Файл: Особенности развития европейской валютной системы (Предпосылки развития европейской денежной системы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 82

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Развитие интеграционных процессов в странах Западной Европы

1.1 Предпосылки развития европейской денежной системы

1.2 Эволюция Европейской валютной системы

Глава 2. Сущность и механизм функционирования ЕВС

2.1 Понятие евровалюты и цель введения евро

2.2 Международный валютный рынок и валютная система

Глава 3. Единая валютная система – форма организации валютных отношений стран Западной Европы

3.1 Основные проблемы ЕВС на сегодняшний день и возможные пути преодоления

3.2 Основные направления взаимодействия России и ЕЕС

В настоящее время Россия является участницей процессов международной экономической интеграции, которые происходят на территории бывшего СССР.

Практически сразу после распада Советского Союза было провозглашено создание на его территории новой интеграционной группировки, в которую вошли все республики и бывшего СССР, кроме Латвии, Литвы и Эстонии.[17]

В связи с административным распадом СССР распалось и единое эконо-

мическое пространство, которое раньше существовало на его территории. Новые независимые государства ввели свою валюту, стали формировать свои законодательные нормы, закрыли граница для перемещения на свою территорию товаров, рабочей силы, капиталов из соседних республик. Руководители вновь созданных государств стремились проявить как можно больше самостоятельности в вопросах формирования экономической политики, считая, что смогут добиться более успешного развития своих государств.

Однако практика показала, что успешность экономического развития в значительной степени связана с развитием международных экономических отношений, позволяющих использовать преимущества международного разделения труда.

Содружество Независимых Государств – это попытка реинтеграции бывших советских республик на условиях рыночной экономики. Но нельзя сказать, чтобы этот процесс уже дал какие-то ощутимые результаты. В настоящее время он проходит в основном на уровне создания политических и функциональных органов и выработки законодательной базы, которая способствовала бы расширению экономических связей республик в рамках СНГ.

В настоящее время уже действуют политические органы СНГ - Совет глав государств и Совет глав Правительств (СГП). Также сформированы функциональные органы, включающие представителей соответствующих министерств и ведомств государств, входящих в Содружество. Это Таможенный совет, Совет по железнодорожному транспорту, Межгосударственный статистический комитет.

личение возможностей инвестирования в отрасли, которые стимулируют рост инноваций; развитие торговли и взаимодействия; максимально возможная стандартизация стандартов и тех. регламентов.

В целом состояние экономических отношений между РФ и ЕС до недавнего времени можно было назвать стабильно удовлетворительным. С 2011г. по 2016 г. динамика внешнеторгового оборота была положительна (за исключением 2012г.). Если не брать в расчет резкое падение 2012г. и резкий подъем 2013г. товарооборота из-за влияния мирового финансового кризиса, то темп прироста в среднем составлял 3,5 %. По данным за январь — апрель 2016г. стала прослеживаться отрицательная динамика — минус 3,4 %, по отношению за аналогичный период в предшествующем 2015г.

Данная ситуация обусловлена не только результатом стагнации в Европе, но и сложившейся политической ситуацией. Украинский политический кризис наложил отпечаток на экономические взаимоотношения не только России и ЕС, но и на отношение к России мирового сообщества в целом. Россия и ЕС, в плане взаимоотношений, переживали неоднократные политические кризисы. Причиной тому послужили различные взгляды на проводимую странами политику. ЕС не раз критиковал как внешнюю, так и внутреннюю политику РФ, так же упрекал в отступах от принципов партнерства и сотрудничества РФ и ЕС, в связи с чем у Европы остается недоверие к политической элите РФ и уверенность в выборе Россией европейского пути развития — отсутствует соответственно.[18]

Россия, в свою очередь, была обеспокоена кризисом в самой Европе, низкими показателями экономического развития, усугубляющейся демографической ситуацией. Европейскому Союзу в свете мирового финансового кризиса и кризиса еврозоны в экономическом плане требуется финансовая помощь. Раньше США и ЕС — были ориентирами для многих в области эффективного урегулирования глобальных проблем, а теперь, из-за сложившейся ситуации, сами нуждаются в компетентной координации действий.

Особым камнем преткновения явилась политика ЕС и РФ в отношении стран СНГ. ЕС предполагала в развитии взаимоотношений РФ и СНГ — дальнейшую их интеграцию, что для ЕС не являлось выгодным. Россия в расширении ЕС и НАТО видела «захват» стратегически важных территорий, на которых у России имелись давние экономические связи. В связи с чем, конфликты, возникшие на пространстве СНГ, вызвали серьезную напряженность между Россией и Западом. Напряженность в отношениях РФ с ЕС росла по мере смещения вектора внешнеэкономической экспансии с юга на восток, т. е. развитие связей с бывшими странами СССР: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Молдавия, Украина. В связи с вышеперечисленным, Россия выбрала дополнительное направление стратегического сотрудничества — евразийское. По заявлению на Саммите «России и ЕС» состоявшегося в декабре 2012г. Брюссель не имеет никаких возражений в отношении ЕВРАЗЭС, т. к. в основе прохождения пути от стадии сотрудничества до стадии интеграции лежит длительным промежуток времени и кропотливая работа по сближению политического и экономического устройства стран-членов союза. Соответственном в краткосрочном перспективе интеграция России с ЕВРАЗЭС не скажется на взаимоотношениях России и ЕС, т. к. после планов по развитию сотрудничества с ЕВРАЗЭС, ЕС остается главным внешним партнером РФ. Помимо политических проблем, так же остаются нерешенные вопросы, затрагивающие сферу торговли и инвестиций. Присутствуют разногласия по НБС — новому базовому соглашению.

Россия видит это соглашение рамочным, в котором оговорены лишь общие принципы сотрудничества. Решение и детализация специфических вопросов производилась бы подписанием дополнительных соглашений. ЕС, со своей стороны, настаивает на согласовании всеобъемлющего договора, сразу охватывающего все планируемые сферы взаимодействия. Относительно экономического содержания договора, Россия хотела бы добиться на тех условий, которые приняты для нее в рамках вступления в ВТО. ЕС настаивает на расширении условий, т. к. некоторые, интересующие ЕС вопросы (в первую очередь торгово-инвестиционное законодательство, конкуренция и госзакупки), не охвачены договоренностями РФ и ВТО. Столь разные подходы могут означать для ЕС следующее: не смотря на заявления, РФ не рассматривает ЕС как стратегического партнера в полной мере. Для РФ интересны лишь отдельные сферы взаимоотношений, с отдельными странами ЕС, а не Европейским Союзом в целом. Это может быть обусловлено следующими причинами: во-первых, недоверие к проводимой ЕС политике (слабость, непоследовательность); во-вторых, желание России вести переговоры с государствами по отдельности, для возможности выбора привилегированных отношений, тем самым отсекая менее дружественные страны.

Развитие интеграционных процессов в СНГ отражает внутренние политические и социально-экономические проблемы, которые стоят перед странами-участницами. Существующие различия в структуре экономики и глубине рыночных реформ определяют выбор и уровень социально-экономического взаимодействия стран на постсоветском пространстве.[19]

СНГ как международная организация имеет слишком небольшое количество «точек соприкосновения» между его членами. Это заставляет лидеров стран Содружества искать альтернативные интеграционные варианты. На пространстве СНГ сформировалось несколько организаций с более конкретными общими целями и проблемами:

- Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в которую входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан.

- Задача ОДКБ - координация и объединение усилий в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Благодаря этой организации, созданной 7 октября 2002, Россия сохраняет своё военное присутствие в Центральной Азии.

- Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) - Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан.

- Приоритетные направления деятельности — наращивание товарооборота между странами-участниками, интеграция в финансовой сфере, унификация таможенных и налоговых законов. ЕврАзЭС начинался в 1992 с Таможенного союза, образованного для снижения таможенных барьеров. В 2000 Таможенный союз перерос в сообщество пяти стран СНГ, в котором Молдавия и Украина имеют статус наблюдателей.

- Центральноазиатское сотрудничество (ЦАС) — Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Таджикистан, Россия (с 2004). 6 октября 2005 на саммите ЦАС принято решение, в связи с предстоящим вступлением Узбекистана в ЕврАзЭС, подготовить документы для создания объединённой организации ЦАС-ЕврАзЭС — то есть фактически решено упразднить ЦАС.

- Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) — Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан, КНР

-Единое экономическое пространство (ЕЭП) — Белоруссия, Казахстан, Россия, Украина

- Договорённость о перспективе создания Единого экономического пространства, в котором не будет таможенных барьеров, а тарифы и налоги будут единые.

- Союзное государство России и Белоруссии.

Во всех этих организациях Россия фактически выступает в роли лидирующей силы (только в ШОС она делит эту роль с Китаем).

Итак, развитие интеграционных процессов обусловлено стремлением стран-участниц повысить эффективность функционирования своих национальных экономик. Но оно реализуется не вдруг, а благодаря наличию определенных предпосылок.

Заключение

Список использованных источников

С началом войны все страны Латинского монетного союза, кроме Швейцарии, вывели из обращения золото и серебро, и перешли к бумажным деньгам. В Швейцарии скопились в изобилии серебряные монеты других государств Латинского союза, так как валюты Франции, Бельгии и Италии обесценились, и было выгодно обменивать их на швейцарский франк, курс которого был очень высоким.

Такое наводнение обесцененного серебра представляло для страны серьезную опасность, и в октябре 1920 года дальнейший ввоз и обращение монет, отчеканенных партнерами по Союзу, в Швейцарии были объявлены незакон-

ными.[4]

Швейцария стала обладательницей 225 млн. франков в чужих денежных единицах в дополнение тому серебру, которое имела в своем национальном банке. В 1921 году на конференции стран-членов Латинского союза Швейцария получила право перечеканить половину иностранных серебряных монет в национальную валюту. Чтобы заполнить пустоту в денежном обращении Швейцарии, которая образовалась в результате изъятия иностранной монеты, ей было разрешено увеличить чеканку серебряных 5-франковых монет в несколько раз.

Фактически это решение стало началом ликвидации Латинского монетного союза. И лишь из-за сложности окончательных расчетов этот процесс растянулся на пять лет. Официально Союз перестал существовать 31 декабря 1926 года. Скандинавский монетный союз был заключен 27 мая 1873 года между Швецией и Данией. Через полтора года к соглашению присоединилась Норвегия. Благодаря одновременному введению золотого стандарта в скандинавских странах, Союз создал в них единую монетную систему. Во всех трех странах из 1 кг чистого золота чеканилось 248 монет, причем 1/10 монеты была объявлена счетной единицей и названа кроной.

Создание общей для скандинавских стран монетной системы и счетной единицы не исключало, однако, возможности колебания вексельных курсов между этими странами при изменении их платежных балансов. В 1885 году, чтобы устранить эти колебания, центральные эмиссионные банки трех скандинавских стран заключили между собой соглашение, по которому платежные поручения между ними оплачивались по паритетному курсу без взимания каких-либо сборов.

Фактически, с этого времени возникла первая система международного клиринга. В целях ограничения передвижения золота между эмиссионными банками скандинавских стран в 1894 и в 1901 годах были заключены соглашения о взаимном обмене по паритету банкнот.[5]


Отмене золотого стандарта способствовала Первая мировая война. Связь между валютами скандинавских стран нарушилась, и Скандинавский монетный союз прекратил свое существование. Попытки, которые предпринимались Европой для создания единой денежной системы, не были тщетными. Некоторые элементы единых финансовых систем Латинского и Скандинавского монетных союзов, прежде всего фактическая унификация денежных знаков, оказались жизнеспособными и целесообразными и были успешно использованы при создании евро без каких-либо серьезных изменений.

1.2 Эволюция Европейской валютной системы

После заключения в декабре 1971 Смитсоновского соглашения курсы валют стран-участниц соглашения получили возможность колебаться в пределах от минус 2,25% до плюс 2,25% (т.е. в диапазоне 4,5%) относительно доллара. Вместе с тем курсы европейских валют могли изменяться относительно друг друга в пределах от плюс 4,5% до минус 4,5%, т.е. в диапазоне 9%. Однако европейские экономисты и крупнейшие представители деловых кругов опасались, что рост внутриевропейских торговых потоков в перспективе может затормозиться, если размах колебаний курсов европейских валют станет чрезмерно большим.[6]

Как следствие этих опасений, в марте 1972 шесть стран-членов Европейского экономического сообщества и три государства, собиравшихся к нему присоединиться, договорились ограничить колебания курсов своих валют относительно друг друга 1,125% в ту или иную сторону. Данное соглашение известно под названием «змеи в тоннеле» (официальное название – Европейское соглашение о единых пределах). Оно устанавливало, что курсы европейских валют относительно друг друга колеблются в пределах узкого диапазона, ограниченного 2,25% («змея»), при колебаниях в более широком диапазоне (4,5%) относительно других валют мира («тоннель»). В то время, как курсы европейских валют по-прежнему могли колебаться относительно доллара США и валют других неевропейских стран в довольно широком диапазоне, размах их колебаний относительно друг друга должен был уменьшаться.

Когда европейские валюты в марте 1973 пустились в совместное с долларом США плавание, «змея» не только лишилась своего «тоннеля», но и вскоре трансформировалась в нечто похожее на зону немецкой марки. Одновременно происходили частые и значительные корректировки валютных курсов и некоторые страны входили в систему Европейского соглашения и выходили из нее. К концу 1970-х годов большинство западноевропейских стран, стремясь гарантировать стабильность внутриевропейской торговли, отдали предпочтение режиму фиксированных, но корректируемых валютных курсов.[7]


Германия испытывала сильное желание «привязать» немецкую марку к возможно большему числу раздельно плавающих ведущих европейских валют, стараясь таким способом оградить немецкую экономику от влияния возобновившегося обесценения доллара. Хотя Великобритания придерживалась более глобального подхода, возраставшая неустойчивость доллара и политические предпочтения Франции и Германии заставили европейские страны сосредоточиться на обсуждении путей разрешения проблемы нестабильности валютных курсов на региональном уровне. Найденное решение – Европейская валютная система (ЕВС) – должно было привести к созданию полноценного механизма валютных курсов, на основе которого возникнет Европейский валютный фонд (или Европейский центральный банк).

В конечном счете, Европейский валютный фонд заменит Европейский фонд валютного сотрудничества и будет управлять совокупными валютными резервами стран-членов ЕВС, осуществляя интервенции на валютных рынках и формируя резервы в европейских валютных единицах (экю), которые будут выступать в роли европейских СДР. Предполагалось, что в тех случаях, когда внутренняя политика отдельных стран начнет угрожать стабильности валютных курсов, страны с сильной валютой прибегнут к кредитно-денежной экспансии, тогда как страны со слабой валютой, напротив, постараются «сжать» кредит и денежную массу в обращении.

От государств, согласившихся стать членами ЕВС, требовалось ограничивать взаимные курсовые колебания 2,25% в ту или иную сторону (для стран, находящихся в сложном финансовом положении, – 6% на переходный период). Изначально членами ЕВС стали восемь из девяти стран Европейского экономического сообщества, и лишь Великобритания приняла решение не участвовать в едином курсовом механизме.

В связи с сохранявшимися на протяжении первой половины 1980-х годов различиями в темпах инфляции между странами-членами ЕВС периодически возникала необходимость в пересмотре валютных курсов. В период между 1979 и январем 1987 эти курсы пересматривались одиннадцать раз; двенадцатый пересмотр состоялся 8 января 1990, когда более широкий диапазон курсовых колебаний для итальянской лиры был заменен на стандартный для ЕВС узкий диапазон. ЕВС развивалась как сочетание закрепленных и корректируемых курсовых режимов.

В периоды стабильности страны пользовались многочисленными преимуществами фиксированных курсов, а пересмотры и корректировки курсов позволяли решать проблемы поддержания конкурентоспособности. Однако периоды валютной стабильности, перемежавшиеся пересмотрами валютных курсов, могли иметь место лишь потому, что контроль за движением капитала надежно ограждал резервы центральных банков от атак валютных спекулянтов в ожидании очередного пересмотра курса.[8]


В первые десять лет существования ЕВС руководящие национальные кредитно-денежные и валютные учреждения сохраняли ограниченную политическую самостоятельность. Однако к 1 июля 1990 большинство государств-членов ЕВС отказались от валютного контроля и контроля за движением капитала, и сразу же возникла проблема «несовместимого квартета» политических целей: свободной торговли, свободы движения капитала, стабильности фиксированных (управляемых) валютных курсов и независимой кредитно-денежной политики. Так что Испания, Великобритания и Португалия вступили в курсовой механизм ЕВС как раз в тот момент, когда система в целом стала весьма уязвимой, хотя и выглядела более стабильной.

Стратегия отказа от пересмотров валютных курсов и от валютного контроля, а также контроля за движением капитала какое-то время казалась успешной, но уже в августе 1993 курсовому механизму пришлось пережить тяжелейшее испытание: действия спекулянтов вынудили ЕВС расширить диапазон допустимых колебаний валютных курсов с 2,25% до 15%. В сущности, плавание европейских валют стало гораздо более свободным, чем когда-либо прежде, будь то времена Бреттон-Вудской системы, «валютной змеи» или центральных курсов ЕВС.

И все же движение в направлении создания Европейского валютного союза ускорялось. Состоявшаяся в 1995 мадридская встреча в верхах подтвердила окончательный и бесповоротный переход к системе фиксированных курсов при одновременном введении единой европейской валюты, получившей название евро. 1 июля 1998 был учрежден Европейский центральный банк; его прерогативой стало осуществление единой денежно-кредитной и валютной политики ЕС.

Глава 2. Сущность и механизм функционирования ЕВС

2.1 Понятие евровалюты и цель введения евро

К основным целям введения евро относятся:

- создание крупнейшего мирового экономического и финансового центра, ключевым инструментом которого становится новая валюта евро. По замыслу своих создателей ЕВС является мощным стимулом для ликвидации барьеров между западноевропейскими финансовыми рынками и должен способствовать их интеграции. В результате в Европе должен возникнуть крупнейший в мире финансовый рынок, и евро в перспективе будет претендовать на место ведущей мировой валюты;


- облегчение обменов: нестабильность обменных курсов внутри действующей европейской валютной системы приводит к тяжелым последствиям для экономик стран-участниц, которые вынуждены страховаться от обменных рисков. По мнению экспертов, евро позволит гражданам и предприятиям ежегодно экономить 8 млрд. долларов благодаря исчезновению этого риска в Западной Европе;

- создание зоны экономической стабильности при исключении фактора риска, связанного с обменными курсами предприятия получат уверенность при произведении расчетов, следствие этого явится наличие большей транспарентности и более острой конкуренции. В условиях все более жесткой глобальной конкуренции это создаст предпосылки для более низких процентных ставок, стабильности цен и — тем самым — для обеспечения надежных рабочих мест;

- согласование экономических политик;

- создание противовеса влиянию США, долларизации мировой экономики;

- усиление политических позиций ЕС на мировой арене.[9]

Если обозначение национальной валюты используется с приставкой «евро», то это свидетельствует о том, что сама валюта уже не контролируется национальными валютными органами. Ее часто называют «бездомной» валютой. Те же Соединенные Штаты – эмитент американского доллара – не регламентируют операции с евродолларами, которые происходят за пределами государства. Точно также не контролируются сделки с евродолларами, если они происходят в масштабах свободной банковской зоны Нью-Йорка. [10]

Связь валюты с приставкой «евро» не зависит от гражданства или постоянного места жительства вкладчика. Если американец откроет долларовый депозит в Германии, его деньги будут называться евровалютой, поскольку американец – резидент страны-эмитента. Если же, наоборот, немец, захочет завести долларовый счет в США, то его средства специфицируются не как евровалюта, а как внутреннее вложение, и полностью подчиняются законодательству США.

В современном мировом хозяйстве наиболее остро конкурируют три экономических региональных центра – Северная Америка (США и Канада), Западная Европа (страны ЕС) и Дальний Восток (Япония, КНР, ряд «новых индустриальных стран»). Мощным инструментом консолидации каждого из этих регионов и одновременно конкурентной борьбы с другими центрами являются международные валюты.

Североамериканский центр – это зона абсолютного доминирования доллара, который одновременно претендует на роль основной общемировой валюты. Чтобы противодействовать «долларизации» мирового хозяйства, конкуренты США стремятся расширить использование в международных расчетах собственных денег – западноевропейских валют, японской иены. Самым сильным конкурентом доллару в начале 21 века стала евровалюта – евро.