Файл: Теория Менеджмента. Жизненный цикл организации и управление организацией.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Каждая организация, как и любой живой организм, проходит определенные стадии своего существования. Любая организация после своего появления развивается, терпит неудачи, добивается успехов и закрывается, прекращая свое существование. Ни одна компания не может обойтись без изменений при переходе от этапа к этапу.

Актуальность работы состоит в том, что для обеспечения долгой и эффективной жизни компании, руководителю необходимо владеть знанием о теории жизненного цикла, понимать на какой стадии находится его кампания и какой метод управления следует избрать в соответствии со стадией жизненного цикла. Ниже я разовью описание жизненного цикла как набора индикаторов поведения организации, которые подлежат прогнозированию и принятию мер по удержанию компании на рынке и ее росту[1].

Совокупность этих стадий, идущих в определенном порядке и является жизненным циклом организации.

Объектом исследования данной курсовой работы является жизненный цикл организации.

Предметом моего исследования являются стадии жизненного цикла и их влияние на жизнедеятельность организации.

Цель исследования - определить стадии жизненного цикла организации и методы управления организацией на той или иной стадии жизненного цикла организации

Задачи исследования, проводимого мной в курсовой работе, состоят в формировании понимания и определении стадий жизненного цикла организации, определении особенностей процессов, проходящих внутри организации на той или иной стадии жизненного цикла и определение ключевых особенностей в управлении организацией на каждой стадии жизненного цикла. Решая именно эти задачи я смогу прийти к цели моего исследования.

При создании курсовой работы я опиралась на научные работы Российских институтов, статьи научных сайтов и учебные материалы по направлению «Управление организацией».

Глава 1. Жизнь организации. Жизненный цикл.

§1. Определение Жизненного цикла организации.


Каждый день рождаются и ликвидируются сотни организаций. Компании живут, развиваются, и ни одна из них не обходится без изменений.

Впервые сравнение коммерческой организации с живым организмом произвел французский бухгалтер Жан Батист Дюмарше, живший в конце 19 - начале 20 веков. В его работах Т.О. Терентьева и Соколов Я.В. обнаружили первые упоминания об этом[2].

Первое упоминание понятия «жизненный цикл организации» датируется 1950-м годом. Его ввел американский экономист и социолог британского происхождения Кеннет Боулдинг[3].

Жизненным циклом организации называется совокупность стадий, через которые проходит организация в процессе своей жизнедеятельности.

В стадии жизненного цикла традиционно включены:
- становление организации
- рост организации
- зрелость организации
- упадок организации
- смерть организации

При том что выше описанные стадии имеют очень много общего с жизненным циклом живых организмов, стоит отметить, что организация, как искусственно созданная система, теоретически, может избежать последней стадии и существовать и быть жизнеспособной бесконечно долго. Далее в ходе курсовой работы мы рассмотрим этот момент более подробно

Если говорить о смене стадий развития компании, то стоит отметить, что для компании в абсолютном большинстве случаев, переход от одного этапа к другому не проходит безболезненно. Переход на новую стадию развития сопровождается тем, что внутренние процессы компании вступают в конфликт с внешней средой организации и бизнес становится не эффективным[4] и либо перестает приносить прибыль, либо прибыль значительно снижается. Однако, зная какие действия предпринять в те или иные критические моменты жизни организации, грамотный руководитель компании может поднять организацию на новый уровень и значительно увеличить ее эффективность.

Одной из главных задач менеджмента является обеспечение долгой жизни компании на основании анализа проблем, возникающих на каждой стадии жизненного цикла и организации эффективных способ их устранения[5].

В следующих параграфах разберем стадии жизненного цикла организаций.

§2. Стадия 1. Стартап.

Любая компания начинает свой путь со стартапа. На этом этапе структура организации максимально проста: вся власть находится в руках 1 человека (основателя бизнеса), он-же часто и участвует во многих процессах производства, нанимаемых сотрудников минимальное количество. Часто сотрудников недостаточно и все выполняют несколько функций одновременно.


Основные задачи компании на этапе становления:

- выявить свои основные достоинства и компетенции

- создать продукт, который впишется в рынок, будет нести пользу покупателю и иметь повторные продажи.

Чаще всего на стадии стартапа организация занимает очень узкую нишу, чтобы максимально снизить конкуренцию с крупными компаниями в отрасли.

После того как продукт начинает приносить доход компании, организационная структура начинает усложняться, что начинает требовать усложнения методов управления[6]

§3. Стадия 2. Рост

С увеличением прибыли в компании встает вопрос о расширении и захвате новых областей рынка. Чаще всего на стадии роста организации не вкладывают большие бюджеты в инновационные разработки, а отдают предпочтение внесению минимальных улучшений в продукт, что приводит к захвату целевых рынков с минимальными затратами[7].

На второй стадии, вырастает на столько, что уже может обходиться без дополнительного финансирования извне.

Владелец компании на стадии роста осуществляет делегирование большинства задач, связанных с тактическим планированием и в приоритет ставит свою работу над стратегическими задачами и планированием.

Достаточно часто на стадии роста происходит так, что руководители, не желая и не умея делегировать задачи, сами затормаживают развитие компании и замедляют процессы. Таким образом организация может завершить свое существование на пике эффективности.

§4. Стадия 3. Зрелость.

Когда темп роста продаж замедляется, организация переходит от стадии роста к зрелости[8].

Главная задача работы организации на данный момент состоит в максимальном увеличении прибыли. Для того чтобы реализовать данную задачу, необходимо проводить работу над увеличением стабильности производства и эффективности управления. Управляющий аппарат концентрируется над усилением эффективности работы внутри компании и разрабатывает систему контроля основных показателей процессов.

Чем больше контроля появляется в компании, тем больше бюрократизации и формализации возникает в процессе принятия решений. Все это значительно замедляет процессы принятие решения. Однако, стоит отметить, что в этом есть и плюсы: все решения теперь принимаются более взвешенно и подвергается анализу со всех сторон.


Компании на стадии зрелости уже не так открыты и инновациям, разработкам и отдают предпочтение тому, чтобы не идти на риск и улучшать то, что компания уже достигла и поддерживать то что уже есть[9].

§5. Стадия 4. Спад.

Проведя достаточно долгое время на стадии зрелости, компания начинает терять конкурентоспособность, так как не уделяется достаточное количества внимания, времени и финансирования на анализ рынка и разработку инноваций для кординальных улучшений продукта и вступает в стадию спада.

Если руководящая группа не принимает решения о внедрении координатных изменений и начинает вводить режим жесткой экономии в компании, то организация начинает разрушаться и выходить из отрасли.

Если руководители бизнеса принимают решение о возрождении бизнеса, то компания переходит на стадию 5 - возрождение.

§6. Стадия 5 Возрождение.

На данном этапе компания борется за свое существование и начинает вкладывать финансирование в разработку инноваций и перестройку внутренних процессов.

Только на стадии возрождения организация начинает делать настоящие инновационные разработки и решения, а не переделывает уже имеющиеся у конкурентов разработки.

Понимая, что внутренние процессы созданные на предыдущих четырех стадиях не приносят эффективности и тормозят работу внутри команды, принимаются решения о снижении бюрократизации процессов и увеличении скорости принятия решений. Зачастую на этой-же стадии меняется управляющий аппарат и создаются фокус-группы для разработки и быстрого ввода изменений в продукт и внутренние процессы для увеличения конкурентной способности бизнеса.

Введение всех вышеперечисленных изменений не является панацеей и не всегда приводят к выходу компании на новый цикл развития. Бывает и так, что разработки не приводят к увеличению прибыли компании и бизнес закрывается.[10]

Вывод к главе 1

Таким образом, для каждой организации характерен определенный набор стадий, через которые она должна пройти. Компании невозможно перепрыгнуть из одной стадии в другую, минуя какой-то из этапов.

Традиционные модели жизненного цикла организации.


§1. Жизненный цикл организации по Мильнеру

Жизненный цикл организации напрямую связан с жизненным циклом продукции, которую эта организация выпускает.

Жизненный цикл продукции - интервал времени, включающий в себя этапы реализации процессов от момента выявления потребности в данном продукте до момента удовлетворения потребности и ликвидации продукта. Включает в себя этапы создания, выпуска и эксплуатации изделий или продукта потребителем.

Выделяют:

Полный жизненный цикл продукции

Жизненный цикл продукции в производственной сфере

Жизненный цикл продукции в потребительской сфере

Понятие жизненного цикла применяется с целью объяснения перехода продукта через этапы создания, роста, зрелости и упадка.

Этапы, через которые проходит организация в процессе создания продукта (см Рисунок 1):

Этап предпринимательства (становление)
Во время создания, продумывания продукта организация находится на стадии становления. На этой стадии формируется жизненный цикл продукции и, пока еще, нет четко сформулированных целей, идет творческий процесс. Руководитель бизнеса крайне замотивирован решить «боль» клиента и социальные нужды общества. В процессе становления все сотрудники особенно целеустремленны и горят идеей своего бизнеса.[11]

Этап коллективности (рост)
На данной стадии формируется цель существования компании, но процессы предыдущей стадии еще продолжаются.

Этап выработки структуры + формализация управления (зрелость)
Переходный этап, в котором процессы еще не стабилизированы.

Этап формализации и управления
На данном этапе процессы и структура стабилизируются, вводятся правила, увеличивается значимость высшего управляющего аппарата, решения принимаются более взвешенно, распределяются роли.
Основными характеристиками этого периода являются:

-Эффективность инноваций

-Стабильность

В следствии становления организации на уровне зрелости, естественным путем начинает увеличиваться количество производимой продукции и рынок, на который выходит компания расширяется.

Этап выработки структуры
Расширяются сферы сбыта продукции, увеличивается ее производство, определяются новые возможности развития организации, окончательно формируется структура компании.

Упадок
Падает спрос на продукцию из-за высокой конкуренции, ищутся способы удержания рынка, возрастает потребность в сотрудниках ценных специальностей.
К основным характеристикам упадка организации стоит отнести: