Файл: Правовое регулирование рекламной деятельности (Нарушение рекламного законодательства и его ответственность).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию;

- в иных случаях, предусмотренных законом.

Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме[26].

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, (который оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего), а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

В предмет доказывания по делам о компенсации морального вреда входят следующие юридические факты:

1) имели ли место действия (бездействие) ответчика, причинившие истцу нравственные или физические страдания, в чем они выражались и когда были совершены;

2) какие личные неимущественные права истца нарушены этими действиями (бездействием) и на какие нематериальные блага они посягают;

3) в чем выразились нравственные или физические страдания истца;

4) степень вины причинителя вреда (в том случае, если она должна учитываться).

Приведем пример из судебной практики.

Истец обратился с иском к ООО «Почта Сервис» о взыскании денежного приза в размере * руб., компенсации морального вреда. Свои требования истец мотивировал тем, что в * г., находясь проездом в г.Москве, он приобрел газету «Комсомольская правда» с билетом акции «Мечта хозяйки», где нужно было стереть защитный слой. Стерев защитный слой, истец обнаружил, что выиграл телевизор «Сони». Приехав домой в Старый Оскол, истец произвел все действия, предусмотренные акцией, зарегистрировался у оператора по указанному телефонному номеру, сообщил свои данные, код акции и код подарка и стал ожидать приз. Вместо приза истец получил бандероль с документами, в которых истцу сообщили, что по правилам акции его признали победителем, имеет право на получение денежного приза * руб. Истцу сообщили, что для получения приза, ему надо что-то купить по каталогу, тогда к нему приедут в г. Старый Оскол, где он проживает и вручат приз на банкете в ресторане, за счет ответчика. Вручение было назначено на * г. Истец купил у ответчика по каталогу электрическую ножеточку за *  руб. После получения товара истцу сообщили о переносе вручения приза на * г., обещали ему, что с * г. у него начнется новая безбедная жизнь. Истец просил рассмотреть его исковое заявление по изложенным им обстоятельствам и приложенным документам, разрешить вопрос о правомерности действий ответчика, который заваливает его почтовый ящик ненужной корреспонденцией, открытым текстом на конверте сообщает: «Принято окончательное решение * мы выезжаем к вам, чтобы вручить огромную сумму * руб.» Своими действиями ответчик нарушает ст. 150 ГК РФ, причиняет ему нравственные и физические страдания. На основании законов, подлежащих применению, ссылаясь на закон «О защите прав потребителей», истец просил взыскать с ответчика в его пользу денежный приз как публично обещанную награду, телевизор «Сони», компенсацию морального вреда в размере * руб., так как несмотря на заказ товара, приз ему не выдали, требуют делать новые заказы, что истец воспринимает как насмешку над ним.


Поскольку суд пришел к выводу о нарушении прав потребителя, а также о нарушении ответчиком Закона о рекламе, что повлекло нравственные страдания истца, применительно к положениям ст. 38 п. 2 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", ст. ст. 13, 15 Закона РФ "О защите прав потребителей" суд обосновано посчитал подлежащим взысканию в пользу истца компенсации морального вреда, при этом правильно принял во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства при определении размеров компенсации морального вреда. Судом также правильно отмечено, что также должны учитываться степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Исходя из возраста и состояния здоровья истца, степени вины ответчика, который продолжает навязывать истцу свои услуги, направляя ему письма о признании его победителем и предлагая получить приз, сделав заказ, суд обосновано посчитал возможным взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию в размере * руб[27].

Или еще один пример из судебной практики, предусматривающий гражданско-правовую ответственность.

УМВД России по г. Омску обратилось в суд с иском к ООО «Компаньон-РФ», департаменту имущественных отношений Администрации <...> об устранении нарушений законодательства при размещении рекламной конструкции. В обоснование иска указано, что УМВД России по городу Омску проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения при размещении наружной рекламы, в ходе которой установлено, что в соответствии паспортом рекламной конструкции от <...> и на основании распоряжения департамента недвижимости Администрации <...> от <...> по адресу: г. Омск, <...> размещена рекламная конструкция. Рекламная конструкция принадлежит ООО «Компаньон-РФ». Исходя из положений п. 6.1 Раздела 6 ГОСТ Р 52044-2003 средства наружной рекламы не должны ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения, уменьшать габарит инженерных сооружений, а также не должны быть размещены в том числе сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее 5 м – в населенных пунктах. Однако, данная рекламная конструкция установлена в нарушение вышеуказанных требований, поскольку расстоянии от бордюрного камня полона автомобильной дороги до ближайшего края рекламной конструкции составляет 3 м 50 см., расстояние от пересечения проезжих частей <...> и <...> в одном уровне составляет 37 м. 20 см., ближе 60 м. от дорожных знаков и светофоров. Полагает, что несоблюдение ООО «Компаньон РФ» требований законодательства при размещении рекламной конструкции на указанном участке дорожной сети нарушает права неопределенного круга граждан на безопасные условия движения, которые гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения. Просил признать распоряжение департамента недвижимости Администрации <...> от <...> № <...>-р в части разрешения на установку рекламной конструкции на территории г. Омска в соответствии с паспортом рекламного места № <...>рм от <...> по адресу: г. Омск, <...> недействительным; возложить на ИП Сусликова Е.С. обязанность осуществить демонтаж рекламной конструкции, обеспечив выполнение требований п. 6.1,6.2 ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения».В данной связи, оценив представленные по делу доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ в их совокупности, учитывая, что спорная рекламная конструкция создает угрозу безопасности дорожного движения, суд, руководствуясь приведенными выше правовыми положениями, правильно признал недействительным распоряжение департамента недвижимости администрации г. Омска о выдаче разрешения на установку названной рекламной конструкции, и правомерно возложил на ИП Сусликова Е.С., как владельца, обязанность демонтировать рекламную конструкцию, поскольку при достижении целей обеспечения безопасности дорожного движения и охраны жизни, здоровья граждан требования указанного ГОСТа являются обязательными для применения, что влечет достаточно правовых оснований для обязания восстановить положение, существовавшее до нарушения права, путем демонтажа спорной рекламной конструкции, а доводы апелляционной жалобы заявителя таких выводов не опровергают и основаны на ином толковании приведенных выше норм материального права.


Несоответствие размещения рассматриваемой конструкции требованиям указанного ГОСТа объективно создает помехи в восприятии водителями дорожной обстановки, существенно ущемляет права участников дорожного движения на обеспечение безопасности жизни и здоровья, является достаточным правовым основанием для возложения на ИП Сусликова Е.С., как владельца спорной рекламной конструкции, обязанности восстановить положение, существовавшее до нарушения права, путем демонтажа спорной рекламной конструкции, о чем верно указал суд первой инстанции[28].

Таким образом следует отметить, что компенсация морального вреда независимо от вины причинителя вреда производится в случаях, установленных статья 1100 ГК РФ: причинение вреда жизни и здоровью гражданина источником повышенной опасности; причинение вреда гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ; причинение вреда распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию. В этих случаях установление факта вины причинителя вреда исключается из предмета доказывания, в остальных случаях определение вины причинителя вреда в предмет доказывания входит.

5) размер компенсации.

Следует отметить, что нельзя указать идеальный предмет доказывания, подходящий для всех случаев компенсации морального вреда. По каждому конкретному делу, возможно, его изменение или дополнение.

Вопросы компенсации морального вреда, в том числе и в сфере рекламы, очень обширны и дисскусионы.

Заключение

Подводя итоги курсовой работы, следует отметить, что цель работы достигнута, задачи выполнены.

В результате проведенного исследования отметим следующие выводы.

Во-первых,основным инструментом осуществления государственного контроля над рекламной деятельностью является законодательная база. Законодательные органы издают законы, а исполнительные органы власти — указы и постановления, в которых определяются правовые нормы рекламной деятельности. Правовые нормы могут носить характер разрешения или запрета. Запрещающие положения законодательных актов фиксируют конкретные формы ответственности рекламодателей за их нарушения. Нарушение законов в рекламной деятельности влечет за собой ответственность, которая определяется соответствующими законами или нормативным актами.


Во-вторых, законодательство о рекламе носит комплексный характер, в нем нормы частного права пересекаются с нормами публичного права. Собственно, рекламные отношения требуют учета частных и публичных интересов, что приводит взаимодействие диспозитивного и императивного способов регулирования. Итак, для совершенствования рекламного законодательства должны использоваться гражданско-правовые инструменты, направленные на обеспечение оптимального сочетания рыночного саморегулирования экономических субъектов хозяйствования и государственного регулирования макроэкономических процессов, а также сбалансирования публичных и частных интересов субъектов рекламной деятельности.

Гражданское законодательство требуют создания отдельного раздела, посвященного именно договору о предоставлении рекламных услуг с определением его особенностей, начиная со сторон договора и его существенных условий и заканчивая ответственностью сторон такого договора. Это позволит избежать не только нарушение законодательства о рекламе, но и защитить интересы потребителей и предприятий-конкурентов. Это, прежде всего, защитит права потребителей и не позволит недобросовестным рекламодателям и производителям рекламы нарушать законодательство. С целью идентификации ответственности физических и юридических лиц за нарушение рекламной деятельности предлагается в Законе о рекламе выделить самостоятельную главу, где формы ответственности будут систематизированы, поскольку недобросовестная реклама может быть актом недобросовестной конкуренции, могут быть использованы объекты авторского права, интеллектуальной собственности и иных смежных институтов права, что вызывает путаницу на практике. Представляется, что для дальнейшего совершенствования рекламного законодательства и реализации государственной политики в этой сфере требуется поиск действенных инструментов, призванных усилить практическую составляющую, так как имеющийся нормативный аппарат видится больше декоративным.

В-третьих, нарушение физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с гражданским законодательством.

Лица, права и интересы которых нарушены в результате распространения ненадлежащей рекламы, вправе обращаться в установленном порядке в суд или арбитражный суд, в том числе с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, о возмещении вреда, причиненного здоровью физических лиц и (или) имуществу физических или юридических лиц, о компенсации морального вреда, о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе).


В случае установления антимонопольным органом факта распространения недостоверной рекламы и выдачи соответствующего предписания антимонопольный орган вправе обратиться в установленном порядке в суд или арбитражный суд с иском к рекламодателю о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе) за счет рекламодателя. При этом суд или арбитражный суд определяет форму, место и сроки размещения такого опровержения.

Во-четвертых, нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

В заключение своего исследования следует сказать, что на практике более эффективными мерами борьбы с нарушениями рекламного законодательства оказались меры гражданско- и административно-правового характера.Нормы ответственности ФЗ «О рекламе» коррелируют с иными нормативными правовыми актами, регулирующими рекламу в определенной сфере.

Чаще всего мерой ответственности избираются штрафные санкции. Применение меры административного наказания в виде штрафа предусмотрено практически всеми статьями Особенной части КоАП РФ. Стоит отметить, что в КоАП РФ в качестве административного наказания не предусмотрена контрреклама, поэтому ее можно относить к мере административного принуждения.

Список использованных источников

Нормативные правовые акты

  1. Международный кодекс рекламной практики (принят на 47-й сессии Исполнительного совета Международной торговой палаты) // Закон. -1996.- № 12.
  2. Соглашение о сотрудничестве государств - участников СНГ в сфере регулирования рекламной деятельности (заключено в г. Москве 19 февраля 2003 г.) // Консультант Плюс: Справочно-правовая система [Электронный ресурс] / ЗАО «Консультант Плюс». – Версия 2018. – Режим доступа: (внутриуниверситетская компьютерная сеть)
  3. Конституция (Основной закон) Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014 №11 – ФКЗ)//Рос. газета. – 2014. – № 163. – 23 июл.
  4. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 04.06.2018, с изм. от 10.07.2018) // Собрание законодательства РФ.- 2005.- №1.-Ст.14.
  5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195 – ФЗ (ред. от 19.07.2018) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – №1. – Ст.1.
  6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63 – ФЗ (ред. от 23.04.2018) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.
  7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 23.05.2018) // Собрание законодательства РФ.-1994.-№32.-Ст.3301.
  8. Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака: Федеральный закон от 23.02.2013 № 15-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // Собрание законодательства РФ.-2013.-№8.- Ст.721.
  9. О техническом регулировании: Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Собрание законодательства РФ.- 2002.-№52.-Ст.5140.
  10. Об информации, информационных технологиях и о защите информации:Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 23.04.2018) // Сайт справочно – правовой системы Консультант Плюс [Электронный ресурс]. – Электр. дан. – Заглавие с экрана. URL:http://www.consultant.ru (дата обращения 30.04.2018).
  11. О рекламе: Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ (ред. от 03.107.2018) // Собрание законодательства РФ.-2006.-№12.-Ст.1232.
  12. О защите прав потребителей: Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 18.04.2018) // Собрание законодательства РФ.-2018.-№17.-Ст.2430.
  13. О средствах массовой информации: Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 18.04.2018) // Собрание законодательства РФ.- 2018.-№18.-Ст.2432.
  14. О гарантиях права граждан на охрану здоровья при распространении рекламы: Указ Президента РФ от 17.02.1995 № 161 (ред. от 23.04.2007) // Российская газета.- 1995.-№39.-22 февр.