Файл: Организация кассовой работы в банке (Понятие и сущность организации кассовой работы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 63

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Предложить мероприятия, направленные на совершенствование расчетно-кассового обслуживания клиентов ПАО «ВТБ».

1. Теоретические аспекты организации кассовой работы в банке

1.1. Понятие и сущность организации кассовой работы

1.2. Кассовые операции банка и их контроль

1.3. Особенности организации кассовой работы в коммерческом банке

2. Особенности организации кассовой работы на примере ПАО «ВТБ»

2.1. Характеристика деятельности ПАО «ВТБ»

2.2. Правила и особенности организации кассовой работы

В условиях неустойчивости экономической среды банк стремится сохранить и преумножить денежные средства клиентов.

Сбалансированная политика и грамотно составленные тарифы банка на расчетно-кассовое обслуживание способствуют росту его финансовых показателей.

Банк стремится максимизировать прибыль при поддержании достаточного уровня капитала банка и ликвидности баланса. На протяжении 2018 года банк продолжал увеличивать собственную ресурсную базу путем привлечения новых клиентов.

2.3. Осуществление расчетно-кассового обслуживания клиентов в ПАО «ВТБ»

3. Мероприятия, направленные на совершенствование расчетно-кассового обслуживания клиентов ПАО «ВТБ»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время предоставление услуг в рамках расчетно-кассового обслуживания в большинстве банков очень похожее, поэтому для укрепления своих позиций на рынке, банкам необходимо обратить внимание на ряд направлений, требующих совершенствования и развития.

Для совершенствования обслуживания клиентов были предложены следующие меры: индивидуальный подход к каждому клиенту, комплексность обслуживания, разработка новых способов предоставления стандартных банковских услуг, экономящих время клиентов и стоимость обслуживания, повышение квалификации и клиенто- ориентированности персонала.

А также использование современных технологий, автоматизация бизнес-процессов, модернизация используемого программного обеспечения, развитие и совершенствование системы удаленного банковского обслуживания для экономии времени клиентов, усиление информационной безопасности с целью сохранения денежных средств клиента и его личных данных.

Учитывая, что услуги по расчетно-кассовому обслуживанию для всех банков примерно одинаковые, а что-то новое уже предложить проблематично, основной упор банки делают на качество предоставляемых услуг.

Усиление конкуренции между банками за привлечение клиентов требует от банков и других кредитных учреждений особого внимания к проблеме организации отношений с клиентами, расширения круга банковских услуг, повышения их качества, установления партнерских отношений между банком и его клиентами. Каждый банк стремится улучшить качество обслуживания и предлагаемых банковских продуктов.

Анализ расчетно-кассовой деятельности банка «НЕЙВА» ООО позволяет сделать вывод, что банк повышает с каждым годом качество услуг, предоставляемых клиентам, стремясь удовлетворять их потребности, расширять ассортимент продуктов и оставаться конкурентоспособным на региональном банковском рынке.

Для совершенствования расчетно-кассового обслуживания в ПАО «ВТБ» были предложены следующие меры:

внимание к потребностям каждого клиента, индивидуальный подход, комплексность обслуживания;

разработка новых способов предоставления стандартных банковских услуг, экономящих время клиентов и стоимость обслуживания;

проведение маркетингового анализа потребностей клиентов, изучение опыта ведущих банков;

использование бизнес-тренингов для повышения квалификации и клиенто-ориентированности своего персонала;

использование современных технологий, автоматизация бизнес-процессов, модернизация используемого программного обеспечения;

сокращение бумажного оборота, перевод документов в электронный формат;

развитие и совершенствование системы удаленного банковского обслуживания для экономии времени клиентов;

усиление информационной безопасности с целью сохранения денежных средств клиента и его личных данных.

Реализация данных направлений позволит достичь эффективности в развитии расчетно - кассового обслуживания и повысить финансовую прибыль и устойчивость банка.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы: Операции, связанные с обработкой наличных денег и кассовые операции в коммерческих банках являются одним из трудоемких и затратных операций из-за больших оборотов денежной наличности в банковской системе, несмотря на их рентабельность.

Расчетно-кассовое обслуживание клиентов в коммерческих банках, включающее в себя открытие и ведение банковских счетов юридических и физических лиц, является для банков очень важным и прибыльным видом деятельности.

Расчетно-кассовое обслуживание в совокупности с проведением операций по привлечению денежных средств физических и юридических лиц во вклады и размещением этих средств от имени и за счет банка являются классическими банковским операциями.

Проблема организации и обслуживания налично-денежного обслуживания в коммерческом банке актуальна, поскольку, во-первых, модернизация технологических процессов работы с наличностью является приоритетом стратегического развития того или иного банка и одним из важнейших инструментов управления затратами коммерческого банка, а во-вторых, затраты на обработку наличных денежных средств и кассовые операции в коммерческих банках достаточно высокие, что порой приведут к завышению тарифов на кассовые операции, снижая конкурентоспособности того или иного коммерческого банка.

По этой причине необходимо развивать, усовершенствовать процесс кассового обслуживания, преодолевать возникающие проблемы.

Вопросы расчетно-кассовой деятельности коммерческих банков отражены в научных трудах таких российских авторов, как: Белоглазова Г.Н., Доруховская Е.В., Жаровня А.Г., Жуков Е.Ф., Коробова Г.Г., Конвисарова Е.В., Костерина Т.М., Королев А.А., Кривошапова С.В., Крилевский Н.А., Кровелицкая Л.П., Лаврушин О.И., Литвин Е.А, Тавасиев А.М. и других.

Несмотря на имеющуюся научную проработку, до настоящего времени проблема оптимизации и совершенствования расчетно-кассового обслуживания в банках является малоизученной и требует дополнительного исследования.

Объект исследования – система кассовой работы в банках на примере ПАО «ВТБ».

В качестве предмета исследования выступает формы и методы организации и обслуживания налично-денежного обращения в коммерческом банке.

Цель работы: Рассмотреть особенности организации кассовой работы в банках.


Задачи работы:

  • Рассмотреть понятие и сущность организации кассовой работы;
  • Охарактеризовать кассовые операции и их контроль;
  • Рассмотреть особенности организации кассовой работы в коммерческом банке;
  • Изучить практику организации кассовой работы в коммерческом банке;
  • Дать, характеристику ПАО «ВТБ»;
  • Рассмотреть правила и особенности организации кассовой работы;
  • Исследовать осуществление расчетно-кассового обслуживания клиентов в ПАО «ВТБ»;

Предложить мероприятия, направленные на совершенствование расчетно-кассового обслуживания клиентов ПАО «ВТБ».

В процессе исследования были использованы учебные пособия, монографии, а также опубликованные в научных журналах статьи.

1. Теоретические аспекты организации кассовой работы в банке

1.1. Понятие и сущность организации кассовой работы

Кассовые операции любого банка включают в себя операции, которые относятся к инкассации, приему, выдаче и хранению наличности, иностранной валюты и прочих ценностей.

Для того чтоб осуществлять кассовое обслуживание юридических и физических лиц, коммерческими банками формируются кассовые узлы по месту своего положения [2, с. 144].

Кассовый узел кредитной компании включает в себя несколько помещений: хранилища ценностей, сейф или кладовую, операционную кассу, которая может быть расходной, приходной, приходно-расходной, кассовые залы для граждан, кассу пересчета, вечернюю кассу, функциональные и вспомогательные помещения, помещения приема и выдачи денежных средств инкассаторам.

В процессе развития территориальных учреждений Центрального Банка коммерческие учреждения открывают оборудованные операционные кассы, помимо кассового узла [4, с. 171].

Создание данных касс осуществляется для улучшения обслуживания граждан в сфере совершения операций приема, выдачи вкладов, покупки ценных бумаг, приема различных платежей от физических лиц.

Операционная касса, которая находится вне кассового узла, может располагаться на предприятиях, помимо вышеназванных операций она осуществляет выдачу средств по оплате труда, выплаты социального характера, а также прочие операции, лицензия на совершение которых есть у кредитной организации [19, с. 136].


Банк может открывать банкоматы и прочие платежные и расчетные терминалы.

Во главе кассового подразделения стоит заведующий кассой, обладающий материальной ответственностью за сохранность данных ему ценностей.

Он руководит работой кассы, организуя непрерывное и четко кассовое обслуживание потребителей. Непосредственно операции с наличностью осуществляются кассовыми и инкассаторскими работниками, которые несут полную ответственность в области хранения вверенных им ценностей [19, с. 138].

По объявлениям на взнос наличности осуществляется прием денежных средств в приходной кассе банка.

В этом случае операционный работник должен проверить правильность формирования объявления, отражая сумму средств в журнале прихода и перенося ее в кассу. Данное заявление подписывается кассовым работником, а также к нему прикладываются квитанция и ордер, ставится печать. Далее квитанция выдается клиенту.

По завершению операционного дня кассовым работником с помощью приходных документов составляется справка о сумме принятых за день денег и числе поступивших в кассу денежных документов [4, с. 172].

Работник должен сверить сумму фактических и принятых денег. Также, указанные в справках кассовые обороты, должны быть сверены с записями в кассовых журналах каждого операционного работника.

Особенности работы с наличными средствами.

Денежную наличность, которую в течение операционного дня работники принимают в кассу, необходимо вместе с переходными документами и справками о сумме принятых средств и числе поступивших в кассу денежных средств, сдать заведующему кассой.

Это осуществляется написанием определённой расписки в книге учета принимаемых и выдаваемых ценностей или денег [2, с. 150].

Вся совокупность поступивших наличных денег должна быть оприходована в операционную кассу и зачислена на определённый счет в этот же рабочий день.

Если банк принимает деньги от клиентов в вечерние кассы или в послеоперационное время, то средства необходимо зачислить на определенные счета клиентов банка не позже следующего рабочего дня. Выдача наличных денег предприятиям осуществляется по денежным чекам. Для того чтобы получить наличность, клиент должен предъявить денежный чек операционным работникам [4, с. 173].

После определенной проверки клиенту выдается контрольная марка денежного чека с целью предъявления в кассу.

После получения денежного чека кассовым работником должны быть еще раз проверены реквизиты и выданы деньги получателю с подписанием чека. Когда завершается операционный день, кассовым работником должна быть сверена сумма получаемых им подотчёт средств от заведующего кассой с суммой, которая указана в расходных ордерах [2, с. 175].


Сравнение должно происходить с фактическим остатком денег, на что должна быть составлена справка о сумме выдаваемых денег и получаемой в подотчет суммой. Работник подписывает данную справку и приводит кассовые обороты, после сверки с записями в кассовых журналах.

Сверку оформляют с помощью подписи кассового работника в кассовом журнале и подписи операционных работников.

Кассовая работа с клиентами банка.

Организация кассовой работы банка включает в себя прием денег за коммунальные услуги, налоговые и прочие платежи. Осуществление данных платежей производится по извещениям и квитанциям [19, с. 142].

Операции в области приема и выдачи наличных денег со счетов и по вкладам должны быть подтверждены соответствующими записями в книжке, которая остается у клиента.

По завершению операции в области приема коммунальных и прочих платежей, кассовый работник должен поставить на квитанции, которую возвращает клиенту, штамп контрольно-кассового аппарата.

По окончанию операции с наличностью и прочими ценностями кассовые работники должны сдать заведующему кассой имеющиеся денежные средства вместе с кассовыми справками [19, с. 146].

Заведующий кассой принимает деньги, документы и справки от кассового работника, проверяет заверенные операционными работниками суммы кассовых оборотов, которые указаны в справках.

Также заведующий проверяет количество и суммы сданных кассовыми работниками документов и средств по данным справкам. Далее заведующий в соответствии с данными справок кассовых работников должен составить сводную справку, содержащую обороты за весь день [1, с. 133].

По ней он может сверить итоги сводной справки о кассовых оборотах с бухгалтерскими данными, впоследствии заверенные подписью главного бухгалтера [9, с. 163].

После того, как сверены кассовые обороты за день, заведующим кассой записывается в книгу учета приход и расход денег, выводится остаток наличности денег в операционной кассе, остаток прочих ценностей на начало следующего дня, заверяется подписями должностных лиц, ответственных за сохранение этих средств.

1.2. Кассовые операции банка и их контроль

Кассовые операции коммерческого банка представляют собой такие операции, которые непосредственно связаны с инкассацией, приемом, хранением, а так же выдачей наличности, государственной валюты и иностранной валюты, а так же и других ценностей.


Для осуществления кассовых операций, каждому банку необходимо сформировать так называемый кассовый узел.

Кассовый узел – это специализированное помещение, оборудованное всем необходимым для осуществления кассового обслуживания клиентов банка. Кассовый узел в обязательном порядке содержит в себе следующие помещения:

Рис. 1 - Помещения кассового узла

Банки осуществляют следующие виды кассовых операций [1]:

  • прием, выдачу и размен банкнот и монеты ЦБ РФ;
  • обмен рублевой наличности, в том случае если она имеет признаки неплатежеспособности;
  • обработку денежной наличности, а именно – пересчет, сортировку банкнот в пачки, в кассеты, формирование монеты в мешки, а также в другие средства упаковки;
  • обмен рублевой денежной наличности на иностранную валюту и наоборот;
  • кассовое обслуживание клиентов, к которому относятся следующие операции – по приему денежной наличности от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц (граждан) для зачисления на их счета, а также операции по выдаче им денежных средств с одновременным списанием с их счетов.

Основным помещением является зал с операционными кассами, а так же кассовый зал, предназначенный для клиентов банка (зачастую для физических и юридических лиц в банке предусмотрено два отдельных зала). Немаловажное значение отдается помещению, необходимому для хранения ценностей банка, так же сейфовая комната или кладовая, помещение для выполнения действий с инкассированной выручкой [13, с. 255].

Помимо этих помещений, предусмотрено наличие кассы пересчета, вечерней кассы, а так же другие необходимые для кассового обслуживания помещения.

Руководство коммерческого банка самостоятельно определяет количество, а так же назначение каждого помещения кассового узла. Важным принципом создания кассового узла является создание всех необходимых и комфортабельных условий для автоматизации кассовой работы банка. Руководителем кассового отделения коммерческого банка назначается заведующий кассой [2, с. 189].

Данный сотрудник должен нести материальную ответственность за сохранность ценностей кассового помещения, осуществляет руководство над работой других работников кассового узла, осуществляет четкую организацию в обслуживании клиентов банка.

Выполнение операций с денежной наличностью должны осуществлять кассовые и инкассаторские работники, которые так же несут полную материальную ответственность за сохранность кассовых ценностей, а так же обязаны соблюдать порядок ведения кассовых операций согласно действующему законодательству. Контроль кассовых операций банка [4, с. 236]