Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности (Общая характеристика Международного валютного фонда).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 63

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Важную роль в организационной структуре МВФ играет Международный валютный и финансовый комитет МВФК (International Monetary and Financial Committee, IMFC), который состоит из 24 управляющих МВФ, в том числе от России, и собирается дважды в год на сессии. Этот комитет является совещательным органом Совета управляющих, не имеющим полномочий для принятия директивных решений. Тем не менее, он выполняет важные функции: направляет деятельность Исполнительного совета; вырабатывает стратегические решения, относящиеся к функционированию мировой валютной системы и деятельности МВФ; дает Совету управляющих предложения о внесении поправок в Статьи Соглашения МВФ.

Аналогичную роль играет также Комитет по развитию - Объединенный министерский комитет Советов управляющих ВБ и Фонда (Joint IMF - World Bonk Development Committee). Совет управляющих передает многие свои полномочия Исполнительному совету (Executive Board), т.е. директорату, который несет ответственность за ведение дел МВФ, включающих широкий круг политических, оперативных и административных вопросов. Исполнительный совет МВФ выбирает на пятилетний срок директора – распорядителя. Он должен быть представителем одной из европейских стран. Директор-распорядитель (с 5 июля 2011 г.) – Кристин Лагард (Франция), сменившая Доминика Стросс-Кана.

1.4. Роль и значение международного валютного фонда в мировой экономике

Международный валютный фонд (МВФ) был создан в конце второй мировой войны в рам­ках усилий, направленных на строительство новой, более стабильной международной эконо­мической системы и во избежание дорогостоящих ошибок предыдущих десятилетий. Далее, на протяжении 60 лет он продолжает перестраиваться и изменяться. Со времени своего возник­новения он формировался историей и на нем сказывались экономические и политические идеи времени [11, С. 241].

МВФ является специализированным учреждением Организации Объединенных Наций и участвует в работе Экономического и социального совета ООН. Он действует независимо и имеет собственный устав, структуру управления и финансы. Идея создания МВФ зародилась на конференции ООН в Бреттон-Вудсе, штат Нью-Хэмпшир, США в июле 1944 г. 44 страны, представленные на этой конференции, поставили целью сформировать основу для экономиче­ского сотрудничества, чтобы избежать повторения девальваций в целях получения конкурент­ных преимуществ, ставшего одной из причин Великой депрессии 1930-х гг. Заключительный акт конференции включал статьи соглашения о МВФ и Международном банке реконструкции и развития. 27 декабря 1945 г. эти статьи официально вступили в силу, а с 1 марта 1947 г МВФ практически приступил к операциям. Примечательно, что деньги на создание этой над- правительственной организации поступили от Дж.П. Моргана, Дж.Д. Рокфеллера, П. Варбурга, Я. Шиффа и других «международных банкиров».


Таким образом, основанный на Бреттон-Вудской конференции в 1944 г. Международный валютный фонд имеет следующие цели:

  • содействует международному сотрудничеству в денежно-кредитной сфере;
  • способствует стабильности валютных курсов и регулирует нормы и правила в валютной сфере;
  • содействует созданию многосторонней системы расчетов и устранению валютных огра­ничений;
  • помогает своим членам устранять диспропорции платежного баланса за счет временно­го предоставления финансовых средств.

МВФ также стремится способствовать международной торговле, высокой занятости и устойчивому экономическому росту, сокращению бедности во всем мире. Управляется фонд 188 государствами - членами организации и подотчетен им [21, С. 15].

Место дислокации штаб-квартиры - Вашингтон (США), что является довольно символич­ным, поскольку фонд практически контролируется США и странами западного альянса и, со­ответственно, в управленческо-операционном плане - ФРС.

МВФ имеет полномочия на создание и предоставление своим членам международных фи­нансовых резервов в форме «Специальных прав заимствования (СПЗ)». В свою очередь, фи­нансовые ресурсы фонда формируются за счет подписки («квот») его государств-членов. Квоты определяются по формуле, исходя из относительных размеров экономики государств-членов.

Основная финансовая роль МВФ заключается в кредитовании стран-участниц, испытываю­щих трудности с платежным балансом. Эти страны, заимствующие средства у фонда, в свою очередь, соглашаются осуществлять политические реформы в целях устранения причин, вызвавших такие затруднения. Последнее, пожалуй, является одним из ключевых моментов при принятии решения о предоставлении финансирования. Размеры заимствований у МВФ ограничиваются пропорционально квотам [23, с. 27]. Фонд также предоставляет помощь на льготных условиях странам-членам с низким уровнем доходов. Однако по фактам, характери­зующим результаты деятельности МВФ на протяжении его истории, реконструируется иная, реальная картина его целей.

Руководящим органом является Совет управляющих, в котором представлены все страны- члены. Совет собирается ежегодно. Повседневной работой руководит Исполнительный совет в составе 24 членов. Международный валютно-финансовый комитет консультирует Совет по вопросам, входящим в его компетенцию. Кроме того, дважды в год наряду с различными иссле­дованиями выходят издания МВФ World Economic Outlook («Мировое экономическое положе­ние») и Global Financial Stability Report («Доклад о глобальной финансовой стабильности»).


Как уже было отмечено, МВФ и Всемирный банк были задуманы на Бреттон-вудской кон­ференции в июле 1944 г. как организации, призванные укреплять международное экономиче­ское сотрудничество и содействовать созданию более стабильной и процветающей мировой экономики [14, с. 38]. Эти цели остаются главными для обеих организаций, но их задачи и функ­ции различаются, и в обоих случаях их работа формируется с учетом новых экономических тенденций и проблем.

МВФ содействует развитию международного валютного сотрудничества и представляет рекомендации по вопросам экономической политики, временные кредиты и техническую по­мощь, с тем чтобы помочь странам в установлении и поддержании финансовой стабильности и внешней жизнеспособности, сильной экономики. Кредиты фонда предоставляются в поддерж­ку программ экономической политики, призванных решить проблемы платежного баланса, т.е. в тех случаях, когда нельзя получить достаточное финансирование на приемлемых условиях для покрытия чистых международных платежей. Одни кредиты МВФ предоставляются на от­носительно короткий срок и финансируются на основе взносов, предоставляемых государства­ми-членами в счет квот. Другие кредиты МВФ являются более долгосрочными, включая льгот­ные кредиты, предоставляемые государствам-членам с низким доходом на основе субсидий, финансируемых за счет продаж золота МВФ в прошлом и взносов государств-членов. В своей работе со странами с низким доходом МВФ уделяет основное внимание тому, как макроэконо­мическая и финансовая политика может способствовать достижению главной цели сокращения бедности.

В свою очередь, Всемирный банк способствует долгосрочному экономическому развитию и сокращению бедности, предоставляя техническую и финансовую поддержку, в том числе с целью помочь странам реформировать определенные секторы или осуществить конкретные проекты (например, такие, как строительство школ и объектов здравоохранения, водо- и энер­госнабжение, борьба с заболеваниями, охрана окружающей среды). Содействие Всемирного банка, как правило, носит долгосрочный характер и финансируется как за счет взносов, так и посредством выпуска облигаций. Квалификации сотрудников Всемирного банка охватывают более широкий круг дисциплин, чем квалификации сотрудников МВФ.

Для поддержания стабильности и предотвращения кризисов в международной валютно- финансовой системе МВФ наблюдает за экономической политикой стран и экономическими и финансовыми изменениями в странах, регионах и мире с помощью официальной системы, известной как надзор. МВФ дает рекомендации 188 государствам-членам, поощряет меры по­литики, содействующие экономической стабильности, уменьшающие уязвимость по отноше­нию к экономическим и финансовым кризисам и повышающие уровень жизни. Он проводит регулярную оценку глобальных перспектив в издании «Перспективы развития мировой эконо­мики», финансовых рынков - в «Докладе по вопросам глобальной финансовой стабильности» и изменений в сфере государственных финансов - в своем «Бюджетном вестнике», а также публикует ряд изданий по перспективам развития региональной экономики [2, С. 38].


Предполагается, что финансирование МВФ дает участникам необходимую передышку для преодоления проблем с платежным балансом: власти стран разрабатывают в тесном со­трудничестве с МВФ программы стабилизации, поддерживаемые финансированием МВФ, и продолжение финансовой поддержки обусловлено эффективной реализацией этих программ. Отреагировав на мировой экономический кризис, МВФ укрепил свой кредитный потенциал и в апреле 2009 г. утвердил существенный пересмотр своих механизмов оказания финансовой по­мощи, а в 2010 и 2011 гг. принял дальнейшие реформы. Инструменты кредитования МВФ были усовершенствованы, с тем чтобы обеспечить гибкие инструменты предотвращения кризисов для государств-членов с прочными основными экономическими показателями, обоснованной экономической политикой и надежными институциональными основами такой политики. МВФ удвоил лимиты доступа к займам и увеличил кредитование беднейших стран мира, опираясь на непредвиденную прибыль от продажи золота; такие беспроцентные кредиты предоставлялись до конца 2014 г. Также МВФ предоставляет техническую помощь и проводит обучение кадров в целях содействия государствам-членам в укреплении их потенциала для разработки и прове­дения эффективной политики, включая сферы налоговой политики и налогового администри­рования, управления расходами, денежно-кредитной и курсовой политики, надзора за банков­ской и финансовой системой и ее регулирования, законодательных основ, а также статистики.

МВФ эмитирует международные резервные активы, известные как специальные права за­имствования (СДР), которые могут дополнять официальные резервы государств-членов. Со­вокупные распределения составляют примерно 204 млрд СДР (примерно 309 млрд долларов). Государства-члены МВФ могут добровольно обменивать СДР на валюту между собой.

Основным источником финансовых ресурсов МВФ являются квоты государств-членов ор­ганизации, которые в целом отражают относительное положение государств-членов в мировой экономике. В настоящее время совокупные ресурсы квот составляют приблизительно 238 млрд СДР (примерно 362 млрд долларов). Кроме того, МВФ может прибегать к временному заим­ствованию для целей дополнения своих квотных ресурсов. Новые соглашения о займах (НСЗ), которые были расширены в 2009 г и могут обеспечивать фонду дополнительные ресурсы в размере до 370 млрд СДР (примерно 560 млрд долларов), являются главным страховым инстру­ментом на случай недостаточности ресурсов по квотам. В середине 2012 г. страны-члены также приняли обязательство увеличить ресурсы МВФ на 461 млрд долларов при помощи двусторон­них соглашений о заимствованиях; в настоящее время задействовано примерно 420 млрд дол­ларов США (277 млрд СДР) из общей суммы этих обязательств. После вступления в силу 14-го общего пересмотра квот и осуществления платежей по увеличению квот всеми государства­ми-членами, ресурсы МВФ по квотам удвоятся. Одновременно произойдет соответственное уменьшение ресурсов НСЗ в случае участников НСЗ. Важно заметить, что наибольшие квоты в МВФ имеют США (42122,4 млн СДР), Япония (15628,5 млн СДР) и Германия (14565,5 млн СДР) [5, с. 64]. В сумме США и страны западного альянса имеют более 50% голосов против нескольких процентов Китая, Индии, России, латиноамериканских или исламских стран, из чего очевидно, что первые обладают монополией на принятие решений. При решении страте­гических вопросов только США имеют право вето. Последние 60 лет страны Европы и другие экономически благополучные страны всегда голосовали солидарно с США.


Как было отмечено, требования фонда направлены прежде всего на либерализацию внешне­экономической деятельности. Вполне очевидно, что либерализация внешней экономики разви­вающихся стран открывает большие преимущества экономически развитым странам. В свою очередь, экономики развивающихся стран, зачастую требующих протекционистских мер, тер­пят убытки, а целые отрасли (не связанные с продажей сырья) становятся неэффективными. При проведении курсовой политики фонд принимает меры для установления плавающего кур­са ведущих валют и привязки к ним денежных единиц развивающихся стран, где роль ведущей валюты играет доллар США. А кредитование МВФ стран-участниц связано с выполнением ими определенных политико-экономических условий, что говорит о существовании механизма внешнего управления заемщиками.

Глава 2. Характеристика деятельности международного валютного фонда на современном этапе

2.1. Деятельность МВФ в регулировании внешней задолженности развивающихся стран

Международный валютный фонд (МВФ) - одна из ключевых валютно- финансовых структур, оказывающих помощь развивающимся странам в покрытии дефицита их платежного баланса. Деятельность МВФ сводится к предоставлению краткосрочных и среднесрочных кредитов тем государствам, которые имеют явно безнадежную ситуацию с внешним долгом.

Кредиты от МВФ выдаются исключительно в виде СДР - специальных прав заимствования - резервного и платежного средства, эмитируемого Фондом и не имеющего физического выражения. После получения кредита страной, СДР обмениваются на одну из резервных валют в корзине (американский доллар, евро, английский фунт стерлингов, китайский юань или японскую иену) по установленному МВФ курсу.

Программа реформ, формируемых Фондом и направленных на экономический рост развивающихся стран, как правило, предполагает структурную модернизацию экономики. МВФ предлагает восстановить платежный баланс путем увеличения доходов, если этого достичь не удается, он рекомендует сокращать расходы. В этом случае государству приходится повышать налоги и уменьшать затраты, главным образом, на социальную сферу: положение граждан еще больше усугубляется.