Файл: Правовое регулирование рекламной деятельности (Нарушение рекламного законодательства и его ответственность).pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 43
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава1. Правовое регулирование рекламной деятельности
1.1Правовой механизм государственного регулирования рекламы
1.2 Совершенствование правовых основ технического регулирования наружной рекламы
Глава 2. Нарушение рекламного законодательства и его ответственность
2.1 Административная ответственность за нарушение рекламного законодательства
2.2 Гражданско-правовая ответственность за нарушение рекламного законодательства
При осуществлении регулирования размещения рекламы в телеэфире предполагается учитывать два очень важных фактора: технологию телерадиовещания и экономическую целесообразность. На сегодняшний день на телевидении существует множество каналов, поэтому потребители могут выбирать, что им смотреть.
Особого внимания заслуживает реклама на транспорте, прежде всего из-за ее устойчивой тенденции к росту.
В связи с этим наибольшую актуальность приобретает проблема, связанная с отсутствием единых стандартов оформления рекламы на транспорте. На практике очень часто возникают случаи установления различных требований к размещению рекламы на транспорте в различных городах. Вследствие чего при приведении рекламных кампаний национального масштаба представители рынка рекламных услуг сталкиваются с необходимостью либо вносить корректировки в рекламные материалы с учетом данных требований либо вообще отказываются от размещения рекламы в данном городе.
В результате проигрывают обе стороны: рекламодатели несут дополнительные расходы по приведению рекламный: материалов в соответствие с требованиями, установленными городским управлением транспорта или муниципалитетом, а транспортники теряют дополнительный источник дохода в виде платежей за размещаемую рекламу. Решением данной проблемы может стать разработка и принятие единого стандарта оформления рекламы на транспорте. Причем введение такого стандарта способно упростить работу как самим уполномоченным органам, осуществляющим проверку рекламы на транспортных средствах требованиям безопасности движения, так и представителям рынка рекламных услуг[21].
Подводя итоги, необходимо отметить следующее. Важнейшей составляющей системы внешнего контроля рекламной деятельности является государственное регулирование.
Механизм государственного регулирования рекламной деятельности — это система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемая правомочными государственными учреждениями, которая включает следующие важнейшие составляющие
Основным инструментом осуществления государственного контроля над рекламной деятельностью является законодательная база.
Необходимо отметить следующие основные проблемы действующего механизма: несоответствие действующего закона «О рекламе» современной действительности; проблема излишней «зарегулированности» отдельных сторон рекламной деятельности; отсутствие государственного регулирования новых форм и видов рекламы; проблема несогласованности законодательства о рекламе; проблемы во взаимоотношениях представителей рекламного рынка с государственными структурами при осуществлении рекламной деятельности; мероприятия, осуществляемые государством в рамках регулирования рынка рекламных услуг, нередко нарушают внутренние законы рынка и установленные правила рекламного бизнеса, противоречат сложившейся и устоявшейся практике. Важно отметить, что принятие Закона «О рекламе» частично решило некоторые из приведенных нами выше проблем. Но при этом следует обозначить основные направления совершенствования государственного регулировании рекламы в сфере законодательства, которое должно осуществятся по трем направлениям: содержание рекламной информации; носители рекламной информации; распространение рекламной информации.
Важно также отметить, что все изменения, затрагивающие рекламную деятельность, должны приниматься только после прохождения широкого общественного обсуждения, к которому необходимо привлекать всех фигурантов этого рынка. Это позволит избежать недопустимых ошибок, принимать разумные, взвешенные решения, способствующие развитию отрасли и максимальному эффекту, как для государства, так и для участников рынка.
Глава 2. Нарушение рекламного законодательства и его ответственность
2.1 Административная ответственность за нарушение рекламного законодательства
Ответственность за нарушение законодательства о рекламе предусмотрена ст. 14.3 КоАП РФ. Состав этого административного правонарушения является формальным, наличие (либо отсутствие) негативных последствий неправомерных действий не требуется и не влияет на квалификацию совершенного нарушения[22].
Следует учитывать, что любое административное правонарушение создает угрозу причинения вреда охраняемым общественным отношениям. Вопрос заключается лишь в степени такой угрозы.
Для иллюстрации рассматриваемой проблемы приведем решение Арбитражного суда по делу ООО «Карельская Губерния» к Управлению Федеральной антимонопольной службы об отмене постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении.
Общество было привлечено к ответственности в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей за нарушение ст. 8 закона «О рекламе», а именно, в еженедельной газете «была размещена реклама: «Ленторг. Каждую неделю улетные цены на 20 продуктов. Эти и другие товары вы можете заказать в интернет-магазине lentorg24.ru». УФАС реклама признана ненадлежащей, в связи с отсутствием в ней сведений о продавце товаров (его наименовании, месте нахождения и государственном регистрационном номере записи о создании юридического лица) при дистанционном способе их продажи.
Общество просило суд применить положения статьи 2.9 КоАП РФ и освободить его от административной ответственности по малозначительности совершенного правонарушения, которое, по его мнению, не создало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, поскольку общество незамедлительно добровольно прекратило размещение рекламы с нарушением статьи 8 ФЗ «О рекламе».
Суд не согласился с доводом об отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, высказав следующую позицию: поскольку ничем не мотивированное неисполнение требований закона о рекламе свидетельствует о пренебрежительном отношении ООО к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
Учитывая изложенное и принимая во внимание то, что целью правового регулирования дистанционного способа продажи товаров является защита прав неопределенного числа потребителей, а также возможные негативные последствия из-за отсутствия достоверной информации о продавце товара, основания для признания правонарушения малозначительным и освобождения заявителя от административной ответственности отсутствуют.
Однако суд снизил размер административного штрафа в 5 раз, принимая во внимание отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, а также то, что заявитель привлекается к административной ответственности по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ впервые.
Из приведенного решения вытекает вывод, что существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в самом факте нарушения публично-правовой обязанности и негативные последствия могут иметь предположительный характер, а конкретные обстоятельства совершенного правонарушения могут быть учтены только как смягчающие ответственность.
Реклама имеет свою конечную цель – стимулирование гражданина приобрести рекламируемый товар и критерий малозначительности в рассматриваемых правоотношениях необходимо смотреть и с позиции закона РФ «О защите прав потребителя».
Но все же, не смотря на существенные требования к продавцам (изготовителям) и на формальный состав административных составов по ст.14.3 КоАП РФ, малозначительность может иметь место.
ОАО «Ставропольские городские аптеки» на фасадах аптек «Городская аптека» разместило наружную рекламу «Знакомьтесь с новыми ценами препаратов Оциллококцинум, ТераФлю, Эссливер форте», однако предупреждение о наличии противопоказаний, необходимости проконсультироваться со специалистом отведено менее 5% рекламного пространства.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю было возбуждено административное дело, вынесено постановление, в соответствии с которым общество признано нарушившим ч. 7 ст. 24 Федерального закона «О рекламе», ему назначено административное наказание, предусмотренное частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, в размере 100 010 рублей.
Указанное постановление оспорено обществом в судебном порядке.
Суд, признавая факт совершения обществом административного правонарушения, пришел к выводу о том, что совершенное обществом деяние не представляет существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и является малозначительным. При этом суд исходил из того, что при формальном наличии всех признаков состава правонарушения оно не содержит существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило вреда интересам граждан, общества и государства.
Суд учел, что реклама была размещена на здании аптеки у входа, предназначена для пешеходов, текст предупреждения о наличии противопоказаний к их применению и использованию различим и доступен к восприятию и различим, рекламируемые Оциллококцинум, Тера Флю и Эссливер форте являются широко распространенными в аптечной сети лекарственными средствами.
Данное решение представляется законным и обоснованным в силу следующего. Законодатель определил минимальную площадь для публикации необходимой информации (при рекламе медицинских услуг не менее 5 процентов в печатных СМИ и на наружных конструкциях) с целью соблюдения прав потребителей и исключения возможности недобросовестного исполнения рекламодателем своих обязанностей (печать текста мелким, нечитаемым шрифтом с целью экономии рекламной площади).[23]
В случаях, когда объем площади не соответствует требованиям закона, но при этом информация доступным способом доведена до потребителя (текст читаем), правонарушение должно быть квалифицировано как малозначительное, поскольку фактически цель закона – информирование потребителя о противопоказаниях доступным способом – исполнена.
Квалификация правонарушений рекламного законодательства как малозначительного осложняется формальным составом правонарушения, т.е. лицо привлекается к ответственности за сам факт нарушения закона и не требуется наступление реального ущерба охраняемым общественным интересам. Именно в силу этого суды чаще снижают размер штрафа, руководствуясь ст.4.1.КоАП (назначение штрафа не может менее половины минимального размера), чем освобождают от ответственности в виду малозначительности совершенного правонарушения, ограничившись устным замечанием.
Таким образом, следует отметить, что объектом правонарушения, предусмотренного статьей 14.3 КоАП РФ, являются общественные отношения в области рекламы. Объективной стороной данного правонарушения является нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем действующего законодательства о рекламе (Постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2015 № 04АП-768/2015 по делу № А19-17913/2014[24], Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2015 по делу № А64-6843/2014[25]).
Соответственно, при квалификации правонарушения как нарушения законодательства о рекламе определяющими факторами будут являться:
- направленность на неопределенный круг лиц;
- направленность на привлечение внимания;
- ее способность стимулировать интерес к объекту рекламирования;
- формирование положительного отношения к объекту рекламирования.
В заключение данного параграфа следует отметить, что решение о привлечении к административной ответственности выносит должностное лицо антимонопольного органа.
При этом никогда не пренебрегайте своим правом обжаловать данное решение, поскольку суд может вынести решение о малозначительности правонарушения.
К обстоятельствам, свидетельствующим о малозначительности, можно отнести небольшой масштаб рекламной кампании, отсутствие жалоб со стороны потребителей или организаций-конкурентов, факт совершения правонарушения впервые и иные.
2.2 Гражданско-правовая ответственность за нарушение рекламного законодательства
Нарушение физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с гражданским законодательством.
Лица, права и интересы которых нарушены в результате распространения ненадлежащей рекламы, вправе обращаться в установленном порядке в суд или арбитражный суд, в том числе с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, о возмещении вреда, причиненного здоровью физических лиц и (или) имуществу физических или юридических лиц, о компенсации морального вреда, о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе).
Возмещение вреда, причиненного здоровью физических лиц и (или) имуществу физических и юридических лиц, регулируется главой 59 ГК РФ Обязательства вследствие причинения вреда. На основании статьи 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда:
- вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности;
- вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ;