Файл: Налоги как цена услуг государства (Сущность налогов и налогообложения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Организационные преобразования налоговых органов способствовали трансформации института налогового администрирования. Изменения в системе управления налоговыми отношениями сформировали принципиально новые социально значимые институты, ставя перед ними более сложные задачи. На первый план были выдвинуты важнейшие цели социально-экономического развития, изменены объекты контроля и его целевые установки.

Четвертый этап развития налогового администрирования в России отличается радикальными политическими и экономическими преобразованиями, носит сложный и многоаспектный характер.

Таким образом, взгляд на эволюцию налогового администрирования позволяет сделать вывод о том, что, в соответствии с изменениями политического и экономического устройства страны, по мере развития государства менялись и способы администрирования налогов и сборов. Совершенство и эффективность системы налогового администрирования в каждый период истории России зависели от степени развития государственного аппарата, социально-экономического уровня развития общества, самого государства и налоговой культуры населения.

1.2 Экономическая сущность налогов

Налог – экономическая и правовая категория. Определение налога дано в 8-й статье НК РФ[1].

Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и/или муниципальных образований.

Сущность налога, как экономической категории состоит в необходимости принудительного изъятия со стороны государства части денежных средств, принадлежащих физическим лицам и организациям на праве собственности на формирование государственных функций (формирование бюджета).

Налогообложение - это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов, включающая в себя определение видов, величин и ставок налоговых платежей, порядок их уплаты различными субъектами.

Эта процедура в РФ регламентируется законодательством о налогах и сборах. Оно регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ. Также оно применяется к отношениям, возникающим в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.


Система налогообложения должна [8, с. 45]:

  • обеспечить заданный бюджетом уровень налоговых доходов;
  • воздействовать посредством регулирующей функции налогов на развитие экономики в целом;
  • обеспечить посредством социальных функций налога перераспределение общественных доходов между различными категориями граждан.

Налоги используются государством как метод прямого влияния на бюджетные отношения [8, c. 46].

Сущность налогообложения проявляется через функции налогов (рисунок 1.1).

Функции налогов

Фискальная

Социальная (распределитель-ная)

Регулирующая

Контролирую-щая

Рисунок 1.1 – Функции налогов

Фискальная функция (основная) – подразумевает обязательное и безвозмездное взимание налогов государственными органами

Социальная (распределительная) функция. Проявляется через неравное налогообложение сумм доходов. С помощью нее перераспределяются доходы между различными группами населения (пр. прогрессивная шкала налогообложения, налоговые скидки, вычеты)

Регулирующая функция. Налоги выполняют задачи налоговой политики государства. Суть регулирующей функции в том, что налогами облагаются ресурсы, направляемые на потребление, и освобождаются от налогообложения ресурсы, направляемые на накопление производственных фондов.

Выделяют три составляющие (подфункции) [8, c. 47]:

  • стимулирующая подфункция, проявляющаяся через систему льгот и освобождений, например, для сельскохозяйственных производителей;
  • дестимулирующая подфункция, которая через повышение ставок налогов позволяет ограничить развитие игорного бизнеса, повысить таможенные пошлины, приостановить вывоз капитала из страны и т. д.;
  • воспроизводственная подфункция, аккумулирующая средства на восстановление используемых ресурсов.

Контрольная функция - позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступления в бюджет налоговых платежей, сопоставлять их величину с потребностями в финансовых ресурсах. Через эту функцию определяется необходимость реформирования налоговой системы.

Эффективность налоговой системы обеспечивается соблюдением определенных критериев, требований и принципов налогообложения. В основе построения большинства действующих налоговых систем лежат идеи А. Смита, сформулированные в его труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) в виде четырех основных принципов налогообложения:


  • принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
  • принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
  • принцип удобства - налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
  • принцип экономии, который подразумевает сокращение издержек взимания налогов.

Принципы построения налоговой системы в РФ сформулированы в части I НК РФ, третья статья которого устанавливает основные начала законодательства о налогах и сборах [1]:

  • каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
  • налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.
  • не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
  • налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
  • не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.
  • ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Кодексом признаками налогов и сборов, не предусмотренные им либо установленные в ином порядке, чем это определено Кодексом [9, с. 41].
  • при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
  • все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Основы налоговой политики Российской Федерации были заложены еще в 90-х годах прошлого столетия. На данный момент каждое предприятие, ежедневно проводящее работу, связанную с обязательными отчислениями в бюджет, имеет возможность выбрать один из видов систем налогообложения в РФ, в зависимости от сферы своей деятельности. Причем выбор этот необходимо осуществить еще в момент регистрации организации или индивидуального предпринимательства.

Таким образом, государство, организуя и вырабатывая свою политику, формирует свои финансовые ресурсы, делая это посредством сбора налогов. Налоги в данном порядке выступают, как гибкий инструмент проведения экономической политики. Он позволяет регулировать развитие разных отраслей промышленности, балансировать платежный спрос. Формы налогообложения в России зависят от видов деятельности предприятия, а также от размеров затрат предприятия на оборотные средства.

1.3 Классификация налогов и сборов

Классификация обеспечивает систематизацию налогов, что, в свою очередь, позволяет правильно упорядочить платежи и избежать их дублирования. Благодаря этому обеспечивается оптимальное распределение налогового бремени. Среди основных классификационных признаков можно выделить [15, с. 103]:

  1. По методу взыскания налогов:
  • прямые налоговые платежи. Их взимают непосредственно с денежных доходов или имущества налогоплательщика. Например, налоги на прибыль, доходы (НДФЛ), а также имущество (физ. лиц и субъектов хозяйствования);
  • косвенные налоговые платежи. Их взимают в форме надбавок на стоимость товара или тариф услуги, которые выплачивает конечный потребитель. Этот вид налогов никак не зависит от уровня доходов покупателя. Например, НДС, акцизные налоги, таможенные пошлины.
  1. С точки зрения установленных налоговых ставок:
  • Твердые налоги – это платежи, для которых размер ставки устанавливается в абсолютной величине (денежной сумме) на единицу базы налогообложения. Например, акцизный налог на спиртосодержащую продукцию, в котором устанавливается твердая ставка на 1 литр этилового спирта;
  • Процентные налоги – размер ставок устанавливается в относительной величине (процентах). Они разделяются на:
  • пропорциональные налоги – отличаются ставками, установленными в виде зафиксированного процента от денежного дохода или стоимости собственности. Например, налог на прибыль, подразумевающий единую ставку для любого размера прибыли [15, с. 104];
  • прогрессивные налоги – величина их ставки возрастает вместе с увеличением налогооблагаемого объекта. Например, НДФЛ в США, в котором ставка увеличивается с ростом полученного дохода;
  • дигрессивные (регрессивные) налоги – размер их ставок снижается с ростом налогооблагаемого объекта. На сегодняшний день прямые регрессивные налоги не используются ни в одной налоговой системе, однако, косвенные налоги наделены регрессивным характером. Например, НДС поглощает значительную часть заработков людей с маленькими доходами (300$ НДС занимает 30% дохода размером в 1000$). В то же время высокодоходные группы налогоплательщиков при таком же уровне потребления уплачивают незначительную сумму по отношению к общим доходам (300$НДС поглощает всего 10% дохода размером в 3000$).

  1. По видам назначения налоговых платежей:
  • общие налоги – это поступления, не закрепленные ни за какими видами государственных расходов. После аккумулирования в бюджете эти налоги обезличиваются и используются на различные цели, запланированные бюджетом. К ним причисляется большинство налоговых платежей;
  • специальные (маркированные) налоги – это поступления, закреплённые за определёнными государственными расходами. Такие налоги используются исключительно на целевые назначения. Например, поступления от транспортного налога должны быть направлены исключительно на финансирования дорожной отрасли.
  1. В зависимости от субъекта налогообложения:

по виду субъекта, выплачивающего налог:

  • Физическое лицо: НДФЛ, Налоги на имущество.
  • Субъект хозяйствования: налог на прибыль, налоги на имущество организаций.
  • Физические лица и субъекты хозяйствования одновременно (смешанный налог): НДС, транспортный налог, акциз, земельный налог, единый налог.
  1. С точки зрения налогооблагаемого объекта [15, с. 104]:
  • выплачиваемые из имущества;
  • выплачиваемые из ресурсов;
  • выплачиваемые из доходов или прибыли;
  • выплачиваемые на потребление.
  1. Исходя из источника выплаты налога:
  • платежи из индивидуальных доходов (чистой прибыли компании, доходов физ. лиц);
  • платежи из финансовых результатов (из прибыли до налогообложения) – рекламный налог;
  • платежи от издержек производства и обращения – земельный налог;
  • платежи из выручки от продаж (НДС).
  1. Разделение налогов исходя из полноты прав их использования:
  • закрепленные налоги (их также называют собственными) – это платежи, которые полностью направляются в конкретный бюджет;
  • регулирующие налоги – платежи, которые одновременно распределяются в несколько разных бюджетов в соответствии с пропорциями, установленными государственным законодательством.
  1. По срокам выплаты:
  • периодический (регулярный, текущий) платеж, который систематически выплачиваются в бюджет с учетом предусмотренных законодательством сроков. Например, налог на прибыль, единый налог;
  • срочные (разовые) платежи, которые не наделяются регулярным характером, а выплачиваются в момент наступления некоторых событий или совершения действий. Например, НДС, Акциз, налог на имущество физ. лиц.
  1. Налоги исходя из уровня принадлежности (в России) [15, с. 105]:
  • федеральные налоги – определяются законами федерации;
  • региональные налоги – регулируются законодательными нормативами субъектов РФ;
  • местные налоги, регулируемые органами муниципальных единиц.