Файл: Субъекты банкротства, их права, обязанности и ответственность (Теоретическое исследование института банкротства (несостоятельности) как экономического явления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Мизерная активность правоохранительных органов в этом направлении вызвана также высокой латентностью указанных деяний, «непрозрачностью» процедур банкротства. В результате лицам, участвующим в процессе, остается самостоятельно защищать свои права гражданско-правовыми и процессуальными средствами.

И важнейшей гарантией против подобных злоупотреблений является право лиц, участвующих в деле о банкротстве в ходе любой процедуры несостоятельности обращаться в арбитражный суд с ходатайством о назначении экспертизы в целях выявления признаков преднамеренного или фиктивного банкротства. Лица, участвующие в деле о банкротстве могут предоставить сведения о признаках подобных нарушений в качестве обоснования заявляемых ходатайств. Да и арбитражный управляющий зачастую сам нуждается в защите от претензий, в связи с чем вынужден обосновывать проведение тех или иных действий.

Поэтому исследование института несостоятельности, способов его прогнозирования и предотвращения, а также противодействия злоупотреблениям участников является настоятельной необходимостью.

Вместе с тем, сегодня существует ряд методик финансово-экономического анализа, при правильном применении позволяющих достаточно четко определить степень несостоятельности, возможность восстановления платежеспособности за обозначенный период, эффективность действий арбитражного управляющего и даже конкретные хозяйственные операции, повлекшие неплатежеспособность. Конечно, используемые для анализа показатели бухгалтерского учета можно, хотя и сложно, фальсифицировать (так, отечественные предприятия в официальной бухгалтерской отчетности предпочитают занижать прибыль и завышать расходы). Но скрыть общие закономерности функционирования предприятия невозможно. Причем обязанность такого анализа в общих чертах уже закреплена за временными управляющими ст. 70 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» [3].

При этом, неисполнение или ненадлежащее исполнение указанных обязанностей является основанием для его отстранения арбитражным судом (пункт 1 статьи 25 Закона о банкротстве).

На данный момент основными нормативно-правовыми актами, регламентирующими процедуру и методику анализа степени и факторов несостоятельности (неплатежеспособности) предприятия являются: Федеральный закон от 26.10.2002 № 127ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»; Распоряжение Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе РФ от 12.08.1994 № 31р «Об утверждении Методических положений по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса» [2].


Кроме того, существует огромное количество неофициальных методик. Правильно применяемые они дают достаточно достоверные результаты.

Проблема в том, что существующие официальные методики поверхностны и чрезмерно обобщены, а неофициальные не могут выступать аргументом в правовом споре. И те и другие ориентированы на конкретный исторический период, регион, отрасль экономики, правовую систему и быстро устаревают. Поэтому можно легко подобрать ту из них, которая даст заранее определенный результат.

Образовавшийся пробел следует восполнить разработкой официальной методики анализа несостоятельности с дифференциацией показателей по регионам, размеру предприятий, сферы деятельности. При этом желательно ежегодное обновление критериев.

В качестве вывода отметим, что динамический и статический анализ финансового состояния предприятия должника может использоваться:

1) Для минимизации случаев необоснованного введения процедур банкротства, иных злоупотреблений.

2) Для обоснования перехода от одной процедуры банкротства к другой.

3) Для аргументации действий и сделок, осуществляемых арбитражным управляющим, осуществления общего контроля над ним со стороны комитета кредиторов, арбитражного суда, оспаривания сделок должника и прочее.

4) Для управления со стороны органов исполнительной власти экономической ситуацией в стране посредством внесения изменений в официальные методики финансового анализа.

5) Осуществление комплексного анализа несостоятельности по единым методикам, утвержденным Правительством РФ позволит снизить количество фиктивных банкротств, корпоративных захватов, случаев неправомерного вывода активов и доведения до банкротства. В результате появятся механизмы реализации норм о субсидиарной ответственности должника, повысится эффективность действия главы 31 «Оспаривание сделок должника», реабилитационных процедур. Кроме того, значительно снизится нагрузка на арбитражные суды. У государства же появится оперативный инструмент проведения экономической и правовой политики в рассматриваемой сфере.

2. Исследование деятельности субъектов банкротства


2.1 Проблемы, возникающие в процессе осуществления деятельности субъектов банкротства

Денежные обязательства должника, возникшие в результате юридически значимых действий арбитражного управляющего можно дифференцировать на следующие группы:

  1. «Расходы на арбитражное управление должником»
    • судебные расходы (расходы на уплату госпошлины и опубликование сведений);
    • расходы на получение информации о должнике и его имуществе, на розыск должника и его имущества, на выявление кредиторов должника;
    • установленное судебным актом вознаграждение арбитражного управляющего и расходы арбитражного управляющего, непосредственно связанные с исполнением возложенных на него обязанностей (командировочные, почтовые, канцелярские, транспортные, расходы на связь и иные расходы);
    • оплата услуг лиц, привлеченных на договорной основе, в том числе по трудовым договорам, арбитражным управляющим для обеспечения своей деятельности (юридические и финансово-экономические услуги, услуги оценщика и реестродержателя, услуги архивов, банков и др.).
  2. «Расходы на обеспечение сохранности и продажу имущества должника»
    • коммунальные и эксплуатационные расходы;
    • расходы на охрану имущества должника;
    • расходы, связанные с продажей имущества должника, либо его передачей, в установленных законом случаях, кредиторам и иным лицам (в т.ч. расходы на оформление прав собственности и иных прав на имущество должника (переход прав к покупателю), аукционные сборы, иные сборы и платежи неналогового характера, и др.).
  3. «Расходы на восстановление платежеспособности должника»
    • расходы на реализацию мер по восстановлению платежеспособности должника, предусмотренные планом внешнего управления.
  4. «Ликвидационные расходы»
    • предусмотренные действующим законодательством РФ обязательные платежи, связанные с ликвидацией должника (исключением из ЕГРЮЛ).

Согласно Закона, обязанностью арбитражного управляющего является разумное и обоснованное осуществлять расходов, связанные с исполнением возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве.

В соответствии со ст.16, реестр требований кредиторов ведет арбитражный управляющий или реестродержатель (профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг), оплата услуг которого осуществляется за счет средств должника, если собранием кредиторов не установлен иной источник оплаты услуг реестродержателя. Учет требований кредиторов ведется в валюте Российской Федерации. Требования кредиторов, выраженные в иностранной валюте, учитываются в реестре требований кредиторов в порядке, установленном статьей 4 настоящего Федерального закона.


Судебно-арбитражная практика, связанная с рассмотрением споров о порядке назначения, об определении размера и выплаты вознаграждения, свидетельствует о том, что нормы права, регулирующие эти отношения, понимаются судами не всегда однозначно, а порой прямо противоположно. Поэтому в ст. 20.6 ФЗ о несостоятельности (банкротстве) представлены наиболее полные подходы к разрешению споров данной категории:

  1. Арбитражный управляющий имеет право на вознаграждение в деле о банкротстве, а также на возмещение в полном объеме расходов, фактически понесенных им при исполнении возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве.
  2. Вознаграждение в деле о банкротстве выплачивается арбитражному управляющему за счет средств должника, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
  3. Вознаграждение, выплачиваемое арбитражному управляющему в деле о банкротстве, состоит из фиксированной суммы и суммы процентов.
    Размер фиксированной суммы такого вознаграждения составляет для:
    • временного управляющего — тридцать тысяч рублей в месяц;
    • административного управляющего — пятнадцать тысяч рублей в месяц;
    • внешнего управляющего — сорок пять тысяч рублей в месяц;
    • конкурсного управляющего — тридцать тысяч рублей в месяц.
  4. В случае освобождения или отстранения арбитражным судом арбитражного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве вознаграждение ему не выплачивается с даты его освобождения или отстранения.
  5. Арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, на основании решения собрания кредиторов или мотивированного ходатайства лиц, участвующих в деле о банкротстве, вправе увеличить размер фиксированной суммы вознаграждения, выплачиваемого арбитражному управляющему, в зависимости от объема и сложности выполняемой им работы.
    Принятое арбитражным судом определение об увеличении фиксированной суммы такого вознаграждения может быть обжаловано.
  6. В случае возложения в деле о банкротстве на арбитражного управляющего полномочий в связи с невозможностью утверждения иного арбитражного управляющего размер вознаграждения, выплачиваемого арбитражному управляющему в период исполнения им возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве, устанавливается арбитражным судом.
  7. Собранием кредиторов может быть установлено дополнительное вознаграждение арбитражного управляющего.
  8. Дополнительное вознаграждение выплачивается арбитражному управляющему за счет средств кредиторов, принявших решение об установлении дополнительного вознаграждения, или причитающихся им платежей в счет погашения их требований.
  9. В случае если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, сумма процентов по вознаграждению арбитражного управляющего выплачивается ему в течение десяти календарных дней с даты завершения процедуры, которая применяется в деле о банкротстве и для проведения которой был утвержден арбитражный управляющий.
  10. Сумма процентов по вознаграждению временного управляющего устанавливается в следующих размерах:
    • четыре процента балансовой стоимости активов должника, не превышающей двухсот пятидесяти тысяч рублей;
    • десять тысяч рублей и два процента балансовой стоимости активов должника при балансовой стоимости активов должника более двухсот пятидесяти тысяч рублей, но не превышающей одного миллиона рублей;
    • двадцать пять тысяч рублей и один процент балансовой стоимости активов должника при балансовой стоимости активов должника более одного миллиона рублей, но не превышающей трех миллионов рублей;
    • сорок пять тысяч рублей и одна вторая процента балансовой стоимости активов должника при балансовой стоимости активов должника более трех миллионов рублей, но не превышающей десяти миллионов рублей;
    • восемьдесят тысяч рублей и три десятых процента балансовой стоимости активов должника при балансовой стоимости активов должника более десяти миллионов рублей, но не превышающей ста миллионов рублей;
    • триста сорок тысяч рублей и две десятых процента балансовой стоимости активов должника при балансовой стоимости активов должника более ста миллионов рублей, но не превышающей трехсот миллионов рублей;
    • семьсот сорок тысяч рублей и одна сотая процента балансовой стоимости активов должника при балансовой стоимости активов должника более трехсот миллионов рублей, но не превышающей одного миллиарда рублей;
    • восемьсот десять тысяч рублей и одна тысячная процента балансовой стоимости активов должника, превышающей один миллиард рублей.

Арбитражные управляющие в целях обеспечения своей деятельности и исполнения обязанностей привлекают (если это необходимо) сторонних лиц. Их работа оплачивается по-разному, в зависимости от стадии банкротства. При финансовом оздоровлении и наблюдении должник осуществляет оплату самостоятельно по требованию административного или временного управляющего. Если это случай внешнего управления или конкурсного производства, то все сопутствующие процедуре затраты погашаются за счет имущества банкрота самим арбитражным управляющим.

Размер вознаграждения данных лиц определен законом РФ «О несостоятельности (банкротстве)» статьями 20.6, 20.7. Статьёй 59 этого же закона предусмотрен порядок распределения судебных расходов.

Постановлением Пленума ВАС РФ от 22 июня 2012 года определены аспекты разрешения споров при отсутствии достаточного имущества для возмещения расходов у должника. В этом случае обязанность погашения возлагается на заявителя. При полном отсутствии финансирования процедуры банкротства дело закрывается и подлежит прекращению (п. 1, ч. 1 ст. 150 АПК РФ).

Состав расходов при банкротстве:

Уплата государственной пошлины.

Затраты на опубликование сведений о банкротстве в Едином федеральном реестре.

Оплата работы арбитражного управляющего.

Оплата работы оценщиков, аудиторов, реестродержателей, операторов электронной площадки и т. д. — в случае необходимости.

Почтовые, транспортные расходы, арендная плата и т. д.

Выплата компенсаций и пособий работникам.

Другие расходы, связанные с банкротством предприятия.

В некоторых случаях необоснованно завышенные суммы или суммы, не имеющие отношения к делу, которые применяются к предприятию-должнику, могут быть обжалованы и изменены или запрещены к взысканию по решению суда (это касается оплаты услуг сторонних лиц и недобросовестных участников сделки).

Привлекать лиц имеют право только арбитражные управляющие. Положение о лимитах охватывают услуги всех лиц, не важно специалист или технический персонал, которые привлекаются арбитражным управляющим для реализации своих обязанностей.

Оплачиваются услуги исполнительных лиц, которые приглашаются для проведения процедуры наблюдения и финансового оздоровления, должником по приказу арбитражного управляющего, а в делах внешнего управления самим управляющим и средств должника. Если обязанности по оплате услуг исполнительных лиц не выполняются, то дело направляется в суд, он принимает решение и осуществляет его исполнение. Заявление это рассматривается только судьей, согласно ст.60 Закона о банкротстве.