Файл: Правовое регулирование рекламной деятельности (Нарушение рекламного законодательства и его ответственность).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Важнейшей функцией рекламного текста является функция воздействия на сознание потенциального потребителя с целью вызвать у него потребность купить рекламируемый товар или обратиться за рекламируемой услугой. Особым воздействием обладают провокативные технологии, которые имеют своей целью вызвать предсказуемую ответную реакцию.

Повседневная действительность наглядно демонстрирует нам многочисленные нарушения рекламных норм: как правовых, так и этических. Нарушения могут быть скрытыми или же носить явный характер. Поскольку реклама всегда находится на стыке интересов производителей товаров и услуг, с одной стороны, и потребителей - с другой, для соблюдения всех интересов необходимо регулирование. Оно ведется на различных уровнях и в первую очередь - на законодательном. От того, насколько соблюдаются эти нормы, зависит соблюдение интересов всех участников рекламного процесса.

В настоящее время в российском медийном пространстве выработаны механизмы регуляции и саморегуляции рекламной деятельности, однако недобросовестные участники рекламного процесса часто идут на эпатаж, нарушая этические и правовые нормы в области рекламы, или находят латентные способы обхода этих норм. Чтобы это исправить, необходимо совершенствовать регулятивные механизмы рекламной деятельности, повышать уровеньпрофессиональной сознательности создателей рекламы. Необходимостью тщательной разработки норм государственного регулирования и саморегулирования рекламной деятельности обусловлена актуальность работы.

Объектом исследования в представленной работе являются общественные отношения, осуществляемые в сфере регулирования рекламной деятельности.

Предметом исследования является нормативные правовые акты, которые регулируют рекламную деятельность.

Цель курсовой работы является определение правового регулирование рекламной деятельности.

Для решения поставленной цели необходимо определить круг задач.

Например, необходимо обратить свое внимание на разрешение­ следующих задач:рассмотреть правовое регулирование рекламы; определить особенности совершенствования правовых основ технического регулирования наружной рекламы, определитьадминистративную и гражданско-правовую ответственность за нарушение рекламного законодательства.

Методологической основой послужил диалектический метода научного исследования. Также были использованы исторический, сравнительно – правовой, логико – юридический, системно – структурный, лингвистический и другие методы научного познания.


Нормативную основу работы составляют положения Конституции РФ, Гражданский Кодекс РФ (далее –ГК РФ), федеральные законы–«О рекламе».

Теоретическая база представлена трудами таких известных учёных – юристов, как: А. Бычкова, И.В, Данилиной,И.В, Сарнакова, и др.

С учетом характера и специфики темы, а также степени разработанности исследуемых в ней проблем, построена и структура курсовой работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

Глава1. Правовое регулирование рекламной деятельности


1.1Правовой механизм государственного регулирования рекламы

Важнейшей составляющей системы внешнего контроля рекламной деятельности является государственное регулирование. Оно осуществляется посредством как создания широкой законодательной базы, так и формирования системы исполнительных органов разных уровней, осуществляющих контроль.

В связи с этим изучение рекламной деятельности в системе государственного регулирования и управления представляется вполне актуальным и своевременным. Государство особое внимание уделяет регулированию деятельности рекламодателей, связанной с товарами, представляющими потенциальную опасность для потребителя. Прежде всего, в законодательных актах выделяются медицинские препараты и оборудование, фармацевтические, косметические и некоторые пищевые товары.

Государственные органы осуществляют контроль за содержанием текста, наличием положительного отзыва специальной экспертизы, в ряде случаев — документального доказательства. Текст рекламного объявления для таких товаров должен соответствовать утвержденным стандартам и спецификациям. Запрещается приводить необоснованные утверждения, ссылаться на авторитеты, продавать одни товары под видом других и т. д. Отсутствие необходимых отзывов государственных служб рассматривается как факт грубого нарушения рекламодателем законов и влечет правовые санкции.

Большинство ученых, освещая определенную проблему правового регулирования рекламной деятельности, проводят анализ общего состояния нормативного регулирования рекламной деятельности в России и в отдельных зарубежных странах и поднимают вопрос нормативного регулирования рекламной деятельности по ее видам и тому подобное. Кроме того, на сегодня в России существует содержательная законодательная база по данной тематике. Общие положения и принципы, касающиеся правового регулирования рекламы, содержатся в Гражданском кодексе РФ. Например, в соответствии со ст. 60 ГК РФ реорганизуемое юридическое лицо дважды периодичностью один раз в месяц помещает в «уполномоченных» средствах массовой информации уведомление о своей реорганизации, а согласно ст. 10 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей»[1] изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), в частности, сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), цену в рублях и условия приобретения, гарантийный срок, если он установлен, правила и условия эффективного и безопасного использования.


Однако основным правовым актом, регулирующим отношения в области рекламы, является Закон «О рекламе»[2]. В ст. 4 Закона о рекламе признается его приоритетность по сравнению с другими нормативными актами, регламентирующими порядок и способы регулирования рекламы.

Так, основным нормативным документом, регулирующим рекламную деятельность в России, является ФЗ «О рекламе», который определяет основы рекламной деятельности в России, регулирует отношения, возникающие в процессе производства, распространения и потребления рекламы. Названный Закон определил положение хозяйствующих субъектов в рекламной деятельности. Он также ввел понятийный аппарат, общие требования к рекламе, специальные требования к рекламе отдельных товаров и услуг, а также к различным способам распространения рекламы, запретил ненадлежащую рекламу, установил государственный контроль в лице антимонопольного органа за соблюдением законодательства РФ о рекламе и ответственность за его нарушение. Закон «О рекламе» также распространяется на использование рекламы, полностью или частично является предметом авторского права и смежных прав. Такой вывод может быть сделан на основании анализа ст. 4 Закона, с уточнением, что использование рекламы также должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства России об интеллектуальной собственности, в частности, авторского права и смежных прав[3]. Если реклама является предметом авторского права и смежных прав, то они подлежат защите в соответствии с действующим законодательством. Согласно Закону «О рекламе», реклама должна быть четко отделена от другой информации, независимо от форм или средств распространения,

Таким образом, чтобы ее можно было идентифицировать как рекламу. Для того, чтобы отделить рекламу от другой информации, которая таковой не является, ст. 16 Закона «О рекламе» содержит специальное правило: «размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой «реклама» или пометкой «на правах рекламы». Логотип телерадиоорганизации, которая осуществляет трансляцию программ, передач, не считается рекламой. Таким образом, для признания иного, авторского или редакционного материала рекламой избраны два критерия: 1) целенаправленность его на обращение внимания потребителей на конкретную марку (модель, артикул) продукции или на ее производителя для формирования интереса и содействия реализации продукции; 2) наличие в информации исходных данных (реквизитов) лица, производящего и распространяющего указанную продукцию»[4].


Исходя из этого, запрещается реклама в скрытой, завуалированной форме, то есть размещение таких рекламных материалов, публикуемых в прессе, передаются на радио, демонстрируются на телевидении как редакционные, например, в новостях и редакционных статьях газет. Подобные требования содержатся не только в Законе «О рекламе», но и в других законах.

Так, в ст. 25 Закона «О средствах массовой информации»[5] указано, что журналист обязан воздерживаться от распространения в коммерческих целях иных материалов, содержащих рекламные сведения о реквизитах производителя продукции или услуг (адрес, контактный телефон, банковский счет и т.п.) Распространение продукции средства массовой информации считается коммерческим, если за нее взимается плата. Продукция, предназначенная для некоммерческого распространения, должна иметь пометку «Бесплатно» и не может быть предметом коммерческого распространения. Следует отметить, что подобные ограничения, в том числе по объему вещания или издания не распространяются на теле-, радиопрограммы, средства массовой информации, которые зарегистрированы в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера.

Закон «О рекламе» является основным, но не единственным нормативным актом в сфере регулирование рекламы. К ним относятся как законы, так и подзаконные нормативные акты. Это Международный кодекс рекламной практики[6]; Указ Президента Российской Федерации от 17 февраля 1995 г. № 161 «О гарантиях права граждан на охрану здоровья при распространении рекламы»[7] ; Соглашение о сотрудничестве государств - участников СНГ в сфере регулирования рекламной деятельности[8]; Федеральный закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»[9]. Законодательство о рекламе носит комплексный характер, в нем нормы частного права пересекаются с нормами публичного права. Собственно, рекламные отношения требуют учета частных и публичных интересов, что приводит взаимодействие диспозитивного и императивного способов регулирования.

Итак, для совершенствования рекламного законодательства должны использоваться гражданско-правовые инструменты, направленные на обеспечение оптимального сочетания рыночного саморегулирования экономических субъектов хозяйствования и государственного регулирования макроэкономических процессов, а также сбалансирования публичных и частных интересов субъектов рекламной деятельности.


1.2 Совершенствование правовых основ технического регулирования наружной рекламы

Технические средства, которые предназначены для размещения рекламной информации, расположенные внутри строений, зданий, сооружений, не являются объектами наружной рекламы.

На практике иногда в качестве рекламных конструкций употребляются транспортные средства. При этом необходимо иметь в виду, что использование транспортных средств в качестве передвижных рекламных конструкций, в том числе их переоборудование для распространения рекламы, в результате которого транспортные средства частично или полностью утратили функции, для выполнения которых они были предназначены, переоборудование кузовов транспортных средств с приданием им вида определенного товара запрещается, согласно п. 2 ст. 20 Закона о рекламе. Использование такого рода транспортных средств является нарушением законодательства, которое, согласно п. 2 ст. 14.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ)[10], влечет за собой наложение административного штрафа, что подтверждается материалами судебной практики, например решением Арбитражного суда г. Москвы по делу об административном правонарушении от 8 сентября 2015 г. № А40-121840/2015[11].

В соответствии с п. 2 ст. 19 Закона о рекламе рекламная конструкция должна использоваться исключительно в целях распространения рекламы. Таким образом, законодатель установил целевое назначение рекламных конструкций. В Законе о рекламе обозначены следующие действия: установка, эксплуатация и монтаж-демонтаж рекламной конструкции, на которой реклама размещена.

Следует отметить, что на распространение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения, установлен запрет. В случае нарушения данного запрета предусмотрена административная ответственность согласно ч. 1 ст. 14.38 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа.

Действующий ГОСТ Р 52044-2003 запрещает установку средств наружной рекламы: на одной опоре с дорожными знаками и светофорами; на железнодорожных переездах, в туннелях и под путепроводами; над въездами в туннели и выездами из туннелей; над проезжей частью; на дорожных ограждениях и направляющих устройствах; на подпорных стенах, деревьях, скалах, не являющихся частью дорожной инфраструктуры, и других природных объектах.