Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности (Общая характеристика Международного валютного фонда).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 55

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Политика МВФ в отношении развивающихся стран часто подвергается жесткой критике. Аргументы выступающих против деятельности Фонда основываются на том, что условия, на которых предоставляется кредит, не обеспечивают рост экономики государств, а наоборот затягивают их в долговую яму. Следует понимать, что за четыре года (максимальный срок погашения кредита от МВФ), развивающиеся страны не смогут обрести желаемые темпы роста экономики, которые, в конечном счете, позволят установить стабильную макроэкономическую ситуацию и положительное сальдо платежного баланса.

Рекомендации МВФ разрушили экономики многих отстающих стран. Достаточно вспомнить Руанду, которая показала себя как достаточно успешную модель развития сельского хозяйства. В конце 80-х годов XX века сильнейшая засуха стала причиной неурожая растениеводческой продукции. Тогда в 1989 году власти африканской страны обратились к Фонду за кредитом. Условия предоставления займа МВФ предполагали прекращение государственной поддержки отечественных фермеров, а также проведения мероприятий по девальвации национальной валюты - руандийского франка. Такие «рекомендации» по обеспечению экономического роста в действительности привели к падению реальных доходов населения Руанды и обозначили галопирующую инфляцию. Экономический кризис, спровоцированный действиями МВФ, обернулся очередной гражданской войной. По состоянию на 2018 год внешний долг Руанды оценивается в 8,573 млрд. долл. США. (т.е. составляет 37,6 % от ВВП страны, рассчитанному по паритету покупательной способности).

Сомалийская экономика также потерпела крах, когда Правительство страны решило прибегнуть к финансовым ресурсам Фонда после поражения в войне за регион Огаден, которая длилась с 1977 по 1978 год. В 1985 году Сомали был выдан кредит в размере 20,1 млн. СДР. Аналогично ситуации с Руандой, спектр требований МВФ включал девальвацию сомалийского шиллинга. Кроме того Фонд обязал закупать американское зерно по демпинговым ценам, что в результате привело к разорению фермеров. Государственные сельскохозяйственные предприятия, согласно условиям предоставления кредита, были также закрыты. Иначе говоря, значительная (после налогов) статья доходов госбюджета была урезана. Государство потеряло возможность финансирования социальной сферы; госаппарат развалился. Всё это вылилось в гражданскую войну, которая де-факто привела к распаду Сомали, поэтому дать оценку ВВП страны стало невозможным. Согласно ежегодному докладу МВФ, просроченная задолженность Сомали на 30 апреля 2018 года составила 237,9 млн. СДР.


Еще одним ярким примером служат отношения Югославии и МВФ, которые также печально закончились для страны. Их сотрудничество началось еще в начале 1980-х годов, однако жесткие требования Фонд стал устанавливать только с 90-х. Так, предоставление кредита Югославии предусматривало значительное сокращение государственных дотаций и других форм поддержки наиболее отсталых регионов страны. В результате уровень жизни резко упал не только в областях, где была прекращена помощь, но и на территории всей страны. Это положило начало гражданской войне, которая привела к интервенции войск НАТО. В 2003 году Союзная Республика Югославия прекратила свое существование.

На сегодняшний день многие развивающиеся страны продолжают активно пользоваться кредитами, предоставляемыми МВФ. В таблице 1 отображены страны, которые недавно обращались за финансовыми ресурсами Фонда.

Таблица 1.

Договоренности, утвержденные в рамках Счета общих ресурсов в 2018 финансовом году, млн. СДР

Государство

Вид договоренности

Дата вступления в силу

Утвержденная сумма

Босния и Герцеговина

Механизм расширенного кредитования на 36 месяцев

07.09.2016

443,0

Колумбия

Гибкая кредитная линия на 24 месяца

13.06.2016

8180,0

Кот д'Ивуар

Механизм расширенного кредитования на 36 месяцев

12.12.2016

325,2

Египет

Механизм расширенного кредитования на 36 месяцев

11.11.2016

8596,6

Грузия

Механизм расширенного кредитования на 36 месяцев

12.04.2017

210,4

Ирак

Договоренность о кредите «стэнд-бай» на 36 месяцев

07.07.2016

3831,0

Ямайка

Договоренность о кредите «стэнд-бай» на 36 месяцев

11.11.2016

1195,3

Иордания

Механизм расширенного кредитования на 36 месяцев

24.08.2016

514,7

Мексика

Гибкая кредитная линия на 24 месяца

27.05.2016

62388,9

Молдова

Механизм расширенного кредитования на 36 месяцев

07.11.2016

86,3

Марроко

Линия превентивной поддержки и ликвидности на 24 месяца

22.07.2016

2504,0

Польша

Гибкая кредитная линия на 24 месяца

13.01.2017

6500,0

Шри-Ланка

Механизм расширенного кредитования на 36 месяцев

03.06.2016

1070,8

Суринам

договоренность о кредите «стэнд-бай» на 24 месяца

27.05.2016

342,0

Тунис

Механизм расширенного кредитования на 48 месяцев

20.05.2016

2045,6

Всего

98233,8


Таким образом, деятельность МВФ, обвиняемого в проамериканском характере действий, не может обеспечить положительный эффект от своих финансовых вливаний. Условия, на которых предоставляется заем, вынуждают Правительства стран обращаться к другим кредитным учреждениям для погашения ранее приобретенного кредита. Образуется замкнутый круг, вырваться из которого государство уже не может. Кредиты МВФ усугубляют и до того трудное финансовое положение развивающихся стран. Можно сказать, что Соединенные Штаты Америки, которым принадлежит контрольный пакет голосов МВФ, получили беспредельную власть и пытаются навязывать свои условия развивающимся странам.

Таким образом, подводя итоги, отметим, что в современном мире мнимая кредитная поддержка МВФ, оказываемая в отношении развивающихся стран, оказывает обратное воздействие на состояние экономики и денежно-кредитной сферы, усугубляя диспропорции их развития.

2.2. Участие России в МВФ, проблемы и перспективы развития

Международный валютный фонд (МВФ) - ведущая организация международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере. Идея создания всемирной организации возникла на конференции ООН в Бреттон- Вудсе (США) в 1944 году.

На тот момент 44 страны, представляющие свои интересы в рамках той конференции, поставили цель сформировать основу для экономического сотрудничества, чтобы избежать повторения девальваций в целях получения конкурентных преимуществ, ставшего одной из причин Великой депрессии 1930-х годов.

За всю историю своего существования МВФ прошел путь от второстепенного кредитора, до организации имеющей главенствующую роль в мировой экономике. Основные функции МВФ в рамках нынешней экономики: обеспечение мировой финансовой стабильности, регулирование валютных отношений между странами, а также способствуют политике устойчивого экономического роста.

Также фонд осуществляет надзорную деятельность с целью предотвращения глобальных мировых кризисов. МВФ эмитирует международные резервные активы-СДР, которые могут дополнять официальные резервы государств-членов. В совокупности распределение составляют примерно 204 млрд СДР (приблизительно 283 млрд долларов). Доля России на 2017 г. составляет 12,9 млрд. СДР (2,71%). Количество голосов нашей страны в МВФ - 2,59 %.


Рисунок 1. Распределение квот между странами-участниками МВФ.

Страны-участники МВФ могут добровольно обменивать СДР на валюту между собой. Правительства стран, входящих в состав МВФ всегда стараются усилить степень влияния на фонд, с помощью увеличения количества СДР, для укрепления собственных позиций. В связи с нынешней политической обстановкой, борьбой за мировое господство страны готовы на все условия, лишь бы иметь большую долю голосов и квот в МВФ. Но какую же роль в этой борьбе и мировой экономической системе играет Россия?

В 1992 году Россия приняла решение о вступление в МВФ, причинами этого стали переход к рыночной экономике, возобновление экономических отношений между странами, нехватка денежных средств в обороте страны. Вначале своего пути РФ играла роль реципиента, объекта который, постоянно получает что-либо от другого объекта или субъекта, но сейчас наша страна занимает ведущую позицию на мировом рынке кредитования, являясь страной-кредитором для других государств. [3].

С момента начала работы России в МВФ сотрудничество с фондом производилось на основе различных регулярных программ, определявших методы и принципы оказания финансового содействия и обязательства нашей страны по проведению конкретных макроэкономических мероприятий.

В общей сложности с 1992 года РФ воспользовалась поддержкой МВФ, в виде долгосрочных кредитов, 8 раз, общая сумма которых составляет около 22 млрд.долл.США. Первый кредитный транш, а он составлял 1 млрд.долл.США, был получен сразу после вступления нашей страны в МВФ, тогда представители фонда применили кредитования типа «stand-buy». Данный вид заимствования является краткосрочным и выдаётся на 12-18 месяцев и используется для решения микроэкономических проблем.

В марте 1996 г. МВФ предоставил России кредит по программе расширенного финансирования - 10,1 млрд. долл. на 10 лет с 4-летним льготным периодом (крупнейший на тот момент кредит в истории Фонда), из которого было использовано 5,8 млрд. долл.

Начиная с 2000 г. Россия ни разу не кредитовалась в Фонде, а уже к концу 2004 г. основной долг перед МВФ сократился до 5,1 млрд.долл.США. В 2005 г. Россия рассчиталась по всем свои обязательствам и выплатила весь объем накопленной задолженности в размере 3,3 млр.долл. США.

Кредитование членов МВФ, в случае ухудшения их внутриэкономических показателей, производится за счет участников ПФО.

В настоящее время Россия сталкивается с множеством проблем в мировой экономической системе, в том числе эти проблемы связаны с МВФ. Наиболее важной проблемой на сегодняшний день является распределение квот и голосов внутри фонда. МВФ необходимо пересмотреть состав участников и значимость их участия в Фонде. Расстановка на мировой политической арене давно поменялась, в данный момент времени главенствующую роль играют развивающиеся страны, они вносят огромный вклад в благосостояние Мирового валютного фонда.


С 1990 г. доля развивающихся стран и стран с формирующимися рынками в мировом ВВП существенно возросла: с 36,1% в 1990 г. до 58,1% в 2017 г. В период 2008­2009 гг., когда всё мировое сообщество охватил глобальный экономический кризис, многие государства выступали против сложившейся системы финансового регулирования. Неэффективность МВФ была связана с главенствующей позицией стран «Большой семерки» в принятии наиболее важных решений, в то время как формирующиеся экономики практически не оказывали влияние на политику фонда. Такая ситуация не отражала происходящих изменений в мировой экономике.

В задачи МВФ также входит прогнозирование экономических процессов. В октябре аналитическая служба МВФ выступила с докладом о прогнозируемых темпах роста экономики России. Фонд ожидает от российской экономки роста в 2019 году уже на 1,8%. Прогноз на рост российского ВВП в 2018 году не изменился - 1,7%.

Во многом изменение прогноза на 2019 год связано с ростом цен на энергоносители, следует из пояснений фонда. Нигерия, Казахстан, Россия и Саудовская Аравия входят в число экспортеров нефти, которые выиграют от повышения цен на нефть в 2019 году. Также в ноябре 2018 года МВФ заявил, что темпы роста ВВП России в 2019 году составят 1,8% против 1,5% по июльскому прогнозу — благодаря ценам на нефть и повышению внутреннего спроса.

Но прогноз роста экономики страны на 2018 год остался прежним — 1,7%. Общая точка зрения МВФ на российскую финансовую сферу перспективная. «В России в последние годы был достигнут значительный прогресс в поддержании финансовой стабильности. Он включает закрытие слабых банков, реализацию запланированных реформ, принятие мер по сокращению зависимости от доллара и увеличение рисков по необеспеченным потребительским и ипотечным займам», — говорится в отчете.

Определенно, вступление России в МВФ способствовало увеличение скорости её интеграции в мировую экономическую и валютную системы. Также, Фонд помог РФ реструктуризировать внешний долг перед Парижским и Лондонским клубами кредиторов. Но с другой стороны огромное количество рецептов МВФ были абсолютно не готовы принимать во внимание реалии нашей страны. Фонд часто не учитывает индивидуальные и неповторимые особенности РФ, а действует строгим теоретическим моделям, которые просто невозможно применить к часто изменяющейся экономике России.

Заключение

Исходя из материала представленного в курсовой работе можно сделать следующие выводы: