Файл: Процессы принятия решений в организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

На этапе всеобщей модернизации экономики страны и вступления России в ВТО, необходимость повышения эффективности управленческих решениях все более возрастает. С одной стороны значительно расширяются возможности общества в достижении своих целей, в том числе в научном обосновании принимаемого решения и его оптимизации, с другой стороны, формирование мирового рынка и развитие научно-технического прогресса увеличивает конкуренцию за использование ресурсов и покупателя, ужесточает требования к продукции, экологической безопасности, организации производства.

Целью написания данной работы является изучение процесса принятия решений в организации.

Исходя из данной цели в работе поставлены следующие задачи:

  • дать понятие и классификацию решений;
  • изучить содержание и стадии процесса принятия управленческих решений;
  • оценить эффективность управления на муниципальном уровне;
  • разработать стратегию развития муниципального предприятия.

Объектом в курсовой работе выступают управленчесие решения в организации, предметом исследования выступают процессы принятия решений в организации.

Методологической основой написания курсовой работы является использование в процессе проводимых исследований совокупности различных методов: метода анализа и синтеза, группировки и сравнения экономико-статистических, экономико-математических, нормативных и других методов.

Применение каждого изданных методов определяется характером решаемых в процессе исследования задач.

Поставленные цель и задачи определили структуру работы. Курсовая работа состоит из введения, двух основных глав, поделенных на параграфы, заключения, списка используемых источников и приложений.

1. Теоретические основы принятия решений

1.1. Понятие и классификация решений

Решение – выбор одного из возможных альтернативных вариантов, осуществляемый менеджером и направленный на достижение поставленной цели.

Классификация решений необходима в следующих ситуациях.


1. Для определения методов решения различных задач, которые возникают в управленческой практике. Выбор того или иного инструментария при этом базируется на закономерностях развития объектов того или иного класса. Например, решение проблемы в ситуации неопределенности требует более широкого инструментария, нежели при решении детерминированной задачи.

2. Для обозначения типов ситуаций, или иначе, параметров входа в систему принятия решений.

3. Для определения того, что можно ожидать на выходе системы принятия решения при решении различных проблем.

В практике управления существует множество ситуаций, в которых руководителю приходится принимать решения. Каждая такая ситуация (хотя бы по некоторым факторам) уникальна. Тем не менее возможна классификация управленческих решений по некоторым существенным признакам.

Не всякое решение, разработанное и реализованное руководителем, будет управленческим. Управленческим называется решение направленное на:

  • управленческую деятельность в целом:
  • стратегическое   планирование;  
  • управление человеческими ресурсами;
  • управление производственной и обслуживающей деятельностью;
  • формирование системы управления компании;
  • управленческое консультирование;
  • коммуникации с внешней средой.

Управленческое решение — это творческое, волевое действие субъектов управления на основе знания объективных законов функционирования управляемой системы, состоящее в выборе цели, программы и способов деятельности по разрешению проблемы.

Управленческое решение – результат управленческой деятельности. Эффективное управленческое решение зависит от профессионализма менеджера.

Ниже представлена классификация управленческих решений по наиболее существенным из них.

По уровню решаемых проблем управленческие решения делятся на

  • стратегические (перспективные)
  • тактические (среднесрочные)
  • оперативные (краткосрочные)

Стратегические решения имеют важное значение для будущего развития организации. Они определяют направления специализации, объемы производства, кадровую и техническую политику, перспективы экономического и социального развития трудового коллектива, устанавливают взаимодействие подразделений и др. Эти решения принимаются высшим руководством организации после всестороннего анализа соответствующей информации.

Тактические решения связанны с конкретной расстановкой сил и ресурсов в каждом периоде (год, сезон, технологический процесс и др.) Эти решения принимаются в структурных подразделениях менеджерами в пределах своих полномочий. Высшее руководство только осуществляет консультирование и контроль, оказывает необходимую помощь.


Оперативные решения имеют краткосрочный характер. Они носят регулирующую направленность и возникают в тех случаях, когда нарушается ход производственного процесса через любые непредвиденные внутренние или внешние обстоятельства. Ситуация, в которой возникает необходимость принятия оперативного решения требует немедленных энергичных действий менеджера. Разработка и выполнение тактических и оперативных решений занимают основную часть рабочего времени менеджера.

2. По способу разработки и принятия все управленческие решения подразделяют на:

  • коллегиальные (коллективные);
  • единоличные.

Разграничение коллективных и единоличных решений предполагается учредительными документами (устав, учредительный договор) организации.

Коллективные решения принимаются общим собранием акционеров, собранием участников общества, президиумом, правлением, ревизионной комиссией, наблюдательным советом и другими высшими и исполнительными органами управления организации.

При любом способе принятия решения в исполнительном органе ответственность за правильность, так и за его исполнение всегда бывает персональной лица, которая возглавляет коллективный орган.

Единоличное решение вопросов, отнесенных к коллективных органов управления считается незаконным и недействительным.

Оперативные решения принимаются менеджером единолично. Здесь играет большую роль квалификация и деловые качества менеджера и специалистов аппарата управления, состояние системы информации, внешние условия и стиль руководства, сроки принятия решения и конкретная производственная ситуация.

3. По характеру и содержанию управленческие решения делятся на три группы:

  • творческие;
  • решение по аналогии;
  • решения, которые принимаются автоматически.

Творческие решения принимаются за проблемами, возникающими впервые после тщательного изучения состояния дел, опыта других организаций и реальных возможностей предприятия.

Решение по аналогии принимаются на основе изучения и сравнения имеющегося опыта и подобных ситуаций. Обобщение собственного опыта и заимствованного требует предварительного глубокого критического анализа и сравнения условий. Не каждый опыт из других условиях можно механически перенести в свою организацию.

Иногда бывает, когда внесении изменений в заимствованный опыт под видом совершенствования и приспособления к местным условиям приводит к негативным результатам. Поэтому здесь необходим деловой и продуманный подход.


А бывает и так, когда менеджер вспоминает, что он много лет назад принял в аналогичной ситуации успешное решение. И теперь он копирует старое решение. Но за этот период условия изменились и решение, которое было правильным в прошлом, становится ложным в новых условиях. Опыт прошлого может быть полезным для недопущения возможных ошибок, но он может быть и плохим советником при принятии положительных решений в новых современных условиях.

Решения, которые принимаются автоматически бывают там, где деятельность менеджера жестко регламентирована законодательными документами, инструкциями и другими нормативными документами.

Но и в этих условиях менеджер должен квалифицированно и внимательно подойти к способов и форм выполнения требований документов регламентируются, особенно это важно при решении вопросов в отношении людей (надо учитывать их интересы, стремления, желания). Здесь наряду с принципиальностью и последовательностью от менеджера требуется такт, чуткое отношение к личности, уважение к человеку.

4. По уровню иерархии управления, на котором принимаются те или иные решения, их можно разделить на:

  • решения, принимаемые на уровне организации;
  • решения, принимаемые на уровне структурного подразделения;

решения, принимаемые на уровне первичного трудового коллектива.

Решения, принимаемые на уровне предприятия, является компетенцией первого руководителя (главного менеджера) или общехозяйственного органа управления. Такие решения имеют общий характер и касаются всей организации. А если возникает необходимость принятия решения по некоей конкретной функцией управления, то их принимают соответствующие специалисты. Принимая решение, они обязательно информируют о нем менеджера. Когда решение специалиста затрагивает прямо или косвенно интересы других подразделений и они могут влиять на конечные результаты деятельности организации в целом, то они подлежат предварительному согласованию с руководителем организации, получить его санкцию.

Управленческие решения на уровне структурного подразделения принимаются его руководителем (менеджером) в пределах делегированных ему полномочий в том случае, когда для их выполнения являются достаточные ресурсы подразделения. Когда имеющихся ресурсов или предоставленных полномочий недостаточно, менеджер вносит свое предложение на рассмотрение высшего руководителя.

Управленческие решения на уровне первичного трудового коллективу - бригады, секции, отдела - принимаются их руководителем по оперативным вопросам. Если, например, бригадир считает необходимым изменить ранее намеченный распределение работ, то он имеет право самостоятельно принимать такое решение. А ежели кто из работников отказывается выполнять порученную работу, без уважительных причин игнорирует распоряжения бригадира, то бригадир должен обратиться с предложением к высшего руководителя.


Таким образом, на каждом уровне управления руководители принимают решения в пределах своих полномочий, предусмотренных свои мы должностными инструкциями. Только в этом случае может быть установлена четкая ответственность руководителей и подчиненных работников на каждом уровне управления за принятые решения и их исполнение.

Общее правило заключается в том, что управленческие решения принимаются на том уровне управления, где возникает необходимость их принятия в соответствии с полномочиями, предусмотренными должностными инструкциями и утвержденными высшим руководителем.

5. За сферой действия управленческие решения делятся на две группы;

  • общие;
  • локальные.

Общие решения - это такие решения, которые касаются организации в целом. Они определяют главные задачи организации, основные направления ее развития. Эти решения принимает непосредственно первый руководитель (директор, председатель правления, президент) или коллективный орган управления (правление, президиум, наблюдательный совет, общее собрание акционеров, пайщиков, участников общества).

Локальное (ограниченное) решение - это такое управленческое решение, которое принимается по отдельному подразделения организации. Такие решения направлены на регулирование процесса в конкретной ситуации, что сложилась на производстве.

Локальные решения иногда можно предусмотреть раньше, а иногда необходимость в них возникает внезапно через изменения условий производства на некоем участке или в целом в организации.

6. По функциональным отличиями отличают такие управленческие решения:

  • административные;
  • экономические;
  • технологические;
  • технические и др.

В каждой организации, кроме перечисленных внутренних функций, есть решение и внешние, то есть для взаимодействия с субъектами внешней среды, об отношениях с поставщиками, покупателями, финансовыми и контролирующими органами, о получении кредита в банке и т.д.

Такие управленческие решения оформляются в виде докладных записок, вопросов, предложений.

Таким образом, необходимость классификации объясняется потребностью в определенности терминологического аппарата, в выборе методов принятия и обоснования решений, которые, как правило, в значительной мере определяют подход к типизации.

Предпринимательский успех зависит от многих факторов. К ним относятся разработка обоснованного бизнес-плана, внедрение новых технологий, предвидение рисков, организация работы коллектива, предпринимательский талант руководителя, продуманные и своевременные управленческие решения.