Файл: Критерии отбора персонала(Сущность и основные принципы системы набора и отбора персонала).pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 58
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы организации работы по оценке и отбору персонала
1.1. Сущность и основные принципы системы набора и отбора персонала
1.2. Современные методы и подходы к процессу оценке и отбора персонала
2.Изучение организации оценки и отбора персонала в ООО «АМАКС Золотое кольцо»
2.1 Организационная характеристика предприятия
2.2.Анализ деятельности гостиницы по отбору и приему персонала
3. Рекомендации по модернизации системы отбора и набора кадров ООО «АМАКС Золотое кольцо»
3.1. Совершенствования методологии оценки и отбора персонала
в целях выявления физических способностей кандидата к выполнению предлагаемой работы
в целях предотвращения найма переносчиков заразных болезней
необходимо узнать физическое состояние кандидата в целях предотвращения подачи им жалоб по поводу компенсаций.
Проверка рекомендаций. Как правило, не относится к самостоятельным методам, но является важным этапом в процессе отбора персонала.
Среди нетрадиционных методов можно выделить:
- Brainteaser-интервью. Заключается в выявлении уровня нестандартности мышления. В ходе разговора соискателю могут задать не относящийся к беседе вопрос, на который он должен ответить как можно более креативно и оригинально.
- Физиогномика – вспомогательный метод, в ходе которого анализируются мимика и черты лица кандидата с последующими выводами о его личности. Довольно сложный метод, который должен проводиться опытными специалистами.
- Шоковое интервью. Искусственно создается провокационная ситуация для кандидата, например, сломанный стул или «случайно» пролитый кофе, которая может показать, как человек ведёт себя в стрессовых ситуациях. Интересный метод, относится к числу самых сложных для испытуемых.
- Графология – метод изучения характера человека по его почерку, получил широкое распространение во Франции. Привлекательность метода состоит в его дешевизне, а одним из главных недостатков является риск неадекватной оценки кандидата.
Мы рассмотрели основные методы отбора персонала и, подведя итоги, нужно сказать, что для каждой конкретной ситуации можно подобрать подходящие методы, которые будут отвечать интересам и целям компании. Именно в грамотном использовании методов отбора заключается профессионализм HR- работников.
Последующим этапом после набора и отбора персонала выступает приём на работу (найм), который заключается в оформлении трудовых отношений между работником и работодателем. Оформление на работу должно происходить в соответствии с Трудовым кодексом РФ.
2.Изучение организации оценки и отбора персонала в ООО «АМАКС Золотое кольцо»
2.1 Организационная характеристика предприятия
Гостиница «АМАКС Золотое кольцо» сочетает в себе лучшие качества высококлассного бизнес-отеля и современного развлекательного центра. Именно поэтому мы предлагаем своим гостям широкие возможности для организации и проведения деловых мероприятий в сочетании с увлекательным отдыхом. Персонал отеля «AMAKС Золотое кольцо» всегда внимателен и учтив.
Гостиница «АМАКС Золотое кольцо» располагает 256 номеров.
Каждый номер уютно меблирован и оборудован мини-баром, спутниковым телевидением, радио, телефоном с голосовой почтой и выходом в Интернет и индивидуально регулируемой системой кондиционирования.
Службу персонала отеля возглавляет директор по персоналу, который имеет в подчинении менеджера по кадрам и обучению.
Согласно положению о персонале менеджер по кадрам и обучению гостиницы «АМАКС Золотое кольцо» выступает организатором работы с персоналом, под методическим руководством непосредственно генерального директора.
Рассмотрим основные экономические показатели деятельности гостиницы в 2014-2016 годах в таблице 2.1.
Таблица 2.1 - Основные показатели доходов гостиницы «АМАКС Золотое кольцо» за 2014-2016 годы
Показатели |
Значения по годам |
Изменения |
Темп прироста, % |
||||||
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2015/ 2014 |
2016/ 2015 |
2016/ 2014 |
2015/ 2014 |
2016/ 2015 |
2016/ 2014 |
|
Выручка от реализации услуг проживания, тыс. руб. |
2737684 |
3487950 |
4199325 |
750265 |
711376 |
1461641 |
27,41 |
20,40 |
34,81 |
Выручка от реализации за 1 день, тыс. руб. в день |
7501 |
9556 |
11505 |
2056 |
1949 |
4004 |
27,41 |
20,40 |
34,81 |
Количество занятых номеров |
149 |
147 |
153 |
-2 |
6 |
4 |
-1,64 |
4,08 |
2,33 |
Общее количество номеров |
301 |
301 |
301 |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
Средний уровень загрузки номерного фонда,% |
49,54 |
48,73 |
50,72 |
-0,81 |
1,99 |
1,18 |
Х |
Х |
Х |
Средняя цена номера, руб. |
50 300 |
65 150 |
75360 |
14850 |
10210 |
25060 |
29,52 |
15,67 |
33,25 |
Выручка от оказания дополнительных услуг, тыс. руб. |
934210 |
1235286 |
1561540 |
301076 |
326254 |
627330 |
32,23 |
26,41 |
40,17 |
Общая выручка от оказания гостиничных услуг, тыс. руб. |
10571306 |
13686012 |
15961540 |
3114706 |
2275528 |
5390234 |
29,46 |
16,63 |
33,77 |
На основании данных таблицы 2.2 видно, что общая выручка от оказания услуг гостиницей выросла за 2014-2016 годы на 29,36% за счет роста выручки от оказания услуг проживания на 34,81% и роста выручки от оказания дополнительных услуг на 40,17%.
При этом уровень загрузки номерного фонда гостиницы вырос с 49,54% в 2014 году до 50,72% в 2016 году, а средняя цена номера в гостинице выросла на 33,25%. То есть рост выручки гостиницы от оказания услуг обусловлен ростом цен на услуги проживания.
Показатели расходов гостиницы приведены в таблице 2.2.
Таблица 2.2 – Показатели расходов гостиницы «АМАКС Золотое кольцо» за 2014-2016 годы
Показатели |
Значения по годам, тыс. руб. |
Изменения, тыс. руб. |
Темп прироста, % |
|||||||||
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2015/ 2014 |
2016/ 2015 |
2016/ 2014 |
2015/ 2014 |
2016/ 2015 |
2016/ 2014 |
||||
Себестоимость проживания |
3515689 |
5568942 |
7568945 |
2053253 |
2000003 |
4053256 |
58,40 |
35,91 |
53,55 |
|||
Себестоимость дополнительных услуг |
910410 |
1196316 |
1519400 |
285906 |
323084 |
608990 |
31,40 |
27,01 |
40,08 |
|||
Общая себестоимость |
4426099 |
6765258 |
9088345 |
2339159 |
2323087 |
4662246 |
52,85 |
34,34 |
51,30 |
|||
Управленческие расходы |
5490211 |
6216528 |
6051348 |
726317 |
-165180 |
561137 |
13,23 |
-2,66 |
9,27 |
|||
Общие затраты |
9916310 |
12981786 |
15139693 |
3065476 |
2157907 |
5223383 |
30,91 |
16,62 |
34,50 |
По данным таблицы 2.2 видно, что произошел рост затрат гостиницы за 2014-2016 годы за счет:
- роста себестоимости проживания на 53,55%;
- роста себестоимости оказания дополнительных услуг на 40,08%;
- роста управленческих расходов на 9,27%.
В таблице 2.3 приведены показатели эффективности деятельности гостиницы в 2014-2016 годах.
Таблица 2.3 – Динамика показателей эффективности гостиницы «АМАКС Золотое кольцо» за 2014-2016 годы
Показатели |
Значения по годам |
Изменения |
Темп прироста, % |
|||||||||
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2015/ 2014 |
2016/ 2015 |
2016/ 2014 |
2015/ 2014 |
2016/ 2015 |
2016/ 2014 |
||||
Валовая прибыль от оказания услуг проживания |
271872 |
304568 |
332042 |
32696 |
27474 |
60170 |
12,03 |
9,02 |
18,12 |
|||
Валовая прибыль от оказания дополнительных услуг |
23800 |
38970 |
42140 |
15170 |
3170 |
18340 |
63,74 |
8,13 |
43,52 |
|||
Уровень доходности услуг проживания |
7,73 |
5,47 |
4,39 |
-2,26 |
-1,08 |
-3,35 |
-29,28 |
-19,79 |
-76,28 |
|||
Уровень доходности дополнительных услуг |
2,61 |
3,26 |
2,77 |
0,64 |
-0,48 |
0,16 |
24,61 |
-14,86 |
5,74 |
|||
Прибыль от реализации |
654996 |
704226 |
821847 |
49230 |
117621 |
166851 |
7,52 |
16,70 |
20,30 |
|||
Рентабельность продаж |
23,93 |
20,19 |
19,57 |
-3,73 |
-0,62 |
-4,35 |
-15,61 |
-3,07 |
-22,25 |
|||
Рентабельность оказания услуг |
14,80 |
10,41 |
9,04 |
-4,39 |
-1,37 |
-5,76 |
-29,66 |
-13,13 |
-63,65 |
По данным таблицы видно, что валовая прибыль (маржинальный доход) от оказания услуг проживания вырос на 18,12%, а от оказания дополнительных услуг на 43,52%.
То есть оказание дополнительных услуг является более эффективным. Однако основной доход гостиницы приносит оказание услуг проживания.
В целом прибыль от реализации услуг гостиницы выросла на 20,30%. При этом рентабельность продаж услуг гостиницы снизилась на 22,35%, а рентабельность оказания гостиничных услуг снизилась на 63,65%.
Таким образом, в 2014-2016 годах наблюдается снижение эффективности деятельности гостиницы.
Проанализируем эффективность использования трудовых ресурсов гостиницы в таблице 2.4.
Таблица 2.4 – Эффективность использования трудовых ресурсов гостиницы «АМАКС Золотое кольцо» за 2014-2016 годы
Показатели |
Значения по годам |
Изменения |
Темп прироста, % |
||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2015/ 2014 |
2016/ 2015 |
2016/ 2014 |
2015/ 2014 |
2016/ 2015 |
2016/ 2014 |
|
Количество работников, чел. |
271872 |
304568 |
332042 |
32696 |
27474 |
60170 |
12,03 |
9,02 |
18,12 |
Средняя месячная заработная плата работников, тыс. руб./чел. |
23800 |
38970 |
42140 |
15170 |
3170 |
18340 |
63,74 |
8,13 |
43,52 |
Годовой фонд оплаты труда, тыс. руб. |
7,73 |
5,47 |
4,39 |
-2,26 |
-1,08 |
-3,35 |
-29,28 |
-19,79 |
-76,28 |
Общие затраты гостиницы, тыс. руб. |
2,61 |
3,26 |
2,77 |
0,64 |
-0,48 |
0,16 |
24,61 |
-14,86 |
5,74 |
Доля затрат на оплату труда в общих затратах гостиницы, % |
654996 |
704226 |
821847 |
49230 |
117621 |
166851 |
7,52 |
16,70 |
20,30 |
Выручка от оказания услуг на одного работника, тыс. руб./чел. |
23,93 |
20,19 |
19,57 |
-3,73 |
-0,62 |
-4,35 |
-15,61 |
-3,07 |
-22,25 |
Коэффициент опережения , раз |
14,80 |
10,41 |
9,04 |
-4,39 |
-1,37 |
-5,76 |
-29,66 |
-13,13 |
-63,65 |
По данным таблицы 2.4 видно, что за 2014-2016 годы произошел рост среднемесячной заработной платы персонала на 43,52%. При этом среднегодовая выручка, приходящаяся на одного работника гостиницы снизилась на 22,25%, что свидетельствует об неэффективном использовании фонда оплаты труда гостиницы.
Однако коэффициент опережения роста выручки на одного работника по сравнению с его заработной платой имеет тенденцию к снижению с 14,80 раз в 2014 году до 9,04 раз в 2016 году.
Таким образом, анализ показателей деятельности гостиницы показал, что в анализируемом периоде наблюдается снижение эффективности продаж услуг гостиницы за счет роста цен на услуги, а также снижается эффективность использования трудовых ресурсов гостиницы. Эффективность оказания услуг гостиницы также снижается, снижается эффективность использования фонда оплаты труда, так как снижается коэффициент опережения.
Рассмотрим динамику изменения численности персонала гостиницы и изменения показателей движения персонала в таблице 2.5.
Таблица 2.5 – Динамика движения персонала гостиницы
Показатели |
Значения по годам |
Изменения |
||||
---|---|---|---|---|---|---|
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2015/ 2014 |
2016/ 2015 |
2016/ 2014 |
|
Численность работников на начало года |
442 |
450 |
480 |
8 |
30 |
38 |
Принято |
145 |
156 |
187 |
11 |
31 |
42 |
Уволено |
137 |
126 |
157 |
-11 |
31 |
20 |
в том числе в связи с нарушением дисциплины труда и по собственному желанию |
84 |
92 |
109 |
8 |
17 |
25 |
Численность работников на конец года |
450 |
480 |
510 |
30 |
30 |
60 |
Среднесписочная численность |
446 |
465 |
495 |
19 |
30 |
49 |
Коэффициент оборота по приему |
0,33 |
0,34 |
0,38 |
0,01 |
0,04 |
0,05 |
Коэффициент оборота по выбытию |
0,31 |
0,27 |
0,32 |
-0,04 |
0,05 |
0,01 |
Коэффициент текучести кадров |
0,19 |
0,20 |
0,22 |
0,01 |
0,02 |
0,03 |
На основании данных таблицы 2.5 видно, что движение персонала на предприятии увеличилось, вырос коэффициент оборота по приему и по выбытию персонала, а также вырос коэффициент текучести кадров, что свидетельствует о снижении стабильности кадрового состава гостиницы.
Определение коэффициента обеспеченности персоналом в целом и по категориям приведено в таблице 2.6.