Файл: Опека и попечительство. Патронаж над дееспособными гражданами. Общая характеристика..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Так, патронаж не может быть установлен в тех случаях, когда подопечный страдает, например, старческим слабоумием. Проявления у лица дефектов волеобразования или волеизъявления должны заставить орган опеки и попечительства возбудить гражданское дело о признании лица недееспособным, следствием чего станет назначение опекуна, но не помощника. В том и заключаются предварительные функции органов государственной власти или местного самоуправления по выявлению и устройству нуждающихся в опеке лиц, чтобы при обнаружении признаков серьезного психического расстройства инициировать судебное разбирательство. Именно с этой целью ст. 281 ГПК РФ предоставляет право подачи соответствующего заявления в суд органу опеки и попечительства, психиатрическому или психоневрологическому учреждению. Все, что нужно в качестве помощи тому лицу, которое не страдает психическим расстройством, но которое по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, - это юридические действия, совершаемые другим лицом в соответствии с собственной волей находящегося под патронажем. Именно по этой причине основанием для непосредственного совершения таких действий является договор поручения или доверительного управления имуществом.

Анализ положений ст. 41 ГК РФ показывает, что эти нормы направлены исключительно на охрану имущественных интересов лица, над которым установлен патронаж. Такому лицу не требуется со стороны помощника уход, обеспечение питанием, лечением, не требуется осуществление воспитания. Помощник не вправе представлять интересы совершеннолетнего дееспособного гражданина во всех без исключения правоотношениях, не является его законным представителем. Как в судебных разбирательствах, так и в исполнительном производстве, уголовном процессе, производстве по делам об административных правонарушениях, в других правоотношениях гражданин участвует самостоятельно, что говорит об исключительно имущественной направленности патронажа.

Помощник, действуя на основании договора доверительного управления имуществом или договора поручения, распоряжается имуществом, оплачивает счета своего клиента, осуществляет его иные имущественные права, но только в

тех рамках, которые обозначены содержанием договора.

Исходя из убеждения в том, что патронаж к формам попечительства не относится, что цели его установления носят имущественный характер, можно утверждать, что патронаж не является формой устройства граждан. В то же время, поскольку патронаж в соответствии с законом устанавливается и отменяется органом опеки и попечительства, а также в связи с тем, что в его основе может лежать договор поручения, его нельзя отождествлять и с доверительным управлением имуществом (опекой над имуществом). Вмешательство органов опеки и попечительства в установление патронажа объясняется физическим состоянием гражданина, нуждающегося в социальной заботе. В этом случае в полной мере проявляется действие механизма реализации права на социальную заботу - органы власти выявляют лицо, нуждающееся в патронаже, и осуществляют для него поиск помощника, который будет исполнять свои обязанности за счет заказчика (физического лица).


1.3 Источники правового регулирования опеки, попечительства и патронажа

Отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, регулируются главным образом Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "Об опеке и попечительстве".

Правовую основу деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних составляет ряд законодательных актов Российской Федерации, в том числе Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, право социального обеспечения, Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. № 62-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"[20], Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"[21], Федеральный закон "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" ...

Закрепление норм об опеке и попечительстве в отдельном Федеральном законе привело к необоснованному увеличению нормативного материала за счет дублирования текстов федеральных законов в Федеральном законе "Об опеке и попечительстве" и Гражданском и Семейном кодексах. Так, в частности:

- ч. 2 ст. 11ФЗ "Об опеке и попечительстве", закрепляющая необходимость согласия лица на присвоение статуса опекуна либо попечителя, дублирует положения п. 3 ст. 35 Гражданского кодекса РФ

- Права и обязанности опекунов и попечителей закреплены в ст. 15 ФЗ "Об опеке и попечительстве", в ст. 148 Семейного кодекса РФ, часть обязанностей опекуна и попечителя, кроме того, содержится в тексте ст. 36 Гражданского кодекса РФ

- Правовые основы распоряжения имуществом подопечного закреплены в ст. 19 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" и в ст. 37 Гражданского кодекса РФ

- Доверительному управлению имуществом подопечного посвящены ст. 38 Гражданского кодекса РФ и ст. 23 ФЗ "Об опеке и попечительстве".

Кроме дублирования нормативного материала наблюдаются и случаи его распыления. Так, например, основания прекращения опеки и попечительства не сведены в одной статье закона, а распределены между ст. 29 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" и ст. 40 Гражданского кодекса РФ.


Выделение нормативного регулирования институтов опеки и попечительства в отдельный Федеральный закон имеет и другие недостатки, одним из которых является неполнота нового специального Федерального закона, который, закрепляя правовой статус опекуна и попечителя, ничего не говорит о комплексе прав и обязанностей опекаемых и подопечных лиц. Этому вопросу посвящена ст. 148 Семейного кодекса РФ. Наличие подобного правового пробела красноречиво свидетельствует о том, что законодателю не было необходимости принимать самостоятельный нормативный правовой акт по вопросам опеки и попечительства, если он считает достаточным закрепление правового статуса основных субъектов регламентируемых таким законом правоотношений в другом нормативном правовом акте.

Ч. 3 ст. 3 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" разрешает регулировать отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства), на уровне нормотворчества субъектов РФ. Тем самым данная статья снимает возможные споры о компетенции между уровнями государственной власти по поводу нормативной регламентации отношений в сфере опеки и попечительства, фактически делегируя законодательным органам субъектов федерации право на принятие своих законов при наличии пробелов соответствующего федерального законодательства.

Согласно ч.4 ст. 3 Федерального закона о "Об опеке и попечительстве" структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации в целях организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом от 21 февраля 2014 г. № 19-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"[22] .Согласно данному закону к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству.

Наконец, согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Конкретизируя данное требование Основного закона, ч.5 ст.3 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" содержит стандартную оговорку о приоритете международных договоров Российской Федерации над национальным законодательством.


Таким образом, за последнее время институт опеки, попечительства и патронажа претерпел значительные изменения благодаря принятию ФЗ "Об опеке и попечительстве", в котором сформулированы принципы государственного регулирования в этой области, определены права и обязанности органов опеки и попечительства, правовой статус опекунов и попечителей, упорядочены процедуры установления и прекращения опеки и попечительства. Закон оставляет только две формы устройства детей в семью: опеку и усыновление. Приемная семья и патронатное воспитание становятся теперь видом опеки.

ГЛАВА 2. ОПЕКА, ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО И ПАТРОНАЖ КАК СИСТЕМА ПРАВООТНОШЕНИЙ

2.1 Договор об опеке, попечительстве и патронаже

Предметом анализируемого соглашения является совершение обязанной стороной (опекуном или попечителем) юридических или (и) фактических действий в пользу подопечного (третьего лица), что позволяет причислить данное соглашение к разряду договоров об оказании услуг.

С принятием части второй ГК РФ широкая трактовка услуг нашла свое законодательное закрепление. Содержание п. 2 ст. 779 ГК РФ позволяет прийти к выводу о том, что под услугами надо понимать действия, совершаемые не только в сфере медицины, связи, туризма или иных областях, традиционно именовавшихся сферой обслуживания населения, но и действия, совершаемые по договорам перевозки, банковского вклада, поручения, комиссии, доверительного управления и иным. Таким образом, услуга как объект гражданских прав может быть представлена различного рода фактическими или юридическими действиями, преследующими обозначенную в законе или договоре цель. М.И. Брагинский отмечает, что огромное многообразие услуг не позволило законодателю объединить положения части второй ГК РФ в одну главу, содержащую общие положения и положения об отдельных видах "договора услуг"[23]. Именно по этой причине положения о финансовых, посреднических услугах, услугах по страхованию оказались закрепленными в различных главах ГК РФ.

В 1971 г. В.А. Рясенцев, анализируя договор о патронате (Приложение А), отрицал его гражданско-правовую принадлежность, опираясь, прежде всего, на особый предмет соглашения: "Предмет этого договора - воспитание детей, что является областью семейного права"[24]. Представляется, что воспитание ребенка может быть признано своеобразной услугой. Это сложный процесс, предполагающий совершение целого ряда фактических действий, перечислить которые невозможно ни в законе, ни в договоре. Строго говоря, даже родители, воспитывая ребенка, оказывают ему услугу, однако правовое регулирование данных отношений не нуждается в применении договорных конструкций. Обязанность воспитывать ребенка для родителей обусловлена первой степенью родства, природными задачами человека как живой особи, производящей себе подобных. Получая воспитание, ребенок предоставляет родителю встречное удовлетворение нематериального, невещественного характера, заключенное, в частности, в положительных эмоциях родителя или в удовлетворении им потребности в заботе. Родителя нельзя принудить к совершению действий по воспитанию, можно лишь установить те или иные санкции за неисполнение этой обязанности.


Таким образом, можно прийти к выводу, что опека (попечительство) может основываться как на безвозмездном договоре, так и на договоре возмездного оказания услуг. Единственное исключение, которое должно быть закреплено - если иное прямо не предусмотрено договором об опеке (попечительстве), то право на возмещение расходов не должно предоставляться лицам, на которых в силу закона или договора возложена обязанность содержать подопечного. Так, если опекуном недееспособного гражданина становится его супруг, то какая-либо выплата ему расходов исключена в связи с тем, что в силу закона супруги обязаны материально поддерживать друг друга (п. 1 ст. 89 СК РФ). При этом тот факт, что супруг добровольно принимает на себя опеку, означает пренебрежение им обстоятельствами, перечисленными в ст. 92 СК РФ, например, непродолжительностью пребывания в браке. Если же эти обстоятельства сыграли свою роль в отношениях супругов, то лицо, желающее стать опекуном, преследует имущественный интерес в установлении опеки, а это должно отразиться на содержании договора. Таким образом, предлагая себя в качестве опекуна, супруг недееспособного гражданина может настаивать на возмещении ему расходов. В свою очередь, орган опеки и попечительства вправе отказать в установлении опеки на таких условиях, если усмотрит в этом нарушение прав или интересов недееспособного гражданина. Спор по поводу установления опеки, как уже говорилось, разрешается судом. Включение в соглашение права на возмещение расходов (и даже на получение вознаграждения) вполне допустимо и в тех случаях, когда опекунами (попечителями) несовершеннолетних назначаются их совершеннолетние братья и сестры или дедушки и бабушки, не обладающие для содержания ребенка необходимыми средствами (не подпадающие под действие ст. 93, 94 СК РФ). Органу опеки и попечительства необходимо взвешенно подходить к заключению соглашений об опеке (попечительстве) с такими лицами, поскольку при обращении с предложением своей кандидатуры они могут также преследовать различные интересы. Именно здесь вновь проявит себя преимущество договорно-правовой природы возникновения правоотношения, поскольку в процессе заключения договора и обмена сторонами предложениями выявится истинное намерение стороны, что позволит наилучшим образом учесть интересы подопечного. "Платная" опека (попечительство), т.е. возмездный договор об опеке (попечительстве), может иметь место только при прямом закреплении в договоре права опекуна или попечителя (исполнителя по договору) на получение вознаграждения. Выплата опекунам и попечителям вознаграждения не запрещена категорически ГК РФ (ст. 36 гласит: "Обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, кроме случаев, предусмотренных законом").[25]