Файл: Особенности коммуникаций в организации(Сущность, функции и виды коммуникаций).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

· отвлекающая окружающая обстановка – яркое солнце либо напротив, бледный свет, цвет стен в помещении, вид за окном, картины, портреты, т.е. все то, что может отвлечь интерес собеседников;

· температурные условия – очень прохладно либо очень жарко в помещении;

· атмосферные условия – дождь, ветер, высокое или низкое давление и т.

Этот список внешних критерий коммуникаций вполне возможно продлить. Любой из названных моментов может отразиться на результативности коммуникации в следствие собственного воздействия на личные психофизиологические индивидуальности коммуникантов.

Технические барьеры. В технической литературе для их обозначения больше всего употребляется понятие «шумы», введенное в научный оборот создателем математической теории связи (коммуникации) К. Шенноном. Оно ассоциировалось с научно-техническими задачами (к примеру, с нехорошей телефонной связью либо помехами в радиоэфире) и значило возмущения, никак не являющиеся долею сообщения, передаваемого источником.

На первый взгляд может предвидеться, что во всем мире современных технологий (спутниковой связи, компьютерной коммуникации, мобильных телефонов и др.) коммуникативные трудности бесповоротно решены. В реальности новейшие технологии обеспечивают только свежими средствами взаимосвязи, которые наиболее компактны, работают скорее, надежнее, информации передают больше. Но качество осуществляется с их помощью коммуникации, как и прежде ориентируется самими людьми. Большая часть барьеров коммуникации обусловлена человеком, т.к. коммуникативные барьеры – это барьеры непонимания людьми друг друга [15, с.188].

«Человеческие» барьеры коммуникации. Как уже было отмечено, основная первопричина происхождения коммуникативных барьеров – сам человек. «Человеческие» барьеры коммуникации вполне можно поделить на психофизиологические и социокультурные.

Психофизиологические барьеры. Одной из наиважнейших отличительных черт коммуникации считается то, что она исполняется через разные сенсорные системы: слух, зрение, кожно-тактильные ощущения, хеморецепцию (обоняние, вкус), терморепецепцию (чувство тепла и холода). Поэтому барьеры имеют все шансы появляться вследствие каких-либо физиологических нарушений: нарушений артикуляции (повреждение логопедического характера - заикание, картавость и т. д.), глухоты, полной или частичной потери зрения и т.д. На способность людей разговаривать, передавать и улавливать информацию мощное действие оказывают их психологические свойства. К более популярным формам психологического барьера можно отнести нервное напряжение, которое может привести к эмоциональному срыву, скованности идеи, неспособности решить в том числе и обыкновенные задачи, к провалам памяти и т.д.


Социокультурные барьеры. Люди – не изолированные индивиды, а публичные создания и так таковые считаются носителями явных общественных достоинств. Они считаются представителями той либо другой цивилизации, этноса, класса, общественной категории, религиозной конфессии, профессионального сообщества, демографической категории и т.д. Все это и порождает их социокультурные отличия, обусловленные принадлежностью к тому или иному языковому, этническому, культурному, профессиональному и другому сообществу или ряду сообществ одновременно [15, с.192].

Таким образом, все рассмотренные типы ошибок и «барьеров» считаются неблагоприятными факторами, мешающими реализации коммуникативной функции. Их преодоление — одно из средств увеличения производительности этой функции.

Выводы по первой главе

Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы пришли к следующим выводам:

Коммуникация – трудоемкое и многогранное действие, являющее собой важное условие и фундаментальную базу существования человеческого и природных сообществ. К главным функциям коммуникации относятся: информативная, интерактивная, перцептивная, экспрессивная.

Коммуникативный барьер - это совокупность преград на пути адекватной передачи информации между соучастниками коммуникационного процесса. Одна из основных задач коммуникации – проблема адекватного восприятия передаваемой информации и, значит, результативности коммуникации. Сообщение, передаваемое источником получателю, преодолевает бессчетные коммуникативные барьеры. В итоге оно имеет возможность быть принято не всецело, в искаженной форме либо не принято совсем. Факторами, ограничивающими эффективность коммуникации, считается среда (внешние условия) коммуникации, технические средства коммуникации и сам человек как главное действующее лицо коммуникативного акта. В целях увеличения эффективности коммуникации надлежит уделять внимание проблеме коммуникативных барьеров и совершенствованию практических умений их преодоления.

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАЦИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ

2.1 Содержание коммуникативного процесса


Коммуникации считаются важной составляющей в деятельности руководителя, потому что коммуникации – это обмен информацией между людьми. В отсутствии обмена информацией они не имеют возможности действовать сообща, формулировать задачи и решать их.

Процесс коммуникации – это контакт, взаимосвязь с целью обмена мыслями, воззрениями и информацией в устной или письменной форме с использованием знаков либо действий.

Главная цель коммуникационного процесса — обеспечение понимания, принимающим, информационного сообщения.

Коммуникация в организации — это обмен информацией, на базе которой руководитель получает сведения, нужные для принятия решений, и доводит это решение до исполнителей. Т.е., организационные коммуникации – это специфические процессы, при помощи которых наблюдается перемещение и обмен информацией внутри организации [8, с.92].

Обмен информацией встроен во все главные виды управленческой работы (функции управления). Поэтому коммуникации называют связующим процессом.

Виды обмена информацией:

а) между организацией и внешней средой;

б) между иерархическими уровнями управления организации (по вертикали);

в) между подразделениями одного уровня (по горизонтали);

г) между руководителем и подчиненными (составляет 2/3 общего объема);

д) неформально между сотрудниками организации (слухи, уровень точности которых может быть довольно высок) [8, с.94].

Для обмена информацией в организации применяют различные средства: деловые беседы, обсуждения, совещания, телефонные беседы, собрания, служебные записки, отчеты, справки и схожую документацию, циркулирующую внутри организации, которая нередко является реакцией на возможности или же трудности, создаваемые внешним окружением.

Коммуникации обязаны: осуществляться в необходимое время (вовремя), быть достоверными (не должны разниться слово и дело), быть достаточно полными (лишние коммуникации вредны).

Результативно работающие руководители — это те люди, которые эффективны в деловом общении. Они понимают смысл коммуникационного процесса, владеют развитым мастерством устного и письменного общения, предполагают, как среда оказывает большое влияние на обмен информацией.

Эффективные коммуникации подразумевают, что содержание, вкладываемое источником сообщения, и значение, воспринимаемое получателем, фактически схожи.

В случае если коммуникации налажены не очень хорошо, значит и решения имеют все шансы оказаться неверными, люди могут ошибочно сознавать, чего от них желает руководство, наконец, от этого могут страдать межличностные отношения [8, с.95].


По субъекту и средствам виды коммуникаций в организации распознают: межличностные, коммуникации с поддержкою технических средств, коммуникации с помощью информационных технологий.

По типам коммуникативное поведение бывает: письменное – устное, официальное – неофициальное, опосредованное (косвенное) – непосредственное (прямое).

Двусторонний коммуникативный процесс представляет собой метод, при помощи которого сообщение отправителя достигает получателя.

Главными составляющими процесса коммуникации считаются отправитель, сообщение, канал и получатель. Любой человек (индивид), имеющий конкретные мысли, планы, информацию и задача коммуникации, есть отправитель. Информация, которую отправитель посылает желаемому получателю, создается в следствии кодирования, есть сообщение.

Индивид, воспринимающий сообщение отправителя, есть получатель. Коммуникативный канал – это путь, по которым передается сообщение.

Коммуникативный процесс включает в себя восемь этапов.

1. «Рождение идеи». Этап 1 - рождение идеи, которую хотел бы передать получателю в его отсутствие не может быть самого сообщения.

2. «Кодирование». На втором этапе мысль кодируется (преобразуется в удобную для передачи форму) при помощи подходящих слов, диаграмм, иных знаков, применяемых для передачи информации. На этом этапе отправитель определяет и прием передачи, более адекватный порядок слов и знаков.

3. «Передача». После определения формы сообщения, осуществляется его передача. Отправитель избирает коммуникационный канал и передает сообщение, учитывая момент времени.

4. «Получение». Воплощение передачи дает возможность адресату принять сообщение. На этом этапе инициатива переходит к получателю, который обязан настроиться на восприятие сообщения. Если это устная форма, получатель обязан быть не плохим слушателем. В тех моментах, когда адресат не может принять сообщение, его содержание в веской мере утрачивается.

5. «Декодирование». Процесс превращения сообщения в имеющую смысл форму называется декодированием. Отправитель стремится к тому, чтобы получатель адекватно воспринял сообщение точно так, как оно было отправлено.

К примеру, если отправитель «передает квадрат, а после расшифровки получается круг, сообщение получено, но понимания достичь не удалось».

Понимание может быть реализовано только в сознании получателя. Коммуникатор может вынудить иную сторону выслушать его сообщение, однако не имеет способностей заставить понять его. Сознание приобретенного сообщения — исключительная прерогатива получателя. Коммуникация не имеет возможности считаться удачно законченной до тех пор, пока не возникнет понимание, этот процесс известен как «доведение сообщения до получателя.


6. «Принятие». После того как получатель получил и расшифровал сообщение, у него есть возможность принять его либо отторгнуть. Отправитель, естественно, желал бы, чтобы адресат принял сообщение и правильно отозвался на него, но принятие — вопрос выбора и склонности; конкретно получатель характеризует, принять ему сообщение в целом или частично.

7. «Использование». Этап 7 - использование информации получателем, который может никак не обращать внимания на сообщение; выполнить задачу согласно с указаниями; сберечь информацию на будущее или же сделать что-то еще. Данный этап считается главным и находится в зависимости, прежде всего, от адресата.

8. «Обратная связь». Это сообщение, высланное реципиентом (принимающим) назад отправителю. Она отображает то, что человек чувствует по поводу сказанного или сделанного иным. Демонстрация реакции на полученное сообщение – это обратная связь.

Характеристики обратной связи: намерение, конкретность, описательность, полезность, своевременность, готовность, ясность, достоверность, конструктивность, четкость выражения, понятность получателю.

Итак, совершенно очевидно, что коммуникативный процесс – это обмен информацией между двумя и более людьми. Основная цель этого процесса – обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена, понимание сообщений.

2.2 Управление коммуникаций в организации

Коммуникации – важнейший элемент обеспечения эффективности управления. Коммуникация в современных условиях является основой жизнеобеспечения каждой фирмы, организации, предприятия. Специалисты в области менеджмента считают, что 63% английских, 73% американских, 85% японских руководителей выделяют коммуникацию как главное условие на пути достижения эффективности их организаций, причем сами руководители тратят на нее от 50 до 90% своего времени. Благодаря коммуникации осуществляется сбор, анализ и систематизация информации как внутри предприятия, так и за его пределами, обеспечивается необходимый уровень взаимодействия с деловыми партнерами, конкурирующими фирмами, потребителями, поставщиками, финансистами, клиентами. Не только слово, цифра и другая информация, которая может быть представлена письменно или графически, занимает основное место и является важным в коммуникационном процессе, но и другие элементы (жесты, мимика, паузы) могут быть определяющими с позиций оценки эффективности управления.