Файл: Опека и попечительство. Патронаж над дееспособными гражданами. Общая характеристика..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В качестве особого вида опеки и попечительства появившегося впервые в российском законодательстве с принятием ФЗ «Об опеке и попечительстве» можно назвать опеку и попечительство по заявлению единственного родителя. Единственный родитель, имеющий ребенка (детей) имеет право обратиться в органы опеки и попечительства с заявлением, в котором он формулирует просьбу передать несовершеннолетнего под опеку или попечительство конкретному лицу в случае его смерти. По мнению А.М. Рабец это заявление можно рассматривать как своего рода «духовное завещание».[7]

Содержание пунктов 6-10 ст. 10 ФЗ «Об опеке и попечительстве»[8] позволяет выделить в качестве критерия для классификации численность субъектов на стороне опекунов и попечителей и на стороне подопечных. По общему правилу у каждого нуждающегося в опеке и попечительстве может быть один опекун и попечитель. Однако, исходя из интересов подопечного, орган опеки и попечительства вправе назначить ему нескольких опекунов или попечителей, либо наделить одно и то же лицо правовым статусом опекуна или попечителя в отношении сразу нескольких подопечных. Законодательное закрепление принципа множественности в отношениях по опеке и попечительству легализует реальные жизненные ситуации, при которых, например опекунами или попечителями ребенка одновременно становятся и бабушка и дедушка. Множественность на стороне подопечных возникает, когда решается вопрос об опеке или попечительстве родных братьев и сестер. Представительство и защита прав и законных интересов подопечных при назначении им нескольких опекунов или попечителей осуществляются одновременно всеми опекунами или попечителями;

при этом допускается передача полномочий по ведению дел подопечного одному из опекунов или попечителей на основании доверенностей. Формами опеки признаются приемная семья и патронат. Приемная семья - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью).

Патронатное воспитание является новой формой семейного устройства детей, при которой законное представительство не передается в полном объеме семье, взявшей ребенка на воспитание, а права и обязанности по защите прав ребенка разграничены между таким патронатным воспитателем и органом опеки и попечительства (или его уполномоченным учреждением).


Патронатное воспитание пока не вошло в федеральное законодательство и регулируется законами ряда регионов. Патронатное воспитание является аналогом широко применяемой за рубежом формы помещения детей в фостеровские семьи, благодаря которой во всем мире все дети получили возможность воспитываться в семье, а не в детском доме. Патронатное воспитание является более гибкой формой устройства детей в семью и позволяет жить в семье ребенку любого возраста, как при наличии у него установленного юридического статуса, так и непосредственно сразу после изъятия из семьи, вместо помещения его в приют. Патронатное воспитание существует только там, где имеются специализированные службы по устройству детей - уполномоченные организации органов опеки и попечительства, с которыми патронатные воспитатели заключают договор.

В договоре определяются права и обязанности, как семьи, так и учреждения. Наличие такого договора является юридической основой для профессионального сопровождения ребенка в течение всего времени его воспитания в семье. И ребенку и семье гарантированно предоставляется юридическая, социальная, психологическая и любая иная помощь - в зависимости от потребностей ребенка.

1.2 Опека, попечительство и патронаж как формы устройства граждан

Институт опеки, попечительства и патронажа существует в гражданском праве и регулируется нормами главы 3 ГК РФ. Нормами СК РФ регулируются опека и попечительство, которые рассматриваются как формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, которая включает в себя следующие признаки:

1)носит индивидуальный характер;

2) является результатом совпадения интересов государства, опекуна (попечителя) и подопечного, а потому может устанавливаться только при наличии свободного волеизъявления опекуна (попечителя);

3) предназначена для восполнения недостающей дееспособности подопечного лица, а также в необходимых случаях - и для обеспечения иных его интересов (например, дополнительная цель опеки (попечительства) над детьми - их воспитание);

4) состоит в выполнении опекуном (попечителем) юридических или (и) фактических действий в интересах подопечного;

5) осуществляется опекуном (попечителем) безвозмездно или на условиях встречного предоставления со стороны подопечного, государства (в широком смысле) или иных лиц;


6) решает общегосударственные задачи, поэтому ее установление и надлежащее осуществление обеспечивается организационной и контрольной деятельностью

органов государственной власти и местного самоуправления; 7) регулируется нормами различной отраслевой принадлежности.

Государственная поддержка опеки и попечительства состоит из комплекса мер, включающих не только финансирование тех или иных расходов, но, что гораздо более важно, организацию работы по устройству людей под опеку (попечителя).

Определение основного назначения опеки (попечительства) зависит от того, какие именно интересы, потребности подопечных лиц подлежат охране в первоочередном порядке. История развития цивилизации показывает, что на разных этапах общество осуществляло устройство разных категорий лиц - бездомных, бедных, детей-сирот, незаконнорожденных детей, погорельцев, вдов, стариков и проч. Фирсов М.В[9]. Характеристики таких лиц, формирующие их интересы, а также "социальная дефектность" конкретного лица предопределяют объем причитающейся ему социальной заботы. Перечень оснований, по которым опека (попечительство) должна быть предоставлена, с одной стороны, как отмечалось, предопределяется общественным правосознанием, а с другой стороны - назначением данного способа осуществления социальной защиты.

Общепризнанно, что не способны правильно определять свои интересы (потребности) и формировать свою волю несовершеннолетние, а также лица, обладающие серьезными и устойчивыми дефектами в психической деятельности. Эти объективные критерии закон облекает в специальные правовые формы, которые отличаются известной условностью. Так, некоторые 16-летние подростки рассуждают весьма здраво, ведут себя разумно и не нарушают своих интересов и интересов других лиц. В то же время такое поведение свойственно далеко не всем совершеннолетним лицам. Избрав 18-летие (п. 1 ст. 21 ГК РФ), законодатель закрепил общее правило о достижении лицом возраста полной гражданской дееспособности. Загоровский А.[10] Исключения, предусмотренные из этого правила (п. 2 ст. 21, п. 4 ст. 26, ст. 27 ГК РФ), позволяют учесть специфику той или иной отдельной личности (насколько это возможно и насколько это не противоречит общественным интересам).

Само по себе несовершеннолетие лица - недостаточное основание для установления опеки или попечительства над ним. Современное законодательство ушло от признания родителей естественными опекунами (попечителями) своих детей, несмотря на то, что во многих правовых системах такая норма по-прежнему присутствует. [11]Законодательство зарубежных стран об отношениях родителей и детей. Признание наличия у лица устойчивых и серьезных дефектов психической деятельности, требующего охраны его интересов с помощью опеки, производится в форме судебного решения (ст. 29 ГК РФ). Устойчивые отклонения от нормы психической деятельности (не носящие, однако, характера психического расстройства) присутствуют и в поведении растратчиков - лиц, по тем или иным причинам расходующим свое и чужое имущество в ущерб себе и своей семье. Чаще всего такое поведение, как известно, характерно для лиц, злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими средствами, что и служит причиной закрепления в ст. 30 ГК РФ правил об ограничении дееспособности таких лиц. По мнению медиков, состояние алкогольного или наркотического опьянения способно вызвать изменения в психической деятельности лица - от незначительных деформаций до отсутствия признаков психической деятельности Медицинское освидетельствование для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения[12]. В криминологии признано, что алкоголизм относится к числу пограничных психических расстройств, не исключающих, однако, вменяемости Кузнецова Н.Ф.[13] , характеризуя неволеспособность, указывал: "...патологическое слабоволие проявляется при хроническом алкоголизме, оно связывается с неспособностью противиться влечению к вину, особенно наблюдающееся в состоянии дилеомании, в также в других случаях наркомании" Ойгензихт В.А. Воля и волеизъявление[14].


Цивилистическая наука должна возвратиться к обсуждению основания ограничения дееспособности гражданина и еще по ряду причин. Как отмечается, злоупотребление спиртными и наркотическими средствами не охватывает всех случаев отклоняющегося поведения лица. "Единая биолого-химическая и физиолого-психологическая природа алкоголизма, наркомании и токсикомании приводит к необходимости и целесообразности применения единого термина - токсикомания" Семернева Е.С.[15] На это обстоятельство обращает внимание и А.М. Нечаева,[16] указывая, что ст. 30 ГК РФ не учитывает распространения токсикомании - явления, природа которого "еще полностью не исследована".

Как указывал Г.Ф. Шершеневич, в отечественном законодательстве "к ограничению дееспособности приводит иногда расстройство имущества, а именно при расточительности и несостоятельности"[17], а в праве Германии, наряду с расточительностью, основанием ограничения дееспособности являлось также и пьянство, вследствие которого человек "повергал себя и свое семейство опасности впасть в состояние крайней нужды" Шершеневич Г.Ф. [18]понимал расточительность как "склонность к бесполезным или несоответствующим имущественному положению затратам", в том числе на "сумасбродную" благотворительность, отмечая, что расточаются не энергия и здоровье лица, а его имуществом.

Хотелось бы отметить, что действующие нормы об ограничении дееспособности граждан не преследуют цели охраны интересов отдельных индивидуумов. Их задача - оградить семью, социальную ячейку, выполняющую в значительной степени функции экономического жизнеобеспечения, от растрат одного из ее членов ("гражданин: ставит свою семью в тяжелое материальное положение"). Это желание законодателя, безусловно, следует приветствовать. По праву Российской империи опека над имуществом расточителей учреждалась "в предупреждение и пресечение роскоши безмерной и разорительной, в обуздание излишества, беспутства и мотовства". При этом инициатива в установлении опеки должна была исходить не от членов семьи расточителя, а от главного начальника губернии или иного органа власти Вольман И.С.[19]..

Предложение об ограничении дееспособности граждан независимо от наличия у них семьи может расцениваться в современных условиях как недопустимое вмешательство в личную сферу индивида. Однако пределы этой допустимости, обозначенные общим образом в п. 3 ст. 55 Конституции РФ, довольно условны. Представляется, что такие соображения, как охрана нравственности, прав и законных интересов третьих лиц, обеспечение безопасности государства могут быть использованы при ограничении дееспособности одиноких граждан


Содержание деятельности опекуна (попечителя) состоит в совершении юридических и фактических действий. Закон очерчивает круг таких обязанностей, однако не устанавливает детально порядок их исполнения.

Степень отклонения психической деятельности лица от нормы влияет на объем необходимой ему помощи и, следовательно, на объем полномочий опекуна или попечителя. Именно на этом факте основано различие между опекой и попечительством, выраженное в формулировках п. 2 ст. 32 и п. 2 ст. 33 ГК РФ. Установление опеки влечет за собой возникновение отношений законного представительства, а установление попечительства не должно по общему правилу создавать таких последствий. Роль попечителя сводится только к контролю за юридическими действиями подопечного (а при попечительстве над несовершеннолетними сохраняется еще и обязанность попечителя воспитывать ребенка, что объясняется спецификой социализации человека на этом этапе).

Исходя из того, что действующее законодательство различает детей, не достигших 14 лет, и детей в возрасте от 14 до 18 лет, соответственно различается опека и попечительство над детьми. В то же время специфика попечительства над ограниченно дееспособным лицом заключается в том, что его психическая деятельность не имеет таких недостатков, которые сделали бы его абсолютно беспомощным перед внешними факторами. Поэтому и содержание попечительства в данном случае должно состоять только в контроле за расходованием имущества, что в конечном итоге может повлиять на правильное формирование поведенческой ориентации (во всяком случае, послужит одной из превентивных мер).

Правила, предусмотренные в настоящее время ст. 41 ГК РФ, установлены исключительно в целях охраны прав совершеннолетнего дееспособного лица и не допускают извлечения помощником какой-либо имущественной выгоды помимо той, которая предусмотрена для них договором поручения или доверительного управления.

Патронаж над дееспособными гражданами необходимо отличать от опеки и попечительства. Согласно ст. 31 ГК РФ опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Несмотря на то, что институт патронажа предназначен именно для защиты прав личности, более того, личности, которая по состоянию здоровья не в силах заботиться о себе самостоятельно, его задачи не совпадают с задачами опеки. Лицо, находящееся под патронажем, вполне дееспособно. Это означает, что все юридически значимые действия оно может совершать самостоятельно. Никто не вправе без соответствующего полномочия заменить волю этого лица своей волей.