Файл: Ораторская Речь(Роды и виды ораторской речи).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Ораторская речь и ее характеристика

Роды и виды ораторской речи

Ораторская речь и функциональные стили литературного языка

Функционально-смысловые типы речи

Структура ораторской речи

Аспекты проблематики перевода ораторов

Актуальность проблемы перевода ораторской речи

Отличие английской ОР от русской.

Проблемы культуры речи и УП

Смысловой анализ речи и навык перифраза в УП

Важность тезаурусных знаний для УП-ка (background knowledge)

Прагматический аспект УП

Редактирование в УП

2.8 Профессиональная этика УП-ка

2.10 Роль скорописи и ее основные аспекты

2.11 Оформление выходного сообщения в последовательном переводе с опорой на скоропись

2.12 Типы ошибок в последовательном переводе и пути их преодоления

2.13 Специфика синхронного перевода (СП) и качества, необходимые для переводчика-синхрониста

2.14 Синхронный перевод в условиях чтения текста оратором и в условиях спонтанной речи

2.15 Речевая компрессия и ее виды в синхронном переводе

2.16 Актуальное членение предложения при синхронном переводе

2.17 Синтаксические проблемы в СП с английского на русский

2.18 Синтаксические проблемы в СП с русского языка на английский

2.19 Специфика передачи игры слов, идеом и ФЕ при СП

2.20 Типы ошибок в СП и пути их преодоления

Заключение

Список использованных источников

Содержание:

Введение

Ораторское, устное слово люди ценили во все времена. Ведь это важное и активное средство воспитания и обучения, распространения философских, эстетических учений, экономических, политических и других знаний, постижения и новых идей, и культурных ценностей. Истинное слово пробуждает лучшие гражданские чувства, служит целям прогресса.

Ораторская Речь (ОР) – это устное, подготовленное выступление перед слушателями с целью информирования и воздействия на умы людей. Традиционно ОР считается устной разновидностью публицистического стиля. ОР – это больше синкретический жанр. Как считает Когтев: ОР надо выделять как отдельный стиль, так как:

  • ОР привязана к месту, аудитории и времени;
  • ОР необратима и динамична;
  • Повышенная эгоцентричность говорящего по сравнению с пишущим.

Актуальность проблемы перевода ораторской речи определена тем, что речь оратора на английском языке значительно отличается от речи оратора на русском языке, и наоборот.

Цель работы - исследовать основные проблемы и сложности, возникающие у переводчиков при переводе ораторской речи, тем самым в какой-то степени облегчить их труд.

В процессе работы предстоит решить следующие задачи:

  • Исследовать вопрос о родах и видах ораторской речи;
  • Исследовать вопрос взаимодействия ораторской речи и функциональных стилей литературного языка;
  • Исследовать вопрос о функционально-смысловых типах ораторской речи;
  • Выяснить структуру ораторской речи;
  • Выяснить основные проблемы, как лексического, так и грамматического характера, возникающие у переводчиков при переводе ораторской речи;
  • Исследовать вопросы, касающиеся профессиональной этики переводчика.

В основу данной курсовой работы были положены теоретические труды по стилистике ораторской речи, а также по переводоведению: Граудиной, Ширяева (2000), Миньяра-Белоручева(1980).

В качестве материала для анализа в работе использованы наиболее яркие примеры перевода ораторского стиля речи из работ Миньяра-Белоручева (2005).

Ораторская речь и ее характеристика

Роды и виды ораторской речи


Виды ораторского искусства формировались не сразу. Роды и виды красноречия определяются в зависимости от сферы коммуникации, которая соответствует одной из основных функций речи: общению, сообщению и воздействию. Существует несколько сфер коммуникации: научная, деловая, информационно-пропагандистская и социально-бытовая. К первой, например, следует отнести лекцию в ВУЗе или научный доклад; ко второй – дипломатическую речь или выступления на съезде; к третьей - военно-патриотическую речь или речь митинговую; к четвертой относят юбилейную (похвальную) речь или застольную речь (тост).

В современной практике публичного общения выделяют следующие роды красноречия:

  • социально-политическое;
  • судебное;
  • социально-бытовое;
  • духовное (церковно-богословское).

Родом красноречия называют область ораторского искусства, которая характеризуется наличием определенного объекта речи, специфической системой его разбора и оценки. [1; 114]

Как правило, к социально-политическому красноречию относят выступления на социально-политические, политико-экономические, социально-культурные, этико-нравственные темы.

Граудина и Ширяев отмечают, что некоторые жанры красноречия носят черты официально-делового и научного стиля, так как в основе их лежат официальные документы. В таких речах чаще анализируется положение в стране и события в мире, основная цель которых дать слушателям конкретную информацию.

Иногда политической речи свойственны такие стилевые черты, которые характеризуют официальный стиль (безличность или слабые проявления личности, функционально окрашенная лексика, политическая лексика, политические экономические термины). В митинговых речах, которые больше имеют призывную направленность, часто используется разговорная лексика и синтаксис.

Академическое красноречие – это род речи, помогающий формированию научного мировоззрения, отличающийся научным изложением, глубокой аргументированностью и логической культурой. К этому роду относятся стоит отнести научный доклад, научный обзор, научное сообщение, научно-популярную лекцию. Разумеется, академическое красноречие близко к научному стилю речи, однако, в нем довольно часто употребляются выразительные, изобразительные средства.

В России академическое красноречие сложилось в первой половине XIX веке совместно с пробуждением общественно-политического сознания.

Судебное красноречие считается таким родом речи, который призван оказывать целенаправленное, а главное, действенное воздействие на суд, чтобы содействовать формированию убеждений судей и присутствующих в зале суда людей. В большинстве случаев, выделяют прокурорскую или же обвинительную речь и адвокатскую либо защитительную речь.


Согласно Граудиной и Ширяеву, Российское судебное велеречие начинает развиваться еще во 2-ой половине XIX века опосля судебной реформы 1864г. с внедрением суда присяжных. Суд – данное разбирательство уголовного или же гражданского дела, изыскание всех которые были использованы, связанных с ним, которое случается в ситуации поиска правды, борьбы воззрений процессуальных оппонентов. Окончательная задача данного процесса - вынести законный и аргументированный вердикт.

К социально-бытовому красноречию относится юбилейная речь, приуроченная к знаменательной дате либо произнесенная в честь отдельной персоны, носящая торжественный характер; приветственная речь; застольная речь; произнесенная на дипломатических приемах; надгробная речь.

Духовное (церковно-богословское) красноречие – старинный род красноречия, имеющий роскошный опыт и традиции. Выделяют проповедь (слово), которую произносят с церковного амвона или же в ином месте для прихожан, и коя соединяется с церковным действием, и речь официальную, адресованную лично служителям церкви или же иным лицам, связанных с официальным поступком.

Духовное красноречие изучает наука о христианском церковном проповедничестве – гомилетика.

Таким образом, основу речей любого рода составляют общеязыковые и межстилевые средства. Но, стоит помнить, что каждый род красноречия имеет специфические языковые черты, которые образуют микросистему с одинаковой стилистической окраской.

Ораторская речь и функциональные стили литературного языка

К живому словесному общению относятся и наука, и искусство. И только в их взаимодействии возможно процветание той части культуры, которая называется ораторским искусством.

Как известно, основу действенной речи составляют ясные аргументы, выбор которых мотивирован и ситуацией общения, и составом аудитории. Известный исследователь языка В.В. Виноградов считал, что: «ораторская речь – синкретический жанр. Она одновременно и литературное произведение, и сценическое представление».

Ораторская речь – речь, подготовленная. И готовится она, естественно, по таким письменным источникам, которые непременно оказывают прямое влияние на структуру речи оратора. [1; 176]

Официально-деловой стиль обслуживает сферу официальных деловых отношений; основная его функция – информативная.


Научный стиль обслуживает сферу научного знания; основная его функция – сообщение информации, а также доказательство ее истинности.

Публицистический стиль обслуживает сферу общественно – экономических, социально-культурных и других общественных отношений; основные его функции – сообщение и воздействие; в этом стиле используются все языковые средства, хотя для него и характерна экономия языковых средств.

Художественно–беллетристический стиль имеет функцию воздействия и эстетическую функцию; в нем наиболее ярко отражается литературный и общенародный язык, становясь не только явлением искусства, но и средством создания художественной образности; в этом стиле наиболее широко представлены все структурные стороны языка.

Стремление оратора воздействовать на психику слушателей также влияет на речь. Представляет интерес высказывание А.В. Луначарского: «Каждое слово после того, как оно было произнесено, вступает в особый мир, в психику другого человека через его органы чувств, оно вновь одевается в те же, как будто, одежды и превращается в эмоцию и идею внутреннего мира человека».

Разговорный стиль – противопоставлен книжным стилям, он обслуживает сферу бытовых и профессиональных отношений; основная его функция - общение; проявляется в устной форме.

Граудина и Ширяев отмечают стилистическую полифонию ораторской речи. Эта полифония возникает в результате воздействия на ораторскую речь, с одной стороны, различных функциональных стилей, с другой стороны, элементов различной стилистической окраски.

Функционально-смысловые типы речи

Как известно, ораторская речь неоднородна, поскольку в процессе мышления человеку свойственно отражать различные объективно существующие связи между явлениями действительности, между объектами, событиями, отдельными суждениями, что в свою очередь, находит выражение в различных функционально-смысловых типах речи: описании, повествовании, рассуждении (размышлении). Ораторская речь в связи с этим представляет собой монологическое повествование – информацию о развивающихся действиях, монологическое описание – информацию об одновременных признаках объекта, монологическое рассуждение – о причинно-следственных отношениях. [1; 175]

Повествование - это динамический функционально-смысловой тип речи, выражает сообщение о развивающихся во временной последовательности действиях или состояниях и имеющий специфические языковые средства. Этот тип речи, в отличие от описания, динамичен, поэтому в нем могут постоянно меняться временные планы.


Повествование включает в себя динамически отражающиеся ситуации внешнего мира, и это устройство данного типа определяет его положение в речи.

Граудина и Ширяев отмечают, что динамика повествования создается благодаря использованию глаголов, которые могут выражать быструю смену событий, последовательность их развития, поэтому чаще всего используются глаголы конкретного действия.

Они (Граудина, Ширяев) предлагают выделять конкретное, обобщенное и информационное повествование.

Конкретное – это повествование о расчлененных, хронологически последовательных конкретных действиях одного или нескольких действующих лиц, например, в судебной речи.

Обычно выделяют развернутое и неразвернутое повествование. Развернутое повествование представляет собой речь, отражающую последовательные, иногда одновременные, но развивающиеся действия или состояния. Неразвернутое повествование или выражается отдельной репликой в диалоге, или, будучи использовано в микротематическом конспекте, выполняет рол введения к описанию или рассуждению.

Описание – это констатирующая речь, как правило, дающая статистическую картину, представление о характере, составе, структуре свойствах, качествах объекта путем перечисления как существенных, так и несущественных его признаков в данный момент.

Описание может быть двух видов: статистическое и динамическое. Первое дает объект в статике, указанные в речи признаки объекта могут обозначать его временные или постоянные свойства, качества и состояния.

Оратор, стремясь сообщить слушателям необходимое количество информации, дает не только подробное описание объекта, но и его характеристику.

Центром описания являются существительные с предметным значением, которые рождают в сознании слушателей конкретный образ, причем информативно оно может быть весьма насыщенным, поскольку существительные с предметным значением вызывают целый ряд ассоциаций.

Рассуждение (или размышление) – это тип речи, в котором исследуются предметы или явления, раскрываются их внутренние признаки, доказываются определенные положения. Рассуждение характеризуется особыми логическими отношениями между входящими в его состав суждениями, которые образуют умозаключения или цепь умозаключений на какую-либо тему, изложенных в логически последовательной форме.

Можно выделить собственно рассуждение – цепь умозаключений на какую-либо тему, изложенных в логически последовательной форме, его цель – выведение нового знания; доказательство, цель которого – раскрытие, конкретизация, установление достоверности изложенного суждения.