Файл: Рынок ценных бумаг(Понятие рынка ценных бумаг).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 754

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Государственное регулирование рынка ценных бумаг - одно из важнейших направлений государственной политики. Система государственного регулирования рынка ценных бумаг включает в себя определенную государством политику в данной сфере, установленные этой политикой принципы, методы, способы регулирования, систему регулирующих органов, их компетенцию и порядок взаимоотношений друг с другом.

Объектом государственного регулирования являются участники рынка ценных бумаг - инвесторы, эмитенты, профессиональные участники и их деятельность. Эта деятельность очень разнообразна по своим формам и видам, территориальному осуществлению, однако есть общее, что позволяет включить ее в сферу государственного регулирования рынка ценных бумаг: она связана с таким специфическим объектом, как ценная бумага [19, c.65].

Государствоми в целях обеспечения выполнения задач регулирования рынка ценных бумаг определены такие направления, как:

- организацияи деятельности рынка ценных бумаг и его субъектов;

- использование экономических рычагов регулирования рынка ценных бумаг;

- осуществление властных функций в сфере рынка ценных бумаг [22, c.113].

Государство определяет развитие фондового рынка. Оно является одновременно и эмитентом, и инвестором, выполняя при этом свойственные ему социальные функции. Интересы государства в сфере регулирования фондового рынка вполне объяснимы и понятны. Государственное регулирование рынка ценных бумаг направлено на защиту собственных экономических интересов на этом рынке, обеспечение прав и интересов инвесторов, а также установление единообразных унифицированных правил поведения на рынке ценных бумаг для его участников.

Несомненно, регулятивные инструменты в условиях рынка должны иметь разумное сочетание свободы поведения и обязательного следования установленным императивам. Вполне понятно и то, что деятельность профессиональных участников фондового рынка подчинена определенным нормам и правилам. Они устанавливаются системой регулирования и контроля, под которой следует понимать совокупность институтов, осуществляющих регулирующее воздействие на участников рынка ценных бумаг и контроль за их деятельностью, а также совокупность законодательных нормативных актов, составляющих правовую базу функционирования рынка ценных бумаг [23, c.28].


Актуальность данной темы заключается в том, что рынок ценных бумаг является сферой отношений, бурно развивающейся последние несколько лет.

Цель работы заключается в том, чтобы показать сферу применения ценных бумаг и их роль в гражданском обороте, отразить правовое регулирование рынка ценных бумаг в условиях российской экономики.

Задачи данной работы:

- раскрыть понятие рынка ценных бумаг;

- рассмотреть правоотношения на рынке ценных бумаг;

- изучить источники правового регулирования фондового рынка;

- рассмотреть механизм регулирования брокерской деятельности;

- рассмотреть механизм регулирования дилерской деятельности;

- изучить механизм регулирования клиринговой деятельности.

Объектом исследования данной работы являются правоотношения, возникающие в сфере правового регулирования рынка ценных бумаг.

Предметом исследования данной работы является комплекс правовых норм, регулирующих обращение ценных бумаг в гражданско-правовом обороте и применение указанных норм.

Структура курсовой работы состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованных источников.

Глава 1. Общая характеристика рынка ценных бумаг

1.1. Понятие рынка ценных бумаг

Российское законодательство не содержит понятия рынка ценных бумаг, единого его определения юридическая наука также не выработала. С правовой точки зрения рынок ценных бумаг - это совокупность правоотношений, в которых состоят его участники. При этом участниками рынка ценных бумаг являются эмитенты, инвесторы, профессиональные участники рынка и регулирующие органы.

Правовоеи регулированиеи рынка ценных бумаг в Российской Федерации осуществляется целым комплексом нормативных правовых актов различнойи юридической силы, затрагивающих все аспекты функционирования рынка.

С принятиеми части первой Гражданского кодекса Российской Федерации в ст. 143 был установлени открытый перечень ценных бумаг, к которым были отнесены: облигация, государственная облигация, вексель, чек, депозитныйи и сберегательныйи сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг [24, c.44].


Согласно п. 2 ст. 44 Федеральногои законаи от 22.04.1996 №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» [6] право квалифицировать ценные бумаги и производныеи финансовыеи инструментыи и определять их виды предоставленои Федеральнойи службеи по финансовыми рынкам.

Из числа документов, отнесенныхи к ценными бумагами до принятия первойи частии Гражданскогои кодексаи РФ [2], можно назвать жилищные сертификаты, предусмотренныеи Положениеми о выпускеи и обращении жилищных сертификатов, утвержденными Указоми Президентаи РФ от 10.06.1994 №1182, которыеи определеныи каки особыйи вид облигаций с индексируемойи номинальнойи стоимостью.

С введением в действие второй части Гражданского кодекса РФ [3] к числу ценных бумаг были отнесены двойное складское свидетельство, каждая из двух его частей - складское свидетельство и залоговое свидетельство (варрант) и простое складское свидетельство (ст. 912).

С принятием Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)" от 16.07.1998 №102-ФЗ [7] перечень ценных бумаг пополнился закладной, удостоверяющей права залогодержателя по обеспеченному ипотекой обязательству и по договору об ипотеке. А с принятием Федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах" от 11.11.2003 №152-ФЗ - облигацией с ипотечным покрытием и ипотечным сертификатом участия [9].

При всем разнообразии видов ценных бумаг они должны отвечать единым требованиям, установленным в главе 7 Гражданского кодекса РФ, согласно которым ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. Гражданский кодекс РФ различает ценные бумаги на предъявителя, именные и ордерные. Виды прав, которые удостоверяются ценными бумагами, их обязательные реквизиты, требования к форме и другие необходимые требования определяются законом или в установленном им порядке [29, c.236].

Эмиссионным ценным бумагам, сделки с которыми составляют организованный рынок, посвящен Федеральный закон от 22.04.1996 №39-ФЗ "О рынке ценных бумаг". К ним относятся акции, облигации, российские депозитарные расписки и опционы эмитента. Законодатель урегулировал процедуру их эмиссии, порядок регистрации, учета и хранения. ФСФР России во исполнение своих полномочий по утверждению стандартов эмиссии ценных бумаг и порядка государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг Приказом от 25.01.2007 №07-4/пз-н утвердила Стандарты эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг.


Процедура эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг, которые могут быть выпущены в виде облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг, установлена Федеральным законом от 29.07.1998 №136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» [8].

Эмитентами эмиссионных ценных бумаг могут выступать Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, Банк России, государственные корпорации, хозяйственные общества. Инвесторами могут быть частные российские и иностранные инвесторы (граждане и организации), в том числе различные фонды (страховые, пенсионные), Пенсионный фонд Российской Федерации, Банк России, коммерческие банки. Регуляторами рынка ценных бумаг, имеющими полномочия издавать в рамках своей компетенции подзаконные нормативные акты, регулирующие возникающие правоотношения, помимо Федеральной службы по финансовым рынкам, являются Минфин России, Банк России и Минтруд России. Однако с точки зрения функционирования инфраструктуры рынка ценных бумаг наибольший интерес представляет анализ деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг [32, c.36].

Надо сказать, что Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» долгое время был основным законом, определяющим важнейшие основы функционирования рынка ценных бумаг, в частности место государства в регулировании соответствующих отношений, а также особенности создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, к числу которых относятся брокеры, дилеры, управляющие, клиринговые организации, депозитарии, держатели реестра, организаторы торговли на рынке ценных бумаг. 2011 год стал прорывным в развитии законодательства на рынке ценных бумаг. Были приняты основополагающие федеральные законы, направленные на регулирование инфраструктуры фондового рынка: об организованных торгах, о центральном депозитарии, о клиринге и клиринговой деятельности [35, c.23].

Порядок осуществления деятельности по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг определен Постановлением ФКЦБ России от 02.10.1997 №27 «Об утверждении Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг» [16]. В случае прекращения действия договора на ведение реестра и замены регистратора сроки передачи документов и их состав определены Положением о порядке передачи информации и документов, составляющих систему ведения реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденным Постановлением ФКЦБ России от 24.06.1997 №21.


Организацией торговли на рынке ценных бумаг занимаются специализированные профессиональные участники. Деятельность по организации торговли заключается в предоставлении услуг, непосредственно способствующих совершению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами между участниками рынка ценных бумаг (ст. 9 ФЗ "О рынке ценных бумаг").

Фондовой биржей признается организатор торговли, отвечающий требованиям главы 3 ФЗ "О рынке ценных бумаг", в соответствии с которой фондовая биржа может существовать только в форме некоммерческого партнерства или акционерного общества, должна соблюдать ограничения по совмещению деятельности с другими видами деятельности, ограничения по доле участия одного акционера (члена) фондовой биржи и т.д.

Однако основным законом, регулирующим деятельность фондовой биржи, является Федеральный закон от 21.11.2011 №325-ФЗ "Об организованных торгах» [11], который провел четкий водораздел между биржей и торговой системой. С 1 января 2013 г. в связи с вступлением в силу отдельных положений Закона изменится требование к организационно-правовой форме биржи, которая будет только акционерным обществом; ужесточатся требования к учредителям (участникам) организатора торговли; вступят в силу ограничения на осуществление организатором торговли иных видов хозяйственной деятельности [19, c.134].

1.2. Источники правового регулирования фондового рынка

Законодательствои о рынкеи ценныхи бумаг представляет собой систему нормативных правовых актов различных уровней. Между тем понятие "законодательство о рынке ценных бумаг" несколько отличается от терминологии, которая обычно дается в некоторых кодифицированных источниках отраслевого порядка, преждеи всегои Гражданском кодексе РФ. Так, понятие "гражданское законодательство" в соответствии с пунктом 2 ст. 3 ГК РФ включает законы, возглавляемые иКодексом. Указыи Президента РФ и постановления Правительстваи РФ обозначаются понятием "иные правовые акты" (п. п. 3 - 6 ст. 3 ГК РФ). Акты федеральных органов исполнительнойи властии определяюти ограничения нормотворческого порядка в сложившейсяи иерархиии системы нормативныхи актов. Инициатива создания гражданско-правовыхи норм сосредоточена только на федеральном уровне, что исключает возможность урегулирования соответствующих отношений на уровне субъектов Федерации. Тем не менее, даже не имея законодательного ориентира относительно структуры нормативного материала, направленного на регулирование правоотношений, складывающихся на рынке ценных бумаг, особенности нормотворчества в установленной сфере определяются конституционным разграничением предметов ведения органови публичного управления. Ученые-специалисты, опираясь на конституционное разделениеи публично-властных полномочий между уровнями государственной власти, относят все же вопросы правового регулирования на фондовом рынкеи к федеральному ведению [21, c.13].