Файл: Система психофизиологического профессионального отбора и диагностики профпригодности (Определение профессиональной пригодности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 77

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Любая личность имеет возможность овладеть почти любой профессией, но дело в том, сколько на это понадобится сил и какова будет успешность и профессиональный рост в будущем.

В ходе диагностики и формирования профессиональной пригодности нужно принимать во внимание, что профессии и их запросы к персональным характеристикам индивида очень пере­менчивы, но сами характеристики индивида представляются сравнительно стабильными.

Анализ результатов исследования позволил сделать следующие выводы.

У доминирующего числа преподавателей отмечается хорошая стрессоустойчивость. Она выражается в уверенности педагогов в своей способности справиться со своими личными проблемами. Также при неожиданных неприятностях педагоги способны держать себя в равновесии.

Данные показатели демонстрируют профпригодность педагогов, что и подтверждает гипотезу исследования о том, что профпригодность педагогов зависит от степени их стрессоустойчивости.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Аминов Н.А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей / Н.А. Аминов // Вопросы психологии. - 1988. - № 5. - С. 71-77.
  2. Баданина Л. П. Основы общей психологии. - М.: Флинта, 2009. - 448 с.
  3. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. – М., 2001. – 511 с.
  4. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. - М.: Информационно-издат. Дом «Филинъ», 1996. – 472 с.
  5. Губарева Л.И. Психофизиология: Учеб. пособие для студентов вузов / Л.И. Губарева, Р.О. Будкевич, Е.А. Агаркова. – М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 188 с.
  6. Данилова Н. Н. Психофизиология: Учебник для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 373 с.
  7. Дмитриева М.А., Дружилов С.А. Уровни и критерии профессионализма: проблемы формирования современного профессионала // Сибирь. Философия. Образование. - Альманах: СО РАО, ИПК, Новокузнецк, 2000 (выпуск 4). - С.18-30.
  8. Дружилов С.А. Психологические проблемы формирования профессионализма и профессиональной культуры специалиста. - Новокузнецк: Изд-во ИПК, 2000. - 127 с.
  9. Зеер Э.Ф. Психология профессий. - М.: Академический проект, 2005. - 336 с.
  10. Златин, П.А. Социология и психология труда: учебное пособие. - М.: МГИУ, 2007. – 223 с.
  11. Климов Е.А. «Психология профессионала: Избранные психологические труды». - М.: Воронеж, 1996. - 348 с.
  12. Климов Е.А. «Психология профессионального самоопределения». - Ростов н/д, 1996. - 512 с.
  13. Кроль В.М. Психология: Учеб. пос. – М.: Высшая школа, 2005. – 736 с.
  14. Кушнер Ю.З. Методология и методы педагогического исследования (учебно-методическое пособие). - Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2001. - 66 с.
  15. Методы исследований в психофизиологии: Учеб. пособие/Дорошенко В.А., Кануников И. Е., Смирнов А.Г. и др.; Под ред. Батуева А. С. - СПб.: изд-во С.-Петербург, ун-та., 1994. – 142 с.
  16. Митина Л.М. Проблемы профессиональной социализации личности. - Кемерово, 1996. - 260 с.
  17. Митина Л.М. Психологическая диагностика эмоциональной устойчивости учителя. - Москва, 1992. - 358 с.
  18. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. - М.: Флинта: Моск. Психолого-соц. Ин-т, 1998. – 320 с.
  19. Мучинский П. «Психология, профессия, карьера». - СПб.: Питер, 2004. - 539 с.
  20. Носкова О. Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / Под ред. Е. А. Климова. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 384 с.
  21. Основы психофизиологии: Учебник / Отв. ред. Ю.И. Александров.   - М.: ИНФРА-М, 1998. - 430 с.
  22. Радугин А.А. Психология: Учеб. пос. – М.: Центр, 2003. - 400 с.
  23. Реан А.А. Факторы стрессоустойчивости учителей // Вопросы психологии. - 1997. - № 1. - С. 45 - 54.
  24. Рыбников О.Н. Психология профессиональной деятельности : учебник для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 320 с.
  25. Сластенин, В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. - М.: Просвещение,1990. – 350 с.
  26. Сухомлинский В.А. Сто советов учителю. - Киев: Радянська школа. -1984. – 255 с.
  27. Толочек В.А. «Проблемы современной психологии труда». - М.: Изд-во РАГС при Призеденте РФ, 2000. - 385 с.
  28. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М. : Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 467 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Тест самооценки стрессоустойчивости

(С. Коухена и Г. Виллиансона).

Тестовый материал.

1. Насколько часто неожиданные неприятности выводят вас из равновесия?

Никогда - 0. Почти никогда - 1. Иногда - 2. Довольно часто - 3. Очень часто - 4.

2. Насколько часто вам кажется, что самые важные вещи в вашей жизни выходят из под вашего контроля?

Никогда - 0. Почти никогда - 1. Иногда - 2. Довольно часто - 3. Очень часто - 4.

3. Как часто вы чувствуете себя «нервозным», подавленным?

Никогда - 0. Почти никогда - 1. Иногда - 2. Довольно часто - 3. Очень часто - 4.

4. Как часто вы чувствуете уверенность в своей способности справиться со своими личными проблемами?

Никогда - 4. Почти никогда - 3. Иногда - 2. Довольно часто - 1. Очень часто - 0.

5. Насколько часто вам кажется, что все идет именно так, как вы хотите? Никогда - 4. Почти никогда - 3. Иногда - 2. Довольно часто - 1. Очень часто - 0.

6. Как часто вы в силах контролировать раздражение?

Никогда - 4. Почти никогда - 3. Иногда - 2. Довольно часто - 1. Очень часто - 0.

7. Насколько часто у вас возникает чувство, что вам не справиться с тем, что от вас требуют?

Никогда - 0. Почти никогда - 1. Иногда - 2. Довольно часто - 3. Очень часто - 4.

8. Часто ли вы чувствуете, что вам сопутствует успех?

Никогда - 4. Почти никогда - 3. Иногда - 2. Довольно часто - 1. Очень часто - 0.

9. Как часто вы злитесь по поводу вещей, которые вы не можете контролировать?

Никогда - 0. Почти никогда - 1. Иногда - 2. Довольно часто - 3. Очень часто - 4.

10. Часто ли вы думаете, что накопилось столько трудностей, что их невозможно преодолеть?

Никогда - 0. Почти никогда - 1. Иногда - 2. Довольно часто - 3. Очень часто - 4.

Таблица 1

Показатели стрессоустойчивости педагогов

педагога

Баллы

Оценка стрессоустойчивости

1

6,0

хорошо

2

2,0

отлично

3

13

удовлетворительно

4

2,3

плохо

5

5,8

хорошо

6

2,4

плохо

7

12,8

удовлетворительно

8

6,0

хорошо

9

5,9

хорошо

10

2,5

плохо

11

6,2

хорошо

12

2,3

плохо


  1. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. – М., 2001. – 511 с.

  2. Дмитриева М.А., Дружилов С.А. Уровни и критерии профессионализма: проблемы формирования современного профессионала // Сибирь. Философия. Образование. - Альманах: СО РАО, ИПК, Новокузнецк, 2000 (выпуск 4). - С.18-30.

  3. Златин, П.А. Социология и психология труда: учебное пособие. - М.: МГИУ, 2007. – 223 с.

  4. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. – М., 2001. – 511 с.

  5. Климов Е.А. «Психология профессионального самоопределения». - Ростов н/д, 1996. - 512 с.

  6. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. – М., 2001. – 511 с.

  7. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. – М., 2001. – 511 с.

  8. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. – М., 2001. – 511 с.

  9. Климов Е.А. «Психология профессионала: Избранные психологические труды». - М.: Воронеж, 1996. - 348 с.

  10. Митина Л.М. Проблемы профессиональной социализации личности. - Кемерово, 1996. - 260 с.

  11. Данилова Н. Н. Психофизиология: Учебник для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 373 с.

  12. Баданина Л. П. Основы общей психологии. - М.: Флинта, 2009. - 448 с.

  13. Дружилов С.А. Психологические проблемы формирования профессионализма и профессиональной культуры специалиста. - Новокузнецк: Изд-во ИПК, 2000. - 127 с.

  14. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М. : Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 467 с.

  15. Митина Л.М. Психологическая диагностика эмоциональной устойчивости учителя. - Москва, 1992. - 358 с.

  16. Митина Л.М. Психологическая диагностика эмоциональной устойчивости учителя. - Москва, 1992. - 358 с.

  17. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. - М.: Флинта: Моск. Психолого-соц. Ин-т, 1998. – 320 с.