Файл: Проектирование организации ( ООО «СтройКомплекс» ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

В современной российской экономике в процессе хозяйственной деятельности экономических агентов вне зависимости от их организационно-правовой формы возникает высокая степень неопределенности при построении оптимальной системы управления и организационной структуры предприятия. Для повышения эффективности организаций в рыночных условиях, нередко носящих непредсказуемый характер, российскому менеджменту требуются новые методы проектирования и управления организационными структурами.

На настоящий момент в отечественной практике наиболее широкое распространение получили традиционные линейно-функциональные структуры. Следует отметить, что данный вид организационной структуры не соответствует в полном объеме требованиям сегодняшнего дня, так как не обеспечивает эффективного функционирования предприятия в условиях современного рынка. При этом основной тенденцией изменений, происходящих в структуре большинства предприятий, является упрощение их организационной структуры. Такие изменения чаще всего выражаются в укрупнении структурных подразделений предприятия: в слиянии мелких предприятий, объединении родственных служб, совмещении их функций, уменьшении численности персонала.

Вполне обоснованно, что попытки руководителей улучшить экономическое положение дел предприятия обычно начинаются с попыток изменения организационной структуры управления. В процессе такой реорганизации часто совершаются управленческие ошибки. К примеру, руководители пытаются выбрать новую структуру управления в новых условиях функционирования предприятия, которые работают плохо и не позволяют повысить эффективность управляемости организации.

С учетом важности организационной структуры для эффективности экономической деятельности предприятия, несомненно, что тема исследования обладает высокой актуальностью и практической значимостью.

Объектом исследования курсовой работы выступает организационная структура строительного предприятия ООО «СтройКомплекс», ее управленческая эффективность. Предметом исследования выступают модели организационных структур, требования, принципы и этапы их проектирования.

Целью курсовой работы является исследование основ проектирования организации на примере конкретного предприятия. Задачи работы вытекают из указанной цели и заключаются в следующем:


1) рассмотреть понятие, а также требования и принципы к проектированию организации;

2) охарактеризовать различные модели организационных структур;

3) исследовать этапы проектирования организации, а также содержание данных этапов;

4) проанализировать организационную структуру строительного предприятия ООО «СтройКомплекс», а также направления ее совершенствования;

5) сформулировать выводы по результатам исследования.

При выполнении указанных задач были использованы монографии и научные статьи таких авторов, как К.Г. Гиль, В.П. Грузинов, Э.А. Гурьянова, М.М. Микеладзе, П.А. Михненко, Б.А. Нефедов, Т.С. Пучнина и другие (полный перечень указан в списке использованных источников).

Практическая значимость исследования заключается в том, что ее положения можно использовать для написания дипломной работе по специальности, а также в качестве дополнительного материала при изучении студентами дисциплины «Теория менеджмента». Практическая значимость работы также заключается в том, что тема исследована не только теоретически, но и применительно к конкретному предприятию.

Структура работы состоит из введения, трех глав, составляющих основную часть работы, заключения, списка использованных источников.

1. Основы организационного проектирования

1.1 Понятие и алгоритм проектирования организации

Организационное проектирование - начальный этап создания организации, а также целенаправленный процесс ее постоянного совершенствования.[1]

Организационное проектирование включает в себя определение будущей организационной структуры, системы управления, системы коммуникаций, производственных, административных, коммерческих и иных процессов и процедур. В основе организационного проектирования лежит стремление менеджмента обеспечить соответствие структуры и функций организации поставленным стратегическим целям.

Следует отметить, что проектирование организационной структуры предприятия является сложной задачей. Под организационной структурой понимается совокупность взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие предприятия как единого целого.[2] Важность наличия организационной структуры заключается в основном в том, что она наглядно показывает цели и задачи предприятия, выявляет «узкие» места в деятельности предприятия и приводит к организованности управления.


Проблема выбора типа структуры управления предприятием является весьма актуальной для предприятий и фирм современной России. Наибольшее распространение получила линейная структура управления (более подробно она будет проанализирована в следующей части работы). Важная особенность заключается в том, что любой работник имеет над собой одного непосредственного начальника, а у каждого руководителя может быть несколько подчиненных (рис. 1).

Рис. 1. Пример организационной структуры

Формирование организационной структуры включает в себя:

1) формулировку целей и задач;

2) определение состава и места подразделений;

3) их ресурсное обеспечение (включая численность работающих);

4) разработку регламентирующих процедур, документов, положений.[3]

Что касается регламентации организационной структуры, то она предусматривает разработку характеристик аппарата управления, включая в себя такие аспекты, как: определение состава внутренних элементов, определение численности, распределение работ, установление ответственности и прочее.[4]

При оценке эффективности проектирования организационной структуры следует учитывать, насколько структура обеспечивает достижение результатов, соответствует ли она поставленным целям, насколько ее внутренние процессы соответствуют требованиям к их содержанию (рис. 2).

Рис. 2. Алгоритм проектирования организационной структуры

Таким образом, алгоритм проектирования организационной структуры можно расписать следующим образом:

1) постановка целей и реальных результатов деятельности;

2) деление на широкие блоки, соответствующие важным направлениям деятельности, а также соотношение полномочий должностей;

3) подробное описание стратегии формирования оргструктуры;

4) определение должностных обязанностей, задач и функций работников;

5) формирование в итоге организационной модели предприятия.[5]

Что касается рассмотрения практической стороны развития организационной структуры управления предприятием, то для примера можно рассмотреть предприятие «Строитель». В данном случае проектирование организационной структуры было необходимо по той причине, что в связи с набором новых рабочих кадров, она позволила бы логически соотнести управленческие и исполнительные моменты с учетом правовых отношений. Если рассматривать данное предприятие в качестве примера, то алгоритм проектирования организационной структуры будет выглядеть следующим образом:


1) определение позиции предприятия на рынке и выделение ключевых видов деятельности;

2) определение задач для поставленных целей;

3) объединение основных видов деятельности в общую схему взаимодействия в бизнес-процессе;

4) распределение полномочий и обязанностей среди рабочих кадров;

5) построение оргструктуры.[6]

Предприятие «Строитель», взятое в качестве примера, является юридическим лицом и в своей строительной деятельности руководствуется законодательством РФ. Организационная структура выглядит следующим образом: во главе стоит генеральный директор А.А. Анохин. Он самостоятельно решает все вопросы деятельности фирмы, заключает договора, в том числе и трудовые контракты с работниками. Он также издает приказы и распоряжения, обязательные к исполнению всеми работниками фирмы.

В подчинении генерального директора находятся отделы: бухгалтерия, экономический отдел, производственный отдел, отдел сбыта, отдел маркетинга, отдел снабжения, отдел кадров. В свою очередь, к бухгалтерии относится главный бухгалтер и его заместитель. Каждым отделом руководят начальники отделов, а подчиняются им начальники разных цехов, а также прорабы. Последним подчиняются все мастера.

На предприятии, кроме того, имеются: юрист-консультант и секретарь-референт, которые также подчиняются генеральному директору. Далее представлена организационная структура предприятия (рис. 3).

Рис. 3. Организационная структура предприятия «Строитель»

Таким образом, если организационная структура построена правильно, то она позволяет показать последовательность кадров и их место, определяет ответственность конкретного работника, дает понимание новому сотруднику и его место в структуре компании, а также помогает увидеть, на какие должности и в какие подразделения компании необходимо нанять новых людей.[7]

Подводя итоги, можно ответить на главный вопрос важности построения организационной структуры на предприятиях:

1) оргструктура позволяет проанализировать эффективность и деятельность подразделений;

2) определяет гибкость предприятия к изменяющимся внешним условиям;

3) представляет собой фундамент предприятия, где отслеживается способность этого предприятия к саморазвитию.


1.2 Основные модели организационных структур

В зависимости от комбинации управленческих подразделений, их места в иерархии управления, организационные структуры управления подразделяются на линейные, линейно-штабные, функциональные, матричные и др.[8]

Линейные структуры управления характеризуются непосредственной связью руководителя с подчиненными, а функциональные - множественностью связей между различными управленческими подразделениями, с одной стороны, и производственными подразделениями - с другой (рис. 4 и 5).

Рис. 4. Линейная структура управления

Рис. 5. Функциональная структура управления

Преимуществами линейных структур является четкая система взаимных связей и подразделений, единоначалия; минимальная длительность прохождения указаний от высшего управления к низшему, а, следовательно, отсутствие недопонимания между подчиненными и руководителями. Но в этом случае от руководителя требуются знания во всех областях деятельности (технические, финансовые, коммерческие и т.д.).[9] Поэтому данные структуры применяются, как правило, на малых предприятиях.

Недостатки: малая гибкость и приспособляемость к изменениям ситуации; перегрузка менеджеров верхнего уровня; вопросы оперативного управления доминируют перед стратегическими и др.

Преимуществами функциональной структуры являются: максимализация функциональных интересов внутри отдельческих единиц, которая ведет к эффективности использования ресурсов, обеспечивает простую связь и сеть решений; возможности изменения функциональных выходов и результатов, что упрощает подготовку функциональных специалистов, дает статус основным функциональным областям, сохраняет стратегический контроль на высшем уровне управления. Однако такие структуры имеют и недостатки: координация между функциональными службами затруднена; воспитывается узкая ориентация на выполнение целей подразделения; стоимость координации между подразделениями может быть высокой; становление работника как специалиста в группах делает изменение трудным; ограниченная подготовка широко подготовленных руководителей; удовлетворение клиента может быть низким.

В ряде случаев организационная структура управления строится на основе группирования продуктов. Пионерами создания такой структуры явились фирмы «Дюпон» и «Дженерал моторс» еще в 1920 г.[10]