Файл: Особенности политики мотивации персонала малых предприятий..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Обеспечение эффективного функционирования предприятия требует формирования сильной команды, способной поддерживать его высокий экономический потенциал.

Управление людьми имеет важное значение для всех организаций, т.к. без людей нет самой организации. Без нужных людей ни одна организация не сможет достичь своих целей. Руководители процветающих фирм любят повторять, что главный потенциал их предприятий заключен в кадрах. Какие бы ни были прекрасные идеи, новейшие технологии, благоприятные внешние условия, без хорошо подготовленного персонала высокой эффективности работы добиться невозможно. Вложения в человеческие ресурсы и кадровую работу становятся долгосрочным фактором конкурентоспособности и выживания фирмы. Человек является важнейшим элементом на предприятии. Средства для осуществления новых инвестиций можно получить на рынке капиталов, найти же компетентных сотрудников гораздо сложнее.

Актуальность темы работы обусловлена изменениями в экономическом и социальном развитии страны, в соответствии с которыми существенно меняется политика в области оплаты труда, социальной поддержки и защиты работников. Многие функции переданы предприятиям, которые самостоятельно устанавливают формы, системы и размер оплаты труда, материального стимулирования его результатов.

Материальное побуждение людей к активной трудовой деятельности является предметом пристального внимания как зарубежной, так и отечественной науки.

Цель работы – проанализировать эффективность управления мотивации персонала предприятия и обосновать направления повышения эффективности управления.

Исходя из цели работы, необходимо решить следующие задачи:

1. изучить теоретические основы мотивации персонала;

2. провести исследование эффективности мотивации персонала предприятия ООО «Росбетон»;

3. обосновать предложения по увеличению эффективности мотивации труда персонала ООО «Росбетон».

Предметом изучения является эффективность управления мотивации персонала предприятия.

Информационной базой исследования выступают теоретические исследования по вопросам управления персоналом, законодательные и нормативные акты Российской Федерации, публикации в общероссийских периодических изданиях и различные методические источники.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА

1.1. Понятие и сущность мотивации персонала

«Мотивация» (мотив) происходит от греческого слова motiv и от латинского -movo - двигаю. В различных источниках приводятся многообразные определения мотивации. По Л.В. Карташовой мотивация - это «процесс сопряжения целей компании и целей сотрудника для более полного удовлетворения необходимостей обоих, это система всевозможных методов воздействия на персонал для достижения намеченных целей и сотрудника, и компании». В «Современном экономическом словаре» указывается, что мотивация - это «наружнее либо внутреннее побуждение экономического субъекта к деятельности во имя достижения некоторых целей, присутствие энтузиазма к таковой деятельности и методы ее стимулирования, побуждения».

Содержательные теории мотивации основываются на идентификации внутренних потребностей человека, которые побуждают его работать так, а не по-другому (рис. 1.1).

Рисунок 1.1. - Модель содержательных теорий мотивации

Содержательные теории мотивации базируются на потребностях и связанных с ними факторах, определяющих поведение людей. Процессуальные теории рассматривают мотивацию в ином плане. В них анализируется то, как человек распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает конкретный вид поведения.

Процессуальные теории мотивации не оспаривают существования потребностей, но считают, что поведение людей определяется не только ими. Поведение личности является также функцией его восприятия и ожиданий, связанных с данной ситуацией, и возможных последствий выбранного им типа поведения. Акцент с внутренних потребностей как мотиватора поведения переносится на ожидаемые последствия достижения результата (рис. 1.2).

Рисунок 1.2. - Модель процессуальной теории мотивации

Рассмотрим основные модели, применяемые в западных странах. В качестве примера европейских исследований по данной проблематике можно привести исследования мотивации труда в Финляндии, выполненные Тамани Алкулой. Он замечает, что для работников организация, в которой они трудятся, является местом проведения значительной части времени и поэтому представляется интересным окружение, в котором хотели бы работать люди, и их ожидания по поводу работы. Весь универсум таких ожиданий автор обозначает понятием "ориентация на работу" ("work orientation")[1].


Эта проблема имеет два аспекта.

1. Количественный аспект - какое место в жизни занимает работа или "центральность работы" ("centrality of work"). Алкула выделяет несколько доминант, определяющих его:

а) Рабочее время. Автор делает важную оговорку, что было бы неправильно говорить о прямой корреляции рабочего времени и места, которое работа занимает в жизни.

б) Семейный статус. Чем большее Значение имеет семья (если она есть), тем меньшее внимание уделяется работе» и наоборот.

в) Половой аспект. Влияние пола может быть интерпретировано как индикация традиционных половых ролей не только внутри семьи, но и в более общем смысле как показатель полового женского или мужского самосознания, самоидентификации независимо от семейного статуса.

Рассматривает также проблему соотношения работы и досуга. Здесь используются данные по Швеции и Финляндии, которые показывают, что в обеих странах значение работы в жизни имеет тенденцию к снижению. В Швеции это ведет к увеличению роли досуга, а в Финляндии из-за сильной протестантской этики - к повышению роли семьи.

2. Качественный аспект. Здесь используется понятие "работа для вознаграждения" и ставится вопрос, какого рода вознаграждение превалирует. Для разработки этой проблемы Алкула кратко обращается в прошлое. Для древних греков, по его мнению, работа не была чем-то унизительным, так как она была естественна и приносила пользу, красоту и счастье; но для афинянина была бы бессмысленной идея считать работу самоцелью.

Алкула делает следующее любопытное сравнение: он вычисляет индекс "рабочих усилий" по следующей формуле:

S = W/C, (1.1)

где w - количество рабочих дней,

с - общее количество дней.

У животных этот индекс равен приблизительно 1, у жителей пустыни Калахари 0,11 - 0,31, a y стандартной европейской семьи (два взрослых - два ребенка) - 0,36.

Существуют три основных типа ожиданий от работы - инструментальные, ценностные и социальные. Под инструментальными Алкула прежде всего понимает различного рода материальные стимулы, например обеспечение нормальных условий существования; под ценностными - разного рода желания, которые в целом можно охарактеризовать как моральное удовлетворение, а под социальными - желание, работая, выполнять определенную функцию в обществе.

Следует отметить, что сегодня во многих странах мира получила распространение концепция партисипативного управления.

Концепция партисипативного управления (от англ. parti­cipants — участвовать) базируется на предпосылке, что если ра­ботник заинтересованно принимает участие во внутрифирменной деятельности и получает от своего труда удовлетворение, то он работает более производительно и качественно.


Партисипативное управление открывает работнику частный доступ к принятию ре­шений по управлению предприятием в виде разнообразных форм самоуправления и «кружков качества». Участие в управлении мо­тивирует человека к лучшему выполнению работы, что в итоге ска­зывается на производительности и качестве[2].

По мнению экспертов, партисипативное управление, получит распространение в России только в середине XXI в. с ростом обшей культуры и морали трудящихся, с одной стороны, и исчерпанием резервов чисто авторитарного стиля управления и простых кон­цепций мотивации (например, политика «кнута и пряника») — с другой[3].

1.2 Факторы мотивации

Существуют различные факторы мотивации, которые определяют, что является наиболее ценным, важным для человека. Как правило, это не один фактор, а несколько и вместе они составляют карту мотиваторов. Факторы мотивации делятся на внешние и внутренние.

Внутренние факторы мотивации:

  • Мечта, самореализация
  • Идеи, творчество
  • Самоутверждение
  • Убежденность
  • Любопытство
  • Здоровье
  • Нужность кому-то
  • Личный рост
  • Потребность в общении

Внешние факторы мотивации:

  • Деньги
  • Карьера
  • Статус
  • Признание
  • Престижные вещи
  • Эстетика быта
  • Возможность путешествовать

Первые обусловлены стремлением человека получить удовлетворение от уже имеющегося у него объекта, который он, поэтому желает сохранить, или избавится от объекта, приносящего ему неудовлетворение. Внешние мотивы нацелены на приобретение отсутствующего объекта или, наоборот, избежание этого. Таким образом, мотивы различаются ещё и по характеру: они могут быть позитивными (приобрести, сохранить) или негативными (избавиться, избежать).

Так, позитивным внешним мотивом поведения является премия, которую человек может получить за хорошую работу, а негативным - наказание за её невыполнение; позитивный внутренний мотив - увлекательность дела, которым он занимается, а негативный - его рутинный характер, вследствие чего от занятия человек, наоборот, стремится избавиться.

Исследования, например, показывают, что при условии обладания достаточным состоянием 20 % людей не желают работать ни при каких обстоятельствах; из оставшихся 36 % будут работать в случае интересной работы; 36 % - чтобы избежать скуки и одиночества; 14 % - из боязни "потерять себя"; 9 % - потому что работа приносит радость. Лишь около 12 % людей имеют в качестве основного мотива деятельности деньги, в тоже время до 45 % предпочитают им славу; 35 % - удовлетворённость содержанием работы.


Также интересно рассмотреть, как по данным социологических исследований распределяются факторы мотивации. Результаты приведены в табл.1.1.

Таблица 1.1. - Оценка факторов мотивации по данным исследования журнала "Управление персоналом"[4]

Причина

Оценка по 5-балльной шкале

Оклад

4,25

Индивидуальная надбавка

3,82

Премии по итогам работы отдела, фирмы

3,53

Кредиты

3,53

% от продаж

3,50

Медицинское страхование

3,48

Квартальные

3,28

Обучение

3,20

Материальная помощь

3,09

Оплаченные обеды

3,06

Оплата временной нетрудоспособности

3,02

Пособие по беременности и родам

2,90

Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет

2,81

Автомобиль

2,56

Мобильные телефоны

2,09

Таким образом, знание факторов мотивации работника является для руководителя основополагающим, поскольку именно соотношение внутренних и внешних факторов мотивации является основой для согласования интересов сотрудника и компании, разработки системы мотивации для него.

Прежде всего, основными мотиваторами для сотрудника могут являться:

  • Заработная плата
  • Содержание труда
  • Интенсивность труда
  • Защита трудовых прав работника
  • Порядок на предприятии
  • Отношение руководства к сотруднику
  • Взаимоотношения в коллективе
  • Возможность повышения квалификации

Т.е. это именно те инструменты , которые можно использовать в компании. С другой стороны, с позиции компании можно разделить все возможные инструменты мотивации на две большие группы: это материальные и нематериальные мотиваторы.

Стимулы, которые использует компания для лояльности линейного персонала:

  • предоставление отдыха (право на оплаченный отпуск и технические перерывы в работе для отдыха);
  • обеспечение условий для нормального питания (средство поддержания работоспособности);
  • предоставление красивой и удобной форменной одежды (один раз в сезон) и обуви (один раз в год);
  • оформление долгосрочных трудовых отношений с сотрудником в рамках действующего ТК;
  • оплата больничных и отпусков исходя из среднемесячного заработка сотрудника.