Файл: Теоретико-методологические аспекты исследования управления бизнес-коммуникациями.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «УНИВЕРСИТЕТ»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования заключается в том, что коммуникации являются важной составляющей эффективного функционирования любого предприятия. На современных предприятиях, в частности в сфере розничной торговли, коммуникация уже давно перестала быть просто способом передачи информации, а стала одним из важных инструментов управления деловыми отношениями. Информация, коммуникации вместе со средствами обеспечения их эффективного использования, то есть каналами, составляют инфраструктуру управления компаниями. При осуществлении различных видов коммуникаций особого веса приобретает культура общения - соблюдение правил поведения и этикета, предусмотренных в международном протоколе[1].

Целями коммуникаций являются: обеспечение эффективного обмена информацией между субъектами и объектами управления, совершенствование межличностных отношений во время обмена информацией, создание информационных каналов для обмена информацией между отдельными сотрудниками и группами и координации их задач и действий, регулирование и рационализация информационных потоков предприятия и тому подобное.

Анализ последних исследований и публикаций. В сфере менеджмента освещению теоретических и методических основ коммуникации посвящены труды О. И. Андрусяк, О. Духонина, П. Горянского, А.П. Панфилова, Жигалова В.Г., Зверинцева А.Б., Орловой Т.М. Существенный вклад в направлении систематизации положений коммуникационного менеджмента на предприятиях осуществлен Н.А. Морозовой. Однако практические аспекты управления коммуникациями именно на примере малых торговых организаций, остаются недостаточно развитыми. Кроме того, необходимо обновление методических подходов и инструментария управления коммуникациями учитывая стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий.

Целью работы является обобщение подходов к управлению коммуникациями на примере торгового предприятия в сфере флористики и разработка инновационных мероприятий по совершенствованию коммуникационных процессов в ИП Шмелев Н.Б. (цветочный магазин).

Задачи исследования, обусловленные темой и целью курсовой работы:


- сформулировать понятие и сущность бизнес-коммуникаций;

- раскрыть роль и значение деловых коммуникаций в деятельности индивидуального предпринимателя;

- охарактеризовать деятельность и изучить организационную форму цветочного магазина ИП «Шмелев Н.Б.»;

- проанализировать влияние внутренней и внешней среды на деятельность цветочного магазина;

- проанализировать систему управления бизнес-коммуникациями цветочного магазина «ИП Шмелев Н.Б.»;

- разработать предложение по совершенствованию бизнес-коммуникации ИП Шмелев Н.Б.

В качестве объекта исследования выступает деятельность ИП Шмелева Н.Б. (цветочный магазин).

Предметом исследования являются подходы, методы и процессы оценки и повышения эффективности бизнес-коммуникаций фирмы.

Теоретической и методологической основой исследования являются положения теории стратегического управления, экономики, управления предприятиями и корпорациями. В ходе исследования были использованы методы системного анализа, синтеза данных, графические методы.

Информационную базу исследования составили научные труды и учебные материалы по теме исследования, а также статистические и аналитические данные ИП Шмелев Н.Б.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ БИЗНЕС-КОММУНИКАЦИЯМИ

    1. Понятие и сущность бизнес-коммуникаций

Коммуникация – это процесс обмена идеями и информацией между двумя и более людьми[2].

Коммуникационный процесс – это обмен информацией между двумя и более людьми. Основная цель коммуникационного процесса – обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена, то есть сообщений[3]. Однако сам факт обмена информацией не гарантирует эффективности общения между участниками. В процессе обмена информацией можно выделить четыре базовых элемента: – отправитель – лицо, которое генерирует идею или собирает информацию и передает ее; сообщение – информация, закодированная с помощью символов; – канал – средство передачи информации; получатель – лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее.

Коммуникации имеют огромное значение для успеха предприятий всех форм собственности, масштабов и сфер деятельности, по данным опросов , 73 % американских, 63 % английских и 85 % японских руководителей определяют коммуникации как главное условие достижения эффективности. А 250 тыс. работников в 2 000 различных компаний считают, что именно обмен информацией является одной из наиболее сложных проблем для предприятий[4].


Эти опросы показывают, что неэффективные коммуникации становятся одной из главных причин возникновения проблем развития. Налаженые эффективные коммуникации играют далеко не последнюю роль в достижении фирмой успеха, завоевании и удержании лидерских позиций на рынке, повышении капитализации. Опыт предприятий мирового уровня доказывает, что хорошая репутация, сильный бренд, соблюдение философии социально ответственного бизнеса конвертируются в капитал.

На основании обобщения теоретических исследований применения бизнес-коммуникаций в системе управления рыночной деятельностью индивидуального предпринимателя в условиях отечественной экономики и существующих подходов к их трактовке можно сформировать такую типологию определений бизнес-коммуникаций, представленную в таблице 1.1.

Таблица 1.1

Типология определений бизнес-коммуникаций

Авторы определения

Понятие (сущность определения)

А.П. Панфилова, А. Мирошниченко, Н. И. Зражевская

Бизнес-коммуникации компании с группами общественности авторы рассматривают как часть менеджмента, подчеркивая их стратегическое значение для фирмы.

Л.. Р. Прус, О. Духонина, П. Горянский

Рассматривают данную категорию как отдельную науку, что является попыткой теоретизировать и перевести бизнес-коммуникации из плоскости практических действий (коммуникация) и управленческих функций (реализация стратегии предприятия) в научную плоскость.

Ю. Лукашевич, Н. Санакуев, Г.Г. Почепцов

Бизнес-коммуникации с целевыми группами общественности рассматриваются как процесс обмена информацией, практический коммуникационный процесс между предприятием и общественностью, которая осуществляется с целью передачи определенных информационных сообщений, получение обратной реакции и, в конечном итоге, достижения операционных целей.

Данная типология дает основания утверждать, что общее понятие бизнес-коммуникаций как деятельность любого субъекта среди большинства авторов трактуется как комплекс усилий по созданию, развитию и поддержке репутации в глазах целевых групп общественности и общества в целом для достижения уровня доверия к субъекту и реализации целей его основной деятельности[5].

Бизнес коммуникации можно определить как совокупность элементов, которые непосредственно связаны с целями, функциями, организационной структурой, направлениями, содержанием информационных потоков, каналами и средствами их передачи и разработкой коммуникативной стратегии предприятия.


В таблице 1.2 приведены функции и задачи систем бизнес-коммуникаций, которые предлагают разные авторы[6];[7];[8].

Таблица 1.2

Функции и задачи бизнес-коммуникаций

Функции бизнес-коммуникаций

Задачи видов управленческой деятельности

Основные содержательные задачи бизнес

-информативная;

-интерактивная;

- перцептивная;

- экспрессивная;

-связующая (связная);

- дискурсивная

- анализ;

- построение концепции;

- создание тематики;

- имплементация;

- оперативная смена;

- оценка

- создание и сохранение имиджа;

- изучения внешнего влияния на деятельность предприятия;

- налаживание отношений между предприятием и его целевыми аудиториями;

- создание благоприятного социально

Цели коммуникаций:

1. Обеспечение эффективного обмена информацией между субъектами и объектами управления.

2. Совершенствование межличностных отношений в процессе обмена информацией.

3. Создание информационных каналов для обмена информацией между отдельными сотрудниками и группами и координации их задач и действий.

4. Регулирование и рационализация информационных потоков. Коммуникации подразделяются на виды: межличностные или организационные коммуникации на основе устного общения; коммуникации на основе письменного обмена информацией.

Межличностные коммуникации делятся на: формальные или официальные; неформальные коммуникации[9].

Среди формальных организационных коммуникаций выделяют: вертикальные, когда информация перемещается с одного уровня иерархии на другой; горизонтальные между различными подразделениями, предназначающиеся для координации деятельности различных подразделений.

Вертикальные коммуникации делятся на: восходящие (информация передается снизу-вверх); нисходящие (информация передается сверху вниз).

Межличностные коммуникации делят на: вербальные (словесные); невербальные. Вербальные и невербальные формы коммуникаций не всегда и не обязательно исключают друг друга. Интерпретация получателем послания строится на словах, на жестах и на выражениях лица[10].

1.2. Роль и значение деловых коммуникаций в деятельности индивидуального предпринимателя


Нестабильное экономическое состояние и высокий уровень конкуренции в некоторых сферах бизнеса (в том числе в сфере торговли цветами), в котором сегодня находится большинство компаний, особенно остро поставил проблему совершенствования управления коммуникациями организаций, поскольку эффективные коммуникации на практике являются необходимым условием достижения целей, стоящих перед индивидуальным предпринимателем (далее ИП) из сферы торговли.

Часто вследствие несовершенной системы коммуникаций существенно снижается эффективность управления и деятельности ИП. Сейчас этот вопрос является очень актуальным, поскольку влияет на перспективы развития и уровень конкурентоспособности малого бизнеса.

На сегодня проблемы коммуникации в основном исследовались в контексте теории, истории, психологии и социологии. Использование коммуникаций как инструмента влияния на внутреннюю и внешнюю среду торговых компаний является одним из средств совершенствования механизмов управления организации, которые обеспечивают его эффективное функционирование в условиях рыночной экономики. Однако восприятие коммуникационной политики как вспомогательной деятельности, отождествление ее только с продвижением продукции, обособленное применение коммуникационных инструментов и т. д. приводят к снижению восприятия маркетинговых коммуникаций, усложнение их интеграции в систему управления ИП и, как следствие, его неэффективной деятельности. При этом качество обмена информацией внутри компании может прямо повлиять на формулирование целей организации и степень их реализации.

Соответственно, без наличия единого подхода к управлению комплексом коммуникаций предприятия невозможно его эффективное функционирование в современных условиях рынка, которые характеризуются высоким уровнем конкуренции, быстрыми темпами развития и быстрыми изменениями (иногда кардинальными) его структуры и факторов влияния.

Современные условия функционирования компаний привели к кардинальной смене парадигмы ведения бизнеса. Трансформация деятельности предприятий повлияла на все элементы системы менеджмента и обусловила объективную необходимость внедрения управленческих инноваций, которые позволяют оперативно адаптировать предприятия к изменениям внешней среды. Успешное функционирование ИП бесспорно зависит от связей между отдельными внутренними переменными, прямого и обратного влияния ситуационных факторов внешней среды, реализации функций управления. Это все не возможно без соответствующих информационных потоков[11].