Российской Федерации и муниципальным органам власти. Кредитование осуществляется на текущие цели (пополнение оборотных средств, приобретение движимого и недвижимого имущества, портфельные вложения в ценные бумаги, расширение и консолидацию бизнеса и др.). Кредиты предоставляются на срок до 5 лет в зависимости от оценки рисков заемщиков. Коммерческое кредитование включает также овердрафтное кредитование и кредитование экспортно-импортных операций. Источником погашения кредитов является денежный поток, сформированный текущей производственной и финансовой деятельностью заемщика.
Специализированное кредитование юридических лиц представляет собой финансирование инвестиционных и строительных проектов, а также кредитование предприятий, осуществляющих девелоперскую деятельность. Сроки, на которые предоставляются ссуды данного класса, как правило, связаны со сроками окупаемости инвестиционных, строительных проектов, сроками выполнения контрактных работ и превышают сроки предоставления коммерческих кредитов юридическим лицам. Возврат кредита и получение доходов могут происходить на этапе эксплуатации инвестиционного проекта за счет генерируемых им денежных потоков.
Потребительские и прочие ссуды физическим лицам представлены ссудами, выданными физическим лицам на потребительские цели и текущие нужды, не связанные с приобретением, строительством и реконструкцией недвижимости, а также с автокредитами. Данные кредиты включают ссуды на неотложные нужды и овердрафты.
Жилищное кредитование физических лиц представляет собой кредитование физических лиц на приобретение, строительство и реконструкцию недвижимости. Данные кредиты носят долгосрочный характер и обеспечены залогом недвижимости.
Автокредитование физических лиц представлено ссудами, выданными физическим лицам на покупку автомобиля или другого транспортного средства. Автокредиты предоставляются на срок до 5 лет.
3.2 Экономическая эффективность предложенных мероприятий
На основании данных кредитного портфеля ПАО «Сбербанка России» можно составить матрицу Бостонской консалтинговой группы (далее — матрица БКГ) для действующей продуктовой линейки кредитов (рис. 7) (табл. 2) [1].
В матрице БКГ используются два критерия:
- темп роста целевого сегмента в качестве индикатора привлекательности;
- доля рынка относительно самого опасного конкурента в качестве индикатора конкурентоспособности.
Получается матрица, разбитая на 4 квадрата.
По матрице БКГ можно сделать следующие выводы.
Таблица 3.2 -Показатели матрицы БКГ в 2016—2017 гг.
Виды кредитов |
Объем реализации, млн руб. |
Рост рынка, % |
Относительная доля рынка, °% |
|
2016 |
2017 |
|||
Коммерческие (юридические лица) |
2 708 692 |
4 012 885 |
48,15 |
32 |
Специализированные (юридические лица) |
2 163 486 |
2 563 695 |
18,50 |
33 |
Потребительские (физические лица) |
635 689 |
943 964 |
48,49 |
34 |
Ипотечные (физические лица) |
603 778 |
777 357 |
28,75 |
32 |
Автокредиты (физические лица) |
80 265 |
84 206 |
4,91 |
30 |
Всего... |
6 191 910 |
8 382 107 |
35,37 |
— |
Рис. 3.7 - Матрица БКГ для ПАО «Сбербанк России»
- Коммерческое кредитование юридических лиц и потребительское кредитование физических лиц приносят основную прибыль ПАО «Сбербанк России».
- Специализированное кредитование юридических лиц, ипотечное кредитование ПАО являются источниками финансовых средств для развития и лидерами рынка.
- Автокредиты имеют низкий коэффициент прибыльности, пользуются относительно небольшим спросом. Причиной этого являются специальные кредитные программы производителей и салонов, которые предлагают более низкие процентные ставки. Надежды на увеличение доли рынка в этой позиции мало, рыночная борьба в основном завершена. Приоритетная стратегия — деинвес- тирование или уход с рынка. Однако совсем отказаться от автокредитов Сбербанк России не может, так как это ослабит его позиции по сравнению с конкурентами.
На основе макроэкономического анализа PEST (в совокупности с анализом внешнего и конкурентного окружения) целесообразно оценить привлекательность каждого сегмента для Сбербанка России и скорректировать стратегию изменений. Для этого сформулируем критерии привлекательности/конкурентоспособности бизнеса для каждого из случаев и оценим их экспертным путем и на основании проведенных исследований (табл. 3.3, 3.4, 3.5, 3.6).
Полученные результаты, наложенные на матрицу McKinsey (рис. 3.8), приводят к следующему выводу: матрица позволяет приоритезировать привлекательность сегментов «корпоративные клиенты» (1), «физические лица» (2).
Учитывая поставленные финансовые цели и стратегию компании, а также ограничения рынка, необходимы укрупнение текущей стратегии, развитие банковских технологий и альтернативных каналов продаж во всех трех сегментах.
Таблица 3.3 - Привлекательность сегмента «физические лица»
Параметр |
Вес |
Оценка по шкале от 1 до 5 баллов |
Взвешенная оценка |
Емкость рынка |
0,2 |
2 |
0,4 |
Темпы роста |
0,15 |
2 |
0,3 |
Интенсивность конкуренции |
0,2 |
3 |
0,6 |
Барьеры для входа |
0,1 |
3 |
0,3 |
Прибыльность |
0,15 |
5 |
0,75 |
Потребность в технологических инвестициях |
0,1 |
4 |
0,4 |
Интенсивность государственного регулирования |
0,1 |
3 |
0,3 |
Итого... |
— |
— |
3,05 |
Таблица 3.4- Привлекательность сегмента «корпоративные клиенты»
Параметр |
Вес |
Оценка по шкале от 1 до 5 баллов |
Взвешенная оценка |
Доля рынка |
0,1 |
1 |
0,1 |
Относительная доля рынка |
0,2 |
1 |
0,2 |
Качество услуги |
0,1 |
5 |
0,5 |
Доступность (количество отделений) |
0,2 |
4 |
0,8 |
Репутация и известность |
0,2 |
2,5 |
0,5 |
Средняя стоимость услуг |
0,2 |
2,5 |
0,5 |
Итого... |
— |
— |
2,6 |
Таблица 3.5 - Конкурентная позиция сегмента «корпоративные клиенты»
Параметр |
Вес |
Оценка по шкале от 1 до 5 баллов |
Взвешенная оценка |
Доля рынка |
0,1 |
1 |
0,1 |
Средняя стоимость услуг |
0,15 |
3 |
0,45 |
Интенсивность конкуренции |
0,15 |
4 |
0,6 |
Программа скидок |
0,15 |
2 |
0,3 |
Доступ к онлайн-серсивам |
0,15 |
4 |
0,6 |
Репутация и известность |
0,1 |
2 |
0,2 |
Комплексное обслуживание |
0,2 |
4 |
0,8 |
Итого... |
— |
— |
3,05 |
Рис. 3.8- Матрица McKinsey
Таблица 3.6 - Матрица Ансоффа
Показатель |
имеющиеся рынки |
Иовые рынки |
Имеющиеся продукты |
Стратегия проникновения |
Стратегия развития рынка |
Новые продукты |
Стратегия развития продукта |
Диверсификация |
Определив ключевые факторы успеха, следует оценить возможности роста. Стратегии роста представляют собой модели управления предприятием путем выбора видов его деловой активности с учетом внутренних и внешних возможностей. К числу стратегий роста относятся стратегии, входящие в матрицу Ансоффа (табл. 3.6).
Основное направление роста сформулируем на основе модели И. Ансоффа, а именно — стратегию развития продукта. При этом банк может эксплуатировать следующие возможности: