Файл: Опека и попечительство. Патронаж над дееспособными гражданами. Общая характеристика..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3.1 Проблемы опеки и попечительства в Иркутской области в правовом аспекте

Самое важное в жизни ребенка - это его уверенность в том, что родители его любят, дорожат им и гордятся его успехами. В наше время есть дети, которые остаются без попечения родителей по разным причинам. Большинство детей, оставшихся без попечения родителей, не являются сиротами в обычном понимании этого слова.
Сам термин "социальное сиротство" означает, что у ребенка, живущего в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, есть родственники, а часто живы оба или один из родителей.

Ежемесячно в среднем 50 ребятишек остаются без родителей. Всего по состоянию на 1декабря 2018 года в Иркутске 3927 детей, оставшихся без попечения, из них под опекой - 1365, в приемных семьях - 694, остальные дети находятся в организациях в которых они воспитываются и обучаются.[29] Деятельность по защите прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется специалистами управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по опеке и попечительству г. Иркутска. Одним из важных направлений деятельности управления является реализация права ребенка жить и воспитываться в семье. С этой целью управлением проводятся мероприятия по информированию населения о возможных формах устройства детей, оставшихся без попечения родителей, размещение в средствах массовой информации сведений о детях, подлежащих передаче на воспитание в семьи граждан. Так, производная информация о детях размещается в газете "Пятница" рубрика "Жди меня",в журнале "Саквояж СВ" рубрика "Дети ждут своих родителей",журнал "Дети ждут своих родителей" ...

Что касается социальной поддержки, то не так давно, законом Иркутской области от 3 ноября 2011 года № 102-оз "О дополнительной мере социальной поддержки граждан, усыновивших (удочеривших) детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, в Иркутской области"[30] предусмотрена единовременная выплата гражданам усыновившим ( удочерившим ) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стоявших на учете в органах опеки и попечительства Иркутской области, если решение суда об усыновлении (удочерении ) вступило в законную силу не ранее 1 января 2011 года .

Единовременная выплата установлена в размере сто тысяч рублей и представляется одному из супругов (усыновителей) по их выбору на каждого усыновленного ребенка по истечению трех лет со дня вступления в силу решения суда об усыновлении.


В Иркутской области с 2014 года впервые начались выплаты единовременной денежной помощи тем, кто усыновил ребенка в размере 100 тыс. рублей. В следующем году 154 семьи усыновителей смогут получить эту выплату на улучшение жилищных условий, а также и на образование своего ребенка в будущем.

С 2011 года в регионе началась реализация программы «Точка опоры» и создание системы подготовки приемных родителей и их последующего сопровождения. Сегодня 42 областным государственным учреждениям системы образования и социального обслуживания переданы полномочия по подбору и подготовке граждан, выразивших желание принять на воспитание в семью ребенка.

С 2013 года, когда начала действовать областная программа по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, стал переломным в вопросе обеспечения социально незащищенных детей жильем. Впервые в Иркутской области начат централизованный процесс по формированию специализированного жилищного фонда, предназначенного, в первую очередь, для обеспечения квартирами сирот.

Всего с начала действия программы дети-сироты получили ключи от 205 квартир в Иркутске, Тулуне и Черемхово, поселках Залари и Усть-Уда, в Осинском, Баяндаевском, Качугском, Слюдянском и Ольхонском районах. В ближайшее время будет заселено еще 300 детей-сирот. В этом году также заключаются контракты с застройщиками на строительство жилых помещений. Таким образом, к концу 2018 года более одной тысячи сирот обеспечены квартирами».

Финансирование региональной программы по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2017 году составило 852 млн. рублей. В 2018году из областного бюджета на строительство квартир для ребят выделено 548,5 млн. рублей. Решен вопрос о выделении дополнительных средств из федерального бюджета в размере более 400 млн. рублей.

Квартиры для детей-сирот приобретаются на первичном рынке жилья с чистовой отделкой по цене – 33,8 тыс. рублей за один квадратный метр. Их средняя площадь составляет 33 кв. м.  В результате работы центров и отделений помощи семье и детям за последние два года из 9 тыс. 470 семей, находящихся в социально опасном положении, 30 % семей, находящихся в социально опасном положении, сняты с учета, в результате положительных изменений, для 1,5 тыс. детей была сохранена родная семья. За последнее время в регионе на 2 тыс. 40 человек уменьшилось количество детей, состоящих в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей. В январе 2018 года на учете в банке данных региона стояло 6 тыс. детей, в 2017 году – 8 тыс. 104.семьи, имеющих детей-инвалидов.[31]


Несомненно, развитие законодательства должно идти на федеральном уровне, однако некоторые пробелы в законодательстве можно заполнить при помощи регионального и местного нормотворчества, в частности органов государственной власти Иркутской области.

Заключение

Итак, нормы об опеке и попечительстве представляют собой комплексный правовой институт, в котором ведущее место занимают нормы гражданского права, семейного права, права социального обеспечения, а их действие обеспечено нормами административно-правовой отраслевой принадлежности. Статьи 31 ГК РФ позволяет сделать вывод о том, что основная задача опекунов (попечителей) состоит в совершении юридических действий в пользу подопечных, тех действий, которые смогут восполнить их недостающую дееспособность. Таким образом, данная норма рассматривает опеку и попечительство как вид правовой помощи, оказываемой нуждающимся в ней физическим лицам.

Между тем далее, определяя круг обязанностей опекунов (попечителей), Гражданский кодекс РФ меняет подход к роли этих лиц и фактически возлагает на их плечи все бремя забот о подопечном - о питании, содержании, медицинском уходе, воспитании (для несовершеннолетних). Увеличивают это бремя и положения о возмещении вреда, причиненного подопечными, закрепленные в статьях 1073, 1074, 1076 ГК РФ. Такой характер статуса опекуна (попечителя) позволяет назвать опеку и попечительство формой устройства физических лиц.

В действительности, именно такие отношения фактически и складываются при установлении опеки и попечительства. Именно такой термин может быть справедливо употреблен по отношению ко всем видам опеки, как употребляет его Семейный кодекс в ст.123 по отношению к различным способам определения судьбы ребенка, оставшегося без попечения родителей. Как правило, надлежащее исполнение возложенных на опекуна (попечителя) обязанностей возможно только при совместном проживании с подопечным. Законодатель с помощью института опеки и попечительства выполняет задачу определения судьбы недееспособного или не полностью дееспособного лица, перемещая «центр тяжести», бремя основных забот с органов государственной власти или местного самоуправления на соответствующее физическое лицо. Законодатель должен найти способы поддержки тех граждан, кто отважился взять на себя заботу об инвалидах или детях, и стимулировать тем самым остальных сограждан к подобному поведению. В то же время должны быть закреплены и соответствующие меры контроля за действиями опекунов (попечителей), гарантирующие осуществление прав и интересов подопечных лиц.


Возможные изменения в содержании норм об опеке и попечительстве должны строиться исходя из принципа приоритета интересов личности. Определяющим фактором в возникновении соответствующих правовых последствий становится свободное волеизъявление опекуна (попечителя).

Список использованной литературы

  1. Конвенция о правах ребенка принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения Резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г.; ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 г. N 1559-1// Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 7 ноября 1990 г. N 45. Ст. 955.
  2. Конституция Российской Федерации от 12.12.93г. (c учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2016 N 6-ФКЗ и N 7-ФКЗ) // Российская газета. - 2017.- 21 января.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (в ред. от 05.07.2017) // Консультант Плюс .
  4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (в ред. от 25..2017// Консультант Плюс.
  5. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (в ред. от 07.05.2013 N 316-ФЗ) // Российская газета.- 2005.- 12 января; Российская газета.-2013.- 22 декабря.
  6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (в ред. от 21.12.2013)// Российская газета.- 2001.- 31 декабря; Российская газета.-2013.- 04 мая.

Положение об органах опеки и попечительства в РСФСР: от 30 апреля 1986/утратил силу с 23.08.1996 г.// Электр. текстовые данные «Консультант плюс»

ФЗ “Об опеке и попечительстве’ (в ред. Федерального закона от 18.07.2009 N 178-ФЗ) //Российская газета.- 2009.- 28 июля ; Российская газета

Федеральный закон от 23.07.2013 г. № 273-ФЗ «Об образовании» // Бюллетень нормативных актов Федеральных органов исполнительной области – 2013 – С. 135

Федеральный закон от 02.12.2013г. № 232 «Об организации и деятельности органов опеки и попечительства» //Ведомости ЗС Иркутской области. – 2017. -С.25

Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)

  1. Федеральный закон от 21.02.2014.,№19-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субьектов РФ» // Информац. база «Консультант плюс».-2014.-21 февраля. – Электр. текстовые данные .
  2. Федеральный закон от 07.05.2013г., № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» /Информационная база «Консультант Плюс» .- 2017.-Электр. текстовые данные.
  3. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в ред. от 25.11.17 N 315-ФЗ) //Правовая система «Референт»
  4. Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. N 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 13.04.2017 N 313-ФЗ) // Российская газета.- 2017. - 20 апреля; Российская газета.-2017.-31 декабря.
  5. Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. N 62-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 02.04.17 N 62-ФЗ) // Собрание законодательства РФ.- 2014.-02.04.14; Российская газета.- 2017.-12 апреля.
  6. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 27.12.2016 N 365-ФЗ) // Собрание законодательства РФ.-.2003.- 06 октября; Российская газета.- 2016.-07 апреля; Российская газета.-2017.- 28 декабря.
  7. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» (в ред. от 27.12.2016N 365-ФЗ), // Российская газета.- 2006.- 31 декабря; Собрание законодательства РФ.- 2017.-28 декабря.
  8. Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (в ред. от 28.06.2017N 127-ФЗ) // Собрание законодательства РФ.- 2002.-03 июня; Российская газета.- 2017.- 01 июля; Российская газета.- 2017.- 01 июля.
  9. Закон от 3 ноября 2011 года , № 102-ОЗ "О дополнительной мере социальной поддержки граждан, усыновивших( удочеривших) детей-сирот и детей ,оставшихся без попечения родителей в Иркутской области."
  10. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 г. "О Федеральной целевой программе «Дети России» на 2012 - 2017 годы» (в ред. от 29.12.2017 N 1109) //Собрание законодательства РФ.- 2007.- 02 апреля; Собрание законодательства РФ.-2017.-18 января.
  11. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» (в ред. от 18.05.2017 // Собрание законодательства РФ.- 20137- 25 мая
  12. Постановление от 24.09.2012 г., о проекте областной государственной социальной программы "Дети-сироты" на 2012-2017годы (в ред. постановлений ЗС Иркутской области от 22.06.2017 N 3/43-ЗС, от 17.02.20146N 13/9-ЗС)
  13. Гражданское дело № 2-1594/09 //Архив Департамента опеки и попечительства и защиты прав несовершеннолетних Министерства Образования Иркутской области
  14. Загоровский А. Об опеке над несовершеннолетними//Русская мысль 2009.C.34
  15. Крылов Б.С. введение в шведское право М.,2000.С 31,68-69
  16. Комментарий к Семейному Кодексу Российской Федерации./Отв. Ред. Антокольская М.В.- М.: Проспект, 2016.- ст.4-5 гл.1.
  17. Нечаева А.М. Правовая охрана семьи /А.М. Нечаева// Закон. - 2009. -№4. - С. 7-15
  18. Фирсов М.В. учеб. пособие высшего учеб. заведения. М., 2009.С.234-244
  19. Кузнецов Н.Ф. Проблемы криминологической детерминации/под ред.В.Н.Кудрявцева.М.,2004.С.161.
  20. Комментарии к ФЗ «Об опеке и попечительстве»/А.Борисов// 2017.
  21. Постатейный комментарий к Федеральному закону «Об опеке и попечительстве»/ под общ. Ред. Ю.А. Дмитриева. - М.: Юрист, 2016. -95.
  22. Рабец А.М. Традиционные и современные правовые формы семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей/ Рабец А.М. - М.: Велби, 2008. - 267с.
  23. ОйгензихтВ.А.,Душанбе,1983.С.98-99
  24. Семернева Е. С. Автореф. дис...канд .юрид. наук 2001г.С.9

В.И. Синайский Русское гражданское право. М., 2002. С. 111.. Позже, по ГК РСФСР 1922 г.

  1. Тарасова А.Е/ Правосубъектность граждан. Особенности правосубъектности несовершеннолетних, их проявления в гражданских правоотношениях/ Тарасова А.Е. - М.: Волтерс Клувер, 2008. - 320 с.
  2. М.И. Брагинский ., Витрянский В.В. Договорное право. Книга третья: Договоры о выполнении работ и оказании услуг. М., 2002. С. 213

Стратегия действий в интересах детей 2012-2017 г. в Иркутской обл. //опубл. 19.10.2012 г.//электр. текстовые ресурсы.// www.irk.ru

Паспорт подпрограммы «Обеспечение условий деятельности в сфере социального развития, опеки и попечительства Иркутской области» 2014-2018годы // Электр.текстовые данные/ http://www.irksp.ru

Контрольно-счетная палата Иркутской области.//Устав Иркутской области // Электр.текстовые данные/ http://www.irksp.ru

  1. Информационная система «Консюльтант плюс», 2017 год .
  2. Информационная ситема «Гарант», 2014 год.

Приложение А

Договор о социальном патронате


ДОГОВОР
О СОЦИАЛЬНОМ ПАТРОНАТЕ № 42


« 13 »февраля 2018 г.

Отдел образования администрации муниципального образования Тайшетский район, выполняющий функции по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, именуемый в дальнейшем «Орган опеки и попечительства», в лице начальника отдела образования администрации муниципального образования Тайшетский район Иркутской области Ивановой Е.А., действующей на основании Положения об отделе, утвержденного решением Совета депутатов Тайшетского городского поселения с одной стороны, гражданин(ка) Андреева Анна Витальевна ,проживающий(ая) по адресу: г.Тайшет , м-н Новый , дом 11 ,кв. 56 далее именуемый «Лицо, осуществляющее социальный патронат», с другой стороны, и гражданин(ка) Карпова Наталья Витальевна,
(Ф.И.О. законного представителя ребенка),проживающий(ая) по адресу: _г. Тайшет ,ул.Транспортная, дом 53, квартира 8, на основании постановления главы администрации муниципального образования Тайшетский район от 13 февраля 2013 года № 35 заключили настоящий договор о нижеследующем:

1. Предмет договора

1. Социальный патронат устанавливается над ребенком _Карпов Андрей Витальевич,
(фамилия, имя, отчество, серия свидетельства о рождении, кем и когда выдано)

далее - Ребенок, проживающим в кровной семье и находящимся в трудной жизненной ситуации.

2. Права и обязанности сторон

С целью исполнения настоящего договора Орган опеки и попечительства и Лицо, осуществляющее социальный патронат, обязуются соблюдать права и законные интересы ребенка, над которым установлен социальный патронат.