Файл: Жизненный цикл организации и управление организацией (Теоретические аспекты жизненного цикла организации и управления организацией ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Последнее десятилетие XX века было для России весьма трагичным. Системный кризис поразил все сферы жизнедеятельности российского общества. Одна из главных причин кризиса - развал системы государственного и производственного управления. Потеря управляемости экономики обернулась глубоким спадом производства, деловой активности и жизненного уровня населения.

Деятельность любой организации как в период кризиса, так и после него требует управления, без которого невозможно не только ее эффективное функционирование и развитие, но и само существование. Более того, управление организацией предопределяет отношение к ней со стороны других организаций и в известной мере влияет на их ответные управленческие решения. Это означает, что с управлением связаны интересы множества людей как в самой организации, так и за ее пределами.

 Используется термин «организация» в различных науках. В кибернетике, экономике, технических науках, биологии он применяется к любым процессам и системам и является синонимом упорядоченности. Организация в социологии рассматривается как социальное образование. Здесь объектом упорядоченности выступают социальные группы и индивиды, выполняющие социальные определенные функции и включенные в совместную деятельность. Двояким всегда является результат процесса: услуга или целевой продукт, ради которых совместная деятельность и социальная общность, образовавшаяся при осуществлении этой деятельности, и протекает.

Управление - это сложная интеллектуальная деятельность человека, требующая специальных знаний и опыта, всегда существовало в каких-то формах там, где люди работали группами.

В настoящее время теoрия жизненных циклoв oрганизации считается самoстoятельнoй oбластью научных исследoваний. За пoследние 20 лет, тем не менее, в теории oрганизации oднoй из наиболее популярных тем научных исследoваний стало изучение жизненных циклoв организаций.

Исследованию жизненнoгo цикла oрганизации посвящены работы Адизеса И., Грейнера Л., Канна Р., Каца Д., Кимберли Дж., Куинна Р., Лестера Д., Ливехуда Б., Миллера Д., Скотта Б., Торберта У., Фризен П.. Шмидта У., Акулова В. Б., Баранюк И. А., Гариной Е. П., Емельянова Е., Короткова Э. М., Мильнера Б. З. Мироненко Ю. Д., Пoварницынoй С., Старченкo Г. В., Тереханoва А. К., Филoнoвича С. Р., Ширoкoвoй Г. В. и др.


Ни одна фирма (предприятие) в сooтветствии с концепцией стадийности и прoцессуальнoсти развития oрганизации не может оставаться слишком дoлгo в oднoм и том же сoстoянии, но прoхoдит всегда нескoлькo этапoв в своем развитии, каждый из кoтoрых сменяется следующим, но непрoстo зачастую, а с переживанием прoтивoречий, трудностей.

Целью данной курсовой работы является проведение анализа жизненного цикла организации ООО «Жилищник», а также разработка рекомендаций по ее дальнейшему развитию.

Достижение поставленной цели обуславливает решение следующих задач:

  • определение понятия жизненного цикла организации
  • проведение сравнительного анализа подходов к определению жизненного цикла организации
  • проведение анализа жизненного цикла организации
  • поиск направлений дальнейшего развития организации.

Объектом исследования данной курсовойработы является ООО «Жилищник».

Предметом исследования данной курсовой работы является жизненный циклООО «Жилищник».

При проведении данного исследования были использованы следующие приемы и методы:

  • сравнительный анализ;
  • системный анализ;
  • метод группировки и статистической обработки информации;
  • метод прогнозирования.

Для написания данной курсовой работы использованы теоретическая база учебных пособий и учебников, статистические данные и законодательная база нормативно-правовых документов.

1. Теоретические аспекты жизненного цикла организации и управления организацией

1.1.Понятие жизненного цикла организации и его особенности

Самый распространенный на организацию взгляд трактует ее в качестве синонима понятия «учреждение». Административные любые учреждения действительно содержат в себе необходимые признаки организации в качестве процесса, социального объекта и функции (целенаправленность, иерархичность). Однако также существует трактовка и более широкая, позволяющая рассматривать любую социальную систему в качестве организации, а также любой институт, если направлены они на выполнение социальных устойчивых функций и обеспечение целедостижения. Для всех типов организаций при этом характерно выполнение функций регламентации разнонаправленной активности и интеграции социальных элементов, без чего невозможна совместная деятельность людей.


Ключевым элементом организации являются не набор курсов процедур и действий и не здания; создаются организации людьми и взаимоотношениями их друг с другом. Существует организация тогда, когда взаимодействуют люди для того, чтобы осуществить некоторые действия, которые необходимые для достижения цели. Намеренно координируют и структурируют ресурсы организации менеджеры так, чтобы добиться максимально лучшего выполнения задачи, стоящей перед ней. Без взаимодействия с поставщиками, потребителями, конкурентами и иными элементами окружающей внешней среды не может существовать ни одна организация.

Организованность сопровождала всегда человеческую деятельность. Организация поведения для отдельного человека, логика поступков, последовательность действий определяют жизненный успех. Люди с доисторических времен были вынуждены свою деятельность так организовывать, чтобы выжить. Между людьми организация взаимодействий при производстве, в процессе труда, при использовании и обмене ценностей, т.е. согласование для достижения общих целей личных целей и интересов создает цивилизацию и общество. Пронизывают организационные процессы все виды деятельности человека в социальной, экономической, политической, идеологической, духовной, семейно-бытовой и иных сферах. Где есть необходимость в согласовании действий для достижения какой-либо цели двух или более людей, можно говорить уже об организации. Следует подчеркнуть здесь понятия цель и согласованность в качестве важнейших атрибутов организации.

Теория организации представляет собой сферу научного знания о закономерностях устройства, образования, развития и функционирования организаций как имеющих цель динамических сложных систем.

Данная формулировка требует некоторого анализа. Почему теория, если в контексте дисциплин, изучаемых будущими экономистами, управленцами, менеджерами, воспринимается организация как нечто, что относится к сугубо человеческой практике. Все дело в том, что необычайно многообразна практика организации, а процессы, объекты и цели организации имеют разную степень сложности. Свой организационный опыт человечество систематизирует и хранит, он концентрируется в виде правил, обычаев, традиций. Все регулируется и определяется этими правилами: технические приёмы организации вещей, организация общины, организация идей. Организационным опытом является опыт человечества, который взят с организационной точки зрения. Чем больше растет общество и развивается, тем болезненнее для него и сильнее оказывается в целом его неорганизованность. Острые проблемы социальной системы — кризисы мировые и местные, ожесточенная конкуренция, возрастающая напряженность между нациями борьбы из-за рынков, классовые беспощадные конфликты, безработица — это все вместе образует расточение сил общества и создает атмосферу неуверенности в будущем.


Таким образом, ход жизни все неуклоннее и настоятельнее выдвигает в новом виде организационные задачи — не как частичные и специализированные, но как интегральные.

Необходимо обобщение огромного накопленного человечеством опыта и выработка практических достаточно универсальных рекомендаций. Нужна теория в качестве совокупности идей и принципов, образующих основание науки организации и обобщающих практический опыт. Теория является непротиворечивой внутренней системой эмпирических обобщений и логических законов и принципов, построенных на их основе, имеющей прогностическую и эвристическую способности.

Возникла современная теория организации на стыке некоторых дисциплин, ведущее место среди которых занимают общая теория систем и теория управления. Базируется теория организации на прикладных и фундаментальных науках, а также на практике человеческой деятельности.

Взгляд как на систему, на организацию позволяет понять общую динамику деятельности организаций. В исследовании организаций следующей ступенью будет изучение относящихся к специфическим чертам строения организаций характеристик.

Подразделяются характеристики организаций на два типа: контекстные и структурные.

Контекстные характеристики описывают в целом организацию, включая размер, оборудование и технологии, которые она применяет, и цели, преследуемые ею. Также они описывают и окружающую обстановку, формирующую структурные характеристики организации и влияющую на нее. Можно рассматривать контекстные характеристики в качестве набора элементов, перекрывающих отчасти друг друга и лежащих в основании организационной процессов и структуры работы.

Организации зарождаются, развиваются, добиваются успехов, ос­лабевают и, в конце концов, прекращают свое существование. Немно­гие из них существуют бесконечно долго, ни одна не живет без изме­нений. Новые организации формируются ежедневно. В то же время каждый день сотни организаций ликвидируются навсегда. Умеющие адаптироваться - процветают, негибкие - исчезают. Какие-то орга­низации развиваются быстрее других и делают свое дело лучше, чем другие.

Руководитель должен знать, на каком этапе развития находится организация, и оценивать, насколько принятый стиль руководства со­ответствует этому этапу. Именно поэтому широко распространено понятие жизненного цикла организаций как предсказуемых измене­ний с определенной последовательностью состояний в течение вре­мени. Применяя понятие жизненного цикла, можно видеть, что су­ществуют отчетливые этапы, через которые проходят организации, и что переходы от одного этапа к другому являются предсказуемыми, а не случайными.


1.2. Сравнительный анализ подходов к определению жизненного цикла организации

Существуют различные модели организационного развития и поведения. Общим в них является то, что для организаций существуют свои жизненные циклы. Для различных типов организаций жизненные циклы могут быть разными. Определенный интерес представляют собой модели, в которых обобщаются основные этапы жизненных циклов.

В процессе анализа наиболеераспространенныхмоделей жизненнoгo цикла oрганизации было устанoвленo, чтоавторырасходятся в оценкеколичества стадий (этапoв) развития - от четырех у Емельянова Е. Н., до десяти у И. Адизеса и причин их вoзникнoвения. Прoдoлжительнoсть прoхoждения организациямикаждой стадии однoзначнo не определена.

В данной работе мы рассмотрим подходы к определению жизненного цикла организации таких авторов, как Адизес И. и Емельянов Е.Н.

Таблица 1- Определение жизненного цикла организации

Признаки, факторы, особенности

по И.Адизесу

По Емельянову Е. Н.

1

2

3

Отношение к цикличности

Признает фундаментальный закон о том, что все организации, проходят через схожие стадии жизненного цикла и демонстрируют прогнозируемые и повторяющиеся модели поведения. На каждой новой стадии развития каждая организация сталкивается с уникальным набором вызовов и сложностей.

В процессе развития внутри каждой стадии организация проходит ряд этапов, каждый из которых обусловлен своими особенностями развития, отношений внутри организации и характером управления.

Продолжение таблицы 1

Стадии развития организации

1.Выхаживание.

2. Младенчество

3. Детство

4. Юность

5. Расцвет

6. Стабилизация

7. Аристократизм

8. Ранняя бюрократизация

9. Поздняя бюрократизация

10. Смерть

Стадия 1 "Тусовка"

Стадия 2 "Механизация"

Стадия 3 "Внутреннее предпринимательство"

Стадия 4 "Управление качеством"

Основа теории

Идеи Л.Грейнера

Опыт управленческого консультирования

Особенности

Капиталистическая точка зрения

Социокультурная точка зрения

Отношение к проблемным моментам на стадиях цикла развития

Заложена идея об обучении организации в решении своих проблемы, самообучении

Предлагается решать проблемы организации путем тех или иных методов, характерных для каждой стадии

Место менеджмента в ходе прохождения жизненных циклов организации

менеджмент – это процесс достижения результатов и эффективности в краткосрочном и долгосрочном периодах.

Задача общего менеджмента - дать наиболее универсальные и в то же время действенные модели организации, систем управления и контекста (ситуации).