Файл: Особенности развития европейской валютной системы (Предпосылки развития европейской денежной системы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 76

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Развитие интеграционных процессов в странах Западной Европы

1.1 Предпосылки развития европейской денежной системы

1.2 Эволюция Европейской валютной системы

Глава 2. Сущность и механизм функционирования ЕВС

2.1 Понятие евровалюты и цель введения евро

2.2 Международный валютный рынок и валютная система

Глава 3. Единая валютная система – форма организации валютных отношений стран Западной Европы

3.1 Основные проблемы ЕВС на сегодняшний день и возможные пути преодоления

3.2 Основные направления взаимодействия России и ЕЕС

В настоящее время Россия является участницей процессов международной экономической интеграции, которые происходят на территории бывшего СССР.

Практически сразу после распада Советского Союза было провозглашено создание на его территории новой интеграционной группировки, в которую вошли все республики и бывшего СССР, кроме Латвии, Литвы и Эстонии.[17]

В связи с административным распадом СССР распалось и единое эконо-

мическое пространство, которое раньше существовало на его территории. Новые независимые государства ввели свою валюту, стали формировать свои законодательные нормы, закрыли граница для перемещения на свою территорию товаров, рабочей силы, капиталов из соседних республик. Руководители вновь созданных государств стремились проявить как можно больше самостоятельности в вопросах формирования экономической политики, считая, что смогут добиться более успешного развития своих государств.

Однако практика показала, что успешность экономического развития в значительной степени связана с развитием международных экономических отношений, позволяющих использовать преимущества международного разделения труда.

Содружество Независимых Государств – это попытка реинтеграции бывших советских республик на условиях рыночной экономики. Но нельзя сказать, чтобы этот процесс уже дал какие-то ощутимые результаты. В настоящее время он проходит в основном на уровне создания политических и функциональных органов и выработки законодательной базы, которая способствовала бы расширению экономических связей республик в рамках СНГ.

В настоящее время уже действуют политические органы СНГ - Совет глав государств и Совет глав Правительств (СГП). Также сформированы функциональные органы, включающие представителей соответствующих министерств и ведомств государств, входящих в Содружество. Это Таможенный совет, Совет по железнодорожному транспорту, Межгосударственный статистический комитет.

личение возможностей инвестирования в отрасли, которые стимулируют рост инноваций; развитие торговли и взаимодействия; максимально возможная стандартизация стандартов и тех. регламентов.

В целом состояние экономических отношений между РФ и ЕС до недавнего времени можно было назвать стабильно удовлетворительным. С 2011г. по 2016 г. динамика внешнеторгового оборота была положительна (за исключением 2012г.). Если не брать в расчет резкое падение 2012г. и резкий подъем 2013г. товарооборота из-за влияния мирового финансового кризиса, то темп прироста в среднем составлял 3,5 %. По данным за январь — апрель 2016г. стала прослеживаться отрицательная динамика — минус 3,4 %, по отношению за аналогичный период в предшествующем 2015г.

Данная ситуация обусловлена не только результатом стагнации в Европе, но и сложившейся политической ситуацией. Украинский политический кризис наложил отпечаток на экономические взаимоотношения не только России и ЕС, но и на отношение к России мирового сообщества в целом. Россия и ЕС, в плане взаимоотношений, переживали неоднократные политические кризисы. Причиной тому послужили различные взгляды на проводимую странами политику. ЕС не раз критиковал как внешнюю, так и внутреннюю политику РФ, так же упрекал в отступах от принципов партнерства и сотрудничества РФ и ЕС, в связи с чем у Европы остается недоверие к политической элите РФ и уверенность в выборе Россией европейского пути развития — отсутствует соответственно.[18]

Россия, в свою очередь, была обеспокоена кризисом в самой Европе, низкими показателями экономического развития, усугубляющейся демографической ситуацией. Европейскому Союзу в свете мирового финансового кризиса и кризиса еврозоны в экономическом плане требуется финансовая помощь. Раньше США и ЕС — были ориентирами для многих в области эффективного урегулирования глобальных проблем, а теперь, из-за сложившейся ситуации, сами нуждаются в компетентной координации действий.

Особым камнем преткновения явилась политика ЕС и РФ в отношении стран СНГ. ЕС предполагала в развитии взаимоотношений РФ и СНГ — дальнейшую их интеграцию, что для ЕС не являлось выгодным. Россия в расширении ЕС и НАТО видела «захват» стратегически важных территорий, на которых у России имелись давние экономические связи. В связи с чем, конфликты, возникшие на пространстве СНГ, вызвали серьезную напряженность между Россией и Западом. Напряженность в отношениях РФ с ЕС росла по мере смещения вектора внешнеэкономической экспансии с юга на восток, т. е. развитие связей с бывшими странами СССР: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Молдавия, Украина. В связи с вышеперечисленным, Россия выбрала дополнительное направление стратегического сотрудничества — евразийское. По заявлению на Саммите «России и ЕС» состоявшегося в декабре 2012г. Брюссель не имеет никаких возражений в отношении ЕВРАЗЭС, т. к. в основе прохождения пути от стадии сотрудничества до стадии интеграции лежит длительным промежуток времени и кропотливая работа по сближению политического и экономического устройства стран-членов союза. Соответственном в краткосрочном перспективе интеграция России с ЕВРАЗЭС не скажется на взаимоотношениях России и ЕС, т. к. после планов по развитию сотрудничества с ЕВРАЗЭС, ЕС остается главным внешним партнером РФ. Помимо политических проблем, так же остаются нерешенные вопросы, затрагивающие сферу торговли и инвестиций. Присутствуют разногласия по НБС — новому базовому соглашению.

Россия видит это соглашение рамочным, в котором оговорены лишь общие принципы сотрудничества. Решение и детализация специфических вопросов производилась бы подписанием дополнительных соглашений. ЕС, со своей стороны, настаивает на согласовании всеобъемлющего договора, сразу охватывающего все планируемые сферы взаимодействия. Относительно экономического содержания договора, Россия хотела бы добиться на тех условий, которые приняты для нее в рамках вступления в ВТО. ЕС настаивает на расширении условий, т. к. некоторые, интересующие ЕС вопросы (в первую очередь торгово-инвестиционное законодательство, конкуренция и госзакупки), не охвачены договоренностями РФ и ВТО. Столь разные подходы могут означать для ЕС следующее: не смотря на заявления, РФ не рассматривает ЕС как стратегического партнера в полной мере. Для РФ интересны лишь отдельные сферы взаимоотношений, с отдельными странами ЕС, а не Европейским Союзом в целом. Это может быть обусловлено следующими причинами: во-первых, недоверие к проводимой ЕС политике (слабость, непоследовательность); во-вторых, желание России вести переговоры с государствами по отдельности, для возможности выбора привилегированных отношений, тем самым отсекая менее дружественные страны.

Развитие интеграционных процессов в СНГ отражает внутренние политические и социально-экономические проблемы, которые стоят перед странами-участницами. Существующие различия в структуре экономики и глубине рыночных реформ определяют выбор и уровень социально-экономического взаимодействия стран на постсоветском пространстве.[19]

СНГ как международная организация имеет слишком небольшое количество «точек соприкосновения» между его членами. Это заставляет лидеров стран Содружества искать альтернативные интеграционные варианты. На пространстве СНГ сформировалось несколько организаций с более конкретными общими целями и проблемами:

- Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в которую входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан.

- Задача ОДКБ - координация и объединение усилий в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Благодаря этой организации, созданной 7 октября 2002, Россия сохраняет своё военное присутствие в Центральной Азии.

- Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) - Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан.

- Приоритетные направления деятельности — наращивание товарооборота между странами-участниками, интеграция в финансовой сфере, унификация таможенных и налоговых законов. ЕврАзЭС начинался в 1992 с Таможенного союза, образованного для снижения таможенных барьеров. В 2000 Таможенный союз перерос в сообщество пяти стран СНГ, в котором Молдавия и Украина имеют статус наблюдателей.

- Центральноазиатское сотрудничество (ЦАС) — Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Таджикистан, Россия (с 2004). 6 октября 2005 на саммите ЦАС принято решение, в связи с предстоящим вступлением Узбекистана в ЕврАзЭС, подготовить документы для создания объединённой организации ЦАС-ЕврАзЭС — то есть фактически решено упразднить ЦАС.

- Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) — Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан, КНР

-Единое экономическое пространство (ЕЭП) — Белоруссия, Казахстан, Россия, Украина

- Договорённость о перспективе создания Единого экономического пространства, в котором не будет таможенных барьеров, а тарифы и налоги будут единые.

- Союзное государство России и Белоруссии.

Во всех этих организациях Россия фактически выступает в роли лидирующей силы (только в ШОС она делит эту роль с Китаем).

Итак, развитие интеграционных процессов обусловлено стремлением стран-участниц повысить эффективность функционирования своих национальных экономик. Но оно реализуется не вдруг, а благодаря наличию определенных предпосылок.

Заключение

Список использованных источников

У возможности полиции участвовать в правильных творческих инициативах, которые подготовлены государственными органами, есть особое значение. Это - акты стандартного характера, которые направлены на борьбу против преступления, защиты общественного порядка, и как, которые упоминают другие области деятельности полиции в отношении защиты прав и личных свобод чаще. Фактически своевременность и соответствие, законодательное регулирование указанного вида отношений действует как potrebny признак защиты, которая усиливается гарантий выполнения прав и личных свобод во взаимных отношениях с телами страны .

Исключительная важность в полицейской деятельности в сфере защиты прав и личных свобод такая правовая форма, поскольку использование правовых норм обладает. Вообще возможно заметить, что правоохранительная юрисдикция проанализированных тел во многих отношениях подобна правоохранительной деятельности других тел и услуг страны. К нему полностью возможно применить общие знаки и линии, которые характеризуют правильное применение как процесс реализации социальных норм. Это и юрисдикция представителя на том теле и обязательство выполнения решения для предметов, относительно кого это вынуто, и последовательность комиссии этого или того действия, определенного судебной процедурой по использованию верховенства закона и многих других вещей. Правовая форма правоохранительной деятельности налагает обязанность на полицейских начаться с общих принципов законности, правосудия, целесообразности и законности, принятой относительно определенного человека или группы решения людей, включая защиту в полной возможности защиты прав, врожденных от них.

Итак, развитие интеграционных процессов обусловлено стремлением стран-участниц повысить эффективность функционирования своих национальных экономик. Но оно реализуется не вдруг, а благодаря наличию определенных предпосылок.

Заключение

В завершение проведенного анализа теоретических источников, необходимо подвести итоги:

Европейская валютная система - валютный механизм, созданный в рамках Европейского экономического союза (ЕЭС) с целью уменьшения колебаний обменных валютных курсов стран-участниц и образования в Европе зоны валютной стабильности. Предусматривает введение единой общеевропейской валютной единицы в качестве средства достижения полной экономической и политической интеграции государств, входящих в состав ЕЭС.


В рамках европейской валютной системы ее участниками стали в 1978г. 8 стран «Общего рынка» - Бельгия, Дания, Ирландия, Италия, Нидерланды, ФРГ, Франция и Люксембург. Позднее - в 1990 г. - членами этой системы стали также Великобритания и Испания.

Сначала в рамках европейской валютной системы была создана ЭКЮ, европейская валютная единица, являющаяся единым критерием стоимости валют при проведении операций с ними и приравненная к расчетной единице Европейского платежного союза, синтезированной по методу «корзины» валют стран - участниц ЕЭС.

При этом для каждой из указанных валют просчитывается выраженный в ЭКЮ центральный курс, на базе которого между валютами устанавливаются двусторонние меновые соотношения. Предел взаимных колебаний курсов установлен в размере 2,25% паритета. Таким образом, целью европейской валютной системы на мегауровне является координация валютной политики в рамках ЕЭС, обеспечение относительной стабильности всех национальных валют стран-участниц, ограждение их экономики от влияния валютных потрясений, а если таковые и произошли, то бороться с ними «всем миром».

Список использованных источников

  1. Антонов, В.А. Мировая валютная система и международные расчеты / В.А. Антонов. - М., 2016. - 193с.
  2. Банкноты стран мира: денежное обращение: 240 государств и территорий: Кат.-справ. - М., 2015. - Вып.3. - 669с.
  3. Бондаренко, А. Какие современные мировые валюты можно считать мировыми? / А. Бондаренко// Мировая экономика и междунар. отношения. - 2016. - № 9. - С.48-52.
  4. Бункина, М.К. Рубль в валютном пространстве Европы / Бункина М.К., Семенов А.М. - М.: Олимп-Бизнес, 2016. - 286с.
  5. Буторина, О. Международная валютная система: конец единовластия / О. Буторина // Россия в глобальной политике. - 2016. - Т.1, № 4. - С.72-86.
  6. Быков, П. Мир переходит на условные единицы / П. Быков// Эксперт. - 2017. - № 33. - С.16-24.
  7. Волков, С.Б. Валютное регулирование в странах Восточной Европы / С.Б. Волков// Междунар. бизнес России. 2017. - № 2. - С.15-18; № 3. - С.16-18; № 4. - С.35-36; № 5. - С.29-31.
  8. Жуков, Н.И. Из истории мировых валютных систем / Н.И. Жуков// ЭКО. - 2015. - № 9. - С.198-209.
  9. Мировая экономика. Введение во внешнеэкономическую деятельность. / Под ред. А.К. Шуркалина и Н.С. Ципиной. – М., 2017.
  10. Симионов, Ю.Ф., Носко Б.П., Гильяно А.А. Мировая экономика и международные экономические отношения / Ю.Ф. Симионов, Б.П. Носко, А.А. Гильяно. – Ростов н/Д: Феникс, 2016. – 160 с.
  11. Смыслов, Д.В. Мировые деньги в прошлом, настоящем и будущем / Д.В. Смыслов // Деньги и кредит. - 2016. - № 5. - С.50-59; № 6. - С.32-39; № 7. - С.52-58.
  12. Соколов, В.В. Зона евро: современный этап / В.В. Соколов// Деньги и кредит. - 2016. - № 8. - С.46-52.
  13. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов [Текст] / Л. А. Дробозина, Л. П. Окунева, Л. Д. Андросова и др.; Под ред. проф. Л. А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2017.
  14. Фишер, С. Экономика [Текст] / С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи. - М.: Дело. - 2001.
  15. Харрис, Л. Денежная теория [Текст] / Л. Харрис. - М., 1990. – 203 с.

  1. Симионов Ю.Ф., Носко Б.П., Гильяно А.А. Мировая экономика и международные экономические отношения. – Ростов н/Д: Феникс, 2016. – 160 с.

  2. Бондаренко А. Какие современные мировые валюты можно считать мировыми? // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2016. - № 9. - С.48-52.

  3. Мировая экономика. Введение во внешнеэкономическую деятельность. / Под ред. А.К. Шуркалина и Н.С. Ципиной. – М., 2017.

  4. Симионов Ю.Ф., Носко Б.П., Гильяно А.А. Мировая экономика и международные экономические отношения. – Ростов н/Д: Феникс, 2016. – 160 с.

  5. Бондаренко А. Какие современные мировые валюты можно считать мировыми? // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2016. - № 9. - С.48-52.

  6. Соколов В.В. Зона евро: современный этап // Деньги и кредит. - 2016. - № 8. - С.46-52.

  7. Быков П. Мир переходит на условные единицы // Эксперт. - 2017. - № 33. - С.16-24.

  8. Соколов В.В. Зона евро: современный этап // Деньги и кредит. - 2016. - № 8. - С.46-52.

  9. Бондаренко А. Какие современные мировые валюты можно считать мировыми? // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2016. - № 9. - С.48-52.

  10. Симионов Ю.Ф., Носко Б.П., Гильяно А.А. Мировая экономика и международные экономические отношения. – Ростов н/Д: Феникс, 2016. – 160 с.

  11. Бункина М.К. Рубль в валютном пространстве Европы / Бункина М.К., Семенов А.М. - М.: Олимп-Бизнес, 2016. - 286с.

  12. Мировая экономика. Введение во внешнеэкономическую деятельность. / Под ред. А.К. Шуркалина и Н.С. Ципиной. – М., 2017.

  13. Симионов Ю.Ф., Носко Б.П., Гильяно А.А. Мировая экономика и международные экономические отношения. – Ростов н/Д: Феникс, 2016. – 160 с.

  14. Банкноты стран мира: денежное обращение: 240 государств и территорий: Кат.-справ. - М., 2015. - Вып.3. - 669с.

  15. Бункина М.К. Рубль в валютном пространстве Европы / Бункина М.К., Семенов А.М. - М.: Олимп-Бизнес, 2016. - 286с.

  16. Соколов В.В. Зона евро: современный этап // Деньги и кредит. - 2016. - № 8. - С.46-52.

  17. Быков П. Мир переходит на условные единицы // Эксперт. - 2017. - № 33. - С.16-24.

  18. Волков С.Б. Валютное регулирование в странах Восточной Европы // Междунар. бизнес России. 2017. - № 2. - С.15-18; № 3. - С.16-18; № 4. - С.35-36; № 5. - С.29-31.

  19. Мировая экономика. Введение во внешнеэкономическую деятельность. / Под ред. А.К. Шуркалина и Н.С. Ципиной. – М., 2017.