Файл: Правовое регулирование рекламной деятельности (Нарушение рекламного законодательства и его ответственность).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Необходимо отметить, что введены определенные ограничения в отношении наружной рекламы на автомобильных дорогах и территориях городских, а также сельских поселений. Данные ограничения связаны с размещением наружной рекламы с целью недопущения ограничения видимости дорожных знаков, а также иных технических средств организации дорожного движения.

В ГОСТе Р 52044-2003 кроме этого установлено, что при внутреннем и наружном освещении наружной рекламы ее фотометрические характеристики (яркость, освещенность) не только не должны превышать аналогичные характеристики дорожных знаков, но и должны быть на четверть ниже последних.

Необходимо отметить, что, хотя ГОСТ Р 52044-2003 был принят в 2003 г., он до сих пор носил рекомендательный характер. Но с 1 марта 2016 г. данный документ стал обязательным к исполнению. Как отмечает вице-премьер И. Шувалов, в Петербурге данному ГОСТу не соответствует более 90% наружной рекламы. Демонтаж всех рекламных щитов, не вписывающихся в данный ГОСТ, был бы равнозначен ликвидации рынка объемом 5 млрд руб. в год. Но городские власти сумели отстоять на федеральном уровне интересы рынка наружной рекламы. На совещании с участием руководства Росстандарта, ГИБДД, антимонопольной службы и чиновников Москвы, Подмосковья и Петербурга была принята договоренность, что пока ГОСТ Р 52044-2003 будет носить обязательный характер только для новых конструкций. А наружная реклама, установленная до 1 марта 2016 г., не будет подпадать под действие данного документа до января 2020 г. [12].

Вышеуказанное подтверждается материалами судебной практики, например решением Верховного Суда РФ от 12 января 2015 г. № АКПИ14-1259 «Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующим ГОСТ Р 52044-2003»[13].

Следует отметить, что техническое регулирование наружной рекламы в настоящее время находится в процессе комплексного и длительного реформирования, которое началось с момента вступления в силу Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»[14], то есть с середины 2003 г.

Основные положения указанного Закона направлены на создание новой системы технического регулирования и технического контроля, основными элементами которой выступают технические регламенты. Техническим регламентом признается согласно ст. 2 Закона о техническом регулировании документ, принятый в установленном порядке и закрепляющий обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования. К объектам технического регулирования относится продукция и связанные с требованиями к продукции процессы проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
Замена действующих государственных стандартов (ГОСТ) техническими регламентами, принимаемыми в соответствии с законом, является одной из целей Закона о техническом регулировании.


Как отмечает И.В. Сарнаков, вопросы разработки и применения требований технических регламентов являются достаточно актуальными в свете обеспечения комплексного системного подхода к формированию рекламного законодательства[15].

На наш взгляд, данное утверждение справедливо при рассмотрении некоторых вопросов, которые связаны с регулированием наружной рекламы. Требования к размещению наружной рекламы, отраженные в ст. 19 Закона о рекламе, также соотносятся с необходимостью разработки технических регламентов. Например, в п. 4 ст. 19 Закона о рекламе закреплено, что рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента. Также из п. 15 ст. 19 Закона о рекламе следует, что проект рекламной конструкции и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.

Так как разработка технических регламентов занимает длительное время, реформа технического регулирования носит инертный характер. Технические регламенты в данной связи постепенно охватывают отношения, которые входят в предмет их регулирования, и тем самым вытесняют действующие государственные стандарты.

До настоящего времени технический регламент, связанный с деятельностью по распространению наружной рекламы, не был полностью разработан и принят. Этот факт часто упоминается в судебных решениях, которые связаны с рассмотрением споров о нарушении технических требований при распространении наружной рекламы, например в Постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 4 мая 2011 г. № Ф06-2224/11 по делу № А65-17928/2010[16].

Необходимо отметить, что для совершенствования действующих государственных стандартов и в целях разработки соответствующего технического регламента 1 февраля 2005 г. Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии был издан Приказ № 60 «О создании технического комитета по стандартизации «Наружная реклама и информационные знаки для общественных мест»[17]. В состав данного технического комитета были включены представители органов государственной власти, учебных заведений, различных некоммерческих и коммерческих организаций, деятельность которых связана с распространением наружной рекламы. Данными участниками технического комитета был разработан и приведен в соответствие с Законом о техническом регулировании ГОСТ Р 52044-2003.


Необходимо отметить, что часто наружная реклама размещается на крышах и стенах многоквартирных домов. Не редки случаи, когда устанавливаются рекламные баннеры без согласования с жильцами или с организациями, которые осуществляют их обслуживание. Иногда наружная реклама напрямую нарушает права жильцов по пользованию жилыми помещениями (например, подсветка рекламной конструкции направлена прямо в окна, рекламный баннер закрывает окна жилых помещений и др.). Порядок установки такой наружной рекламы регулируется п. 5 ст. 19 Закона о рекламе.

При установке рекламных конструкций на жилых домах необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 290 ГК РФ и ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации[18] крыши, ограждающие несущие и не несущие конструкции многоквартирного дома, а также другие объекты, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в доме, являются общим имуществом собственников помещений в данном доме и принадлежат собственникам помещений в доме на праве общей долевой собственности.

Таким образом, решение о передаче указанного имущества в пользование третьим лицам, в том числе для размещения на нем рекламных конструкций, должно приниматься общим собранием собственников помещений в данном доме.

Представляется возможным также остановиться на рассмотрении существующих подходов по совершенствованию механизма государственного регулирования рынка рекламных услуг, в частности необходимо в этой связи рассмотреть Закон «О рекламе».

Прежде всего, обозначим основные проблемы действующего механизма:

1) несоответствие действующего Закона «О рекламе» современной действительности. Реклама как значимая социально-экономическая проблема, безусловно, нуждается в правовом регулировании. Каждое социально-экономическое явление следует закону собственного развития, следовательно, оно мобильно. Закон же статичен, и догма закона всегда отстает от реально складывающегося социально-экономического развития. В силу этих объективных причин возникает потребность в совершенствовании этого правового регулирования;

2) проблема излишней «зарегулированности» отдельных сторон рекламной деятельности. Безусловно, это тоже является отрицательным моментом. Излишне детализированная регламентация выпытает огромное количество препятствий, которые мешают цивилизованному осуществлению деятельности;

3) отсутствие государственного регулирования новых форм и видов рекламы. Однако существуют такие виды и формы рекламы, существование которых не было предусмотрено в принятом законе. Речь идет о новых способах и формах рекламы. Среди них можно выделить рекламу в сети Интернет; product placement; рекламу, разрешаемую абонентам мобильных телефонов, и другие;


4) проблема несогласованности законодательства о рекламе также относится к числу наиболее актуальных. Данное обстоятельство создает существенные препятствия для деятельности, как самих участников рынка, так и для органов, осуществляющих контроль над соблюдением рекламного законодательства;

5) проблемы во взаимоотношениях представителей рекламного рынка с государственными структурами при осуществлении рекламной деятельности. Речь идет в первую очередь о превышении полномочий в ходе осуществления согласовательных, разрешительных и контрольных действий соответствующими органами государственной власти и органами местного самоуправления;

6) мероприятия, осуществляемые государством в рамках регулирования рынка рекламных услуг, нередко нарушают внутренние законы рынка и установленные правила рекламного бизнеса, противоречат сложившейся и устоявшейся практике. Зачастую изменения, касающиеся деятельности участников рекламного рынка, принимаются без участия самих представителей рынка и не учитывают специфику данного рынка.

Важно отметить, что принятие Закона «О рекламе» частично решило некоторые из приведенных нами выше проблем. В частности, закон урегулирует давно существующие проблемы на рынке наружной рекламы, установит запрет на рекламу зонтичных брендов, введет дополнительные требования и ограничения рекламы биологически активных добавок, лекарственный: средств, алкогольной продукции и табачных изделий и пр.

Вместе с тем обозначились и проблемные моменты этого закона, некоторые нормы были приняты поспешно, и уже сейчас можно говорить о возможном негативном влиянии нововведений не только на рекламную отрасль, но и на другие сферы социально-экономических отношений. Кроме того, ряд важных моментов остались незатронутыми этим законом. С учетом данного факта остановимся на рассмотрении тех проблемных моментов и возможных путей их решения, которые оказались, не урегулированы законом[19].

Необходимо отметить, что в существующем варианте само определение понятия «реклама», содержащееся в Законе «О рекламе», является причиной определенных проблем. Речь идет о проблемах, связанных с учетом организациями расходов на адресную рассылку рекламы.

В настоящее время организации в качестве одного из способов рекламирования все чаще используют метод адресной рассылки различного рода рекламной информации своим клиентам. Отметим, что определение понятия «реклама», содержащееся в Законе «О рекламе», создает определенные трудности в отнесении вышеназванных расходов к рекламным.


Дело в том, что в качестве одним из классифицирующих признаков рекламной информации в соответствии с определением, содержащимся в Законе «О рекламе», является ее предназначение «неопределенному кругу лиц». Поэтому при распространении информации путем адресной рассылки по базе данных клиентов организация осуществляет расходы, которые не могут быть отнесены к рекламным расходам, поскольку эта информация предназначена для определенного круга лиц.

Продолжая рассмотрение обозначенного нами вопроса, следует отметить, что построение системы госрегулирования рынка рекламных услуг необходимо проводить с учетом специфики данного рынка. В частности, принимать во внимание, что по своей структуре данный рынок представляет собой три сектора, значительно отличающихся друг от друга: это рынок творчества или создания рекламной информации, рынок изготовления ее носителей и рынок ее распространения.

Существует и еще одна большая проблема, касающаяся носителей рекламы. Речь идет о необходимости введения единых стандартов, единых технических норм, закрепляющих требования к рекламным конструкциям. Такой важный момент не должен оставаться без внимания со стороны государства[20].

Рекламные конструкции не должны представлять угрозу безопасности дорожного движения, здоровья и жизни людей. Определение технических параметров средств наружной рекламы не должно осуществляться на местах: когда стоит вопрос о безопасности жизнедеятельности людей не должно быть места субъективным решениям. Разработка и принятие технических регламентов истандартов должна осуществляться обязательно на базе уже имеющегося опыта производства и размещения рекламных конструкций.

Основные проблемы во взаимоотношениях между участниками рекламного бизнеса и государства возникают, в первую очередь, при получении разрешений на установку средств наружной рекламы, а также при получении необходимых для этого согласований в соответствующих органах.

При решении данного вопроса нужно в первую очередь исходить из того, что основными задачами, решаемыми государством при рассмотрении вопроса о возможности выдачи разрешения на установку рекламной конструкции являются безопасность и визуальный облик.

Безусловно, положительным моментом Закона «О рекламе» является закрепление перечня необходимых документов для получения разрешения на установку рекламной конструкции, срока, в течение которого орган местного самоуправления должен рассмотреть вопрос о разрешении установки конструкции, а также установление закрытого перечня оснований для отказа в выдаче разрешения.