Файл: «Анализ и разработка предложений по совершенствованию финансово-хозяйственной деятельности коммерческого банка (на примере ПАО «Сбербанк России»)».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. В свою очередь у клиента-заемщика экспертная система должна обеспечивать онлайн-определе- ние размера необходимых кредитных ресурсов при планируемых бизнес-процессах. Использование такой системы в перспективе позволит (но пока не позволяет) клиенту-заемщику избежать ненужного завышения сумм необходимых кредитных ресурсов и планировать бизнес-процессы при существующих ограничениях на параметры привлекаемых кредитных средств. Все это должно способствовать повышению финансовой устойчивости и платежеспособности клиентов-заемщиков.

Этап III. Система контроля за кредитным риском. Вид кредита также позволяет классифицировать кредитные риски Сбербанка России — риски кредитования по овердрафту, на основе кредитной линии и т. д. Для видов кредита характерно как общее, так и специфическое проявление кредитных рисков.

Каждый вид кредита сопряжен с разными видами рисков [2, 5, 7] (рис. 3.4). Это предъявляет особые требования к системе контроля за кредитными рисками Сбербанка России:

  • необходима разработка различного методологического обеспечения;
  • целесообразно применение различных методов управления кредитными рисками.

Рис. 3.4 - Примеры рисков по видам кредитов

В банке должен присутствовать независимый механизм управленческого контроля, предметом которого являются:

  • кредитные решения по договору;
  • состав кредитного портфеля;
  • процесс контроля за принятием решений.

Элементы управленческого контроля и одновременно процесса управления кредитным риском в Сбербанке России представлены на рис. 3.5

Элементы управленческого контроля за кредитным риском должны решать следующие задачи:

  • кредитный аудит является квалифицированной, независимой проверкой отдельных кредитных решений и качества кредитного портфеля в целом;
  • кредитная информационная управленческая система предоставляет точную и оперативную информацию для мониторинга состояния конкретного кредита и качества кредитного портфеля в целом как сотрудникам кредитных подразделений, так и контролерам;

—контроль за движением средств предотвращает получение денег заемщиками до выполнения всех формальностей и завершения процедуры авторизации.

После предоставления кредита требуется непрерывный контроль для гарантии правильности ведения кредитования и вероятности погашения долга. Качественные характеристики кредита редко остаются постоянными в течение всего периода кредитования. Финансовые возможности клиента, состояние экономики, цена залога подвержены многочисленным изменениям. Это также оказывает влияние на качество кредита.


Рис. 3.5 - Элементы управленческого контроля за кредитным риском

Выделим проблемы управления при управлении кредитными рисками (рис. 3.6).

Рис. 3.6 - Диаграмма Исикавы «Основные проблемы банка при управлении кредитным риском, выявленные в процессе исследований»

Предлагаются определенные изменения в управлении кредитным риском в Сбербанке России с использованием ряда инструментов (табл. 3.1)

Таблица 3.1 - Перечень предлагаемых изменений в ПАО «Сбербанк России»

существующее положение «As Is»

Предлагаемые инструменты изменений

Результат «To Be»

Система управления кредитным портфелем:

  • высокие процентные ставки;
  • ограниченность критериев оценки кредитного портфеля

Портфельный анализ, матрица БКГ, матрица McKinsey, матрица Ансофа

Произойдет оценка конкурентных позиций, будут выбраны наиболее сильные позиции кредитного портфеля и разработана стратегия управления портфелем

Система управления «банк—клиент»: невозможно в режиме онлайн выработать рекомендации по параметрам кредитования клиента

Модель 4Р

Совершенствование предложения кредитных услуг

Система управления контролем: превалирует формальный подход, практически не учитывается деловой риск; гарантии, поручительства, залог, страхование не всегда позволяют реально снизить кредитные риски

Стандарт Ferma

Качественная всесторонняя оценка рисков

Рассмотрим их подробнее.

Пути совершенствования системы управления кредитным портфелем. В настоящее время кредитный портфель Сбербанка России в денежном выражении находится на уровне 8,5 млрд руб. В процентном соотношении кредитный портфель выглядит следующим образом:

  • 78,5 % кредитов выдано юридическим лицам,
  • 21,5 % — физическим лицам [3].

Коммерческое кредитование юридических лиц представлено ссудами юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, субъектам Российской Федерации и муниципальным органам власти. Кредитование осуществляется на текущие цели (пополнение оборотных средств, приобретение движимого и недвижимого имущества, портфельные вложения в ценные бумаги, расширение и консолидацию бизнеса и др.). Кредиты предоставляются на срок до 5 лет в зависимости от оценки рисков заемщиков. Коммерческое кредитование включает также овердрафтное кредитование и кредитование экспортно-импортных операций. Источником погашения кредитов является денежный поток, сформированный текущей производственной и финансовой деятельностью заемщика.


Специализированное кредитование юридических лиц представляет собой финансирование инвестиционных и строительных проектов, а также кредитование предприятий, осуществляющих девелоперскую деятельность. Сроки, на которые предоставляются ссуды данного класса, как правило, связаны со сроками окупаемости инвестиционных, строительных проектов, сроками выполнения контрактных работ и превышают сроки предоставления коммерческих кредитов юридическим лицам. Возврат кредита и получение доходов могут происходить на этапе эксплуатации инвестиционного проекта за счет генерируемых им денежных потоков.

Потребительские и прочие ссуды физическим лицам представлены ссудами, выданными физическим лицам на потребительские цели и текущие нужды, не связанные с приобретением, строительством и реконструкцией недвижимости, а также с автокредитами. Данные кредиты включают ссуды на неотложные нужды и овердрафты.

Жилищное кредитование физических лиц представляет собой кредитование физических лиц на приобретение, строительство и реконструкцию недвижимости. Данные кредиты носят долгосрочный характер и обеспечены залогом недвижимости.

Автокредитование физических лиц представлено ссудами, выданными физическим лицам на покупку автомобиля или другого транспортного средства. Автокредиты предоставляются на срок до 5 лет.

3.2 Экономическая эффективность предложенных мероприятий

На основании данных кредитного портфеля ПАО «Сбербанка России» можно составить матрицу Бостонской консалтинговой группы (далее — матрица БКГ) для действующей продуктовой линейки кредитов (рис. 7) (табл. 2) [1].

В матрице БКГ используются два критерия:

  • темп роста целевого сегмента в качестве индикатора привлекательности;
  • доля рынка относительно самого опасного конкурента в качестве индикатора конкурентоспособности.

Получается матрица, разбитая на 4 квадрата.

По матрице БКГ можно сделать следующие выводы.

Таблица 3.2 -Показатели матрицы БКГ в 2016—2017 гг.

Виды кредитов

Объем реализации, млн руб.

Рост рынка, %

Относительная доля рынка, °%

2016

2017

Коммерческие (юридические лица)

2 708 692

4 012 885

48,15

32

Специализированные (юридические лица)

2 163 486

2 563 695

18,50

33

Потребительские (физические лица)

635 689

943 964

48,49

34

Ипотечные (физические лица)

603 778

777 357

28,75

32

Автокредиты (физические лица)

80 265

84 206

4,91

30

Всего...

6 191 910

8 382 107

35,37


Рис. 3.7 - Матрица БКГ для ПАО «Сбербанк России»

  1. Коммерческое кредитование юридических лиц и потребительское кредитование физических лиц приносят основную прибыль ПАО «Сбербанк России».
  2. Специализированное кредитование юридических лиц, ипотечное кредитование ПАО являются источниками финансовых средств для развития и лидерами рынка.
  3. Автокредиты имеют низкий коэффициент прибыльности, пользуются относительно небольшим спросом. Причиной этого являются специальные кредитные программы производителей и салонов, которые предлагают более низкие процентные ставки. Надежды на увеличение доли рынка в этой позиции мало, рыночная борьба в основном завершена. Приоритетная стратегия — деинвес- тирование или уход с рынка. Однако совсем отказаться от автокредитов Сбербанк России не может, так как это ослабит его позиции по сравнению с конкурентами.

На основе макроэкономического анализа PEST (в совокупности с анализом внешнего и конкурентного окружения) целесообразно оценить привлекательность каждого сегмента для Сбербанка России и скорректировать стратегию изменений. Для этого сформулируем критерии привлекательности/конкурентоспособности бизнеса для каждого из случаев и оценим их экспертным путем и на основании проведенных исследований (табл. 3.3, 3.4, 3.5, 3.6).

Полученные результаты, наложенные на матрицу McKinsey (рис. 3.8), приводят к следующему выводу: матрица позволяет приоритезировать привлекательность сегментов «корпоративные клиенты» (1), «физические лица» (2).

Учитывая поставленные финансовые цели и стратегию компании, а также ограничения рынка, необходимы укрупнение текущей стратегии, развитие банковских технологий и альтернативных каналов продаж во всех трех сегментах.

Таблица 3.3 - Привлекательность сегмента «физические лица»

Параметр

Вес

Оценка по шкале от 1 до 5 баллов

Взвешенная оценка

Емкость рынка

0,2

2

0,4

Темпы роста

0,15

2

0,3

Интенсивность конкуренции

0,2

3

0,6

Барьеры для входа

0,1

3

0,3

Прибыльность

0,15

5

0,75

Потребность в технологических инвестициях

0,1

4

0,4

Интенсивность государственного регулирования

0,1

3

0,3

Итого...

3,05


Таблица 3.4- Привлекательность сегмента «корпоративные клиенты»

Параметр

Вес

Оценка по шкале от 1 до 5 баллов

Взвешенная оценка

Доля рынка

0,1

1

0,1

Относительная доля рынка

0,2

1

0,2

Качество услуги

0,1

5

0,5

Доступность (количество отделений)

0,2

4

0,8

Репутация и известность

0,2

2,5

0,5

Средняя стоимость услуг

0,2

2,5

0,5

Итого...

2,6

Таблица 3.5 - Конкурентная позиция сегмента «корпоративные клиенты»

Параметр

Вес

Оценка по шкале от 1 до 5 баллов

Взвешенная оценка

Доля рынка

0,1

1

0,1

Средняя стоимость услуг

0,15

3

0,45

Интенсивность конкуренции

0,15

4

0,6

Программа скидок

0,15

2

0,3

Доступ к онлайн-серсивам

0,15

4

0,6

Репутация и известность

0,1

2

0,2

Комплексное обслуживание

0,2

4

0,8

Итого...

3,05

Рис. 3.8- Матрица McKinsey

Таблица 3.6 - Матрица Ансоффа

Показатель

имеющиеся рынки

Иовые рынки

Имеющиеся продукты

Стратегия проникновения

Стратегия развития рынка

Новые продукты

Стратегия развития продукта

Диверсификация

Определив ключевые факторы успеха, следует оценить возможности роста. Стратегии роста представляют собой модели управления предприятием путем выбора видов его деловой активности с учетом внутренних и внешних возможностей. К числу стратегий роста относятся стратегии, входящие в матрицу Ансоффа (табл. 3.6).

Основное направление роста сформулируем на основе модели И. Ансоффа, а именно — стратегию развития продукта. При этом банк может эксплуатировать следующие возможности: