Файл: Политика развития персонала в системе стратегического управления кадровым направлением деятельности организации. Теоретические основы..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Без сотрудников не может существовать ни одна организация. Для эффективного существования организации, необходимо грамотное управление сотрудниками, т.е. подбор квалифицированных сотрудников, расстановка их по рабочим местам, обучение и развитие работающих сотрудников, повышение их уровень квалификации. Работа и развитие организации в целом зависит от качества сотрудников, которые в ней работают. Стоимость компании в значительной степени определяет стоимость персонала, который в ней работает. Стоимость персонала определяют его качество, лояльность по отношению к организации, состояние рынка рабочей силы и используемые в компании технологии поиска и подбора работников.

Зачастую на предприятия и фирмы различных форм собственности приходят люди, которые профессионально слабо подготовлены к исполнению обязанностей, предполагаемых соответствующей должностью. При выдвижении на руководящую работу часто не учитываются профессиональная подготовленность и нравственная зрелость. Отсутствие продуманных подходов к выдвижению, ведет к снижению мотивации персонала качественно трудиться, что негативно влияет как на деятельность отдельных сотрудников, так и предприятий в целом. К тому же, внедрение новых организационных стратегий требуют внести существенные коррективы в систему HR-менеджмента, и профессиональное развитие персонала в этих условиях представляет собой ключевой элемент в процессе управления персоналом.

Таким образом, актуальность темы исследования, которое посвящено профессиональному развитию и обучению персонала организации, представляется несомненной.

Цель настоящей курсовой работы – проанализировать состояние профессионального развития персонала в компании Inditex и разработать рекомендации по его совершенствованию.

Задачи курсовой работы:

  • раскрыть теоретические основы профессионального развития персонала организации;
  • дать общую характеристику компании Inditex;
  • проанализировать деятельность компании Inditex в области профессионального развития п6ерсонала;
  • разработать рекомендации по совершенствованию профессионального развития персонала в компании Inditex;
  • дать оценку эффективности предложенных мероприятий.

Объект исследования компания Inditex.

Предмет исследования – система профессионального развития персонала компании Inditex.

Методы исследования: системный, комплексный и динамический подходы, традиционный анализ документов, наблюдение, опрос, статистические и математические методы обработки информации.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и 2 приложений.

В введении обосновывается актуальность темы исследования, отражены цели и задачи, которые были поставлены в курсовой работе, описаны объект и предмет исследования, методы, которые были использованы для того, чтобы собрать, систематизировать и интерпретировать данные об объекте исследования, представлен краткий анализ структуры курсовой работы.

В первой главе рассмотрены теоретические основы профессионального развития персонала организации.

Вторая глава посвящена анализу деятельности компании Inditex в области управления профессионального развития персонала, в ходе проведения которого были выявлен ряд проблемных областей.

В третьей главе на основе проведенного анализа представлены конкретные практические предложения по совершенствованию системы профессионального развития персонала компании Inditex.

В Заключении подведены итоги исследования, а также кратко изложены выводы, которые были получены автором настоящей работы.

Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что его результаты доведены до конкретных рекомендаций и могут быть использованы в деловой практике компании Inditex.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫО РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ

1.1 Профессиональное развитие персонала организации в современных условиях

Профессиональной литературой понятие «развитие» определяется в соответствии с семантикой слова develop (имеется в виду значение unfold – «разворачиваться, развиваться»). Лингвисты для того, чтобы прояснить смысл данного понятия применяют пример, когда разворачивается скомканный листок бумаги. В результате получаем только то, что изначально закладывалось в этот комок.


Развитие также может быть определено как процесс внутренней трансформации, преобразования, которым затрагиваются определенные личностные характеристики.

Развитие подразумевает движение к другому образу существования или функционирования[1].

С позиции HR-менеджмента, развитие персонала представляет собой систему организационно-экономических мероприятий, в которую входят:

  • выработка политики;
  • прогнозирование и планирование потребностей в кадрах;
  • профессиональное обучение;
  • переподготовка и повышение квалификации сотрудников;
  • ротация персонала;
  • планирование карьеры, работа с кадровым резервом;
  • организация адаптации;
  • формирование организационной культуры[2].

В зависимости от политики организации может существовать действенная система обучения и развития персонала, либо развитие персонала может сводиться к его приему и увольнению. Преимущества и недостатки этих подходов приведены ниже.

Политика развития собственного персонала имеет следующие преимущества:

  • снижение потерь вследствие ухода квалифицированного персонала;
  • устойчивость кадрового состава, его высокая лояльность
  • экономия издержек на набор персонала.

Недостатки данной политики:

  • возможен «застой» в деятельности организации;
  • расходы на обучение существенны.

Политика приема и увольнения имеет следующие преимущества:

  • в организацию вливается «свежая кровь»;
  • экономия издержек на обучение

Недостатки данной политики:

  • большие расходы на набор персонала;
  • низкая лояльность персонала[3].

Если организация решает следовать политике развития собственного персонала, ее руководству стоит задуматься над выявлением потребностей работников в обучении, определить, кто и как этим должен заниматься. В первую очередь, эта функция должна выполняться руководством организации и руководителями подразделений. Методическую и организующую составляющую этой работы необходимо поручить директору (менеджеру) по персоналу. Он обязан помогать руководителям, не забывая и о рядовых сотрудниках.

Для планирования карьеры необходимо определить цели профессионального развития сотрудника и пути, которые ведут к их достижению. Таким образом, реализуя план развития карьеры, с одной стороны, надо проводить мероприятия для профессионального развития сотрудника, т.е. приобретения квалификации, требуемой для желаемой должности, а с другой – обеспечить последовательное занятие должностей, работая на которых, сотрудник сможет получить опыт, необходимый для успешной деятельности в целевой должности.


Кадровым резервом будем называть группу работников, которые потенциально способны к руководящей деятельности, отвечают требованиям, которые предъявляет должность, подверглись отбору и прошли целевую квалификационную подготовку[4].

Результатом профессиональной адаптации является определенный уровень, на котором сотрудник владеет профессиональными навыками и умениями, сформированы некоторые профессионально необходимые качества личности, развито устойчивое положительное отношение работника к своей профессии. В процессе производственной адаптации работник:

  • знакомится с профессиональной работой;
  • приобретает навыки профессионального мастерства, сноровки, достаточные для того, чтобы качественно выполнять функциональные обязанности и проявлять творчество в труде. Как правило, профессиональная адаптация начинается с того, что выясняются опыт, знания и характер нового работника (еще на этапе отбора), затем определяется наиболее приемлемая для него форма подготовки, например, направление на курсы или прикрепление наставника[5].

Цели наставничества:

  • подготовить работников необходимой предприятию квалификации;
  • оказать помощь в их адаптации;
  • формировать сплоченный, эффективный коллектива.

Организационная культура – это модель ценностей, норм, убеждений, установок и допущений, которые отражают то, как сотрудники компании себя ведут и как они действуют[6]. Ценностями называется то, что считается важным в поведении людей и организаций. Нормы – это письменно

зафиксированные правила поведения.

Представляя собой своеобразное коллективное программирование разума в организации, организационная культура определяет направления развития, влияет на способы реализации плана развития, информирует о качестве этого процесса и отклонениях, обеспечивает своевременную коррекцию деятельности.

Цели развития персонала с позиции HR-менеджмента:

  • обеспечить компанию подготовленным персоналом, который заинтересован в ее развитии;
  • повысить потенциал работников компании;
  • решать задачи развития бизнеса;
  • повышать эффективность труда;
  • снижать текучесть кадров;
  • готовить руководящие кадры;
  • адаптировать персонал компании к новым технологиям[7].

Таким образом, развитие персонала ориентировано на перспективы компании в будущем.

Обучение касается вопросов увеличения знаний или достижения более высокого уровня в уже имеющихся навыках[8].

Рассмотрим основные тезисы, которыми обусловлена жесткая необходимость практически для каждой компании уделять большое внимание вопросам обучения и развития персонала.

  • человеческий ресурс организации имеет отличительную способность – потенциал, который дает ему возможность развития;
  • любая организация представляет собой развивающуюся, а не застывшую конструкцию, для развития которой требуется постоянное применение новых знаний, навыков. Эти знания и навыки должны приобретаться именно человеческим ресурсом организации;
  • внешний рынок труда, который поставляет персонал в организацию, имеет ряд ограничений и работает на все предприятия, не учитывая индивидуальные потребности каждого из них[9].

Для того, чтобы оценить значение системы обучения в организации, рассмотрим типовые цели обучения персонала в организации:

  1. Обеспечивать сотрудников знаниями и умениями, которые являются необходимыми для того, чтобы эффективно работать.
  2. Поддерживать профессиональный уровень персонала, знакомить его с новейшими достижениями технологии, изменениями правовых условий и социально-экономической обстановки.
  3. Осуществлять подготовку работников к возможности замещения ими коллег по причине болезни, командировки, отпуска и в случае увольнения.
  4. Осуществлять подготовку сотрудников к перемещениям или продвижению по службе.
  5. Формировать и поддерживать у персонала чувство приверженности к деятельности предприятия, обеспечивать понимание сотрудниками стратегии, структуры, услуг, технологий деятельности.
  6. Поддерживать у персонала позитивное отношение к работе.
  7. Обеспечить выполнение требования, которые предъявляются к деятельности предприятия действующим законодательством, контролирующими органами, клиентами, поставщиками[10].

Характеристики видов обучения сведены в таблицу 1.

Таблица 1

Характеристика видов обучения кадров[11]

Вид обучения

Характеристика вида обучения

1. Профессиональная подготовка кадров

Приобретаются знания, умения, навыки, происходит обучение способам общения, способствующим выполнению определенных производственных задач. Подготовка считается законченной, при получении квалификации для осуществления конкретной деятельности (обучается учащаяся молодежь)

    1. Профессиональная начальная подготовка

Развиваются знания, умения, навыки и способы общения как фундамент для дальнейшей профессиональной подготовки (например, подготовка бакалавров)

    1. Профессиональная специализированная подготовка

Получается специфическая профессиональная квалификация. Знания и способности углубляются для того, чтобы овладеть определенной профессией (например, специалист, магистр)

  1. Профессиональное совершенствование (повышение квалификации)

Знания, умения, навыки и способы общения расширяются, чтобы соответствовать современным требованиям производства, а также чтобы стимулировать профессиональный рост (обучаются работники, имеющие практический опыт)

2.1. Совершенствование профессиональных знаний и способностей

Знания и способности приводятся в соответствие с требованиями времени, актуализируются и углубляются. Горизонтальная мобильность (обучение проходят специалисты)

2.2. Профессиональное совершенствование с целью продвижения по службе

Подготовка к выполнению более серьезных задач. Вертикальная мобильность (обучаются руководители)

3. Профессиональная переподготовка (переквалификация)

Знания, умения, навыки и способы общения приобретаются для того, чтобы освоить новую профессию и качественно другую профессиональную деятельность (обучение проходят работники, занятые в производстве или безработные, которые имеют практический опыт)