Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности (Общая характеристика Международного валютного фонда).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 54

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Международный валютный фонд (МВФ) играет важную роль, как в развитии экономик стран-участников, так и в развитии мировой экономики в целом. Поэтому изучение его сущности, методов работы и роли в мировой экономике весьма важно для создания полной картины функционирования международных экономических отношений.

За свою более чем шестидесятилетнюю историю Международный валютный фонд прошел путь от второстепенного кредитора, до организации, которая определяет экономическую политику многих развивающихся стран и стран с переходной экономикой. МВФ за относительно небольшой срок своей деятельности стал ведущей международной финансовой организацией - субъектом мировой экономики, чьи прогнозы и решения влияют как на экономику отдельных стран, так и на мировую экономику в целом. В составе членов Фонда состоят практически все страны мира, а ее работниками являются представители более ста стран. МВФ является структурным подразделением ООН, но по сути практически не зависит от него.

Анализ деятельности МВФ в качестве мирового кредитора имеет актуальное значение как с точки зрения адаптации к потребностям мировой экономики и его способности предоставлять своевременную помощь странам-членам в случае возникновения финансовых кризисов, так и с позиций усиления необходимости координации политики международных организаций и государств в валютно-финансовой сфере. В этом состоит актуальность рассмотрения данной темы.

Значительный интерес представляет также рассмотрение перспектив сотрудничества России с МВФ. В условиях экономического роста и увеличения собственных золотовалютных резервов России необходимо выработать новый подход к взаимоотношениям с МВФ.

Главной целью данной работы является изучение Международного валютного фонда и его основных функций и задача.

Поэтому, можно определить следующие задачи данной курсовой работы:

-изучение истории, целей, задач и структуры МВФ;

-рассмотрение деятельности МВФ в валютно-кредитной сфере;

-определение роли и места МВФ в системе международных валютно-финансовых отношений.

Предметом исследования являются функции и направления деятельности международного валютного фонда.

Объектом исследования является МВФ.

Структура курсовой работы основывается на задачах и целях и включает в себя: введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложения.


Глава 1. Общая характеристика Международного валютного фонда

1.1. Характеристика создание МВФ и его цели

Международный валютный фонд (МВФ) - это межгосударственный ин­ститут, предоставляющий кредиты странам, разрабатывающий принципы функционирования мировой валютной системы, осуществляющий межгосударственное регулирование международных валютно-кредитных и фи­нансовых отношений.

МВФ является Бреттон-Вудской международной организацией и фор­мально относится к специализированному учреждению ООН, но с самого начала своей деятельности он отклонил её координирующую и руководя­щую роль, ссылаясь на полную независимость своих финансовых источни­ков. Необходимость создания подобных организаций назревала по мере приближения окончания Второй мировой войны и распада колониальной системы. 27 декабря 1945 г. статьи соглашения о Международном валютном фонде официально вступили в силу, а приступил к операциям МВФ с 1 мар­та 1947 г. СССР принял участие в Бреттон-Вудской конференции, но не ра­тифицировал статьи соглашения о МВФ. Деньги на создание этой организа­ции поступили от Дж.П. Моргана, Дж.Д. Рокфеллера, П. Варбурга, Я. Шиф- фа и других «международных банкиров».

МВФ предназначен для регулирования кредитно-валютных отношений государств-членов и предоставления краткосрочных и среднесрочных кре­дитов в иностранной валюте. Большинство займов Международный валют­ный фонд предоставляет в долларах. За время существования МВФ превра­тился в главный орган регулирования международных валютно-финансовых отношений. Штаб-квартира МВФ находится в Вашингтоне.

Официальные цели МВФ заключаются в следующем:

  • способствовать развитию международного валютно-финансового сотрудничества;
  • способствовать процессу расширения и сбалансированного роста международной торговли;
  • содействовать стабильности валют;
  • оказывать помощь в создании многосторонней системы расчетов;
  • предоставлять ресурсы (при соблюдении адекватных гарантий) в распоряжение государств-членов, испытывающих затруднения в финансировании платежного баланса [5, с. 77].

На данный момент членами МВФ являются 188 государств. Каждая стра­на имеет квоту, выраженную в СДР (специальные права заимствования). Капитал международного валютного фонда постоянно увеличивался с мо­мента его образования, особенно быстрыми темпами увеличивались квоты наиболее экономически развитых стран-членов.

Наибольшие квоты в МВФ имеют США (42122,4 млн. СДР), Япония (15628,5 млн. СДР) и Германия (14565,5 млн. СДР), наименьшую - Тувалу (1,8 млн. СДР). В МВФ действует принцип «взвешенного» количества голо­сов, когда решения принимаются не большинством равных голосов, а круп­нейшими «донорами». В сумме США и страны Запада имеют более 50 % голосов против нескольких процентов Китая, Индии, России, латиноамери­канских или исламских стран. Очевидно, что первая группа стран обладает некой монополией на принятие решений. Кстати, когда затрагиваются важ­нейшие стратегические вопросы, в том числе и вопросы реформы самого МВФ, только США имеют право вето [16, С. 59].

На протяжении первых двух десятилетий своей деятельности (1947­1966 гг.) МВФ кредитовал в большей мере развитые страны, на которые при­ходилось 56,4 % суммы кредитов [23, с. 30]. К примеру, 41,5 % средств по­лучила только Великобритания. С 1970-х гг. МВФ переориентировал свою деятельность на предоставление кредитов развивающимся странам.

Основными механизмами кредитования за счет ресурсов МВФ являют­ся следующие: резервная доля, кредитные доли, резервные кредиты стенд- бай (stand-by arrangements), механизм расширенного кредитования (extended fund facility) [1, с. 294].

Резервная доля (reserve tranche). Первая «порция» иностранной валю­ты, которую государство-член может приобрести в МВФ в пределах 25 % квоты, называлась до Ямайского соглашения «золотой», а с 1978 г. - резерв­ной долей.

Кредитные доли (credit tranches). Средства в иностранной валюте, ко­торые могут быть приобретены государством-членом сверх резервной доли, делятся на четыре кредитные доли или транша, составляющие по 25 % кво­ты. Сумма валюты страны в активах МВФ не может превышать 200 % ее квоты (включая 75 % квоты, внесенных по подписке). Предельная сумма кре­дита, которую страна может получить у МВФ в результате использования резервной и кредитных долей, составляет 125 % ее квоты.

Резервные кредиты стенд-бай (stand-by arrangements). Этот меха­низм применяется с 1952 г. Подобная практика предоставления кредитов представляет собой открытие кредитной линии.

Вся деятельность МВФ основана на монетарном подходе к регулированию экономики. Это достигается за счет выполнения следующих основных функций.


- Оказание финансовой помощи для преодоления дефицита платежного баланса. Для этого необходимо предоставить МВФ программу реформ, в которой будут показаны намерения правительства по преодолению существующих сложностей.

- Надзорная функция. У МВФ есть право наблюдения за политикой стран-членов по установлению валютных курсов и соответствующей макроэкономической политики. Каждая страна предоставляет МВФ информацию, по его запросу, которая необходима для осуществления надзора за ее экономической политикой. Главная цель – вовремя выявить потенциально опасные макроэкономические дисбалансы, которые могут повлиять на стабильность валютных курсов и дать правительству рекомендации по их исправлению.

- Осуществления консультирования и сотрудничества. Техническая помощь. В центральные банки и министерства финансов и статистические органы стран, которые запросили помощь, направляются миссии. Также возможна экспертиза готовящихся законодательных документов.

1.2. Общие организационные вопросы МВФ

Международный валютный фонд, МВФ (InternationalMonetaryFund, IMF) - международная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами-членами и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд имеет статус специализированного учреждения ООН. Практически он служит институциональной основой мировой валютной системы. [13, С. 62]

Штаб-квартира МВФ располагается в Вашингтоне, округ Колумбия. МВФ также имеет свои представительства в более чем 80 странах по всему миру, что показывает его глобальный характер и тесные связи с государствами-членами. Финансовый год Фонда продолжается с 1 мая по 30 апреля.

МВФ имеет расчетную единицу - Специальное право заимствования (СДР). Курс СДР к доллару США на 2 марта 2013, составил 1.5149 долл. США. Пересчет финансовых данных МВФ в доллары США приблизителен и приводится для удобства. [9, С. 634]

Минимальное значение курса наблюдалось в январе 2002 г 1,24 долл. США за 1 СДР, а максимальное значение в марте 2008 г 1,64, что было связанно с финансово-экономическим кризисом, проявившимся в форме сильного ухудшения всех основных экономических показателей в большинстве развитых стран, и последовавшая в конце того же года глобальная рецессия.


Квоты в МВФ:

Взносы по квотам являются центральным компонентом финансовых ресурсов МВФ. Для каждого государства-члена МВФ устанавливается квота, основанная в целом на его относительном положении в мировой экономике. Квота государства-члена определяет максимальный размер его финансового обязательства перед МВФ, а так же число его голосов, и влияет на его доступ к финансированию от МВФ.

В результате 14-го Общего пересмотра квот:

- Увеличение вдвое общего размера квот с приблизительно 238,4 млрд. СДР до приблизительно 476,8 млрд. СДР (около 767 млрд. долл. США по текущим обменным курсам);

- Перераспределение более 6 процентов долей квот динамично растущим странам с формирующимся рынком и развивающимся странам;

- Перераспределение более 6 процентов долей квот от государств-членов с чрезмерным представительством государствам-членам с недостаточным представительством;

- Существенно реструктурированы доли квот. Китай становится третьим по размеру квоты государством-членом МВФ, и четыре страны с формирующимся рынком и развивающиеся страны (Бразилия, Индия, Китай и Россия) входят в число 10 крупнейших акционеров Фонда;

- Сохранение доли квоты и голосов беднейших государств-членов.

1.3. Организационная структура Международного валютного фонда

Высший руководящий орган МВФ - Совет управляющих (Board of Governors), в нем каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем. Как правило, это министры финансов или руководители центральных банков. В ведение Совета входит решение ключевых вопросов деятельности Фонда: внесение изменений в Статьи Соглашения, прием и исключение стран-членов, определение и пересмотр их долей в капитале, выборы исполнительных директоров. Управляющие собираются на сессии один раз в год, но могут проводить заседания, а также голосовать по почте в любое время. В МВФ существует принцип «взвешенного» количества голосов: возможность стран-членов оказывать воздействие на деятельность Фонда с помощью голосования определяется их долей в его капитале. Каждое государство имеет 250 «базовых» голосов вне зависимости от величины его взноса в капитал и дополнительно по одному голосу за каждые 100 тыс. СДР суммы этого взноса. Такой порядок дает решающее большинство голосов ведущим государствам. Самым большим количеством голосов в МВФ обладают (на начало 2012 г.): США - 16,4%; Япония - 6,46%; Китай – 6,34% Германия – 6%; Великобритания - 4,96; 15 крупнейших стран имеют около 65%. На долю остальных стран, составляющих около 84% количества членов Фонда, приходится лишь 35% голосов. Решения в Совете управляющих обычно принимаются простым большинством (не менее половины) голосов, а по важным вопросам, которые имеют оперативный либо стратегический характер, - «специальным большинством» (соответственно 70 или 85% голосов стран-членов). Несмотря на некоторое сокращение удельного веса голосов США и ЕС, они по-прежнему вправе налагать вето на ключевые решения Фонда, принятие которых требует максимального большинства (85%). Это означает, что США вместе с ведущими западными государствами имеют возможность осуществлять контроль над процессом принятия решений в МВФ и направлять его деятельность исходя из своих интересов. Что касается развивающихся стран, то при наличии скоординированных действий они также в состоянии не допускать принятия не устраивающих их решений. Однако достичь согласованности большому числу разнородных стран сложно. [4, С. 279]