Файл: Органы местного самоуправления (ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МО Г. Алапаевск).pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 48
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Место и функции органов местного самоуправления в системе управления Российской Федерации
1.1. Понятие и сущность органов местного самоуправления
1.2 Структура и компетенции органов местного самоуправления
2. СТРУКТУРНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МО Г. Алапаевск
2.2 Проблемы органов местного самоуправления, их причины и следствия
Содержание:
Введение
К выбору данной темы меня подтолкнул личный опыт встречи с органами местного самоуправления. Был он конечно не совсем положительный, но все же пробудил во мне желание написать работу на данную тему. Я считаю данную тему очень актуальной, потому что для меня это возможность выразить своё мнение и вообще глубже изучить её.
А для общества же местное самоуправление является неотъемлемой частью и представляет собой важнейшую форму народовластия, непосредственно выражающую волю народа и составляющую одну из основ конституционного строя демократического государства. Местная власть максимально приближена к населению, затрагивает интересы каждого человека, решает большинство его насущных проблем или делает вид, что решает или вообще не решает.
В настоящее время общая доля собственных доходов местных бюджетов в среднем по стране весьма незначительна. Всю остальную часть составляют бюджетные субсидии от субъектов Российской Федерации. Серьезные пробелы существуют в налоговом законодательстве, значительно ограничивающие скудные налоговые доходы муниципальных образований. До сих пор не установлены твердые долгосрочные нормативы отчисления от федеральных налогов в местные бюджеты. Муниципальным образованиям сегодня выгоднее существовать на бюджетные субсидии и субвенции из региональных бюджетов, нежели создавать условия для роста экономической деятельности на их собственной территории. Все эти вопросы в данной курсовой работе будут рассмотрены.
Целью данной курсовой работы является осветить вопрос о функциональной структуре местных органов самоуправления.
Исходя из этого, необходимо решение следующих задач:
- Определить место и функции органов местного самоуправления в системе государственного управления Российской Федерации;
- Изучить вопрос местного самоуправления как организационной структуры местного сообщества
Теоретическая и практическая значимость исследования: рассмотрены как общетеоретические проблемы правового положения муниципальных органов, так и содержание их правомочий в сфере управления в Российской Федерации.
Объектом данного исследования является функции местного самоуправления.
Предметом - органы местного самоуправления в системе управления Российской Федерации
1. Место и функции органов местного самоуправления в системе управления Российской Федерации
1.1. Понятие и сущность органов местного самоуправления
Россия является федеративным демократическим правовым государством с республиканской формой правления. В основу системы государственного управления России, как и любой другой демократической страны, положено два принципа, два основания: принцип разделения властей (разделяй и властвуй) и принцип комплементарное, предполагающий разделение государства на уровни управления, распространяющие власть но узловым административно-территориальным звеньям пространства страны.
Используя эти основания, можно построить таблицу, иллюстрирующую распределение основных институтов государственной и муниципальной власти по структурным единицам действующей системы управления (табл. 1).
Таблица 1
Структура государственного управления в РФ
Ветви Уровни |
Законодательная |
Исполнительная |
Судебная |
---|---|---|---|
Федеральный |
Федеральное Собрание |
Правительство |
Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд |
Региональный |
Парламент республики, Законодательное собрание субъекта РФ |
Президент республики, губернатор, глава правительства |
Верховный республиканский суд, областной суд, краевой суд |
Муниципальный |
Городской совет, поссовет, сельсовет, райсовет и пр. |
Глава местного самоуправления. мэр |
Районный (городской) суд, мировой судья |
Государственная теория самоуправления была разработана Лоренцом Штейном и Рудольфом Гнейстом. Затем более детально основные ее положения были развиты в России И.Д. Беляевым, В.П. Безобразовым, А.В. Васильчиковым, А.Д. Градовским, Н.И. Лазаревским и другими учеными. Сущность данной теории состоит в том, что органы местного самоуправления являются органами государственного управления, что их компетенция является не какой-либо особенной, самобытной, естественной, а целиком и полностью создается и регулируется государством.
Местное самоуправление в Российской Федерации – признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельна и под свою ответственность деятельность населения, связанная с решением непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и местных традиций [27, с. 146].
В ст. 131 Конституции РФ закрепляется, что местное самоуправление осуществляется на границах городских и сельских поселений, а также иных территорий [31, с. 184].
Местное самоуправление - это установленная государством в законах местная публичная власть, реализуемая в рамках закона на территории соответствующего муниципального образования путем управления, осуществляемого жителями муниципального образования, органами и должностными лицами местного самоуправления на основе реальной материально-финансовой базы, в целях решения задач местного значения и выполнения значительной части государственных дел с учетом интересов населения.
Данное определение носит комплексный характер. Оно построено на сочетании элементов надстроечных и базисных отношений, которые находятся в неразрывной связи. Местное самоуправление осуществляется путем управления. Значит, налицо совокупность управленческих отношений. Управленческие отношения выступают в качестве категории, гарантирующей связь и взаимодействие базиса и надстройки, управляемой и управляющей системы.
Состояние с развитием муниципального самоуправления в России можно характеризовать данными о количестве муниципалитетов разного вида по федеральным округам Российской Федерации (табл.2) [13, с. 145].
Таблица 2
Число муниципальных образований по субъектам Российской Федерации на 1 января 2015 года [7]
Федеральный округ |
Муниципальные образования - всего |
Муниципальные районы |
Городские округа |
Городские поселения |
Сельские поселения |
Центральный ФО |
4827 |
413 |
252 |
474 |
3688 |
Северо-Западный ФО |
1639 |
157 |
156 |
215 |
1114 |
Южный ФО |
1727 |
143 |
30 |
93 |
1461 |
Северокавказский ФО |
1712 |
114 |
30 |
43 |
1525 |
Приволжский ФО |
5948 |
448 |
78 |
343 |
5079 |
Уральский ФО |
1344 |
93 |
110 |
77 |
1064 |
Сибирский ФО |
4082 |
318 |
78 |
242 |
3444 |
Дальневосточный ФО |
1355 |
123 |
50 |
153 |
1029 |
Крымский ФО |
289 |
14 |
21 |
4 |
250 |
Всего |
22923 |
1823 |
805 |
1644 |
18654 |
Органы местного самоуправления осуществляют два типа функций, объективно присущих каждому муниципальному образованию: представлять его интересы (проектная функция) и реализовывать эти интересы (программная функция). Представление интересов заключается в их выявлении и разработке в итоге проекта развития муниципального образования, а также в принятии необходимых решений, создающих правовую базу для реализации проекта, в форме правовых актов.
Наиболее общие функции местного самоуправления [13, с. 124] это:
- обеспечение участия населения в решении местных дел;
- управление муниципальным хозяйством, финансовыми средствами, решение вопросов владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, самостоятельное формирование и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов;
- обеспечение развития территории, ее экономической инфраструктуры;
- предоставление населению социально-культурных, коммунально-бытовых и других жизненно важных услуг;
- охрана общественного порядка, обеспечение режима законности на данной территории (эти задачи выполняют органы местной милиции, общественной безопасности во взаимодействии с государственными правоохранительными органами);
- защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных федеральным законодательством (органам государственной власти запрещено ограничивать права местного самоуправления, вторгаясь в его компетенцию).
Установление общих принципов организации местного самоуправления отнесено Конституцией РФ к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов [13, с. 124].
Принципы местного самоуправления — обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых им органов, самостоятельно осуществляющих управление местными делами.
Принципы местного самоуправления получили правовое закрепление в Европейской хартии о местном самоуправлении, которая служит правовой основой для муниципального законодательства стран — членов Совета Европы [13, с. 124-125].
Общими принципами местного самоуправления являются [13, с. 125]:
1. Самостоятельное решение населением вопросов местного значения путем местного референдума, муниципальных выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления.
Реализация данного принципа основана на обеспечении финансово-экономической самостоятельности местного самоуправления.
Самостоятельность гарантируется нормами муниципального права в пределах их полномочий. Пределы полномочий местного самоуправления устанавливаются Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями и уставами субъектов, их законами. Органы местного самоуправления в пределах, установленных законом, как гласит ст. 4 Европейской хартии о местном самоуправлении, обладают полной свободой действий для осуществления собственных инициатив по любому вопросу, который не исключен из их компетенции и не отнесен к компетенции другого органа власти.
2. Организационное обособление местного самоуправления, его органов в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций.
Согласно ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. На основе данного принципа строятся взаимоотношения между органами и должностными лицами местного самоуправления и государственными органами и государственными должностными лицами. Федеральный закон от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет следующие положения.
Образование органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускаются (ст. 17).
Осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается (ст. 14).
1.2 Структура и компетенции органов местного самоуправления
Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения [1, 19, с. 278].
Рис 1 – Органы местного самоуправления Российской Федерации