Файл: Миграционная политика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 65

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, основными мотивами беженства являются экономические: 87,5% опрошенных мигрировали из-за отсутствия работы или низких заработков.

Отраслевые структуры занятости мигрантов на первой работе в РФ и по последнему месту работы в стране происхождения существенно различаются. Основная часть из них были заняты на родине

  • в розничной и оптовой торговле (18,1%),
  • на связи и транспорте (11,7%),
  • строительстве (15,9%),
  • в сельском хозяйстве (10,7%).

Таблица 6

Отраслевая структура занятости мигрантов по последнему месту работы в стране происхождения и по первому месту работы в России, (%)

Вид экономической деятельности

Отраслевая структура занятости

Изменение численности (первая работа в России / последняя работа дома)

последняя работа дома

первая работа в России

Сельское хозяйство

10,7

0,8

7,0

Добыча полезных ископаемых

0,6

0,1

15,4

Обрабатывающие производства

10,3

4,4

42,4

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

1,8

0,8

42,0

Строительство

15,9

26,7

168,1

Оптовая и розничная торговля, ремонт транспорта и бытовых изделий

18,1

34,2

189,2

Гостиницы и рестораны

4,9

5,8

117,3

Транспорт и связь

11,7

7,9

66,9

Финансовая деятельность

1,0

0,2

18,2

Операции с недвижимостью, аренда и предоставление услуг

0,1

0,2

180,0

Государственное управление, социальное страхование

2,4

0,2

6,7

Образование

8,1

0,5

6,5

Здравоохранение и социальные услуги

4,0

0,6

14,9

Прочие коммунальные, социальные и персональные услуги

4,8

12,0

248,1

Услуги по ведению домашнего хозяйства

0,4

1,7

441,2

Прочее

5,2

4,1

78,9

Сконцентрированы первые рабочие места мигрантов в РФ в трех отраслях:

  • строительстве (26,7%),
  • торговле (34,2%)
  • социальных и коммунальных услугах (12%).

В результате, если в стране происхождения на последнем месте работы приходилось на их долю немногим более трети работников (38,7%), то в России по первому месту работы заняты этими видами деятельности уже почти три четверти мигрантов (72,9%). Возросла численность работающих в строительстве - в 1,7 раз, в торговле в 1,9 раз, в социальных и коммунальных услугах - в 2,5 раза по сравнению с численностью занятых в них по месту последней работы в стране происхождения.


В основном люди меняют сферу занятости по последнему месту работы в своей стране и по новому месту работы в России. Это связано с разным количеством свободных рабочих мест по отраслям. В каждой стране нехватка определенных работников в определенных сферах деятельности, следовательно, если в одной стране определенная сфера актуальна, то в России актуальны например другие, при этом в России заработная плата выше, чем по бывшему месту жительства и работы иммигранта, даже если работа не будет связана с должностью, которую иммигрант занимал в своей стране, ему выгоднее сменить свою сферу деятельности на более востребованную в стране, в которую иммигрант прибыл.

3. Пути предотвращения нелегальной миграции

3.1. Перспективы развития и изменения миграционных потоков

Миграция является неотъемлемой составной частью процесса глобализации, одной из основных сил, определяющих ландшафт XXI века. Готовность к вызовам, которые продуцирует миграция, становится важным элементом стратегии социально-экономических и политических преобразований, особенно в России, в жизни которой миграции традиционно играют большую роль[30].

Наиболее значимыми последствиями трансформации миграционных процессов 2000-х являются:

- замещение одних форм миграционной подвижности, одних видов миграции другими, характерное как для внешних, так и внутренних миграций. Особое значение приобретают снижение вынужденных миграций, стабилизация интенсивности переселений и рост внешних трудовых миграций;

- диверсификация ареалов формирования миграционных потоков и мест размещения иммигрантов[31];

- повышение миграционной мобильности населения, принадлежащего к титульным национальностям и иным коренным этническим группам государств СНГ, активизация их занятости на территории Российской Федерации;

- расширение присутствия на территории России представителей мигрантских этнических меньшинств, интенсивное формирование «новых диаспор», влекущее возрастающее этноконфессиональное и социокультурное разнообразие локальных социумов[32].


Наиболее серьезным вызовом 2000-х становятся трудовые миграции, пришедшие на смену переселениям на постоянное жительство. Граждане новых независимых государств, составляющие большинство трудовых мигрантов, обнаружили, что не обязательно покидать страну навсегда в поисках лучшей доли, вполне возможно комфортно существовать в транснациональном пространстве – на две страны.

Взаимоотношения российских и иностранных работников сегодня устойчивы и характеризуются скорее комплементарностью, чем конкурентностью. Но вряд ли уместно ожидать консервации нынешней ситуации, когда не реализуется их право на достойный труд, когда иностранные работники подвергаются дискриминации в оплате, режиме и условиях труда, когда образование, квалификация, профессиональные знания мигрантов не востребованы на российском рынке труда[33].

Приток мигрантов неотвратимо возрастёт, как неотвратимо и то, что это будут иноэтничные мигранты, ввиду сокращения миграционного потенциала российских соотечественников. Иммиграция для России – не вопрос выбора, а вопрос необходимости[34]. Иммиграция становится важнейшим элементом поддержания потенциала экономического развития, сохранения стабильности в отдельных регионах, обеспечения национальной безопасности. Но массовый приток иноэтничных трудовых мигрантов (несоразмерный с иммиграцией на постоянное место жительства), выходцев из иных обществ, с другими традициями, культурами и нормами поведения, станет серьезным вызовом для страны, если не удастся их адаптировать к российским условиям, обеспечить интеграцию тех из них, кто связывает свое будущее и будущее своих семей с Россией[35].

В настоящее время имеются определенные социокультурные ограничения политики интеграции. Особое значение приобретают интеграционный потенциал принимающего общества, адаптивные возможности мигрантов, социальные практики взаимодействия принимающего населения и властей с мигрантами.

Наряду с конкретными мерами по адаптации и интеграции мигрантов необходимо просвещать принимающее население, негативно относящееся к притоку мигрантов (Рисунок 6).

Рис.6. Распределение ответов на вопрос «Вкаких мигрантах нуждается Россия?», %[36]

Не обойтись без реформирования системы образования, дошкольного и внешкольного, а также семейного воспитания. Вероятно, нужны реформы в судебной системе, образовании, армии, правоохранительных органах. Без трансформации социальной среды и серьезных институциональных преобразований крайне сложно справиться с глобальными вызовами, генерируемыми миграцией[37].


3.2. Место и перспективы России в международной миграции

Как и перед другими развитыми странами, совершившими демографический переход, перед Россией стоят два вида миграционных вызовов, на которые ей придется отвечать на протяжении XXI в., - внутренние и внешние вызовы[38].

Внутренние вызовы обусловлены тенденцией к сокращению численности населения и его старению, которая в случае России усугубляется деформированностью ее возрастной пирамиды, волнообразными изменениями численности трудоспособного населения, а также наличием огромных слабо освоенных территорий. Страна неизбежно будет сталкиваться с такими проблемами, как:

  • сокращение предложения рабочей силы и ее дефицит в отдельных секторах экономики;
  • сложность обеспечения экономического роста;
  • снижение уровня инновации и предприимчивости, которые в большей степени свойственны молодым обществам;
  • увеличение государственных расходов на обеспечение пожилых людей;
  • обезлюдение отдельных территорий[39].

Внешние вызовы будут определяться миграционным давлением со стороны развивающихся стран, которое будет нарастать не просто вследствие небывалого роста населения, но и в результате обострения проблем, обратных тем, которые будут испытывать нынешние развитые страны, включая и Россию. К ним относятся:

  • избыток рабочей силы, прежде всего низкой квалификации, высокий уровень безработицы;
  • трудности повышения уровня жизни в условиях быстрого демографического роста;
  • недостаточная склонность к инновациям и предприимчивости из-за невысокого уровня образования и недостатка капитала;
  • высокая нагрузка на государственный бюджет из-за высоких расходов на образование и здравоохранение детей;
  • перенаселенность крупнейших городов и отдельных территорий[40].

Сопоставление «внутренних» и «внешних» вызовов показывает, что оба мира – развитый «Север» и развивающийся «Юг» - в известном смысле дополняют друг друга, и эта взаимодополнительность создает основу для возникновения «миграционного моста» между ними. Миграция выступает в качестве связующего звена, которое путем перераспределения населения способствовать «облегчению участи» обеих сторон. В развитых регионах с миграцией в идеале связывают преодоление демографического спада, торможение старения населения, смягчение дефицита работников отдельных профессий и квалификаций, ускоренное накопление человеческого капитала. Для развивающихся регионов миграция означает поступление значительных объемов валюты (денежные переводы мигрантов), снижение уровня бедности, приток новых знаний и технологий, интенсивнее накопление и эффективное использование человеческого капитала, поддержание политической стабильности и т.д. При прочих равных условиях и на «Севере», и на «Юге» от миграции ждут дополнительного ускорения для развития.


Проблема, однако, заключается в том, что демографические массы обоих миров несопоставимы, и потенциальное «предложение» со стороны «Юга» намного превосходит потенциальный «спрос» со стороны «Севера». Эта несбалансированность содержит в себе очень большие риски для всех стран «Севера», в том числе и для России[41].

Перед лицом этих рисков, не отказываясь от иммиграции полностью (это невозможно), Россия может выбрать одну из двух противоположных миграционных стратегий:

  • ограничить число принимаемых постоянных мигрантов минимально необходимым, неизбежным по тем или иным причинам, числом, везде, где можно, используя возможности временной миграции или полагаясь на собственные силы (в дальнейшем – «первая стратегия»);
  • наращивать число принимаемых постоянных (долгосрочных) мигрантов или иммигрантов настолько, насколько это позволяют возможности их интеграции и включения в российский социум, и делая все, чтобы неуклонно расширять эти возможности («вторая стратегия»)[42].

Конечно, это идеальные стратегии, какая бы из них ни была выбрана, на деле будут реализовываться какие-то промежуточные варианты, включающие в себя элементы и той, и другой, но все же многое будет зависеть от того, какой вектор будет принят как определяющий. Мировой опыт говорит о наличии стран с преобладанием как одного, так и другого векторов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Международная миграция населения представляет собой передвижения людей из одной страны в другую с обязательным пересечением государственной границы, с изменением места жительства на неопределенный срок, с целью поиска работы в социально-экономических центрах (стране, мегаполисе) с избытком финансовых средств.

Проблема свободной миграции является опасной для правительств как в политическом, так и в социальном аспекте. Этнические, религиозные предрассудки и прямая экономическая угроза интересам отдельных групп, опасающиеся конкуренции со стороны иммигрантов, делают эту проблему слишком острой. Следовательно при проведении миграционной политики очень важно знать природу, общеэкономические и социальные последствия этого явления.

Функционирование системы международного сотрудничества в отношении проблемы мигрантов не всегда эффективно. Отсутствие между разными подсистемами международной «единой» системы международно-правовой взаимосвязи, приводит к тому, что элементы, составляющие ее, не всегда между собой согласуют свои усилия и действия, направленные на достижение одной цели - защиты мигрантов. Выражается эта несогласованность не только в дублировании в области защиты беженцев деятельности организаций, но и в отсутствии комплексных единых мер, которые направлены на защиту мигрантов.