Файл: Система психофизиологического профессионального отбора и диагностики профпригодности (Определение профессиональной пригодности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 80

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.1. Организация и методы исследования

Исследование проходило в Лицее - учреждении с глубокими традициями. История школы насчитывает более 60 лет и во все времена на первом месте была и остаётся учёба. На протяжении десятилетий лицей занимает лидирующие позиции в показателях успеваемости.

Каждый учитель считает своим долгом подготовить лучших учеников для участия в общегородских, республиканских и международных олимпиадах. Золотой фонд школы - это учителя высшей дидактической категории и проработавшие более двух, а иногда даже и трех десятилетий и выпустившие не одно поколение.

Все знают, что в современном мире без знания нескольких языков нельзя. На протяжении многих десятилетий лицей по праву завоевал статус учебного заведения с углублённым изучением иностранных языков. (Английский преподаётся детям с 1 класса, немецкий - начиная с 5-го).

Новый директор решила не только сохранить эту добрую традицию, но и уделяет большое значение изучению языков. В лицее, кроме государственного языка, учащиеся изучают английский, немецкий или французский (по выбору). Итогом этой работы, становятся учащиеся, владеющие 4-мя языками.

Лицей после того, как уроки заканчиваются, никогда не пустеет. В школе действуют:

- Литературное кафе, с преподавателями Рыжковой С.Г. и Москаленко Л.И.

- Любители английского языка посещают клуб «Flash» с преподавателем Коноплиной Ю.А.

- В школе действует танцевальный коллектив «Престиж» и вокальный ансамбль под руководством преподавателя Стогов С. М.

- Спортивная секция также заслуживает отдельного внимания. В лицее постоянно проводятся соревнования по стрельбе общегородского уровня.

- Отдельным пунктом стоит отметить команду КВН лицея. Неповторимый образ - команда, в которой только девушки, весёлый и искромётный юмор запоминается абсолютно всем, кто посещает общегородские игры КВН в Бельцах.

- Учащиеся достойно представляют лицо школы на общегородских интеллектуальных конкурсах «Что, где когда?» и «Брейн ринг».

На протяжении многих лет обучение в лицее основывалось на принципах демократии и уважения к мнению учащихся. В лицее действует школьный Парламент, где каждый имеет право голоса, а любая критика не только не умалчивается, а принимается к сведению, и делаются выводы.

Именно такой подход позволяет сформировать в учащемся личность, которая мыслит критически.

Ежегодно учащиеся старших классов лицея участвуют и выигрывают в американском конкурсе «FLEX», год учёбы в американской школе, после чего возвращаются и делятся своим опытом с остальными учащимися.


В международных олимпиадах по русскому языку и литературе учащиеся добиваются больших успехов и представляют не только лицо школы, но и всей республики на международной арене.

Несмотря на тот факт, что обучение в лицее проходит на русском языке, учащиеся без труда поступают в румынские вузы с прекрасными знаниями языка.

Лицеисты завоёвывают призовые места на городских и общереспубликанских олимпиадах по различным предметам.

Лицейское образование организуется дифференцированно, по профилям: реальный, гуманитарный. Лицей разработал « Положение внутреннего распорядка», которое утверждено административным советом лицея. В лицее создаются условия для обеспечения курсов по выбору, как составная часть процесса обучения для I-XII классов.

Школьная деятельность начинается в 8.00 часов. Расписание лицея разрабатывается заместителем директора, обсуждается на административном совете. Постоянное расписание составляется до 10 сентября. Расписание утверждается директором лицея. Длительность урока – 45 минут. Допускаются уроки-пары для некоторых школьных дисциплин. Неделя деятельности – 5 дней.

Запрещено забирать учащихся с уроков для других видов деятельности. Порядок и дисциплина в лицее обеспечивается руководством лицея, дежурным учителем и дидактическим кадром с помощью учащихся и родителей. Условия организации и проведения дежурства уточняются во внутреннем положении.

Учебно-воспитательная деятельность лицея согласно основным воспитательным целям, конкретизируется учебными планами, методическими инструкциями, приказами, распоряжениями, уточнениями управления образования.

Годовой план деятельности и программы курсов по выбору обсуждаются и утверждаются педагогическим советом. В конце каждого семестра и по завершении учебного года педагогический коллектив подводит итоги учебно-воспитательной деятельности за предыдущий школьный этап и устанавливает цели на следующий период.

Вся дидактическая деятельность учителей с учениками в классе, как основная форма учебно-воспитательной системы в лицее, выполняется на основе прочных знаний и обязательного соблюдения требований учебного плана, методических инструкций.

Обязательные предметы и количество часов на каждый учебный год устанавливается учебным планом, и не разрешается исключение некоторых предметов и изменение количества предвиденных часов.

Соблюдение содержания программ; интегральное и ритмическое прохождение тем обязательно для всего дидактического коллектива.


Учебно-воспитательный процесс реализуется на уроках, семинарах, на практических занятиях, в процессе лабораторных работ, на занятиях в кружках и других внешкольных мероприятиях.

Оценивание знаний и умений учащихся производится на протяжении учебного года в рамках и других форм деятельности устными и письменными опросами, практическими и лабораторными работами и завершается семестровыми и годовыми работами и экзаменом на звание бакалавра.

Оценивание знаний и умений учащихся производится оценками от «5» до «2». Минимальная переводная оценка «3».

Принятие учащихся в лицейский класс производится на базе результатов конкурса при поступлении.

В лицее соблюдаются права и свободы учащихся, запрещены телесные наказания, любые методы физического и психического насилия.

Учащиеся имеют право:

- свободно высказывать мнения, убеждения, идеи;

- выбирать курсы по выбору;

- пользоваться арендными учебниками;

- участвовать в научных, технических, культурных, художественных и спортивных кружках;

- участвовать в лицейских мероприятиях, а также в мероприятиях, организованных во дворцах и клубах, на развлекательных базах, в лагерях и т. д. с соблюдением их функциональных требований;

- быть обеспеченными учебниками, медицинской службой;

- создавать советы ассоциации, действующих по собственному уставу;

- быть избранными в состав административных и консультативных органов учебного заведения;

- участвовать в объединениях и мероприятиях во внеурочное время с согласия директора лицея, по уважительному заявлению инициативной группы.

Учащиеся, получившие отличные результаты в учёбе и отличающиеся примерным поведением, могут получить следующие поощрения (см. Приложение А):

- благодарность классным руководителем перед одноклассниками;

- благодарность директором перед одноклассниками;

- устное или письменное сообщение родителями со стороны классного руководства или директора;

- награждение Дипломом.

Помимо психологических и личностных качеств педагогов любого школьного учреждения важными представляются и психофизиологические свойства преподавателей.

Под психофизиологическими свойствами индивида понимаются определенные психофизиологические показатели человека, которые влияют на его поведение и деятельность.

В. С. Мерлин выделял в целом следующие характеристики темперамента, которые обусловливают психофизиологические свойства педагога:

- сенситивность;


- реактивность;

- активность;

- соотношение реактивности и активности;

- темп реакции;

- пластичность (ригидность);

- эмоциональная возбудимость;

- экстраверсия (интраверсия).

Также в перечень психофизиологических свойств включаются:

- эмоциональная устойчивость (невротизм);

- аналитический или синтетический тип восприятия;

- полезависимость (поленезависимость), определяющие когнитивный стиль;

- проявление типа высшей нервной деятельности (сила нервных процессов, уравновешенность, возбуждение-торможение).

Эти показатели выступают в качестве задатков, предпосылок, которые обеспечивают эффективность деятельности педагога и его комфортное самочувствие как ее субъекта.

Труд педагога относится к числу наиболее напряженных в эмоциональном плане (Н.А. Аминов, М.В. Журавкова, И.А. Зимняя, В.А. Крутецкий, С.В. Кондратьева, Л.M. Митина, А.А. Реан и др.).

Реальная практика показывает, что от того, насколько терпимо складываются отношения между педагогами и детьми, зависит не только эффективность учебно-воспитательного процесса, но и психологическое здоровье личности самого педагога и детей.

Низкий уровень развития эмоциональной устойчивости приводит к тому, что значительная часть педагогов страдает болезнями стресса - многочисленными психосоматическими заболеваниями.

В связи с этим эмоциональная устойчивость определяется как качество личности, имеющее профессиональную значимость для деятельности педагога (Г.Ф. Заремба, Н.В. Козиев, Ю.Н. Кулюткин, В.Г. Маралов, Л.М. Митина, РИ. Хмелюк, З.Н. Курлянд, Н.А. Шевченко и др.).

В эксперименте приняли участие 12 педагогов.

Цель исследования: изучить систему психофизиологического профессионального отбора и диагностики профпригодности.

Гипотеза исследования: профпригодность педагогов зависит от степени их стрессоустойчивости.

Методика исследования:

1. Тест самооценки стрессоустойчивости (С. Коухена и Г. Виллиансона).[14]

Рассмотрим детальнее используемую методику.

Тест самооценки стрессоустойчивости (С. Коухена и Г. Виллиансона), см. Приложение 1.

Инструкция: «Прочитайте вопрос и выберите наиболее подходящий ответ».

Интерпретация результатов теста. Обработка результатов осуществляется путем подсчета суммы баллов набранных испытуемым по всем вопросам теста.

Стрессоустойчивость определяется по таблице 1, приведенной ниже на основании количества баллов набранных испытуемым и его возраста.


Таблица 1

Оценка стрессоустойчивости

Оценка

стрессоустойчивости

Возраст

18-29

30-44

45-54

55-64

Отлично

0,5

2,0

1,8

1,3

Хорошо

6,8

6,0

5,7

5,2

Удовлетворительно

14,2

13,0

12,6

11,9

Плохо

24,2

2,3

22,6

21,9

Очень плохо

34,2

33,0

23,3

31,8

Таким образом, для выявления профпригодности педагогов была проведена следующая процедура исследования: оценка стрессоустойчивости педагогов.

2.2. Анализ результатов исследования

В процессе исследования стрессоустойчивости педагогов лицея, были получены результаты, которые представлены в Приложении 1.

Обобщенные показатели представлены в таблице 2.

Таблица 2

Показатели стрессоустойчивости педагогов

Оценка стрессоустойчивости

Кол-во

педагогов

Показатели в %

Отлично

1

8,3

Хорошо

5

41,7

Удовлетворительно

2

16,7

Плохо

4

33,3

Очень плохо

0

0

Как видно из данной таблицы, у 41,7% педагогов наблюдается хорошая стрессоустойчивость, которая выражается в том, что неожиданные неприятности не выводят их из равновесия. Они чувствуют уверенность в своей способности справиться со своими личными проблемами.

У 33,3% преподавателей отмечается плохая стрессоустойчивость, которая проявляется в частом ощущении себя «нервозными» и подавленными. Довольно часто не в силах контролировать свое раздражение.